Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 19:28, курсовая работа
Цель работы – оценить человеческий потенциал региона Татарстан.
Задачи:
для оценки человеческого капитала региона произвести оценку по каждому из частных показателей;
описать методы управления человеческим капиталом;
построить модель человеческого потенциала на основе системы показателей и диагностики человеческого потенциала региона;
построить системы управления человеческим потенциалом;
определить взаимосвязь человеческого потенциала и инновационного развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
1.1 Понятия, функции, структура человеческого потенциала 5
1.2 Организационно-экономический механизм развития человеческого потенциала (капитала) 8
1.3 Система управления человеческим потенциалом 10
2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
2.1 Качественная оценка человеческого капитала (экспертный подход) 12
2.2 Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций 13
2.3 Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом 14
3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ
3.1 Планирование как метод управления человеческим капиталом 18
3.2 Инвестирование как метод управления человеческим капиталом 22
3.3 Сохранение человеческого капитала на фирме 24
4 УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ
4.1 Построение модели человеческого потенциала на основе системы показателей и диагностика человеческого потенциала региона 27
4.2 Построение системы управления человеческим потенциалом 33
4.3 Взаимосвязь человеческого потенциала и инновационного развития 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Профессионально-
3) Формирование структуры
организационно - экономического механизма
управления человеческим
1.3 Система управления человеческим потенциалом
Механизм управления человеческим потенциалом региона состоит из объекта управления, субъекта управления и инструментов, с помощью которых осуществляются управленческие воздействия субъекта на объект [4]. Объектом управления в данном механизме будет являться человеческий потенциал региона, в качестве субъекта управления выступают региональные органы государственной власти в лице ДРЧП (см. рисунок 2).
Рисунок 2 — Модель организационно - экономического механизма управления человеческим потенциалом в регионе
Главным элементом механизма управления человеческим потенциалом региона является индивид, реализующий свой потенциал на рынке труда региона. В процессе реализации социально – экономической политики развития человеческого потенциала региона, региональные органы государственной власти взаимодействуют с индивидом и фирмами через специально созданные отделы государственного партнерства (ОГП). ОГП будут способствовать процессу централизованного контроля за развитием человеческого потенциала в регионе, что подразумевает проведение грамотной социально - экономической политики, направленной на благо общества.
Администрация региона через Департамент развития человеческого потенциала региона (ДРЧП) организует реализацию социально - экономической политики в регионе. Проводится работа в сфере здравоохранения, образования, анализ миграционных процессов населения региона и т.д. Вся эта деятельность осуществляется через призму максимизации качественных и количественных характеристик человеческого потенциала.
Департамент развития человеческого
потенциала региона будет находиться
в прямом подчинении правительству региона,
ему будут подотчетны ОГП. За каждым ОГП
будут закреплены муниципальные районы,
которые входят в состав региона. Посредством
взаимодействия с фирмами ОГП смогут выпускать
профессионально-
Человеческий капитал с позиции системного подхода можно представить в виде трех моделей. В каждой из них выделяются такие критерии, как здоровье, воспитание, образование, престиж предприятия, интеллектуальная собственность, корпоративный дух, мотивация, культура.
Модель "черного ящика" показывает сущность человеческого капитала, а именно его значимость для предприятия. В качестве входных параметров выступают базовые параметры, которые делают человека объектом воплощения капитала; на выходе получаем определенную общественную полезность.
Модель состава человеческого капитала позволяет представить главные составные части капитала, чтобы затем исследовать эту категорию с определенной степенью потребности.
Третья модель представляет собой описание каждого из элементов рассматриваемой категории (образование, здоровье и т.д) и взаимосвязь между ними. Все элементы человеческого капитала связаны между собой.
2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
2.1 Качественная оценка человеческого капитала (экспертный подход)
Суть данного подхода к оценке человеческого капитала заключается в том, что оценке подвергаются качественные показатели, характеризующие как индивидуальные особенности конкретного работника, так и свойства работников компании в совокупности.
Качественные характеристики конкретного сотрудника являются неотъемлемой частью попытки его стоимостного измерения, поскольку именно наличие таких качественных характеристик как способность неочевидно мыслить, использовать навыки и опыт в сочетании с интуицией и др. В частности, названные качественные характеристики являются неотъемлемой частью капитала знаний компании. Вклад персонала в общие результаты определяется по следующим направлениям:
-вклад в развитие новых
-вклад в увеличение доходов компании;
-вклад в развитие отношений с заказчиками;
-вклад в координацию
-вклад в успешное выполнение линейных функций.
В рамках экспертного подхода оцениваются как качественные характеристики конкретного работника, так и совокупность свойств человеческого (кадрового) потенциала. При большей объективности данной методики используются весовые коэффициенты. Порядок расчета включает в себя три стадии.
1) Определение ключевых показателей,
идентифицирующих вклад
2) Установление весовых долей (коэффициент значимости) для каждого показателя, исходя из того, насколько часто каждый показатель проявляется у аттестуемого.
3) Определение бальной шкалы для оценки каждого показателя.
Далее анализируются полученные результаты, и определяется средний бал по каждому работнику. Данные значения сравнивают с эталонными, полученными эмпирическим методом (путем суммирования всех баллов по всем качественным показателям). Экспертный подход включает в себя различные модификации и является необходимым составляющим оценки человеческого капитала.
2.2 Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций
Одним из основных конкурентных преимуществ компании является ее инновационная политика. Любую инновационную политику разрабатывают (создают) и внедряют сотрудники, поэтому эффективность функционирования компании напрямую зависит от того, насколько грамотны и образованы эти сотрудники. Исходя из этого, очевидна необходимость постоянного и непрерывного обучения сотрудников компании. Можно рассматривать сумму затрат в образование, переподготовку, конкретного сотрудника или всех работников компании как долгосрочные инвестиции в капитал знаний данной компании. Однако инвестиции в человеческий капитал являются оправданными, когда прослеживается тенденция повышения эффективности деятельности компании и прослеживается вклад конкретного сотрудника в данной тенденции. Именно эта закономерность положена в основу оценки человеческого капитала метод инвестиций (затрат на образования).
Процесс инвестирования в человеческий капитал можно подразделить на восемь этапов затраты на получения образования, затраты на поиск и найм персонала, затраты на персонал в период обучения, затраты на персонал в период накопления потенциала роста, затраты на персонал в период достижения профессионализма, затраты на персонал в период обучения, повышение квалификации, затраты на персонал в период снижения и "морального старения" профессионализма.
Все затраты в человеческий потенциал условно можно разделить по источникам финансирования:
- финансирование за счет
- финансирование за счет
- затраты складывающиеся за
счет средств и времени
где Э - эффективность инвестиций в человеческий капитал на i-м этапе;
Bn- выработка работника до обучения;
В - выработка работника после обучения;
Ц - цена единицы продукции;
З - инвестиции в человеческий капитал.
2.3 Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом
Между физическим и человеческим капиталом есть определенные сходства, которые позволяют провести оценку человеческого капитала по аналогии с физическим.
Во-первых, и человеческий и основной (материальный) капитал участвуют в процессе деятельности хозяйственной деятельности компании, формируют конечные финансовые результаты.
Во-вторых, как основному капиталу присущ процесс износа, так и человеческий капитал со временем обесценивается, так как часть знания забывается или устаревает. Несомненно, есть весьма существенные различия между данными понятиями. Человеческий капитал является частью капитала знаний, для которого характерен и закономерен мультипликативный эффект, то есть увеличение и развитие каждого компонента капитала знаний приводит не просто к простому суммированию указанных компонентов, а вызывает синергетический эффект. Кроме того, являясь стратегическим ресурсом компании, человеческий капитал предопределяет развитие, совершенствование и управление материальным или основным капиталом.
Тем не менее, указанные сходства позволяют провести попытку оценки человеческого капитала на основе модели оценки основного (физического) капитала, для чего необходимо:
1) Определить «первоначальную
2) Определить коэффициент «
После определения первоначальной стоимости необходимо определить коэффициент устаревания и забывания знаний человека. Для этих целей необходимо определить срок участия конкретного работника в деятельности компании. В данном случае этот срок можно определить исходя их двух допущений.
Срок, указанный в трудовом договоре конкретного сотрудника (в случае, если между работником и работодателем заключен срочный трудовой договор). Во многих западных компаниях, при приеме на работу ключевых сотрудников, оговаривается период, в течение которого работник обязан работать в данной компании, и в случае ухода работника, ранее срока оговоренного в трудовом договоре (контракте), по причинам, не оговоренным в данном контракте, работник обязуется уплатить определенную сумму неустойки, также заранее оговоренную в данном контракте. В этом случае такие контракты с ведущими сотрудниками компания рассматривает как интеллектуальный актив и раскрывает информацию по ним в интеллектуальных отчетах.
Если между работником и работодателем заключен бессрочный трудовой договор целесообразно установить срок работы работника, в компании исходя из требований законодательства конкретной страны к определению срока полезного использования других видов нематериальных активов.
3) Определить порядок изменения
«первоначальной стоимости»
При определении коэффициента устаревания знаний (забывания определенных знаний или информации) необходимо использовать статистические данные, отражающие зависимость между усвояемостью новых знаний и процессом забывания имеющихся. Данная величина должна быть скорректирована на поправочный коэффициент, представляющий собой эмпирически полученное значение устаревания знаний применительно к определенной сфере деятельности. Также можно использовать метод, предложенный Ю.В. Козырем при определении запаса знаний с учетом фактора устаревания.
В основе данного метода лежит аналог метода накопления активов. В рамках этого метода при оценке знаний необходимо оценить объем накопленных индивидуумом знаний, сделать поправки на их устаревание и забывание, и перемножить каждый скорректированный объем знаний определенного вида на стоимость единицы объема знаний этого вида:
,
где P3з - стоимость накопленных знаний;
ai – эмпирически определяемые коэффициенты, ставящие в соответствие стоимость и объем накопленных знаний типа i ;
TKi – суммарно накопленные знания типа i;
k – количество видов (типов) знаний.
Суммарно накопленные знания индивидуума должны определяться с учетом факторов устаревания полученных знаний (морального износа) и забывания:
Ai - моральный износ знаний типа i в единицу времени (моральный износ);
З - забывание в единицу времени знаний индивидуумом;
b - эмпирический числовой коэффициент;
обратный по размерности времени;
t - время необходимое для получения знаний в объеме TK [5].
Совокупность величины человеческого капитала в целом необходимо определить не простым арифметическим сложением, поскольку в данном случае четко прослеживается синергетический эффект от взаимодействия сотрудников.
3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
3.1 Планирование как метод
управления человеческим
Планирование как метод управления человеческим капиталом подразумевает анализ и выбор необходимого персонала.
Первый этап анализа эффективности использования персонала заключается в изучении его структуры по категориям и профессиям, оценке обеспеченности предприятия профессиональными кадрами, текучести кадров и их причин, выявлении резервов для повышения эффективности использования персонала. Анализ проводится как на основе первичной документации кадровых служб: прием, увольнение, перемещение и степень обученности персонала, так и данных табелей по учету рабочего времени и расчета заработной платы и статистической отчетности по труду и трудовым ресурсам. Степень обеспеченности предприятия персоналом определяется отношением фактической среднесписочной численности персонала, распределенного по категориям и профессиям, к плановой.
Важным показателем является среднесписочная численность работников, которая включает в себя всех работников предприятия, имеющих с ним трудовые отношения, зафиксированные трудовым договором. Кроме работников списочного состава на предприятии могут трудиться и внештатные сотрудники, работающие по договорам оказания услуг или другим договорам гражданско-правового характера.
Информация о работе Оценки человеческого потенциала Татарстана