Оценка туристско-рекреационного потенциала Испании

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является оценка туристско-рекреационного потенциала Испании.
Объект исследования: Испания.
Предмет: туристско-рекреационный потенциал Испании.
При выполнении работы были использованы картографический, статистический, исторический методы, сравнительный анализ.

Оглавление

Ведение 3
1. Методологические основы изучения туристско-рекреационного потенциала 5
2. Социально-экономический фактор развития туризма в Испании 9
3. Природные рекреационные ресурсы Испании 14
3.1. Климатические ресурсы Испании 14
3.2 . Рельеф Испании 17
3.3. Водные ресурсы Испании 21
3.4. Растительный и животный мир Испании 23
4. Культурно-исторический потенциал Испании 28
4.1. История и ее роль в формировании культурно-исторических рекреационных ресурсов 28
4.2. Объекты Всемирного Наследия ЮНЕСКО в Испании 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Испания.doc

— 1.60 Мб (Скачать)
 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» 

Естественно-географический факультет

Кафедра экономической и социальной географии и туризма 

Курсовая работа 

«Оценка туристско-рекреационного потенциала Испании» 
 

Работу выполнил:

Остапенко Архип Осипович,

специальность 012500 — География

3 курс группа Г

Научный руководитель:

Беркасова Лариса Васильевна, к.г.н., доцент 

      Отметка о допуске к защите: ____________ 

      Дата публичной защиты: _______________ 

  Оценка: ____________ _____________(______________)

                        Подпись научного руководителя  (расшифровка подписи) 
 
 
 
 

Рязань 2011

     Содержание

     Ведение           3

     1. Методологические основы изучения туристско-рекреационного потенциала            5

     2. Социально-экономический  фактор развития туризма в Испании 9

     3. Природные рекреационные ресурсы  Испании           14

          3.1. Климатические ресурсы Испании            14

    1. . Рельеф Испании               17

            3.3. Водные ресурсы  Испании             21

           3.4.  Растительный  и животный мир Испании           23

      4. Культурно-исторический потенциал  Испании           28

           4.1. История и ее  роль в формировании культурно-исторических  рекреационных ресурсов                28

           4.2. Объекты Всемирного  Наследия ЮНЕСКО в Испании         32

      Заключение                 36

      Список использованной литературы             38

 

    Введение 

     На  сегодняшний день Южная Европа считается крупнейшим туристским регионом мира. В 2008 году ее посетили около 180 млн. туристов, что составляет около 20% от общемирового показателя. При этом 53% туристов путешествуют внутри европейского региона. На долю туристского сектора приходится 5,5% ВВП Европейского Союза и почти треть экспорта услуг и товаров.

     Сегодня Испания прочно занимает лидирующие позиции в рейтинге мировых туристских держав, как по объемам прибытий, так и по доходам в отрасли. В 2008 году количество туристов в стране составило 57,3  млн. человек. Это 4-ое место в мире и 2-ое в Европе. Число туристских ночевок выросло на 5%. Еще более быстрыми темпами растут доходы туриндустрии. Они превысили 61,6 млн.долл. США (2-ое место в мире и 1-ое в Европе). Это объясняется определенной политикой правительства Испании, направленной на возведение индустрии туризма в основную отрасль экономики, дающую гигантские доходы в бюджет государства.

     Испания в рейтинге популярности международных  направлений среди российских туристов занимает третье место после Турции и Греции. Российскими туроператорами хорошо освоены массовые туристские направления – пляжи Каталонии, Валенсии, Андалусии. Также неплохое предложение экскурсионных туров в окрестностях Барселоны, Мадрида и исторического центра Испании (Кастилии). Изучен российскими туроператорами Арагон. Недостаточно освоена северная Испания, сохранившая свой уклад жизни, традиции и уникальную природу. Мало развита с точки зрения туризма Эстремадура. Наличие неосвоенных туристских направлений в Испании обуславливает актуальность выбранной темы.

     Целью работы является оценка туристско-рекреационного потенциала Испании. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи работы:

  • изучить методические основы изучения туристско-рекреационного потенциала;
  • охарактеризовать социально-экономический фактор развития туризма в Испании;
  • проанализировать природные рекреационные ресурсы страны;
  • дать характеристику культурно-историческому потенциалу Испании.

     Объект  исследования: Испания.

     Предмет: туристско-рекреационный потенциал Испании.

     При выполнении работы были использованы картографический, статистический, исторический методы, сравнительный анализ.

     Практическая  значимость: материалы и статистические данные этой работы в дальнейшем можно применять для работы туристских организаций.

     Теоретической основой для написания работы послужили труды таких авторов, как Александрова А. Ю., Зорин И.В., Квартальнов В.А., Романов А.А. и др. А также статистические данный Всемирной Туристской Организации и ЦРУ и электронные ресурсы.

     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 27 источников. В работе представлено 3 тематических карты, 3 диаграммы, 1 графика и на 40 страницах. 
 
 
 

 

      Глава 1. Теоретические  основы изучения туристско-рекреационного потенциала 

     Международный туризм является одной из наиболее динамично-развивающихся сфер внешнеэкономической деятельности и занимает важное место в современной мировой экономике, причем его роль постоянно возрастает.

     В учебнике А.С. Кускова приводится классическое определение туризма: это «временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия в месте временного пребывания работой, оплачиваемой из местного финансового источника» [19].

     Под рекреационным потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических предпосылок для организации  рекреационной деятельности на определенной территории (Т.В. Николаенко). Очень часто, под рекреационным потенциалом понимается наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов [21].

     Таблица 1 – Структура туристско-рекреационного потенциала [9]

     

     Выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала является далеко не самой  сложной задачей, так как в  настоящее время практически  для любой староосвоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, имеются подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т. п.

     Более сложным аспектом является оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала. Она должна учитывать:

  1. Уникальность имеющихся объектов;
  2. Различия в доступности объектов;
  3. Различия в плотности размещения объектов в пределах региона;
  4. Разнообразие и комплексность имеющихся объектов;
  5. Физическое состояние объектов [16].

     Оценка современного состояния использования объектов туристско-рекреационной сферы вполне осуществима на основе имеющихся показателей посещаемости данных объектов и сопоставление их с возможностями приема туристов [5].

     Возможности интенсификации использования туристско-рекреационного потенциала связаны с решением целого ряда задач. Это поиск финансовых средств должны быть направлены как на развитие объектов социальной сферы в целом, так и туристской инфраструктуры в частности. Это подготовка кадров, способных работать в сфере на новом, современном уровне. Это и новые подходы в работе с туристами и отдыхающими. Это рекламная деятельность, позволяющая построить приоритеты в выборе места отдыха [15].

     При изучении туристско-рекреационного потенциала любого региона, страны, области необходимо раскрыть понятия рекреационный потенциал. Под рекреационным потенциалом Т.В. Николаенко понимает всю совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории [21].

     Важнейшей составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, могущие быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий [23].

    Рекреационные ресурсы обладают рядом свойств:

  • историчность, то есть могут видоизменяться по мере роста рекреационных потребностей, технико-экономических и социальных возможностей;
    • территориальность, то есть занимают большие площади;
  • обладают организующей ролью, способствуя формированию особых рекреационных пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию, набор рекреационных предприятий от туристских маршрутов [17].

      Исходя  из выше изложенного выделяют 2 типа рекреационных ресурсов:

  1. природные;
  2. культурно-исторические [19].

          Под природными рекреационными ресурсами понимаются природно-территориальные комплексы, их компоненты и свойства, такие как привлекательность (аттрактивность), контрастность и чередование ландшафтов, экзотичность, уникальность, размеры и формы объектов, возможность их обзора [11].

    Культурно-исторических ресурсы – культурные объекты, памятники, исторические местности, этнографическое разнообразие и др. В качестве рекреационных ресурсов они могут рассматриваться лишь при анализе их как средств удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение некоторого времени [19]. Они включают в себя:

  • материальные – все средства производства и материальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства), могущие удовлетворять познавательные потребности людей;
  • духовные – достижения общества в государственно-общественной жизни, науке, культуре, искусстве.

      Таким образом, в данной главе рассмотрены  необходимые понятия и классификации, в дальнейшем используемые в нашей  работе. Это определения туризма, рекреационных ресурсов, природных и культурно-исторических и др.

 

      Глава 2. Социально-экономичесйи фактор развития туризма в Испании 

     Испания – государство на Юго-западе Европы, занимает большую часть Пиренейского полуострова (около 85 %), Балеарские и Питиусские острова в Средиземном море, Канарские острова в Атлантическом океане и два района на североафриканском побережье (города Сеута и Мелилья). Общая площадь Испании, включая Балеарские, Канарские острова, анклавы на африканском побережье, острова Чафаринас, составляет 504782 кв. км, в том числе площадь суши 499,542 кв. км, воды 5,240 кв. км [24]. Это второе по площади после Франции государство в зарубежной Европе (без СНГ).

     Материковая Испания граничит на западе с Португалией, а на севере с Францией и Андоррой. На севере Испания омывается Бискайским заливом, на крайнем северо-западе и юго-западе – Атлантическим океаном, а на востоке и юго-востоке – Средиземным морем.

     Испания имеет сухопутные границы с Францией – 623 км, Португалией – 1214 км, Андоррой – 65 км, английской колонией Гибралтар – 1.2 км, с Марокко – 6.3 км, Мелилья – 9.6 км (рис. 1). Общая протяженность границы по земле: общая – 1919.1 км, береговая линия – 4964 км. Столица Испании – город Мадрид [27].

Информация о работе Оценка туристско-рекреационного потенциала Испании