Оценки человеческого потенциала Татарстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – оценить человеческий потенциал региона Татарстан.
Задачи:
для оценки человеческого капитала региона произвести оценку по каждому из частных показателей;
описать методы управления человеческим капиталом;
построить модель человеческого потенциала на основе системы показателей и диагностики человеческого потенциала региона;
построить системы управления человеческим потенциалом;
определить взаимосвязь человеческого потенциала и инновационного развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
1.1 Понятия, функции, структура человеческого потенциала 5
1.2 Организационно-экономический механизм развития человеческого потенциала (капитала) 8
1.3 Система управления человеческим потенциалом 10
2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
2.1 Качественная оценка человеческого капитала (экспертный подход) 12
2.2 Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций 13
2.3 Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом 14
3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ
3.1 Планирование как метод управления человеческим капиталом 18
3.2 Инвестирование как метод управления человеческим капиталом 22
3.3 Сохранение человеческого капитала на фирме 24
4 УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ
4.1 Построение модели человеческого потенциала на основе системы показателей и диагностика человеческого потенциала региона 27
4.2 Построение системы управления человеческим потенциалом 33
4.3 Взаимосвязь человеческого потенциала и инновационного развития 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Файлы: 1 файл

РГР Шабалтина 97-2003.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

 

Рисунок 4 - Численность населения РТ на 1 января 2013 года

 

Рассчитаем индекс:

      

 

(2)


где:    –   реальное   значение    ВРП   определенного   субъекта,    на рассчитываемый период (млн.руб.); – численность населения в определенном регионе за рассчитываемый период (тыс.чел.); $ - курс доллара в анализируемом году. Данные используем из рисунка 4.

(3)


где – индекс здоровья населения; – индекс прироста населения; — индекс долголетия населения. Данные были предоставлены российским представительством программы развития Организации объединенных наций порталу "БИЗНЕС Online".

 

Рисунок 5 - Демографические показатели населения Татарстана

 

 

 

(4)


где: — индекс постоянного населения;   –  индекс рождаемости;  –  индекс  смертности;

 ; 
= 12,1

 

(5)


где: – значение показателя коэффициента рождаемости (смертности)   ; — максимальное (минимальное) значение показателя. Данные берем из рисунка 5 в колонке за 2012 год.

 

 

(6)


где:     –  индекс  долголетия;  e00  –  фактическая средняя продолжительность   предстоящей   жизни  при   рождении; – минимальная продолжительность   предстоящей   жизни   при рождении; – максимальная продолжительность предстоящей жизни при рождении. Данные были предоставлены российским представительством программы развития Организации объединенных наций порталу "БИЗНЕС Online".

(7)


где:  – индекс образованности населения;  –  индекс грамотности населения в возрасте; –  индекс  совокупной  доли  учащихся,.

= 0,997

(8)


где: –  фактический уровень грамотного населения (численность выпускников всех уровней образования), по анализируемым годам (99,7 % - по официальным данным); –  минимальный (максимальный) уровень грамотности населения, равный 0% (100%);

(9)


где:  –  фактическая численность обучавшихся в учебных заведениях (численность учащихся всех уровней образования), по анализируемым годам, %, (доля учащихся в возрасте от 7 до 24 лет по официальным данным - 0,771); –  минимальное (максимальное) значение численности обучавшихся в учебных заведениях основного общего и специального образования, равное 0% (100%). 

 

(10)


где: – индекс инвестиций в образование и здравоохранение  по  анализируемым годам, %; где: – индекс расходов консолидированных бюджетов на образование (здравоохранение) по анализируемым годам, %.  

 

0,87

 

   

 

= 0,68

(11)


где: – натуральный логарифм расходов консолидированных бюджетов на образование (здоровье) субъекта, на анализируемый год;     -   натуральный   логарифм   максимального  (минимального) расхода консолидированных бюджетов на образование (здоровье); 

 

     

         

(12)


где: – реальное значение расходов консолидированных

бюджетов на образование (здоровье) субъекта, на рассчитываемый период, тыс. рублей; – численость населения в определенном регионе за рассчитываемый период (тыс.чел.); $ - курс доллара в анализируемом году. Данные взяты из законопроекта «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2012 год».

 

 

       

(13)


где: – индекс способности к инновационной активности  по годам, %; – индексы инновационной активности   по годам, %;  

 

Таблица 1 - Численность персонала занятого научными исследованиями и разработками

 

Численность персонала занятого научными исследованиями и разработками– всего

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

801135

761252

742433

736540

735273

726318

Республика Татарстан

13289

12940

12783

13175

13258

13730


 

 

 

          

(14)


где: – численность персонала занятого исследованиями и разработками  по годам, %; – численность занятых в экономике  по анализируемым годам, %;  

 

Таблица 2 - Численность исследователей, имеющих ученую степень

 

Всего

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

103725

101049

101275

105114

109493

109330

Республика Татарстан

1428

1412

1382

1400

1515

1615


 

 

           

(15)


где:          –    численность     персонала      занятого исследованиями и разработками  с учеными степенями  (доктор и кандидат наук)   по анализируемым годам, %; – численность занятых в экономике  по анализируемым годам, %;  

 

           

(16)


где:      –   численность  персонала  с  высшим  профессиональным образованием    (вуз)   по  анализируемым годам,  (около 30% населения РТ);   – численность занятых в экономике  по анализируемым годам, %;

 

Таблица 3 - Численность персонала с послевузовским образованием по Республике Татарстан

 

2008

2009

2010

2011

2012

Республика Татарстан

3910

4052

4349

4483

4185


 

 

           

(17)


где: – численность персонала с послевузовским образованием

(учеными степенями) по анализируемым  годам, %;   –  численность занятых в экономике  по анализируемым годам, %.  

А средневзвешенный показатель человеческого капитала региона рассчитывается по формуле (8):

                 

(18)


Значение совпадает с официальными данными.

Татарстан занимает 6-е место в рейтинге регионов России по такому показателю, как индекс потенциала человеческого развития. Первое место в рейтинге занимает Москва (0,931), следом идут Санкт-Петербург (0,887), Тюменская (0,887), Сахалинская (0,871) и Белгородская (0,866) области. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, в первой десятке рейтинга представлены регионы со специализацией на отраслях экспортной экономики – добыче топливных ресурсов и металлургии. Из них только Белгородская область, Республика Татарстан и, в меньшей степени, Томская область (0,852) имеют высокий рейтинг по всем трем индикаторам индекса человеческого развития, то есть развитие человеческого потенциала в них более сбалансировано.

Нижней границей уровня развитых стран является значение индекса развития человеческого потенциала равное 0,8. В России ниже этого показателя находятся все регионы, помещенные в рейтинге на 36-е место и ниже. Регионы с индексом ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития; 0,5-0,8 — средний уровень; 0,8 и больше — высокий уровень развития. Данные расчетов публикуются в ежегодных докладах о развитии человека. Таким образом, субъект РФ - Татарстан - находится на высоком уровне развития. В общем РФ входит в группу стран со средним уровнем развития.

Для увеличения индекса развития ЧП Республики Татарстан предлагается повысить инновационную активность региона, который составляет всего 0,3383. Для сравнения, по Москве этот показатель равен 0,8339. Для достижения данной цели нужно увеличить численность персонала с послевузовским образованием, особенно, в сфере науки.

 

4.2 Построение системы управления  человеческим потенциалом

 

 

Наряду с инновационной инфраструктурой, инновационная среда становится дополнительной общественной производительной силой. В целом среда инновационной деятельности территории представляет собой систему, которая в общем случае состоит из ряда подсистем:

  • исследовательской и образовательной, обеспечивающих разработку и научное сопровождение инновационных процессов (интеллектуальный потенциал территории);
  • хозяйствующих предприятий и организаций, занятых в инновационном производстве (реализация инновационных проектов);
  • информационной сети, которая функционирует на базе действующих информационных ресурсов;
  • специализированных инновационных структур (система трансферта инновационных технологий);
  • структуры подготовки инновационной восприимчивости потребителем;
  • системы институционального и политического обеспечения;
  • сферы инвестиционного обслуживания, финансовой, в том числе предприятий венчурной индустрии и специализированных фондов.

В современных условиях формирование и развитие инновационной среды становится определяющим фактором устойчивого развития инновационной экономики, которая связана с использованием результатов научных исследований и разработок для создания принципиально новых видов продукции, создания и применения новых технологий ее производства с последующим внедрением и реализацией на рынке.

Существует большое количество различных подходов к определению термина «инновационная среда». Так, считается, что инновационная среда представляет собой меру готовности выполнять задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. меру готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и, следовательно, внедрению инноваций. Другое определение инновационной среды позволяет оценить ее как совокупность различных видов ресурсов, включая материально-производственные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. В данном контексте под инновационной средой понимается совокупность всех социально-экономических подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих ту или иную поддержку участников инновационной деятельности.

Таким образом, инновационная среда экономических систем различного уровня определяется тремя основными подсистемами – технологической инфраструктуры, поддержки разработки и реализации инноваций и трудовых ресурсов (рисунок 6).

Рисунок 6 — Концепция построения структуры инновационной среды экономических систем

 

В свою очередь, наиболее значимые социально-экономические подсистемы инновационной среды определяются следующим образом:

  • производственно-технологическая инфраструктура (технологическая):
  • система производство знаний;
  • научные исследования;
  • подготовленные к использованию инновационных технологий предприятия;
  • система реализации инновационных достижений;
  • информационная подсистема: базы данных и знаний, центры доступа, аналитические, статистические, информационные центры;
  • экспертно-консалтинговая подсистема: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах;
    • система технологического аудита, маркетинга и т.д.;
    • человеческий капитал (кадровое обеспечение):  
    • образовательные учреждения;
    • подготовка, рекрутинг и мобильность высококвалифицированных кадров;
    • условия трудовой деятельности (уровень занятости);
    • доходы;
    • медицинское обслуживание, демографическая ситуация;
    • подсистема поддержки инновационного развития – различные типы фондов, а также другие финансовые институты:
    • финансовое обеспечение инновационных проектов;
    • политическое и институциональное обеспечение инновационного развития экономических систем.

Информация о работе Оценки человеческого потенциала Татарстана