Оценка экономического потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Объективные условия трансформационных процессов в развитии Украины обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую систему и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того, геостратегическое расположение Украины позволяет ей быть выгодным мостом для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы, Азии и Ближнего Востока. Одной из определяющих систем, о

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 7
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРТОВОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ 9
1.1 Морской транспорт. Современное состояние морских перевозок в
Украине 9
1.2 Морские порты Украины 11
1.3 Значение предприятия для региона 17

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
2.1 Краткая характеристика предприятия 20
2.2 Основные технико-экономические показатели ГП «ММТП» 26
2.3 Производственная база данного предприятия 40
2.4 Анализ имущественного состояния и источников его
формирования 46
2.5 Анализ состояния основных фондов 55
2.5.1 Расчет и анализ показателей использования основных фондов 57
2.5.2 Анализ капитальных инвестиций ГП «ММТП». 59
2.6 Трудовой потенциал предприятия 61

РАЗДЕЛ 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА 70
3.1 Направления автоматизации производственного процесса 70
3.2. История, оснащение и нововведения УПК 73
3.3. Мероприятия по повышению эффективности качества перевалки
грузов 76

РАЗДЕЛ 4. ОХРАНА ТРУДА 78
4.1 Задача в области охраны труда 78

4.2. Анализ опасных и вредных факторов, воздействующих на
экономиста при работе 80
4.3. Расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве 81
4.4 Микроклимат рабочей зоны и его нормирование 86
4.5 Освещение рабочего места 91
4.6 Правила охраны труда при эксплуатации ЭВМ 93
4.7 Пожарная безопасность 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108

Файлы: 1 файл

0234067_C3507_ocenka_ekonomicheskogo_potenciala_predpriyatiya.doc

— 1.14 Мб (Скачать)


РЕФЕРАТ

Дипломный проект:  112 страниц,  5 рис., 28 таблиц, 7 приложений, 51 источник.

 

Объект проектирования – ГП «Мариупольский морской торговый порт».

  Цель работы – повышение эффективности управления потенциалом предприятия в современных условиях.

Методы исследования – финансовый экономический анализ, анализ производственной базы предприятия, анализ технико-экономических показателей.

Рассмотрены проблемы портового хозяйства Украины на примере государственного предприятия «Мариупольский морской торговый порт», проанализировано его значение для региона в целом. Представлена система показателей, характеризующих хозяйственно – финансовое состояние предприятия и проведен анализ трудового потенциала предприятия. Разработаны мероприятия, направленные на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ           7   

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРТОВОГО ХОЗЯЙСТВА  УКРАИНЫ            9

1.1 Морской транспорт. Современное состояние морских перевозок в

 Украине             9

1.2 Морские порты Украины         11

1.3 Значение предприятия для региона       17

 

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   20

2.1 Краткая характеристика предприятия       20

2.2 Основные технико-экономические показатели ГП «ММТП»   26

2.3 Производственная база данного предприятия     40

2.4 Анализ имущественного состояния и источников его

формирования           46

2.5 Анализ состояния основных фондов       55

2.5.1 Расчет и анализ показателей использования основных фондов  57

2.5.2 Анализ капитальных инвестиций ГП «ММТП».     59

2.6 Трудовой потенциал предприятия       61

 

РАЗДЕЛ 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА   70

3.1 Направления автоматизации производственного процесса   70

3.2. История, оснащение и нововведения УПК      73

3.3. Мероприятия по повышению эффективности качества перевалки

грузов            76

 

РАЗДЕЛ 4. ОХРАНА ТРУДА        78

4.1 Задача в области охраны труда        78

 

4.2. Анализ опасных и вредных факторов, воздействующих на

 экономиста при работе          80

4.3. Расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве  81

4.4 Микроклимат  рабочей зоны и его нормирование     86

4.5 Освещение  рабочего места        91

4.6 Правила охраны труда при эксплуатации ЭВМ     93

4.7 Пожарная безопасность         96

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           102

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ         108

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объективные условия  трансформационных процессов в  развитии Украины обусловливают  ее нацеленность на вхождение в мировую  экономическую систему и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того, геостратегическое расположение Украины позволяет ей быть выгодным мостом для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы, Азии и Ближнего Востока. Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские перевозки на территории Украины, является транспортная система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций Украины должно отвечать требованиям европейской интеграции.

Украина обладает мощным портовым потенциалом. По данным института  Черноморниипроект, десятки лет  готовящего всю техническую документацию по строительству, реконструкции, развитию портов Черноморско-Азовского бассейна, общая протяженность причального фронта основных 18 морских торговых портов превышает 38 км. Из них 11 км предназначены для навалочных и насыпных грузов, около 15 км – для всех видов генеральных грузов, 4,5 км – для пассажирских операций, 1,5 км – для наливных грузов и 4 км – для вспомогательных операций.

Наиболее значительными  из морских торговых портов Украины  являются расположенные неподалеку друг от друга (в северо-западной части  Черного моря) Одесский, Ильичевский и Южный порты. На их долю суммарно приходится около 70% всего грузооборота украинских морских портов. Эти порты имеют наилучшие морские подходы (осадка принимаемых судов от 11,5 до 14 метров), в то время как другие в состоянии принимать суда со значительно меньшей осадкой.

На северном побережье  Азовского моря расположены Бердянский и Мариупольский морские торговые порты, для которых характерна близость к наиболее промышленно-развитым районам  Украины – Донбассу и Приднепровью. Экспорт металла и другой продукции этих регионов и обеспечивает основную загрузку портов.

В связи с тем, что  морской транспорт был и остается одним из наиболее рентабельных и востребованных, повышается значение эффективно функционирования морских портов Украины, а так же максимального использования их производственного и финансового потенциалов.

Эти вопросы были рассмотрены  в комплексном  дипломном проекте на примере Государственного предприятия « Мариупольский морской торговый порт».

 

Раздел 1.

Общая характеристика портового хозяйства Украины.

    1. Морской транспорт. Современное состояние морских перевозок в Украине

Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Украины в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.

Одним из разновидностей транспортной системы является морской транспорт. Морскому транспорту принадлежит третье место по грузообороту после трубопроводного и железнодорожного транспорта, однако, по количеству отправленных грузов он занимает незначительное место (около 1 %), как и речной транспорт. Доминирующие объемы перевозок осуществляются в заграничном плавании, причем доля таких перевозок за последние 10 лет стабильно возрастает и теперь составляет свыше 95 %. Основные грузы — минеральные строительные материалы (особенно в каботажном плавании).

Проблемы развития морского транспорта связаны, прежде всего, со значительным моральным и физическим износом судов и портового оборудования (особенно средств обработки грузов). Средний возраст судов торгового флота—более 15 лет, а некоторые порты западных стран запрещают вход судов с таким сроком эксплуатации. Портовая инфраструктура не рассчитана на новые технологии портовых работ, что существенно снижает производительность как портов (до 50 % от производительности портов западных стран), так и других видов транспорта (в особенности железнодорожного), связанных с обработкой грузов.

Подавляющая часть судов  торгового флота — малотоннажные. Так, среднее водоизмещение украинских судов в 3—5 раз меньше аналогичного показателя в таких странах, как США, Япония, Греция, др. Отметим, что структурные изменения флота в сторону увеличения среднего водоизмещения в перспективе обусловят необходимость решения ряда проблем, требующих значительных капиталовложений.

Украина   имеет   благоприятные   предпосылки   для    развития морского  транспорта;  на  юге  ее  территорию  омывают  воды   Черного   и Азовского  морей,  которые  практически  не  замерзают   и   соединяют   со Средиземным  морем  через  пролив   Босфор,   Мраморное   море   и   пролив Дарданеллы.  Общая  длина  морской  береговой  линии  Украины  более   2000км.  Регулярные  морские  перевозки  Черным  и  Азовским  морями   начались в  конце  XVIII  века.

С  1978  года  действует  одна   из   наибольших   в   мире   паромная перевозка  между  Ильичевском  и  болгарским  портом  Варна  протяженностью 435 км,  для улучшения связей  Украины с Северным  Кавказом   сооружена железнодорожно -  паромная  перевозка через Керченский  пролив.

 Самыми  важными   морскими   портами   являются: Одесса,   Измаил, Ильичевск,  Херсон,  Николаев,  Севастополь,  Ялта,   Феодосия,   Керчь   и другие. Через   порты    Черного    и    Азовского    морей    совершаются внешнеэкономические  связи  страны.  Основные  экспортные   грузы   -   это каменный  уголь,  железная  руда,  кокс,  черным   металлы,   лес,   сахар, химические  продукты  и  другое;   импортные   -   машины,   оборудование, минерально-сырьевые  ресурсы  и  другие.

Основу   морского   транспорта   Украины   составляют   Черноморское, Азовское   и   Украинскою  -  Дунайское   судоходства,   которые    владеют транспортным   флотом   суммарной   грузоподъемностью   5,2   млн.т.   И пассажирским   флотом   на   9,9   тыс.   мест.   На   территории   Украины расположено  18  портов.  Из  общего  объема  вывезения  грузов   на   долю минеральных  строительных  материалов  приходиться  20  %,  руды  -  10  %, зерна  и  его  помолов  -  14  %,  нефти  и  нефтепродуктов   -   3,5   %,угля  -5 %.

После  развала   Союза   нашей   стране   достались   три   судоходные крупнейшие компании.   Но   богатым   наследством   Украина   распорядилась бездарно.  Вся  страна   знает   о   печальной   участи   некогда   мощного Черноморского  морского  пароходства,  этого  государства  в   государстве. Полнейший  крах налицо.  А  ведь  было   360   судов.   Правда,   на   базе некоторых  из  них  был  создан  ряд  маленьких  компаний.  Но   часть   из этих  компаний  либо  погибла,   либо   растеряла   доставшийся   им  флот. Сегодня  уже  никто  не   скрывает,   что   крупнейшее   пароходство   было уничтожено  сознательно  и  целенаправленно.

 

1.2 Морские  порты Украины

Украина обладает мощным портовым потенциалом. На побережье  Черного и Азовского морей находится 18 морских торговых портов (Ренийский, Измаильский, Усть-Дунайский, Белгород-Днестровский, Ильичевский, Одесский,

Южный, Николаевский, Октябрьский, Херсонский, Скадовский, Евпаторийский,

Севастопольский, Ялтинский, Феодосийский, Керченский, Бердянский, Мариупольский) и 12 портопунктов, не считая значительного числа портов и пристаней, принадлежащих предприятиям, не подведомственным Министерству

транспорта Украины, –  рыбакам (4 морских рыбных порта), металлургам, судостроителям, нефтегазодобытчикам.

Причальный фронт и  территорию портов обслуживают около 600 портальных кранов, около 1500 погрузчиков различных типов, 400 единиц других типов портовой механизации. Порты имеют более 500 тысяч кв. метров крытых складов и более 2 млн. кв. метров открытых складских площадей.

В Одесском и Ильичевском  торговых портах находятся и крупнейшие в Украине контейнерные терминалы.

В устьевой части крупнейших украинских рек Днепра и Южного Буга расположена другая группа морских портов – Николаевский, Херсонский, Октябрьский, Днепро-Бугский (порт глиноземного завода), работающих как с навалочными, так и с генеральными грузами.

На берегах Крымского  полуострова расположены морские  Евпаторийский, Севастопольский, Ялтинский, Феодосийский, Керченский торговые порты. Они предназначены, прежде всего, для обслуживания транспортных потребностей самого Крыма. Такие порты, как Ялтинский и Севастопольский, являются весьма перспективными для развития пассажирских, круизных перевозок. Феодосийский торговый порт занимает второе место в Украине по перевалке нефти и нефтепродуктов.

На северном побережье Азовского моря расположены Бердянский и Мариупольский морские торговые порты, для которых характерна близость к наиболее промышленно-развитым районам Украины – Донбассу и Приднепровью. Экспорт металла и другой продукции этих регионов и обеспечивает основную загрузку портов.

Украина имеет также  три морских торговых порта в  низовьях Дуная – Ренийский, Измаильский и Усть-Дунайский. Через эти порты проходили значительные грузопотоки в направлении придунайских стран. Но эти порты в последние годы оказались в числе наиболее пострадавших предприятий: вначале – от эмбарго ООН на торговлю с Югославией (в 1992–1995 годах), потом – от прекращения сквозного судоходства по реке в 1999 году из-за разрушения югославских мостов на Дунае.

Строились украинские морские торговые порты для нужд огромной страны –Советского Союза – и перерабатывали в 1990 году более 120 млн тонн грузов. Распад СССР, разрыв экономических и хозяйственных связей между возникшими новыми государствами, экономический кризис в этих странах привели к резкому сокращению грузооборота в украинских портах. Пик падения грузооборота пришелся на 1996 год, когда было переработано всего 51 млн тонн. В то время, как спад в экономике Украины продолжался (стабилизация наметилась лишь в 2000 году), грузооборот в украинских морских торговых портах с 1997 года начал неуклонно расти. В 1999 году он достиг 80,85 млн тонн (в 1997 – рост на 12,2%, в 1998 – на 12,7%, в 1999 – на 16,8%, в первой половине 2000 года – на 1,2%).

Сегодня морские порты  Украины являются одними из наиболее благополучных в экономическом отношении предприятий страны. В 1999 году прибыль портов от погрузочно-разгрузочных работ достигла 408 млн гривен. Вместе с тем морские порты имеют огромный резерв мощностей. Украина пока не может обеспечить существенный рост объемов своей внешней торговли. Свои надежды морские торговые порты возлагают на рост транзита, чему способствует очень выгодное расположение Украины прежде всего для грузопотоков из таких стран, как Россия, Белоруссия, Казахстан. Определенные надежды связываются и с планами транзита каспийской нефти в Европу через грузинские и украинские морские порты.

Информация о работе Оценка экономического потенциала предприятия