Оценка экономического потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Объективные условия трансформационных процессов в развитии Украины обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую систему и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того, геостратегическое расположение Украины позволяет ей быть выгодным мостом для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы, Азии и Ближнего Востока. Одной из определяющих систем, о

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 7
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРТОВОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ 9
1.1 Морской транспорт. Современное состояние морских перевозок в
Украине 9
1.2 Морские порты Украины 11
1.3 Значение предприятия для региона 17

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
2.1 Краткая характеристика предприятия 20
2.2 Основные технико-экономические показатели ГП «ММТП» 26
2.3 Производственная база данного предприятия 40
2.4 Анализ имущественного состояния и источников его
формирования 46
2.5 Анализ состояния основных фондов 55
2.5.1 Расчет и анализ показателей использования основных фондов 57
2.5.2 Анализ капитальных инвестиций ГП «ММТП». 59
2.6 Трудовой потенциал предприятия 61

РАЗДЕЛ 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА 70
3.1 Направления автоматизации производственного процесса 70
3.2. История, оснащение и нововведения УПК 73
3.3. Мероприятия по повышению эффективности качества перевалки
грузов 76

РАЗДЕЛ 4. ОХРАНА ТРУДА 78
4.1 Задача в области охраны труда 78

4.2. Анализ опасных и вредных факторов, воздействующих на
экономиста при работе 80
4.3. Расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве 81
4.4 Микроклимат рабочей зоны и его нормирование 86
4.5 Освещение рабочего места 91
4.6 Правила охраны труда при эксплуатации ЭВМ 93
4.7 Пожарная безопасность 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108

Файлы: 1 файл

0234067_C3507_ocenka_ekonomicheskogo_potenciala_predpriyatiya.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

В 1999 году в структуре  грузопереработки украинских морских  торговых портов доля экспорта составляла 50,8%, доля транзита –42,4%, импорта – 2,9%, доля внутренних перевозок – 3,9%. В структуре экспорта значительное место занимают металлы (48,1%), зерновые (12,4%), нефть и нефтепродукты (9,2%), химические грузы и минеральные удобрения (8,7%), строительные материалы (4,3%), руда (3,3%). В транзите доминирует нефть и нефтепродукты (50,4%). Велика также доля минеральных удобрений (10,8%), металлов (10,6%), угля (7,1%), наливных химических грузов (5%).

В 1999 году в украинских морских портах было переработано 97 тысяч ТЕU. Все 18 основных морских торговых портов Украины являются государственными предприятиями. Этот их статус закреплен в Кодексе торгового мореплавания Украины.

Морские порты обладают большой самостоятельностью. В соответствии с законом Украины о государственных предприятиях- государственные органы не имеют права вмешиваться в их хозяйственную деятельность. Основным рычагом влияния на политику портов со стороны Государственного департамента морского и речного транспорта Украины и Министерства транспорта Украины являются контракты с начальниками портов, которые заключает министерство.

В разработанной «Программе стабилизации и развития морского и  речного транспорта Украины до 2005 года» предусмотрена возможность реформирования управления государственных портов (создание в портах государственных морских администраций с передачей производственной и коммерческой деятельности на территории портов в руки частных, смешанных компаний). В Одесском морском порту с 1995 года начался эксперимент по организации предприятий совместной деятельности с привлечением смешанных компаний. И сегодня почти всю грузопереработку в порту осуществляют 7 таких предприятий. Другие порты тоже начинают привлекать иностранных и частных инвесторов для создания специализированных комплексов по переработке грузов. Так был построен и сегодня расширяется комплекс по переработке зерна в Ильичевском морском торговом порту, построен комплекс по переработке минеральных удобрений в Николаевском порту и т. д.

Помимо морских торговых портов, Украина также располагает 4 морскими рыбными портами (Ильичевским, Севастопольским, Керченским и Мариупольским), находящимися в ведомстве Государственного комитета рыбного хозяйства. Из этих четырех портов один – Ильичевский – акционирован, остальные являются государственными предприятиями. В связи с резким сокращением поступления рыбной продукции в Украину морские рыбные порты почти полностью переключились на переработку тех же грузов, что и торговые порты.

Переработкой грузов активно стали также заниматься многие судостроительные, судоремонтные заводы, испытывающие нехватку заказов на свою основную работу. Что же касается таких морских портов, как «Азовсталь» и Днепро-Бугский, то они фактически являются перевалочными комплексами крупных заводов: соответственно комбината «Азовсталь» и Николаевского глиноземного завода. По территории Украины протекает третья по величине река Европы – Днепр, что еще издревне обусловило развитие здесь речного судоходства. На берегах Днепра и Южного Буга расположено большое число речных портов и пристаней.

Десять крупнейших украинских речных портов (Черниговский, Киевский, Черкасский, Днепродзержинский, Днепропетровский, Запорожский, Никопольский, Новокаховский, Херсонский речной, Николаевский речной) в годы СССР перерабатывали до 100 млн. тонн грузов, прежде всего минерально-строительных материалов. Однако последовавший за распадом Союза кризис экономики, сокращение строительства, уход речного флота в поисках заработка на Дунай привели к резкому сокращению грузопереработки в речных портах, поставив некоторые из них на грань выживания. Если в Киевском речном порту, например, в прежние годы перерабатывалось свыше 30 млн тонн грузов, то в 1999 году – 2 млн. тонн.

Всего в 1999 году в речных портах было переработано 7,2 млн тонн. Еще в 1992 году украинские речные порты были акционированы. Уже в 2000 году три порта из их числа – Запорожский, Херсонский речной и Николаевский речной  были включены в состав АО «Укрречфлот», являвшегося владельцем значительного пакета акций этих портов.

Большое число частных, смешанных экспедиторских, агентских, брокерских, сюрвейерских, консалтинговых, крюинговых компаний обслуживает клиентов в портах Украины.

Система морских портов  Украины  представляет  второй  после  флота  по важности элемент морского транспортного комплекса государства.

С учетом  географического  положения  и  местной  специфики  18  портов сгруппированы  по  трем  основным  регионам  –  Дунайскому,   Черноморскому, Азовскому.

Все морские  порты  Украины  являются  государственными  предприятиями, действующими по поручению в сфере управления собственностью,  и  в  пределах отведенных им акваторий и территорий.

Сложное экономическое  положение  страны,  обусловленное  переходом  на рыночные отношения, не могло не сказаться на морской отрасли, и в  частности на работе морских портов.

Основные  причины  спада  грузооборотов  морских   портов   Украины   – незавершенность реформ в области экономики, управления, недостаток  опыта  в хозяйственной деятельности в  новых  экономических  условиях,  таможенные  и кредитно-финансовые барьеры.

Современное состояние  портов Украины и  перспективы  развития  морского транспорта требуют нового подхода к решению проблем и выводу морского  флота Украины на конкурентоспособный международный уровень.

В настоящее время  порты внедряют практические мероприятия, направленные на   увеличение    объема    грузопереработки,    расширение номенклатуры перерабатываемого груза и качества портовых услуг.

Существующие  производственные  мощности   портов   после   частичной модернизации  универсальных  и  специализированных   комплексов,   а   также строительство новых СПК создадут  резерв  пропускной  способности  портового хозяйства Украины в целом.

Главная  задача  технологического  проектирования  морского   порта   – получение   оптимального    решения    порта    как    единого    комплекса, удовлетворяющего требованиям  безопасного  приема,  быстрейшей  разгрузки  – загрузки   и   комплексного   обслуживания   современных   и   перспективных транспортных судов и отвечающего условиям прогрессивных  способов перевозок на морском и смежных видах транспорта.

При этом должен быть обеспечен: заданный грузооборот на расчетный  год, возможность развития порта за пределами  расчетного  периода  на  отдаленную перспективу, экономическая целесообразность принятых решений.

Современный  морской   порт   представляет   собой   сложный   комплекс гидротехнических  и  береговых  сооружений,  складских  и   административно-

бытовых зданий, пассажирских вокзалов и транспортных  путей,  энергетических и инженерных коммуникаций.

Успешная работа водного  транспорта в значительной степени  определяется совершенством  всех  видов  береговых  портовых  сооружений,  обеспечивающих быструю и экономную перевалку грузов, качественное хранение и сортировку  их на складах и в контейнерных терминалах, удобные  условия  для  пассажиров  и работы всех видов транспорта.

Каждый из портов при  всем разнообразии  имеет  общие  для  всех  портов основные элементы:

    • водные подходы к порту;
    • акваторию – это  защищенная  от  волнения  водная  площадь,  которая состоит из внешних рейдов и внутренней акватории;
    • территорию – участок  берега,  на  котором  располагается  береговое

хозяйство: сооружения, здания, дороги, инженерные  коммуникации,  то есть всё то, что обеспечивает эффективное осуществление  погрузочных работ,  снабжение   судов   и   создает   нормальные   условия   для высокопроизводительной и безопасной работы сотрудников порта;

  • сухопутные подходы,  которые  включают  сооружения  различных видов наземного     транспорта:   железнодорожного,      автомобильного, трубопроводного, образующих в порту транспортный узел.

Одним из основных и неотъемлемых элементов порта  является  причал,  на котором осуществляется весь комплекс работ по швартовке и  ремонту  (причалы СРЗ) судов.

 

1.3 Значение предприятия для региона

Экономика всех стран  зависит от торговли, а торговля зависит от эффективной работы транспорта.

Порт - это "ворота" на пути к национальной экономике, представляющие собой деятельное, развитое предприятие, способное удовлетворить торговлю, быть конкурентоспособным и обеспечить такие виды услуг, которые от него хотят получить партнеры.

Сегодня Мариупольский порт входит в четверку ведущих портов Украины. Его мощности позволяют перерабатывать свыше 12 млн. тонн грузов в год. Это наиболее крупный и оснащенный порт Азовского моря, который по праву называют морскими воротами Донбасса.

В 180 км от порта (по суше) находится Ростов, крупный промышленный город России, расположенный на перекрестке многих транспортных маршрутов. Поэтому около 50% всех грузов составляют российские. Через Волго-Донской канал, Мариинскую систему и Беломорско-Балтийский канал порт связан со всеми регионами России, тяготеющими к Волге, и имеет выход на Каспийское,Балтийское и Белое моря.

Территория порта составляет 67,6 га. Длина причальной линии – 3,2 км.

Порт обеспечивает переработку  навалочных, насыпных, генеральных, тяжеловесных, негабаритных, наливных грузов, контейнеров, других грузов.

Тяжеловесные, негабаритные грузы перегружаются с помощью  плавкранов г/п

100, 150 т.

Порт имеет специальный полигон для приема судов-лихтеровозов, что позволяет производить их погрузку-выгрузку на закрытой акватории порта. Порт переваливает мазут по варианту «борт-борт», обеспечивая экологическую безопасность этих работ.

Выгрузка и погрузка рефрижераторных грузов, опасных грузов соответствующих классов, удобрений насыпью производится по прямому варианту.

Специализированный углепогрузочный  комплекс позволяет перерабатывать до 5 млн. тонн угля в год. Он оборудован вагоноопрокидывателями, конвейерными линиями, выгрузочными и погрузочными машинами, размораживателями вагонов.

Новый высокопроизводительный контейнерный терминал обеспечивает скоростную обработку контейнеровозов и  доставку 20- и 40-футовых контейнеров  по варианту «от двери до двери». Пропускная способность терминала – до 50 тыс. TEU в год.

Введен в эксплуатацию комплекс международных морских  грузопассажирских сообщений площадью 2,1 га, пропускной способностью 130 человек  в рейс.

В порту имеется автобаза, позволяющая осуществлять дальние  и зарубежные перевозки.

Организованы регулярные грузопассажирские перевозки в  Турцию, Грецию, Израиль.

Таким образом, основу   морского   транспорта   Украины   составляют   Черноморское, Азовское   и   Украинскою  -  Дунайское   судоходства,   которые    владеют транспортным   флотом   суммарной   грузоподъемностью   5,2   млн.т.   И пассажирским   флотом   на   9,9   тыс.   мест.   На   территории   Украины расположено  18  портов.  Из  общего  объема  вывезения  грузов   на   долю минеральных  строительных  материалов  приходиться 20  %,  руды  -  10  %, зерна и его помолов -  14  %,  нефти и нефтепродуктов   -   3,5   %,угля  -5 %.

Наиболее значительными  из морских торговых портов Украины  являются расположенные неподалеку друг от друга (в северо-западной части Черного моря) Одесский, Ильичевский и Южный порты. На их долю суммарно приходится около 70% всего грузооборота украинских морских портов. Эти порты имеют наилучшие морские подходы (осадка принимаемых судов от 11,5 до 14 метров), в то время как другие в состоянии принимать суда со значительно меньшей осадкой.

Сегодня Мариупольский порт входит в четверку ведущих портов Украины. Его мощности позволяют перерабатывать свыше 12 млн. тонн грузов в год. Это наиболее крупный и оснащенный порт Азовского моря, который по праву называют морскими воротами Донбасса.

 

Раздел 2

Анализ хозяйственной  деятельности

2.1 Краткая  характеристика предприятия

Государственное предприятие  «Мариупольский морской торговый порт»  является государственным унитарным предприятием и действует как государственное коммерческое предприятие, основанное на государственной собственности и входит в сферу управления Министерства транспорта и связи Украины.

Государственное предприятие  «Мариупольский морской торговый порт» (ГП «ММТП») – ведущий порт Азовского моря. Его строительство началось с 1886 года, а в августе 1889 года  на набережную порта было подано первые 18 вагонов, груженые углем. Началась первая погрузка на пароход. По объему ассигнований Мариупольский порт, который не имел военного предназначения, на начало 20 века занимал 3 место в России.

Снова образованный после  войны порт оправдал свое предназначение як «Морские ворота Донбасса». Сейчас он является перекрестком всех видов  транспорта - морского, речного, железнодорожного, автомобильного, воздушного. Сегодня Мариупольский порт входит в тройку крупнейших в Украине, является лидером по сухим грузам. Мощности порта позволяют перерабатывать свыше 15 млн. тонн грузов в год.

Стабильное увеличение объемов транзитных  грузов позволяет  ГП «ММТП» развиваться как порт Восточного Средиземноморья и стать важным ключевым звеном  транспортных перевозок между Европой и Азией, приблизить деловых партнеров со стран ЕС, Америки и Африки. В 2007 году порт посетило 2800 суден под флагами более чем 50 стран.

Площадь закрытых складов  составляет 15,5 тыс.кв.м., площадь открытых складов – 237,6 тыс. кв.м. Глубина возле  причалов позволяет принимать  судна  с осадкой более 8 м и длиной до 240м. Длина защитных сооружений – 3730,27 м, (состояние удовлетворительное), длина причального фронта порта составляет на грузовых причалах – 3663,2 м., на дополнительных причалах – 225,7 м.

Информация о работе Оценка экономического потенциала предприятия