Оценки человеческого потенциала Татарстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – оценить человеческий потенциал региона Татарстан.
Задачи:
для оценки человеческого капитала региона произвести оценку по каждому из частных показателей;
описать методы управления человеческим капиталом;
построить модель человеческого потенциала на основе системы показателей и диагностики человеческого потенциала региона;
построить системы управления человеческим потенциалом;
определить взаимосвязь человеческого потенциала и инновационного развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
1.1 Понятия, функции, структура человеческого потенциала 5
1.2 Организационно-экономический механизм развития человеческого потенциала (капитала) 8
1.3 Система управления человеческим потенциалом 10
2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
2.1 Качественная оценка человеческого капитала (экспертный подход) 12
2.2 Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций 13
2.3 Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом 14
3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ
3.1 Планирование как метод управления человеческим капиталом 18
3.2 Инвестирование как метод управления человеческим капиталом 22
3.3 Сохранение человеческого капитала на фирме 24
4 УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ
4.1 Построение модели человеческого потенциала на основе системы показателей и диагностика человеческого потенциала региона 27
4.2 Построение системы управления человеческим потенциалом 33
4.3 Взаимосвязь человеческого потенциала и инновационного развития 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Файлы: 1 файл

РГР Шабалтина 97-2003.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

В то же время, функционирование инновационных сред экономических систем имеет специфические особенности, связанные с ролью государства в поддержании и регулировании ее финансовой основы. Собственная среда экономических систем является частью национальной инновационной среды (внутренняя инновационная среда), которая не только формирует вектор дальнейшего развития инновационных среды, но и напрямую зависит от качества деятельности определенных подсистем.  

Оценка технологической инфраструктуры инновационной системы позволяет выявить основные проблемы, являющиеся барьерами для эффективного развития составляющей экономических систем, такие как отсутствие кооперации, между основными ее составляющими, что проявляется в отсутствии системы информационного обеспечения научных разработок ожидающих своей коммерциализации. Формирование и объединение хранилищ информации, значительно облегчит доступ инвесторов к потенциальным рыночным продуктам. Разрыв между научным сектором и инновационными подразделениями производства непреодолим с помощью институциональной инфраструктуры. Как видно, ни один из элементов инновационной системы не обладает в полной мере информацией о потенциальном рынке сбыта имеющихся научных разработок, этот фактор является серьезным препятствием для развития открытых инноваций.

Значительное влияние на развитие инновационной среды экономических систем оказывают факторы рыночной среды, важнейшим из которых является политика государственного управления. Серьезной проблемой в развитии инновационного потенциала является отсутствие эффективного механизма управления, ведь для обеспечения ускоренного развития инновационной среды необходим эффективный механизм управления, обеспечивающий формирование и реализацию такого варианта развития, который обеспечит наилучшие в сложившейся ситуации конечные результаты. Слабым звеном в развитии инновационной среды является отсутствие эффективного организационно-экономического механизма управления.

На основе комплексного анализа внешней среды и оценки уровня развития внутренней инновационной среды разрабатывается стратегия развития экономической системы (рисунок 7).

При разработке стратегии инновационного развития выделяются следующие критерии:

  • эффективность используемой стратегии и необходимость ее регулярной корректировки;
  • учет соответствия возможностей внешней и внутренней инновационных сред;
  • степень управленческого совершенства.

 

 

Рисунок 7 — Блок-схема управления инновационной средой экономических систем

 

Управление развитием инновационной средой, как открытой системой, является одной из приоритетных задач, соответственно можно выделить ряд внешних факторов, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и функционирование системы в целом. При этом нельзя не отметить ряд существующих проблем: временные и финансовые затраты, возникающие при регулировании инновационной инфраструктуры; инерционность системы управления, структурой и уровнем кадрового обеспечения (подготовка необходимого кадрового обеспечения и перестройка системы образования); сложность прогнозирования необходимых изменений и формирования интеллектуального потенциала системы производства, распространений знаний и технологий. 

Помимо внутренних переменных, на формирование инновационной среды влияют внешние факторы, которые можно определить, как инновационную проницаемость среды. Инновационная проницаемость оценивается как совокупность внешних условий, влияющих на инновационный потенциал экономической системы. Управление инновационной средой подразумевает управление всеми ее составляющими, позволяющее предприятию создавать и выводить на рынок инновации. В функции управления входят: прогнозирование, планирование и организация, контроль и корректировка, мотивация персонала. В каждом из блоков, составляющих инновационный потенциал, должны быть реализованы данные функции, но они не должны противоречить друг другу, должны быть согласованы и вытекать одна из другой.

Инновационная среда состоит из ресурсной, потенциальной и институциональной составляющих, в которые входят производственный, финансовый, научно-исследовательский, кадровый, информационный потенциалы. На развитие инноваций влияет также инновационная восприимчивость персонала; учитывая важность этого критерия, его целесообразно вывести как отдельный элемент, оказывающий значительное влияние на уровень инновационной среды).

Возрастающие требования к качественным и количественным характеристикам ресурсов в условиях инновационной экономики настоятельно диктуют необходимость разработки и использования современных технологий к управлению развитием человеческих ресурсов. Динамичный характер развития территорий, формирование валового регионального продукта, определение приоритетов стратегии и тактики обусловливают необходимость создания адекватного механизма управления кадровым потенциалом. Инвестиции в человеческий капитал, возрастающая потребность промышленного производства в опытных и квалифицированных специалистах определяют необходимость в подготовке широкого спектра специалистов с целью возрождения и интенсивного развития инновационного сектора экономики. В рамках концепции управления человеческими ресурсами кадровый потенциал выступает основным фактором конкурентоспособности экономических систем.

Анализ основных тенденций формирования и развития процесса воспроизводства кадрового потенциала экономических систем характеризует состояние рынка труда в территориальном и отраслевом разрезе [10]. В связи с этим актуальным становится исследование не только общих закономерностей развития рынка труда в контексте государственного регулирования, но и его территориальных особенностей с учетом демографических, отраслевых, социально-экономических и природно-климатических факторов. 

Система управления интеллектуальным потенциалом определяется возможностью подготовки работников в рамках профессионального, высшего профессионального, корпоративного и повышения квалификации (рисунок 8).  

Рисунок 8 — Структура системы управления развитием человеческим капиталом инновационной среды

Пример логической последовательности осуществления процесса управления представлена в виде обобщенной структурной схемы системы управления человеческим потенциалом, позволяющая оценить влияние подсистем на процесс  формирования и эффективного функционирования человеческого потенциала (рисунок 9).

 

Рисунок 9 —  Обобщенная структурная схема системы управления

инновационной средой

 

Использование имеющегося трудового потенциала определяется демографическими проблемами и длительностью любого способа подготовки, что ограничивает возможности быстрого инновационного ориентирования территориальной экономики.

В свою очередь, межрегиональное перераспределение кадрового потенциала позволяет динамично перестраивать, а главное, выстраивать отраслевую специализацию экономических систем.

 

4.3 Взаимосвязь человеческого потенциала и инновационного развития

 

 

В мировой практике формирование региональных инновационных систем стало одной из важнейших целей промышленной политики с начала 1980-х годов, когда большинство индустриальных стран столкнулось с дополнительными экономическими трудностями и ростом социальной напряженности в результате неравномерности развития регионов. Как показывает мировой опыт, даже благополучные регионы обычно нуждаются в повышении инновационного потенциала, так как это дает лучшие шансы на поддержание или повышение конкурентоспособности расположенных в них предприятий, создание дополнительных рабочих мест (за счет образования и расширения масштабов деятельности новых фирм), привлечение филиалов крупных компаний, в том числе зарубежных [11]. Одной из наиболее важных особенностей современной экономики в стране является крупномасштабная, охватывающая практически все сферы инновационная деятельность, направленная на улучшение использования ресурсов, повышение уровня и расширение структуры удовлетворяемых потребностей общества.

В современных условиях, когда устойчивость и успешность развития экономики определяются способностью к генерации инновационных, качественных сдвигов, резкое возрастание роли человека в воспроизводимых процессах выдвигает на первый план проблемы человеческого потенциала и его эффективной реализации [12]. С развитием научно-технического прогресса одним из важнейших показателей уровня развития страны становятся технологии и изобретения. Информатизация производства, увеличение инновационной направленности предъявляют более высокие требования к рабочей силе. По мере расширения, освоения высокосложных технологий и массовой компьютеризации национальная экономика уже не может обходиться без массового грамотного работника. Становится закономерностью тенденция формирования работников инновационного типа, характеризующихся более высоким уровнем образования и квалификации.

Экономические преобразования, происходящие в России, создают условия для формирования новой структуры общественного производства, которая предоставляет новые возможности для реализации, прежде всего, в сферах, связанных с инновационной активностью. Жизнеспособность национальной экономики в огромной степени определяется состоянием и потенциалом развития двух родственных сфер нематериального производства, обеспечивающих развитие качественных характеристик человеческого потенциала и инновационные сдвиги во всех сферах народного хозяйства — науки и образования. Поэтому поддержка и стимулирование эффективного функционирования этих сфер неизбежно занимают высокое место в системе государственных приоритетов успешно развивающихся экономик. Для отраслей нематериального инвестиционного комплекса характерен особый, отличный от преобладающего в массовом производстве, тип «технологического процесса», основанный не на логике системы машин, а на специфических закономерностях высококвалифицированной творческой человеческой деятельности — исследователей, преподавателей, учащихся. Динамичное комплексное развитие региона зависит от внедрения инноваций и принятой инвестиционной стратегии в регионе, где особую значимость приобретает инновационный потенциал региона.

В Республике Татарстан в последнее время так же уделяется повышенное внимание роли инноваций при проведении экономической политики региона.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема человеческого потенциала - одна из наиболее актуальных проблем социальных и гуманитарных наук. Качество человеческого потенциала включает физическое, духовно-нравственное и социально-профессиональное развитие людей.

Человеческий потенциал региона формируется как результат взаимодействия потенциалов живущих и действующих в том, или ином регионе различных социально-демографических и социально-профессиональных общностей.

В ходе работы был определен индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Составляющие этого индекса можно трактовать как ресурсы человеческого развития, — чем выше значения этих составляющих, тем больше возможности для реализации потенциала человека. При этом дефицит каждого вида ресурсов существенно ограничивает — если не делает вообще невозможным — развитие человека.

В аналитической части приводится характеристика существующих методов оценки и управления человеческим капиталом. Проводится анализ методов. В проектной части построена модель человеческого капитала на основе системы  показателей и диагностика человеческого потенциала региона. Построена система управления человеческим потенциалом региона, предложены решения, изменяющие и закрепляющие зависимости и тенденции, выявленные при диагностике.

Для наращения и развития человеческого потенциала в Татарстане предлагается следующее. Во-первых, необходимо решить сохраняющуюся проблему высвобождения ресурсов для экономического роста — основного фактора, способного обеспечить рост благосостояния населения.

Проведение комплексной региональной политики, направленной на развитие человеческого потенциала и повышение благосостояния населения требует привлечения к ее реализации муниципальных образований и институтов гражданского общества. В качестве инструмента для мобилизации усилий в данном направлении необходим механизм стимулирования эффективных социальных преобразований, внедренный на уровне субъекта РФ, но нацеленный на взаимодействие с органами местного самоуправления. Вне зависимости от названия такого механизма (например, фонд муниципального социального развития или фонд социальных инициатив), он должен своевременно реагировать на изменения приоритетов местного развития, основываться на гибком финансовом планировании при наличии стратегического видения развития всего региона, увязанного с экономическими перспективами. С помощью фондов развития можно способствовать и укреплению институтов государственного и муниципального управления, требуя отчетности органов власти перед своими гражданами, осуществления расходов только с учетом приоритетности интересов местных сообществ, которые могут выражаться, в том числе, через софинансирование или другие формы вклада местных жителей и предприятий в решение социально-экономических проблем. Ресурсы, направленные на стимулирование эффективных социальных преобразований, могут выделяться на самые различные мероприятия, соответствующие общим принципам ответственного финансового управления и задачам человеческого развития. В их число могут войти и программы реструктуризации бюджетных учреждений социальной сферы, и развитие системы заказа на социальное обслуживание, и решение отдельных задач развития общественной городской инфраструктуры в интересах социально уязвимого населения, и развитие инклюзивного (интегрированного) образования для детей с особыми потребностями, и содействие формированию здорового образа жизни, и развитие институтов профилактической медицины или социально-медицинского обслуживания будущих матерей, и многие другие социально значимые программы.

Важной рекомендацией, которая в том или ином виде может быть внедрена в Татарстане, представляется развитие социальных программ и услуг, способствующих повышению экономической активности населения. Высокая доля трудоспособного населения среди малоимущих свидетельствует о необходимости гармонизации работы органов социальной защиты и служб занятости в их работе не только по оказанию социальной помощи, но и по развитию рынков труда. Главным препятствием на пути его масштабного внедрения является крайне низкая межведомственная скоординированность в социально-экономической и трудовой сфере. В настоящее время сотрудничество и взаимодействие между службами занятости, экономическими ведомствами и социальной сферой осуществляется главным образом путем совместного участия в реализации целевых программ, а круг вопросов, по которым это взаимодействие реально фокусируется на проблемах человека и его семьи, крайне узок. Объединение усилий социально-экономических ведомств на региональном уровне может быть начато с объединения баз данных, создания общих процедур оперативного обмена информацией.

Информация о работе Оценки человеческого потенциала Татарстана