Анализ человеческого потенциала города Череповца

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: разработать рекомендации по совершенствованию управления развитием человеческого потенциала города Череповца.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Исследовать теоретические основы человеческого потенциала;
Рассмотреть особенности человеческого потенциала муниципального
образования и выявить его место в системе ресурсов социально-экономического развития

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 8
1.1. Формирование концепции человеческого потенциала 8
1.2. Человеческий потенциал в социально-экономическом развитии муниципального образования 15
1.3. Оценка развития человеческого ресурса 19
2. АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА 24
2.1. Социально-экономическое состояние города Череповца 24
2.2. Разработка стратегии развития концепции человеческого потенциала Управлением экономической политики мэрии города Череповца 31
2.3. Анализ мероприятий по развитию человеческого потенциала в городе Череповце 37
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ГОРОДЕ ЧЕРЕПОВЦЕ 54
3.1. Стратегические направления развития человеческого потенциала города до 2022 года 54
3.2. Управление развитием человеческого потенциала 67
3.3. Социально-экономическая эффективность управления развитием человеческого потенциала 71
4. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 76
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 319.00 Кб (Скачать)
  1. Российская Федерация. Постановления Правительства Вологодской области. «О стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года» от 28.06.2010 № 739. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  1. Российская Федерация. Постановление мэрии города Череповца. Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования» на 2013—2015 годы. от 10.10.2012 № 5366  [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.cherinfo.ru/decree/52702

  1. Российская Федерация. Решение Череповецкой городской Думы. Об итогах выполнения Программы социально-экономического развития города Череповца за 9 месяцев 2012 года.  от 27.11.2012 № 217 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://duma.cherinfo.ru/resolution/54270
  1. Акулова, В.Б. Финансовый менеджмент: учеб.пособие.М.: Флинга: МПСИ, 2007.-246 с.
  2. Бабич, Л.В. Частно- государственное партнерствов образовании: модель управления человеческим капиталом/ Л.В. Бабич, Г.В. Леонидова// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. – № 1. – С. 39-50
  3. Балацкий, Е.В. Дифференциация бедности населения по территориальным образованиям/ Е.В. Балацкий, К.М. Саакянц// Мониторинг общественного мнения.-2006.-№3.- с.33-41
  4. Батура, Б.В. Человеческий потенциал в основе развития региона / Б.В. Батура.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.pac.by/dfiles/001878_723417_Batura40.pdf
  5. Бобков, В. Уровень социального неравенства/ В.Бобков// Экономист.-2006.-№3.- с.58-66
  6. Голикова, Г.В. Комплексный подход к оценке эффективности управления социально-экономическими системами// Современная экономика: проблемы и решения.2010.-№ 4
  7. Гречаный,  А.Н. Управление развитием человеческого потенциала региона (на примере предприятий Архангельской области): Диссертация на соискание ученой степени кандидата эк.наук/ Александр Николаевич Гречаный.- Москва, 2006.-120 с.
  8. Гусев, А. Имушественная дифференциация доходов населения: методы оценки/ А.Гусев// Проблемы теории и практики управления.-2007.-№4.- с. 50-59.
  9. Доклад о развитии человека 2010: Реальное богатство народов: пути к развитию человека /Пер. с англ.; ПРООН. – М., Издательство «Весь Мир», 2010. – 198  с.
  10. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / Под редакцией А.А. Аузана и С.Н. Бобылева. - М.: ПРООН в РФ, 2011. – 146 с.
  11. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2010 г. / Под редакцией А.А. Аузана и С.Н. Бобылева. - М.: ПРООН в РФ, 2010. – 153 с.
  12. Доклад о человеческом развитии 2013: Возвышение юга: человеческий прогресс в многообразном мире / Пер. с англ.; ПРООН. – М., Издательство «Весь Мир», 2013. – 212 с.
  13. Дубиничев, Р.В. Измерение уровня материального неблагополучия населения региона/ Р.В. Дубиничев, К.А. Гулин// Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз.-Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008.-44.-с.89-93
  14. Дуров, Р.А. Управление развитием человеческого потенциала: диссертация на соискание ученой степени кандидата эк.наук/ Родион Александрович Дуров.-Москва,2007.- 147 с.
  15. Заславская, Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе /  Т.И.  Заславская //  Общественные науки и современность. – 2005. - №3.- С. 5-16. 
  16. Иванов, В.Н. Неравенство и бедность населения: опыт решения проблемы в России и за рубежом/ В.Н. Иванов, А.В. Суворов// Проблемы прогнозирования.-2006.-№3.- с.132-149
  17. Иванов, О.И. Человеческий потенциал современной российской экономики/ О.И. Иванов// Социология и социальная антропология .- 2012.- №1.- С.140-156
  18. Ильин, В.А. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития / В.А. Ильин, К.А. Гулин, Т.В. Ускова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2010. – № 3. – С. 14-25.
  19. Ильин, В.А. Пространственные аспекты развития региона / Под ред. В. А. Ильина. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008 – 298 с.
  20. Квитка, А.В. Экономтеоретический подход к определению человеческого потенциала / А.В. Квитка. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/PORTAL/natural/VKhNU/Ekon/851/09kavocp.pdf
  21. Леонидова, Г.В. Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллек-туализации человеческого капитала: методы и формы осуществления / Г.В. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. – № 13. – С. 90-100.
  22. Материалы официального сайта Росстата [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru/
  23. Мордовин, С.К. Управление развитием человеческого потенциала: теория, методология, инновации: диссертация на соискание ученой степени доктора эк. наук / Сергей Кириллович Мордовин.- СПб, 2004- 316 с.
  24. Мустафина,  Д.М. Развитие человеческого потенциала аппарата управления административной территорией (теоретико-методический аспект): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата эк. наук / Динара Мянсуровна Мустафина.- М.,2008 .-24с.
  25. Официальный сайт города Череповца [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://cherinfo.ru
  26. Официальный сайт Департамента социальной защиты населения.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.socium35.ru/news/?ELEMENT_ID=2078
  27. Официальный сайт Министерства здравоохранения [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rosminzdrav.ru/
  28. Предварительные итоги социально-экономического развития города за январь-июнь 2012 года. [Электронный ресурс]  Режим доступа: http://www.cherinfo.ru/649
  29. Прогнозы численности населения озвучили в мэрии города Череповца.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:/череповец.рф/news/1634
  30. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011:  Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 970 с.
  31. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012:  Стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - 990 с.
  32. Соболева, И.В.  Человеческий потенциал российской экономики:  проблемы сохранения и развития / И.В. Соболева. - М.: Наука, 2007. – 202 с.
  33. Социально-экономическое положение Вологодской области в 2012 году: доклад / Вологдастат. – Вологда, 2012. – 138с. – [Электронный ресурс].- данные сайта Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru)
  34. Социальный атлас развития регионов.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://atlas.socpol.ru/indexes/#reg_dif
  35. Стратегия развития города  Череповца до 2022 года.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.cherinfo.ru/989
  36. Стратегия Череповца: итоги за 10 лет и перспективы. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.cherinfo.ru/1254
  37. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://vologdastat.gks.ru/
  38. Фоменко, Е.В. Комплексная оценка и управление развитием человеческого потенциала в регионе (на примере Приволжского федерального округа): диссертация на соискание ученой степени кандидата эк. наук/ Екатерина Владимировна Фоменко.- Самара,2010.- 176 с.
  39. Шевяков, А.Ю. Избыточное неравенство как тормоз развития страны // Российская Федерация сегодня.-2007.-№3.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.russia-today.ru/2007/no_23/23_economics

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика расчета индекса человеческого  развития

Методология ИРЧП, разработанная  ПРООН, применяется для России в  целом, и в связи с многообразием  региональных различий для определения  интегрального показателя уровня жизни  по субъектам Российской Федерации. В настоящее время ИРЧП, выступающий  обобщенным индикатором, вычисляется  на основе индексов: дохода ( ), долголетия ( ), образования ( ). Компонентный индекс ( ) также является интегральным показателем. Согласно методологии ПРООН при расчете каждой из составляющей сводного индекса используются фиксированные стандарты минимального и максимального значений, с которыми сравниваются фактические показатели.

 
     Таким образом, принцип расчета каждой составляющей сводного индекса заключается  в оценке относительного расстояния между ее фактическим значением  и максимальным, являющимся конечной целью развития. Усредненная величина индекса может принимать значения от 0 до 1, при этом чем ближе она к 1, тем выше развитие человеческого потенциала и короче путь, который надо пройти данной стране (региону) к достижению социально значимых ориентиров. Страны (регионы), для которых значение ИРЧП не меньше 0,800, относятся к группе с высоким уровнем развития. К группе стран (регионов) со средним уровнем относятся те, для которых ИРЧП изменяется в пределах от 0,799 до 0,500. А к категории с низким уровнем развития принадлежат государства (регионы), имеющие ИРЧП менее 0,500. 
     Компоненты сводного индекса относятся к наиболее значимым характеристикам уровня и качества жизни населения, отражающим основные процессы, происходящие в экономической и социальной жизни страны (региона). 
          

Индекс дохода рассчитывается из того, что ВРП представляет собой сумму валовой добавленной стоимости всех отраслей экономики в среднедушевом исчислении. Как комплексный показатель, он характеризует уровень развития экономики и результаты деятельности всех экономических субъектов, т.е. в сущности экономический потенциал региона. Показатель индекса реального ВРП, используемый для оценки развития человеческого потенциала, отражает не только уровень производства и потребления, но и отношения распределения, складывающиеся в данном обществе. Использование в расчетах ППС сводит к минимуму искажения, связанные с колебаниями валютных курсов, и позволяет проводить надежные международные сопоставления.

 

,

где: х реальный ВРП на душу населения в ППС, выраженный через фактическое значение, долларов США;     

х min минимальное значение ВРП на душу населения в ППС, равное 100 долларам США;

мировой усредненный уровень ВРП  на душу населения в ППС, равный 40 000 долларов США.     

Индекс долголетия  наилучшим образом характеризует состояние здоровья нации, зависящее от проводимой социальной политики, качества медицинского обслуживания, окружающей среды и т.п. Здоровье одна из самых насущных потребностей людей, необходимое условие их активной и плодотворной жизнедеятельности, его уровень и долголетие по регионам измеряется тем же показателем средней продолжительности жизни при рождении, что и в международной практике:

 

,

 
     где: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет;

минимальное значение ожидаемой продолжительности  жизни при рождении, равное 25 годам;

максимальное значение ожидаемой  продолжительности жизни при  рождении, равное 85 годам.

Этот компонентный индекс является многофакторным индикатором  демографического и социального  состояния, тесно связанным с  экономическим благополучием региона. Рассчитанный, по данным за 2004 год, индекс долголетия составил по области в  целом и по Югу 0,694. 
     Индекс образования является не менее важным показателем развития человеческого потенциала, так как характеризует уровень образованности населения. Повышение научного, творческого, интеллектуального потенциала общества необходимое условие его движения вперед. Социальная значимость образования как качественной характеристики личности и народонаселения в целом обусловила включение данного компонента в оценку развития человеческого потенциала. Индекс образования является интегральным показателем и включает два индикатора: 1. Индекс грамотности взрослого населения:

,

 
     где: фактический уровень грамотности населения, определяемый отношением числа грамотных в возрасте старше 15 лет на 1000 человек, %;

минимальный уровень грамотности  населения, равный 0%;

максимальный уровень грамотности  населения, равный 100%.

 
      2. Совокупный показатель охвата  числа обучавшихся в учебных  заведениях 1,2,3 уровней образования  (общеобразовательного, начального, среднего, высшего профессионального):

,

 
     где: фактическая численность обучавшихся в учебных заведениях 1,2,3 уровней образования к численности населения в возрасте 6 23 лет, %;

минимальное значение численности  обучавшихся в учебных заведениях 1,2,3 уровней образования к численности  населения в возрасте 6 23 лет, равное 0%;

максимальное значение численности  обучавшихся в учебных заведениях 1,2,3 уровней образования к численности  населения в возрасте 6 23 лет, равное 100%;

Индекс образования населения ( ) обобщает субиндексы: грамотности взрослого населения ( ) и совокупный показатель охвата числа обучавшихся в учебных заведениях 1,2,3 уровней ( ) и находится по формуле:

.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Положение об управлении экономической политики мэрии города Череповца

 

 

УТВЕРЖДЕНО

постановлением  мэрии города

от 01.11.2012 № 5714

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об управлении экономической политики мэрии

(далее –  Положение)

 

1. Общие положения

1.1. Управление  экономической политики мэрии  (далее – управление) является  органом мэрии города без прав  юридического лица, созданным для:

решения вопросов местного значения, связанных с созданием  условий для обеспечения жителей  городского округа услугами общественного  питания, торговли и бытового обслуживания;

разработки  и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития города, а также организации  сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики  и социальной сферы города.

1.2. Управление  в своей деятельности подчиняется  заместителю мэра города, курирующему  вопросы социально-экономического  развития города. Непосредственное  руководство деятельностью управления  осуществляет начальник управления.

1.3. В состав  управления входят 4 отдела: отдел  экономики и стратегического  планирования, отдел целевых программ, отдел экономического анализа  и муниципальной статистики и  отдел развития потребительского  рынка.

1.4. Управление  в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Вологодской области, иными правовыми актами Вологодской области, муниципальными правовыми актами, в том числе Уставом города Череповца, Регламентом мэрии города Череповца и настоящим Положением.

1.5. Управление  правами юридического лица не  обладает.

1.6. Управление  имеет свой бланк письма, штампы.

 

2. Основные  задачи

2.1. Разработка, мониторинг и корректировка стратегии  развития города.

2.2. Разработка, внедрение и постоянное совершенствование  системы стратегического управления  городом.

2.3. Организация деятельности участников Программы социально-экономического развития города по достижению стратегических целей города.

2.4. Координация деятельности органов  мэрии, муниципальных предприятий  и учреждений, некоммерческих партнерств, иных участников по разработке  и внедрению элементов системы  стратегического управления городом,  новых управленческих технологий, иных проектов развития города.

2.5. Координация деятельности субъектов  малого и среднего предпринимательства  в рамках реализации муниципальной  целевой программы поддержки  малого и среднего предпринимательства.

2.6. Создание условий для обеспечения  жителей города услугами общественного  питания, торговли и бытового  обслуживания.

2.7. Организация работ по повышению  качества и уровня услуг в  сфере потребительского рынка. 

2.8. Организация сбора и анализа  статистической информации / показателей,  характеризующей состояние экономики  и социальной сферы.

 

3. Функции

3.1. Организация  деятельности по разработке стратегии  развития города. Методическое, техническое  и организационное обеспечение  разработки стратегии развития  города.

3.2. Разработка  и внедрение системы стратегического  управления городом. Организация  и сопровождение деятельности  основных механизмов системы  (кросс-функциональные группы по городским стратегическим целям, рабочие группы по проектам и т.д.).

3.3. Анализ  текущего состояния и внешнего  окружения города, подготовка предложений  по необходимым корректировкам  стратегии развития города, элементов  системы стратегического управления  городом.

3.4. Организация  мониторинга реализации стратегии  развития города, ключевых этапов  мероприятий и проектов стратегического  развития и достижения целевых  показателей. 

3.5. Обеспечение  методического и консультационного  сопровождения разработки отраслевых  стратегий и стратегий муниципальных  учреждений и предприятий, а  также формирования целевых программ.

3.6. Проведение  анализа возможности участия  города в федеральных целевых  программах (ФЦП). Совместно с соответствующими  органами мэрии подготовка обоснования и комплекта необходимых документов для включения в ФЦП.

3.7. Консультационное  сопровождение органов мэрии  в ходе разработки докладов  о результатах и основных направлениях  деятельности. Организация рассмотрения  докладов руководством города.

3.8. Подготовка  аналитических и презентационных  материалов по вопросам внедрения  элементов системы стратегического  управления городом, иных проектов  развития города.

3.9. Организация  деятельности по формированию  долгосрочной программы капитальных  вложений (сетевой график развития  территории) муниципального образования.  Контроль за исполнением и разработка предложений по корректировке сетевого графика развития территории города.

Информация о работе Анализ человеческого потенциала города Череповца