Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 05:52, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
Раскрыть теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях.
Изучить роль сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Экспериментально исследовать возможности сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях 6
1.1. Особенности развития восприятия и его механизмы при нарушениях функций зрения 6
1.2. Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 9
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 13
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 25
2.1. Изучение уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 25
2.2. Разработка и апробация сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 34
2.3. Итоговое изучение уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 38
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список литературы 44
Основными
особенностями зрительного
Работа по коррекции зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения идёт по следующим направлениям: развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов; восприятие формы; восприятие величины; восприятие цвета; восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве группового помещения; формирование представлений о воспринятом. Данные направления работы реализуются в ходе занятий и в игровой деятельности.
Значимым условием влияния на содержание игры является воспитание у детей глубоких познавательных интересов путем всемерного расширения, уточнения детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребенка таких ярких образов, которые он стремился бы воплотить в сюжетном игровом действии.
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения
2.1. Изучение уровня
развития зрительного восприятия
детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями зрения
С целью выявления возможностей сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения, нами была спланирована и проведена экспериментальная работа.
В начале исследования мы предположили, что сюжетно-ролевая игра может быть эффективным средством развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, так как обеспечивает целостность, дифференцированность, константность восприятия.
Базой экспериментального исследования служил МДОУ №… комбинированного вида. Экспериментальная работа проходила с …
Экспериментальная работа проходила в три этапа:
1
этап – констатирующий
2
этап – формирующий
3
этап – контрольный
В начале работы был предпринят сбор анамнестических данных детей экспериментальной группы (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика детей дошкольного возраста, выбранных для исследовательской работы
№ п/п | Ф.И.О. | Возраст | Анамнез |
1. | Ася О. | 6,4 | Гиперметропический астигматизм слабой степени. |
2. | Дима В. | 6,5 | Смешанный астигматизм со спазмом аккомодации. Амблиопия средней степени ОИ. |
3. | Семен Х. | 6,6 | Смешанный гиперметропический астигматизм. |
4. | Стас П. | 6,6 | Сложный гиперметропический
астигматизм. Амблиопия средней степени ОИ. |
5. | Карина Г. | 6,6 | Гиперметропический астигматизм со спазмом и амблиопией. |
6. | Даниил Ч. | 6,7 | Правосторонняя
эзотропия. Амблиопия правого глаза высокой степени. |
7. | Маша К. | 6,6 | Гиперметропический астигматизм слабой степени. |
8. | Костя М. | 6,6 | Правосторонняя
эзотропия, Амблиопия с нецентральной
фиксацией. Гиперметропический астигматизм слабой степени. |
9. | Катерина В. | 6,5 | Альтернирующая
микроэзотропия. Врождённая миопия обоих глаз. |
10. | Полина С. | 6,5 | Амблиопия левого глаза средней степени. |
Далее нами были отобраны методики для диагностики зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Для диагностики особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения применяются такие же методики, что и для детей с сохранным зрением, но существует некоторые требования к диагностике:
Условия для демонстрируемого объекта:
Методики используются в индивидуальной форме эксперимента, представляя собой различные задания, выполнение которых требует применение обследуемым определенных операций или действий. Они позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.
Методика 1. «Восприятие формы, величины, цвета»
Цель. Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.
Важно установить, как влияет на выполнение задания опыт, приобретенный ребенком при работе с таблицей 1. В этой связи интересно узнать, какая инструкция окажется достаточной: краткая устная инструкция, инструкция-разъяснение и т., д.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображением детей, а рядом - верхнюю часть таблицы, на которой изображены разные полотенца. Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце». Ответ ребенка говорит о его способности или неспособности соотносить предметы по форме. Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце». На основании полученных ответов судят о способности различать и называть геометрические фигуры.
Анализ результатов.
Высокий уровень - соотносят предметы одинаковой формы, различают такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знают их названия.
Средний уровень – дети с удовольствием выполняют это задание, соотносят предметы сходной формы, различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Знают не все названия фигур. В процессе работы требуется организующая помощь.
Низкий уровень – дети не соотносят сходные по форме фигуры, путают их названия и затрудняются при необходимости различать похожие по форме предметы.
Методика 2. «Восприятие формы, величины»
Цель. Выявить сформированность представлений о величине (размере); способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.
Процедура проведения. На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая и маленькая собачка и т. д.).
Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка?», «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».
Анализ результатов.
Высокий уровень – дети различают предметы по величине и выполняют это задание без труда.
Средний уровень - дети испытывают трудности, нуждаются в помощи.
Низкий уровень – не справляются с заданием.
Методика 3. «Целостное восприятие знакомых объектов»
Цель. Выявить наглядно-образные представления детей; способность целостного восприятия знакомых объектов; зрительно-двигательную координацию; графические навыки.
Процедура проведения. На таблицах изображены геометрические фигуры (треугольники и круги) с неполными контурами. Подчеркивается, что все треугольники одинаковы по величине, затем предлагаются задания типа: «Дополни до треугольника», «Дополни до круга».
На таблице изображены незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука). Детям дается задание дорисовать эти предметы («Дорисуй жука» и т. д.).
В основу предлагаемых детям заданий положена методика Т. Н. Головиной.
Анализ результатов.
Высокий уровень - выполняют задания таблиц без особого труда. Они понимают инструкцию и с интересом принимаются за работу.
Средний уровень – выполнения заданий встречает трудности, при обучающей помощи задание выполнятся.
Низкий уровень – задание не выполнено.
Методика 4. «Целостное восприятие»
Цель: Выявить сформированность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать задания в умственном плане.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Посмотри, из круга (квадрата, треугольника) вырезали кусочек. Найди его среди тех, которые здесь нарисованы».
Если ребенок не понимает, ему показывают правильное решение. Остальные задания он должен выполнить сам. В более сложном варианте у фигур отсутствуют вырезанные из них части. Ребенок должен выполнить задание на уровне наглядно-образного мышления.
Анализ результатов.
Высокий уровень - дети проявляют выраженный интерес к заданию. Оно им посильно, хотя качество выполнения не одинаково (некоторым нужна организующая помощь).
Средний уровень - отмечается бессистемность и нецеленаправленность в работе. При организующей помощи задание выполняют.
Низкий уровень – задание не выполнено.
Методика 5. «Чего не хватает на этих рисунках?»
Цель: выявление узнавания деталей предмета на рисунке.
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание определить и назвать отсутствующую деталь.
Анализ результатов.
Высокий уровень - дети проявляют выраженный интерес к заданию. Оно им посильно, хотя качество выполнения не одинаково (некоторым нужна организующая помощь).
Средний уровень - отмечается бессистемность и нецеленаправленность в работе. При организующей помощи задание выполняют.
Низкий уровень – задание не выполнено.