Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 05:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
Раскрыть теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях.
Изучить роль сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Экспериментально исследовать возможности сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях 6
1.1. Особенности развития восприятия и его механизмы при нарушениях функций зрения 6
1.2. Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 9
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 13
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 25
2.1. Изучение уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 25
2.2. Разработка и апробация сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 34
2.3. Итоговое изучение уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 38
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

1223 зрительное восприятие.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

     Основными особенностями зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения являются: замедленность восприятия, меньшая дифференцированность, суженный объём воспринимаемого материала, слабое различение выражения лиц людей, изображённых на картинке, значительные трудности при понимании сюжетных картин и пейзажей, слабое различение цветов и их оттенков, инактивность и константность восприятия.

     Работа  по коррекции зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения идёт по следующим направлениям: развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов; восприятие формы; восприятие величины; восприятие цвета; восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве группового помещения; формирование представлений о воспринятом. Данные направления работы реализуются в ходе занятий и в игровой деятельности.

     Значимым  условием влияния на содержание игры является воспитание у детей глубоких познавательных интересов путем всемерного расширения, уточнения детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребенка таких ярких образов, которые он стремился бы воплотить в сюжетном игровом действии.

 

      Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия    старших дошкольников с нарушениями зрения

     2.1. Изучение уровня развития зрительного восприятия    детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 

     С целью выявления возможностей сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия    старших дошкольников с нарушениями зрения, нами была спланирована и   проведена экспериментальная работа.

     В начале исследования мы предположили, что сюжетно-ролевая  игра может быть эффективным средством развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, так как обеспечивает целостность, дифференцированность, константность восприятия.

     Базой экспериментального исследования служил МДОУ №… комбинированного вида. Экспериментальная работа проходила с …

     Экспериментальная работа проходила в три этапа:

     1 этап – констатирующий эксперимент,  цель которого - выявление уровня  развития зрительного восприятия  детей старшего дошкольного возраста  с нарушениями зрения.

     2 этап – формирующий эксперимент,  цель которого -  разработка и  апробация сюжетно-ролевых игр   в группе детей дошкольного  возраста с нарушениями зрения.

     3 этап – контрольный эксперимент,  цель которого -  итоговое выявления  уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

     В начале работы был предпринят сбор анамнестических данных детей экспериментальной  группы (таблица 1).

 

      Таблица 1

     Характеристика  детей дошкольного возраста, выбранных  для исследовательской работы

№ п/п Ф.И.О. Возраст Анамнез
1. Ася О. 6,4 Гиперметропический  астигматизм слабой степени.
2. Дима В. 6,5 Смешанный астигматизм  со спазмом аккомодации. Амблиопия  средней степени ОИ.
3. Семен Х. 6,6 Смешанный гиперметропический астигматизм.
4. Стас П. 6,6 Сложный гиперметропический астигматизм. 
Амблиопия средней степени ОИ.
5. Карина Г. 6,6 Гиперметропический  астигматизм со спазмом и амблиопией.
6. Даниил Ч. 6,7 Правосторонняя  эзотропия. 
Амблиопия правого глаза высокой степени.
7. Маша  К. 6,6 Гиперметропический  астигматизм слабой степени.
8. Костя М. 6,6 Правосторонняя  эзотропия, Амблиопия с нецентральной  фиксацией. 
Гиперметропический астигматизм слабой степени.
9. Катерина  В. 6,5 Альтернирующая  микроэзотропия. 
Врождённая миопия обоих глаз.
10. Полина  С. 6,5 Амблиопия левого глаза средней степени.

 

     Далее нами были отобраны методики для диагностики  зрительного восприятия детей дошкольного  возраста с нарушениями зрения.

     Для диагностики особенностей зрительного  восприятия у детей с нарушениями зрения применяются такие же методики, что и для детей с сохранным зрением, но существует некоторые требования к диагностике:

  • величина объекта больше 2 - 3 см, цвет: желтый, оранжевый, красный и его оттенки, зеленый;
  • объект обязательно должен быть в рамочке либо в черной, либо в темно-зеленой;
  • формы предметов разнообразны.

     Условия для демонстрируемого объекта:

  • выбор адекватного фона;
  • выбор оптимального цвета;
  • постоянное использование указки для уточнения;
  • ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;
  • педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
  • объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;
  • непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин;
  • соответствующая освещенность;

     Методики  используются в индивидуальной форме  эксперимента, представляя собой  различные задания, выполнение которых  требует применение обследуемым  определенных операций или действий. Они позволяют выявить наличие  и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.

     Методика 1. «Восприятие формы, величины, цвета»

     Цель. Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.

     Важно установить, как влияет на выполнение задания опыт, приобретенный ребенком при работе с таблицей 1. В этой связи интересно узнать, какая инструкция окажется достаточной: краткая устная инструкция, инструкция-разъяснение и т., д.

     Процедура проведения. Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображением детей, а рядом - верхнюю часть таблицы, на которой изображены разные полотенца. Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце». Ответ ребенка говорит о его способности или неспособности соотносить предметы по форме. Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце». На основании полученных ответов судят о способности различать и называть геометрические фигуры.

     Анализ  результатов.

     Высокий уровень - соотносят предметы одинаковой формы, различают такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник  и знают их названия.

     Средний уровень – дети с удовольствием  выполняют это задание, соотносят предметы сходной формы, различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Знают не все названия фигур. В процессе работы требуется организующая помощь.

     Низкий  уровень – дети не соотносят сходные  по форме фигуры, путают их названия и затрудняются при необходимости различать похожие по форме предметы.

     Методика 2. «Восприятие формы, величины»

     Цель. Выявить сформированность представлений о величине (размере); способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.

     Процедура проведения. На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая и маленькая собачка и т. д.).

     Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую  собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка?», «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».

     Анализ  результатов.

     Высокий уровень – дети различают предметы по величине и выполняют это задание  без труда.

     Средний уровень - дети испытывают трудности, нуждаются  в помощи.

     Низкий  уровень – не справляются с  заданием.

     Методика 3. «Целостное восприятие знакомых объектов»

     Цель. Выявить наглядно-образные представления детей; способность целостного восприятия знакомых объектов; зрительно-двигательную координацию; графические навыки.

     Процедура проведения. На таблицах изображены геометрические фигуры (треугольники и круги) с неполными контурами. Подчеркивается, что все треугольники одинаковы по величине, затем предлагаются задания типа: «Дополни до треугольника», «Дополни до круга».

     На  таблице изображены незаконченные  контуры двух предметных изображений (бабочки и жука). Детям дается задание дорисовать эти предметы («Дорисуй жука» и т. д.).

     В основу предлагаемых детям заданий  положена методика Т. Н. Головиной.

     Анализ  результатов.

     Высокий уровень - выполняют задания таблиц без особого труда. Они понимают инструкцию и с интересом принимаются за работу.

     Средний уровень – выполнения заданий  встречает трудности, при обучающей  помощи задание выполнятся.

     Низкий  уровень – задание не выполнено.

     Методика 4. «Целостное восприятие» 

     Цель: Выявить сформированность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать задания в умственном плане.

     Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Посмотри, из круга (квадрата, треугольника) вырезали кусочек. Найди его среди тех, которые здесь нарисованы».

     Если ребенок не понимает, ему показывают правильное решение. Остальные задания он должен выполнить сам. В более сложном варианте у фигур отсутствуют вырезанные из них части. Ребенок должен выполнить задание на уровне наглядно-образного мышления.

     Анализ  результатов.

     Высокий уровень - дети проявляют выраженный интерес к заданию. Оно им посильно, хотя качество выполнения не одинаково (некоторым нужна организующая помощь).

     Средний уровень - отмечается бессистемность и  нецеленаправленность в работе. При  организующей помощи задание выполняют.

     Низкий  уровень – задание не выполнено.

     Методика 5. «Чего не хватает на этих рисунках?»

     Цель: выявление узнавания деталей  предмета на рисунке.

     Суть  этой методики состоит в том, что  ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание определить и назвать отсутствующую деталь.

     Анализ  результатов.

     Высокий уровень - дети проявляют выраженный интерес к заданию. Оно им посильно, хотя качество выполнения не одинаково (некоторым нужна организующая помощь).

     Средний уровень - отмечается бессистемность и  нецеленаправленность в работе. При  организующей помощи задание выполняют.

     Низкий  уровень – задание не выполнено.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения