Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 05:52, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
Раскрыть теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях.
Изучить роль сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Экспериментально исследовать возможности сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях 6
1.1. Особенности развития восприятия и его механизмы при нарушениях функций зрения 6
1.2. Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 9
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 13
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 25
2.1. Изучение уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 25
2.2. Разработка и апробация сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 34
2.3. Итоговое изучение уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 38
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список литературы 44
Содержание
Введение
Актуальность исследования. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка. По причине искажения системы сенсорных эталонов дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии.
Освоение
предметного мира и развитие предметных
действий, где требуется зрительный
контроль и анализ, у детей с
нарушениями зрения идет сложнее, процессы
эти носят замедленный
Психическое развитие детей с нарушениями зрения протекает с отклонениями. Для таких детей характерно значительное отставание в сроках развития (Л.П.Григорьева, С.И.Кондратьева, Л.И. Плаксина, Л.И.Солнцева и др.). У них оказываются несформированными представления об окружающем предметном мире, произвольные формы психической деятельности. Отставание в речевом развитии характеризуется слабостью регулирующей, а также недоразвитием коммуникативной функции речи. Отмечается отсутствие активности как в отношении окружающей ребенка предметной деятельности, так и в социальной сфере. Это выражается в пассивном отношении ребенка к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже к самому себе.
Неоценимую
помощь в воспитательно-
В старшем дошкольном возрасте ведущей становится сюжетно-ролевая игра. В ней ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых, овладевает произвольными формами поведения, оперирует знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин).
Таким образом, сюжетно-ролевая игра обеспечивает разностороннее развитие ребенка и является одним из действенных средств обучения, воспитания, развития и компенсации.
В научной литературе есть достаточно исследований, свидетельствующих о том, что сюжетно-ролевая игра может стать ведущей деятельностью дошкольника и оказывать благоприятное влияние на ход психического развития ребенка, только при определенном уровне сформированности восприятия, мышления, речи, внимания, памяти и личности ребенка. Достаточное развитие психофизических процессов, а также наличие определенных представлений об окружающем мире являются необходимыми предпосылками к формированию игровой деятельности дошкольников.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста свидетельствует о своеобразии этого процесса.
Сюжетно-ролевая игра детей со зрительными нарушениями также имеет свои особенности. Менее подвижный образ жизни, затрудненность или невозможность зрительного подражания, бедность личного опыта, недостаточный контакт со сверстниками приводят к тому, что их игры значительно отстают в развитии от игр зрячих (Л.И Солнцева, Н.Л. Анисимова, И.Т. Корнилова, С.М. Хорош). В сюжетно-ролевых играх отмечается задержка на одной из первоначальных стадий развития игры, в большинстве случаях на манипулятивных действиях. Если говорить о сюжетно-ролевой игре детей с глубоким нарушением зрения, то она носит вербальный характер, так как они не имеют возможность действовать по подражанию. Не имея возможности самостоятельно осваивать игровые действия, они не могут без помощи взрослого научиться играть, особенно, в сюжетно-ролевые игры.
Учитывая влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей с нарушениями зрения, ее компенсаторную функцию, эта проблема является актуальной и требует специального изучения.
Объект изучения: особенности развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Предмет исследования: развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: трудности зрительного восприятия окружающего мира и своих сверстников у детей старшего дошкольного возраста, обусловленные нарушением зрения требуют коррекционной работы, одним из эффективных средств которой является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре, тематика и содержание которой предполагает разнообразие знаний и представлений об окружающем, закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка с нарушениями зрения, осуществляется развитие зрительного восприятия.
Цель исследования: изучить возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
Методы анализ, систематизация и обобщение научных источников, эксперимент, наблюдение.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях
1.1. Особенности развития
восприятия и его механизмы при нарушениях
функций зрения
Восприятие – это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего возникает целостный образ объекта.
«Формирование образа воспринимаемого зрительно предмета обеспечивается как сенсорными функциями зрительного анализатора, так и сложнейшей аналитико-синтетической деятельностью в коре головного мозга человека» [18,с.27]. Образ воспринимаемого предмета возникает на основе двух противоположных, но тесно взаимодействующих нервных процессов: тончайшей дифференцировки действующих раздражителей и их интеграции путем объединения, слияния, связывания возбуждений, возникающих во множестве нервных клеток. Повторное восприятие уже знакомого предмета происходит мгновенно вследствие активизации ранее образовавшихся в коре мозга нервных связей.
При восприятии предмета имеет значение соответствующий опыт (апперцепция) воспринимающего человека. Если ему знаком предмет в общих чертах, то возникающий образ будет нечетким, расплывчатым. Огромную роль при восприятии играет речь, то слово, которым назван предмет. Следовательно, предмет отражается в сознании человека через чувственное познание и словесное обозначение.
«Зрительное восприятие - сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию» [8, c.28].
Основой этой системной деятельности являются первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе.
Целостность, предметность, константность, категориальность, апперцепция - основные свойства образа, складывающиеся в процессе и в результате восприятия.
Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
Константность - способность перцептивной системы (перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать изменения внешней среды, позволяющая воспринимать окружающие предметы постоянными по форме, величине, цвету и другим параметрам.
Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.
Нарушения функций зрения приводят к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений у частичнозрячих и слабовидящих или полному их выпадению у тотально слепых.
«При наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03–0,02 и ниже), когда большая часть предметов и явлений не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее положение занимают кожный и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия» [11,с.26]. Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия.
Полное выпадение зрительных ощущений из процесса восприятия наблюдается только в случаях тотальной слепоты.
Независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свойствами, известными в общей психологии: избирательностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью. Проявление и развитие этих свойств зависят от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психического развития индивида в целом.
А.Г. Литвак отмечает, что при слабовидении наблюдается редуцирование проявления некоторых свойств восприятия: избирательность восприятия ограничивается узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим, по сравнению с нормой, эмоциональным воздействием внешнего мира; апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в связи с недостаточным чувственным опытом; осмысленность и обобщенность затрудняются как недостаточным чувственным опытом, так и снижением полноты и точности отображаемого.
Участие в процессе восприятия нескольких анализаторных систем предполагает их совместную деятельность. По мнению Г.В. Никулина, «совокупная, интегративная деятельность анализаторов, в результате которой под воздействием комплексных раздражителей образуются временные нервные связи, и является физиологическим механизмом восприятия» [13,с.31]. Комплексная деятельность анализаторов протекает на основе взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
Различной степени нарушения или полное выпадение функций зрительного анализатора могут лишь нарушить соотношение видов и изменить тип восприятия, но они ни в коей мере не отражаются на его физиологическом механизме.
Как справедливо отмечает Л.И. Плаксина, «при патологии органов зрения затрудняется либо становится невозможным образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов» [15,с.10]. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов, широте круга отображаемых предметов и явлений, но не могут изменить сущности процесса возникновения образа.
Таким
образом, восприятие - сложный полисенсорный
процесс, включающий ряд перцептивных
и опознавательных действий. Он имеет
этапы обнаружения объекта, различения
и выделения информативных
1.2. Особенности зрительного
восприятия детей старшего дошкольного
возраста с нарушениями зрения
Зрительное восприятие включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов: зрительное воздействие и прежний опыт, интерес человека и его мыслительную деятельность. Он должен увидеть целое, состоящее из совокупности его частей, выделить главные признаки среди второстепенных, сопоставить их с известной ему категорией предметов, абстрагировать существенные признаки от второстепенных индивидуальных особенностей, присущих именно этому предмету, т.е. увидеть общее в частном и особенном.