Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 05:52, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
Раскрыть теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях.
Изучить роль сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Экспериментально исследовать возможности сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях 6
1.1. Особенности развития восприятия и его механизмы при нарушениях функций зрения 6
1.2. Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 9
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 13
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 25
2.1. Изучение уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 25
2.2. Разработка и апробация сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 34
2.3. Итоговое изучение уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 38
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список литературы 44
Методика 6. «Чем залатать коврик?»
Цель: определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
Далее данные методики использовались нами в экспериментальной работе.
При проведении экспериментальной работы нами соблюдались следующие условия:
Нами были подобраны шесть методик для оценки уровня развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Данные, полученные в ходе экспериментальной работы, были занесены в таблицу 2.
Таблица 2
Результаты диагностики зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
№ п/п/ | Ф.И ребенка | Мет. 1 | Мет. 2 | Мет. 3 | Мет. 4 | Мет. 5 | Мет. 6 | Итог. уровень |
1 | Ася О. | С | С | С | С | С | Н | С |
2 | Дима В. | Н | Н | С | Н | Н | Н | Н |
3 | Семен Х. | Н | С | С | С | С | С | С |
4 | Стас П. | С | Н | С | С | С | С | С |
5 | Карина Г. | Н | С | Н | Н | Н | Н | Н |
6 | Даниил Ч. | С | С | С | С | С | С | С |
7 | Маша К. | Н | Н | С | Н | Н | Н | Н |
8 | Костя М. | С | Н | С | Н | Н | Н | Н |
9 | Катерина В. | С | С | Н | Н | Н | Н | Н |
10 | Полина С. | С | С | С | С | Н | Н | С |
Таким образом, анализируя результаты, полученные в констатирующем эксперименте, отметим, что дети дошкольного возраста с нарушениями зрения имеют средний и низкий уровень развития зрительного восприятия, наибольшее затруднение у детей вызвало задание № 5 и 6.
Было выявлено, что дошкольники путают названия геометрических фигур (квадрат и треугольник), цвета (красный, синий, зелёный, оттенки цветов), величины (большой, поменьше, самый маленький), затрудняются при необходимости различать похожие по форме предметы, трудным для всех детей оказалось выделение и словесное обозначение одинаковых по величине предметов, дети не дифференцируют объекты по форме, величине, цвету.
При выполнении задания №3 наибольшие трудности возникли у детей при необходимости дополнить (дорисовать) круг.
Большинство детей выполняли это задание неудовлетворительно. Они замыкали контур, не производя при этом необходимых кругообразующих движений, поэтому площадь дорисованной ими фигуры оказывалась, как правило, уменьшенной. При дополнении контура треугольника многие дети изменяли его площадь и форму, причем имели место случаи распространенного принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний ряд подобных фигур. Дошкольники забывали, что все эти треугольники одного размера.
Дошкольники испытывали большие трудности при необходимости понять принцип работы. В результате они допускали выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению.
Существенные затруднения вызвали задания методик №5 и 6. Дошкольники не смогли узнать предмет, изображённый на картинке, не смогли сказать, какой детали не хватает у предмета на рисунке, не справились заданием «Залатай коврик», в ходе практических действий (подбор кусочков) дети накладывали разные кусочки на коврик, но не смогли даже в ходе подбора подобрать необходимый кусочек. Таким образом, константность и целостность восприятия объектов и предметов у детей с нарушениями зрения нарушена.
В целом при проведении экспериментальной работы было выявлено, что в контрольной группе детей 5 человек (50%) имеют средний уровень развития зрительного восприятия, 5 человек (50%) – низкий уровень развития зрительного восприятия.
По данным экспериментальной работы была построена диаграмма 1.
Диаграмма 1
Результаты изучения уровня развития зрительного восприятия детей
с нарушениями зрения
Итак, по данной диаграмме наглядно видно, что уровень развития зрительного восприятия примерно одинаков – 50% детей имеют средний уровень развития зрительного восприятия, 50% - низкий уровень развития зрительного восприятия. Детей с высоким уровнем развития зрительного восприятия зафиксировано не было.
Таким
образом, по результатам экспериментальной
работы мы сделали вывод о низком
уровне развития зрительного восприятия
у детей дошкольного возраста
с нарушениями зрения: у детей
нарушена константность, целостность
и дифференцированность. Мы предположили,
что уровень развития зрительного восприятия
можно скорректировать при организации
сюжетно-ролевых игр. Данное предположение
было проверено в ходе формирующего эксперимента.
2.2. Разработка и
апробация сюжетно-ролевых игр, направленных
на развитие зрительного восприятия старших
дошкольников с нарушениями зрения
В задачи экспериментальной работы входили:
1.
Формировать способы
2. Учить в речи использовать слова, описывающие форму, цвет, величину игровой атрибутики, различных предметов.
3.
Способствовать целостному
Избрав игровую деятельность как наиболее эффективное средство развития зрительного восприятия, мы изучили, во что играют дети с нарушениями зрения в свободное от занятий и лечебных процедур время.
Оказалось, что чаще и охотнее всего они играют в «Магазин». Но «оборудование игры было бедным: в качестве «товаров» фигурировали камешки, щепки. Мы предложили детям подумать, каким реквизитом стоит пополнить эту игру, чтобы она стала интересней. И сразу же приступили к изготовлению всего, что необходимо для настоящего «Магазина»: оборудовали молочный, гастрономический, а также фруктово-овощной отделы.
Во время прогулки организовали игру в «хлебопекарню», в процессе которой дети вылепили из глины батоны, булки, бублики, сушки для булочной. В качестве образцов детям были предложены готовые муляжи, которые они рассматривали, ощупывали, а затем воспроизводили в глине. Таким образом, опираясь на зрительное и осязательное восприятия, мы формировали и закрепляли навыки детей в лепке.
И вот на прилавках в «Магазине» появились батоны, ватрушки, баранки, булки и даже торт, украшенный цветами. Осталось все покрасить. Эту работу мы поручили детям с низкой остротой зрения, которым особенно полезны такого рода упражнения. Поделки получись яркими, и дети радовались, что все сделано их руками.
Мы не только стремились пополнить игру разнообразным реквизитом и вызвать у всех детей желание играть, но и учитывали коррекционные задачи: предлагали детям лепить изделия разной формы и величины, при раскраске подбирали те цвета, которые лучше воспринимались — все овощи и фрукты были покрашены в яркие тона (желтый, оранжевый, красный, зеленый).
Чтобы пополнить и закрепить знания детей, а затем воплотить их в игре, мы организовали экскурсию в настоящий магазин и при этом обратили внимание детей не только на содержимое витрин и прилавков, но и на систему самообслуживания, а значит, и доверия, которое она предполагает, на дружелюбные взаимоотношения между продавцами магазина, а также между продавцами и покупателями.
Атмосфера дружелюбия — важный момент для подражания в игре.
После экскурсии в «Универсам» и последующей беседы мы организовали игру в «магазин», а чтобы помочь детям ее наладить, сами приняли в ней активное участие. Многим ребятам непременно хотелось быть кассирами, и никто не желал уступить эту роль другому.
У некоторых появились даже слезы обиды. Видя это, мы предложили использовать считалку: «Я зверек, и ты зверек, я — мышонок, ты — хорек, ты хитер, а я умен, кто умен, тот вышел вон!» Кассир был определен, обиды исчезли, и начатая игра была продолжена.
Чтобы интерес к ней закрепился, игровые сюжеты обновлялись. Мальчикам было предложено «привозить продукты на базу», куда они «приезжали на машинах», а девочкам — фасовать продукты и размещать их на полках. К фасовке особенно привлекали детей с остротой зрения 0,2—0,5 на косящем глазу. Через некоторое время дети стали самостоятельно договариваться и распределять между собою роли. Им нравилось быть и продавцами, и контролерами, и шоферами, и рабочими на базе.
В процессе игры в «Магазин» мы впервые отметили, что дети тянутся к совместной игре, у них формируются дружеские взаимоотношения, которые не прерываются и в повседневной жизни.
В формировании личности ребенка немалое значение имеет воспитание интереса к труду взрослых.
Когда мы в присутствии детей шили на машинке платьица для кукол, то заметили, что девочки проявляют к нашей работе большой интерес. Это подтвердилось и во время экскурсии в ателье. После экскурсии мы предложили детям выкроить для кукол одежду из бумаги. К этой игре мы старались привлечь, прежде всего, детей с плохо развитой моторикой мелких мышц рук. К концу года движения пальцев и рук у этих ребят стали более уверенными и координированными. С каждым днем интерес к игре возрастал. Это привело нас к мысли, что его нужно поддержать и развить дальше. Мы решили организовать «Ателье» с раскроечным и пошивочным цехами, а также залом для примерок. Чтобы обогатить знания детей о работе в ателье, мы пригласили маму воспитанника, работающую в ателье. Она рассказали, как кроят и шьют одежду, какие красивые вещи получаются. В процессе игры всем куклам была сшита летняя и зимняя одежда, а также постельное белье, салфетки и пр.
Дети учились не только шить, но и вышивать. К этому занятию привлекались все, так как вышивание способствует повышению остроты зрения. Начали с обучения вышиванию на плотной бумаге. Сделали яркие рисунки с изображением фруктов и овощей, прокололи их по контуру шилом. Когда вышивание на основе простых контуров было освоено всеми, мы предложили для тех же целей сюжетные картинки, используя готовые печатные иллюстрации к сказкам. Дети с амблиопией слабой степени выполняли вышивку по сюжетным картинкам с относительно мелким рисунком, а при высокой степени амблиопии — на основе крупных и контрастных рисунков, нитками красно-оранжевых тонов.
Освоив вышивание на картоне и бумаге, мы перешли к вышивке по ткани. Сначала дети с нарушениями зрения учились выдергивать и продевать нитки на рогожках, изготовляя салфетки для кукольного уголка, потом салфетки украсили аппликацией из бумаги и, наконец, перешли к вышиванию на ткани по контуру.
Проведенная работа показала, что важным моментом в организации игры является умение детей совместно обдумать и обсудить не только ее тему, но и самый ход. Для этого мы проводили совместные обсуждения, на которых предлагали детям подумать и рассказать, во что они собираются играть, как намерены распределить роли, что необходимо использовать в ходе игры. Такие обсуждения приучали считаться с интересами товарищей, поддерживать их предложения, проявлять взаимопонимание и выдержку. Кроме того, такое предварительное обсуждение помогало каждому ребенку найти свое место в игре, проявить выдумку, инициативу, развивало речь.
После работы мы заметили положительные моменты в развитии игрового творчества, а также в сплоченности детского коллектива. Увеличилась длительность игр, возросло число участников в одной игре (до 6—8 человек). Если споры и возникали, то деловые; конфликты между играющими становились редкими.
Чтобы
тематика и содержание сюжетно ролевых
игр были разнообразными, мы обогащали
представления детей с нарушениями
зрения знаниями об окружающей действительности.
Такого рода знания дети с нарушениями
зрения получали и в процессе других занятий:
чтения вслух художественной литературы,
изучения иллюстраций, в беседах и экскурсиях.
2.3. Итоговое изучение
уровня развития зрительного восприятия
детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями зрения
Для проверки эффективности проведённых нами занятий был проведён контрольный эксперимент.