Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 05:52, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
Раскрыть теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях.
Изучить роль сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Экспериментально исследовать возможности сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях 6
1.1. Особенности развития восприятия и его механизмы при нарушениях функций зрения 6
1.2. Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 9
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 13
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 25
2.1. Изучение уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 25
2.2. Разработка и апробация сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 34
2.3. Итоговое изучение уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 38
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список литературы 44
Данные, полученные в ходе экспериментальной работы, были занесены в таблицу 3.
Таблица 3
Результаты диагностики зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
№ п/п/ | Ф.И ребенка | Мет. 1 | Мет. 2 | Мет. 3 | Мет. 4 | Мет. 5 | Мет. 6 | Итог. уровень |
1 | Ася О. | С | С | С | С | С | С | С |
2 | Дима В. | С | С | С | С | Н | Н | С |
3 | Семен Х. | С | С | С | С | С | С | С |
4 | Стас П. | С | С | С | С | С | С | С |
5 | Карина Г. | Н | С | Н | Н | Н | Н | Н |
6 | Даниил Ч. | В | В | С | С | С | С | С |
7 | Маша К. | С | Н | С | Н | Н | Н | Н |
8 | Костя М. | С | Н | С | Н | Н | Н | Н |
9 | Катерина В. | С | С | Н | Н | Н | Н | Н |
10 | Полина С. | С | С | С | С | Н | Н | С |
Итак, по данным таблицам видно, что в группе 4 ребёнка (40%) имеют низкий уровень развития зрительного восприятия, 6 детей (60%) – средний уровень развития зрительного восприятия.
Полученные результаты отражены в диаграмме 2.
Диаграмма 2
Результаты контрольного эксперимента
Таким образом, при сравнении результатов констатирующего и контрольного экспериментов было выявлено, что у детей с низким уровнем развития зрительного восприятия набранные баллы за выполненные задания по подобранным нами методикам немного увеличились, так что низкий уровень в начале эксперимента и низкий уровень в конце эксперимента – результаты не равнозначные, уровень зрительного восприятия детей вырос качественно.
Таким
образом, мы сделали вывод об эффективности
проведённой работы в формирующем
эксперименте.
Выводы по главе 2
С целью выявления эффективности конструирования в коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, нами был проведен эксперимент. Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
По результатам констатирующего эксперимента мы сделали вывод о низком уровне развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Для проведения формирующей работы нами были разработаны и проведены сюжетно-ролевые игры.
Анализируя результаты, полученные в контрольном эксперименте, в группе детей низкий уровень развития зрительного восприятия был зафиксирован у 40%, средний - у 60%.
При
сравнении результатов
Заключение
Курсовое исследование было посвящено изучению проблемы развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения посредством сюжетно-ролевой игры.
На первом этапе работы нами был предпринят анализ научной литературы по проблеме исследования. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы относительно особенностей развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрительного анализатора.
Восприятие
- сложный полисенсорный процесс,
включающий ряд перцептивных и опознавательных
действий. Он имеет этапы обнаружения
объекта, различения и выделения информативных
признаков, формирования перцептивного
образа, его опознания и категоризации,
обнаружения и выделения информативных
признаков объектов. Адекватность и полнота
формирующихся перцептивных образов зависят
от ориентировочно-
Зрительное восприятие включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов: зрительное воздействие и прежний опыт, интерес человека и его мыслительную деятельность. Факты, полученные разными исследователями при изучении зрительного восприятия нормально видящих детей дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что восприятие ребенка с нарушениями зрения при отсутствии специального обучения неточно, фрагментарно и не всегда правильно. Неизбежным его результатом являются отрывочные знания, отличающиеся слитностью (нерасчлененностью); восприятие ребенка не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно. Сочетаясь с непроизвольностью внимания, восприятие ребенка обычно бывает обращено к яркому, подвижному предмету (на фоне неподвижных предметов); эти возрастные особенности детского восприятия, однако, не ограничивают возможности развития в дальнейшем чувственного познания. Систематическое обучение детей способам анализа воспринимаемого материала, выделения основных его признаков, частей и элементов и установления связей между ними дает заметные сдвиги. Незрелое восприятие превращается в целенаправленное, осмысленное наблюдение не только одного объекта, но и целой многопредметной ситуации.
Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения требует своевременной коррекции, одним из средств которой является сюжетно-ролевая игра. По мнению исследователей, развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста в отличие от нормально видящих детей протекает несколько своеобразно и отстает в развитии.
Замедленный ход развития предметно-игровых действий оказывает влияние на содержательно-смысловую сторону игры, так как в процессе выполнения той или иной роли обедненность образных представлений и сниженность уровня предметных действий скажется на сюжете игры.
Тем не менее, согласуясь с выявленными особенностями развития ролевой игры дошкольников с нарушениями зрения, можно наметить основные пути коррекционно-воспитательной работы, нацеленной на:
С целью подтверждения гипотезы о возможностях сюжетно-ролевой игры в развитии зрительного восприятия был спланирован и проведен эксперимент.
Изучение уровня развития зрительного восприятия на начало эксперимента оказался примерно одинаков – 50% детей имеют средний уровень развития зрительного восприятия, 50% - низкий уровень развития зрительного восприятия. Детей с высоким уровнем развития зрительного восприятия зафиксировано не было.
По
результатам констатирующего
При сравнении результатов констатирующего и контрольного экспериментов было выявлено, что набранные баллы за выполненные задания по подобранным нами методикам немного увеличились, так что низкий уровень в начале эксперимента и низкий уровень в конце эксперимента – результаты не равнозначные, уровень зрительного восприятия дошкольников группы вырос качественно.
Таким
образом, предположение о томи, что
в сюжетно-ролевой игре, тематика
и содержание которой предполагает
разнообразие знаний и представлений
об окружающем, закрепляются полученные
знания и представления об окружающем
мире, формируются психические функции
ребенка с нарушениями зрения, осуществляется
развитие зрительного восприятия, было
подтверждено.
Список литературы