Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 05:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
Раскрыть теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях.
Изучить роль сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Экспериментально исследовать возможности сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях 6
1.1. Особенности развития восприятия и его механизмы при нарушениях функций зрения 6
1.2. Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 9
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 13
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 25
2.1. Изучение уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 25
2.2. Разработка и апробация сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 34
2.3. Итоговое изучение уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 38
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

1223 зрительное восприятие.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

     Данные, полученные в ходе экспериментальной  работы, были занесены в таблицу 3.

     Таблица 3

     Результаты  диагностики зрительного восприятия детей  старшего дошкольного возраста  с нарушениями зрения

№ п/п/ Ф.И ребенка Мет. 1 Мет. 2 Мет. 3 Мет. 4 Мет. 5 Мет. 6 Итог. уровень
1 Ася О. С С С С С С С
2 Дима В. С С С С Н Н С
3 Семен Х. С С С С С С С
4 Стас П. С С С С С С С
5 Карина Г. Н С Н Н Н Н Н
6 Даниил Ч. В В С С С С С
7 Маша  К. С Н С Н Н Н Н
8 Костя М. С Н С Н Н Н Н
9 Катерина  В. С С Н Н Н Н Н
10 Полина  С. С С С С Н Н С

 
 

     Итак, по данным таблицам видно, что в группе 4 ребёнка (40%) имеют низкий уровень  развития зрительного восприятия, 6 детей (60%) – средний уровень развития зрительного восприятия.

     Полученные  результаты отражены в диаграмме 2.

     Диаграмма 2

     Результаты  контрольного эксперимента

     

 

     Таким образом, при сравнении результатов  констатирующего и контрольного экспериментов было выявлено, что у детей с низким уровнем развития зрительного восприятия набранные баллы за выполненные задания по подобранным нами методикам немного увеличились, так что низкий уровень в начале эксперимента и низкий уровень в конце эксперимента – результаты не равнозначные, уровень зрительного восприятия детей вырос качественно.

     Таким образом, мы сделали вывод об эффективности  проведённой работы в формирующем  эксперименте. 

     Выводы по главе 2 

     С целью выявления эффективности  конструирования в коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, нами был проведен эксперимент. Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

     По  результатам констатирующего эксперимента мы сделали вывод о низком уровне развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

     Для проведения формирующей работы нами были разработаны и проведены  сюжетно-ролевые игры.

     Анализируя  результаты, полученные в контрольном эксперименте, в группе детей  низкий уровень развития зрительного восприятия был зафиксирован у 40%, средний  - у 60%.

     При сравнении результатов констатирующего  и контрольного экспериментов было выявлено, что набранные баллы  за выполненные задания по подобранным нами методикам немного увеличились, так что низкий уровень в начале эксперимента и низкий уровень в конце эксперимента – результаты не равнозначные, уровень зрительного восприятия дошкольников группы вырос качественно. 

 

      Заключение

     Курсовое  исследование было посвящено изучению проблемы  развития зрительного  восприятия старших дошкольников с  нарушениями зрения посредством  сюжетно-ролевой игры.

     На  первом этапе работы нами был предпринят анализ научной литературы по проблеме исследования. Проведенный анализ  позволил сделать следующие выводы относительно особенностей развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрительного анализатора.

     Восприятие - сложный полисенсорный процесс, включающий ряд перцептивных и опознавательных действий. Он имеет этапы обнаружения объекта, различения и выделения информативных признаков, формирования перцептивного образа, его опознания и категоризации, обнаружения и выделения информативных признаков объектов. Адекватность и полнота формирующихся перцептивных образов зависят от ориентировочно-исследовательской деятельности.

     Зрительное  восприятие включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых  механизмов: зрительное воздействие  и прежний опыт, интерес человека и его мыслительную деятельность. Факты, полученные разными исследователями при изучении зрительного восприятия нормально видящих детей дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что восприятие ребенка с нарушениями зрения при отсутствии специального обучения неточно, фрагментарно и не всегда правильно. Неизбежным его результатом являются отрывочные знания, отличающиеся слитностью (нерасчлененностью); восприятие ребенка не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно. Сочетаясь с непроизвольностью внимания, восприятие ребенка обычно бывает обращено к яркому, подвижному предмету (на фоне неподвижных предметов); эти возрастные особенности детского восприятия, однако, не ограничивают возможности развития в дальнейшем чувственного познания. Систематическое обучение детей способам анализа воспринимаемого материала, выделения основных его признаков, частей и элементов и установления связей между ними дает заметные сдвиги. Незрелое восприятие превращается в целенаправленное, осмысленное наблюдение не только одного объекта, но и целой многопредметной ситуации.

     Развитие  зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения требует  своевременной коррекции, одним  из средств которой является сюжетно-ролевая  игра. По мнению исследователей, развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста в отличие от нормально видящих детей протекает несколько своеобразно и отстает в развитии.

     Замедленный ход развития предметно-игровых  действий оказывает влияние на содержательно-смысловую  сторону игры, так как в процессе выполнения той или иной роли обедненность образных представлений и сниженность уровня предметных действий скажется на сюжете игры.

     Тем не менее, согласуясь с выявленными  особенностями развития ролевой  игры дошкольников с нарушениями зрения, можно наметить основные пути коррекционно-воспитательной работы, нацеленной на:

  • формирование реальных представлений об окружающей действительности, признаках и функциональных свойствах предметов;
  • формирование предметных, конструктивных, игровых и ролевых действий, адекватных деятельности взрослых людей в быту и доступных детям трудовых занятиях;
  • обучение детей с нарушениями зрения совместным действиям, умениям планировать их с учетом требований роли и правилам игры;
  • создание условий для развертывания детьми сюжета игры и оптимизацию взаимовлияния детей в ходе их общения в игре;
  • активизацию имеющихся у детей с нарушениями зрения представлений для обогащения сюжета и роли в игре.

     С целью подтверждения гипотезы о  возможностях сюжетно-ролевой игры в развитии зрительного восприятия был спланирован и проведен эксперимент.

     Изучение  уровня развития зрительного восприятия на начало эксперимента оказался примерно одинаков – 50% детей имеют средний  уровень развития зрительного восприятия, 50% - низкий уровень развития зрительного  восприятия. Детей с высоким уровнем развития зрительного восприятия зафиксировано не было.

     По  результатам констатирующего этапа  мы сделали вывод о низком уровне развития зрительного восприятия у  детей дошкольного возраста с  нарушениями зрения: у детей нарушена константность, целостность и дифференцированность. Мы предположили, что уровень развития зрительного восприятия можно скорректировать при организации сюжетно-ролевых игр. Данное предположение было проверено в ходе формирующего эксперимента.

     При сравнении результатов констатирующего и контрольного экспериментов было выявлено, что набранные баллы за выполненные задания по подобранным нами методикам немного увеличились, так что низкий уровень в начале эксперимента и низкий уровень в конце эксперимента – результаты не равнозначные, уровень зрительного восприятия дошкольников группы вырос качественно.

     Таким образом, предположение о томи, что  в сюжетно-ролевой игре, тематика и содержание которой предполагает разнообразие знаний и представлений  об окружающем, закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка с нарушениями зрения, осуществляется развитие зрительного восприятия, было подтверждено. 
 

 

      Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. – 656 с.
  2. Григорьева, Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих и слабовидящих школьников [Текст] / Л.П. Григорьева. – М.: Педагогика, 1983. – С. 3-12.
  3. Григорьева, Л.П., Сташевский, С.В. Основные методы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения [Текст] / Л.П. Григорьева, С.В. Сташевский. – М.: АПН СССР, НИИ Дефектологии, 1990. – С. 3-38.
  4. Гусева, М.Р., Дмитриев, В.Г., Плаксина, Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / М.Р. Гусева, В.Г. Дмитриев, Л.И. Плаксина. - М.: Просвещение, 1978. – 79 с.
  5. Донецкая, С. Влияние сюжетно-ролевой игры на коррекцию зрений // Гусева, М.Р., Дмитриев, В.Г., Плаксина, Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Под ред. М.Р. Гусевой. - М.: Просвещение, 1978. – С. 55-58.
  6. Дружина, Л. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие [Текст] / Л. Дружина. - М.: Экзамен, 2006. – 160 с.
  7. Евмененко, Е.В., Трущелева, А.В. Психология лиц с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Евмененок, А.В. Трущелева. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 220 с.
  8. Ермолович, З.Г. Тифлопсихология: чувственное отражение мира в условиях визуальной депривации. Учебно-методическое пособие [Текст] / З.Г. Ермолович. – Минск, 2004. –с.
  9. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А.  Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.П. ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
  10. Земцова, М.И. Некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушениях зрения// Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения [Текст]  / Под ред. М.И. Земцовой. – М.: Наука, 1978. – С. 68-74.
  11. Литвак, А.Г., Сорокин, В.М., Головина, Т.П. Внимание, восприятие, память, мышление, пространственная ориентация, речевая деятельность слепых и слабовидящих// Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании // Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» [Текст] / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калининова. – М.: Аспект, 2005.- 448 с.
  12. Маллаев, Д.М.  Игры  для слепых и слабовидящих: Учебное пособие [Текст] / Д.М. Маллаев. – М.: Советский спорт, 2002.  - 136 с.
  13. Никулина, Г.В., Фомичева, Л.Ф., Замашнюк, Е.В. Развитие зрительного восприятия: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Г.В. Никулиной. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2003. - 188 с.
  14. Плаксина, Л.И. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения // Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. Стебелевой Е.А. – М.: ГороД, 1998. -  320 с.
  15. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. – М.: Адель, 1998. – С. 10-44.
  16. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология.-2001. - №2.  – С. 84.
  17. Психология воспитания  детей   с   нарушением   зрения [Текст]   / Под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник, 2004. – 316 с.
  18. Словарь психолога-практика [Текст] / Сост. С.Ю.Головин. – Мн.: Харвест, 2005. – 976 с.
  19. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф сервис, 2000. - 250 с
  20. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста  [Текст] / Л.И. Солнцева. - М.: Наука, 1980. – 122 с.
  21. Эльконин, Д.Б. Психология игры  [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения