Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 05:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
Раскрыть теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях.
Изучить роль сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
Экспериментально исследовать возможности сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения детей в современных психологических исследованиях 6
1.1. Особенности развития восприятия и его механизмы при нарушениях функций зрения 6
1.2. Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 9
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры как средства развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 13
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры как средства коррекции зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 25
2.1. Изучение уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 25
2.2. Разработка и апробация сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения 34
2.3. Итоговое изучение уровня развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 38
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

1223 зрительное восприятие.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

 

      Приложение

     Приложение 1

     Протоколы обследования детей с нарушениями зрения

     Протокол 1

     Ф.И. ребёнка: Ася О.

     Методика: «Восприятие формы, величины, цвета».

     Цель  исследования: Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.

     Ход исследования:

     Исследование  проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора Ответы и  действия ребёнка
Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы  с изображением детей, а рядом - верхнюю  часть таблицы, на которой изображены разные полотенца.

Дают  задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце».

Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован  кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце».

В основном правильно  соотносит предметы по форме.  

В основном различает и называет геометрические фигуры (путает квадрат и треугольник).  


 

 

     Вывод: ребёнок с удовольствием выполняет  это задание, соотносит предметы сходной формы, различает не все геометрические фигуры (круг различает, квадрат и треугольник путает). Знает все названия фигур. В процессе работы требуется организующая помощь.   

     Протокол 2

     Ф.И. ребёнка: Даниил Ч.

     Методика: «Восприятие формы, величины, цвета».

     Цель  исследования: Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.

     Ход исследования:

     Исследование  проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора Ответы и  действия ребёнка
Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы  с изображением детей, а рядом - верхнюю  часть таблицы, на которой изображены разные полотенца.

Дают  задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце».

Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце».

В основном правильно  соотносит предметы по форме.  

Различает и называет геометрические фигуры (путает квадрат и треугольник).  


 

 

     Вывод: ребёнок с удовольствием выполняет  это задание, соотносит предметы сходной формы, различает не все  геометрические фигуры. Знает названия фигур. В процессе работы требуется  организующая помощь.  

     Протокол 3

     Ф.И. ребёнка: Ася О.

     Методика: «Целостное восприятие знакомых объектов».

     Цель  исследования: Выявить наглядно-образные представления детей; способность целостного восприятия знакомых объектов; зрительно-двигательную координацию; графические навыки.

     Ход исследования:

     Исследование проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора Ответы и  действия ребёнка
На  таблицах изображены геометрические фигуры (треугольники и круги) с неполными  контурами. Подчеркивается, что все  треугольники одинаковы по величине, затем предлагаются задания типа: «Дополни до треугольника», «Дополни до круга».

На таблице  изображены незаконченные контуры  двух предметных изображений (бабочки  и жука). Детям дается задание  дорисовать эти предметы («Дорисуй жука» и т. д.).

Испытывает  некоторые затруднения при дополнении до круга (проводит не совсем округлую линию, в результате чего фигура получается меньшей площади)  

Рисует, испытывает некоторые затруднения.


 

 

     Вывод: Испытывает трудности, нуждается в  помощи.  

     Протокол 4

     Ф.И. ребёнка: Костя М.

     Методика: «Целостное восприятие знакомых объектов».

     Цель  исследования: Выявить наглядно-образные представления детей; способность целостного восприятия знакомых объектов; зрительно-двигательную координацию; графические навыки.

     Ход исследования: Исследование проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора Ответы и  действия ребёнка
На  таблицах изображены геометрические фигуры (треугольники и круги) с неполными  контурами. Подчеркивается, что все  треугольники одинаковы по величине, затем предлагаются задания типа: «Дополни до треугольника», «Дополни до круга».

На таблице  изображены незаконченные контуры  двух предметных изображений (бабочки  и жука). Детям дается задание  дорисовать эти предметы («Дорисуй жука» и т. д.).

Испытывает  некоторые затруднения при дополнении до круга (проводит не совсем округлую линию, в результате чего фигура получается меньшей площади)  

Рисует, испытывает некоторые затруднения.


     Вывод: При выполнении задания испытывает некоторые трудности, нуждается  в обучающей помощи.  

 

      Протокол 5

     Ф.И. ребёнка: Катерина В.

     Методика: «Целостное восприятие».

     Цель  исследования: Выявить сформированность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать задания в умственном плане.

     Ход исследования:

     Исследование  проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора Ответы и  действия ребёнка
Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Посмотри, из круга (квадрата, треугольника) вырезали кусочек. Найди его среди  тех, которые здесь нарисованы». Не справляется  с заданием. Экспериментатор показывает правильное решение. Далее ребёнок самостоятельно пытается выполнить задание, но испытывает затруднения.

 

 

     Вывод: отмечается бессистемность и нецеленаправленность в работе. При организующей помощи задание выполняет.  

     Протокол 6

     Ф.И. ребёнка: Маша К.

     Методика: «Целостное восприятие».

     Цель  исследования: Выявить сформированность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать задания в умственном плане.

     Ход исследования:

     Исследование  проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора Ответы и  действия ребёнка
Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Посмотри, из круга (квадрата, треугольника) вырезали кусочек. Найди его среди  тех, которые здесь нарисованы». Не справляется  с заданием. Экспериментатор показывает правильное решение. Далее ребёнок самостоятельно пытается выполнить задание, но испытывает затруднения.

 

 

     Вывод: отмечается бессистемность и нецеленаправленность в работе. При организующей помощи задание выполняет.  

 

      Приложение 2

     Описание сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 

     1. «Магазин» 

     Цель: учить детей пользоваться побудительными конструкциями, описывать предметы, использовать слова с обобщающими  значениями, «одежда», «обувь», «игрушки».

     Оборудование: «Магазин» с отделами «Одежда», «Обувь», «Игрушки». В каком отделе «продается»  по 5-6 игрушечных вещей. Желательно иметь  в каждом отделе несколько одинаковых вещей, отличающихся по цвету, размеру, например, платья или туфли разного  цвете. Корзинка, в которую складываются купленные вещи; чеки, денежные купюры, кассовый аппарат (можно использовать большой калькулятор), около которого стоит ящичек с отделениями для денег.

     Речевой материал: Что вы хотите посмотреть? Что вам показать? Покажите мне, пожалуйста, красное платье (синюю рубашку, черные туфли, зеленый мяч и т.д.). Одежда, обувь, игрушки. Я купил (а) черные сапоги. Сапоги  - это обувь.

     Ход игры.

     Педагог-ведущий  сообщает детям, что открылся новый  магазин, в который требуются  продавцы в разные отделы. С помощью жеребьевки выбираются продавцы (из коробочки вытаскивают листок с надписью отдела). Продавцы идут к своим отделам, осматривают витрины…

     Остальные вместе с педагогом ходят по отделам, рассматривают предлагаемый товар, трогают, смотрят ценники, уточняют, почему именно в этом отделе продается эта вещь….Затем происходит решение о покупке. Подходят к продавцу, подробно расспрашивают его.

     Продавец  предварительно спрашивает покупателей: «Что вам показать?», «Какой цвет?», «Какой размер?», «Пройдите к кассе».

     После того, как деньги отданы кассиру, получен  чек, покупатель возвращается к продавцу, отдает чек и получает покупку, которую  кладет в корзинку.

     В корзине к концу игры скопится немало покупок. После того, как каждый совершил покупку и положил ее в корзину, педагог начинает вытаскивать покупки из корзины и спрашивать: «Кто это купил?», «А что в этом пакете?», «А в каком отделе ты это купил?» и.т.д.  

     2. «Больница»

     Цель: учить детей пользоваться побудительными конструкциями, описывать предметы, использовать слова с обобщающими и конкретными значениями, «врач» (стоматолог, окулист, хирург), медсестра, санитар, медицинские инструменты: шприц, градусник, грелка, таблетки, бинт, пластырь и т.д.

     Оборудование: врачебная атрибутика, элементы костюмов врачей, медсестры, санитара и т.д.

     Речевой материал: Что у вас болит? К  какому врачу мне идти? Какой врач мне поможет? Вам нужен этот врач. Что вы будете делать? Я сломал ногу. Надо наложить гипс. У меня болит  зуб. Нужно лечить зуб. Я порезал  палец. Нужно остановить кровь. У меня щиплет глаза. Надо промыть глаз. У меня болит живот (голова и т.д.). Нужно выпить таблетку. Дайте таблетку. Поставьте укол. Перевяжите палец.

     Ход игры.

     Проводится  предварительная жеребьевка. Выбираются врачи (хирург, окулист, стоматолог), медсестра. Врачи занимают свои кабинеты, раскладывают свои врачебные принадлежности. Медсестра по очереди заходит к каждому врачу, проверяет, все ли на месте у них. Врачи дают медсестре необходимые атрибуты: бинт, таблетку, градусник и т.д.

     По  жеребьевке выбираются пациенты: сломанная рука, порезанный палец, больной зуб, больной живот и т.д.

     Далее педагог берет одного больного и  заходит в больницу. Больной говорит  медсестре: «У меня болит зуб. К какому врачу мне идти?». Медсестра: «Вам сюда», и проводит пациента к врачу. Врач еще раз спрашивает пациента: «Почему вы пришли ко мне?». Пациент: «У меня болит зуб». Врач смотрит зуб, говорит медсестре: «Нужно дать таблетку (нужно полечить зуб и др.)».

     Медсестра достает таблетку и дает ее пациенту.  Больной вместе с педагогом уходит из больницы. Педагог берет следующего и ведет его к другому доктору.

     В итоге, все больные оказываются  вылеченными.

     3. «Парикмахерская»

     Цель: учить детей пользоваться побудительными конструкциями, описывать предметы, использовать слова с обобщающими и конкретными значениями («парикмахер», «ножницы», «расческа» и т.д.; учить объяснять с помощью вербальных и невербальных средств свои желания.

     Оборудование: парикмахерская атрибутика (ножницы, расчески, фен, щипцы для завивки, бигуди, заколки, бантики и т.д.), элементы костюмов парикмахера (фартук), пеньюар для клиента т.д. (чтобы разнообразить, а затем и усложнить игру, можно ввести мастера по маникюру).

     Речевой материал: Что вы хотите? Вы хотите постричься? Какую прическу мне можно сделать? Вам подойдет эта прическа. Я хочу постричься? Надо расчесать волосы. У  меня длинные волосы. Нужна короткая стрижка. Я заплету косички. Нужно завязать волосы. У меня есть бантики. Надо постричь покороче \ подлиннее. Мне нравится моя стрижка. Мне нравится прическа. Вам идет эта стрижка. Вам идет эта прическа. Посмотрите в зеркало. Приходите еще. Спасибо за работу.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения