Сюжетно ролевая игра

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Оглавление

Введение С.3
Глава 1. Место сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе детского сада
1.1.Сущность и значение сюжетно-ролевой игры дошкольника С.4
1.2.Условия развития сюжетно-ролевой игры С.9
1.3.Методика руководство сюжетно- ролевой игры дошкольника С.13
Выводы по первой главе С.18
Глава 2. Наблюдение за руководством сюжетно – ролевой игрой «Семья» в средней группе МДОУ № 58 С.19
Выводы по второй главе С.21
Заключение С.22
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 124.50 Кб (Скачать)


 

1.Введение                                                                                                          С.3

Глава 1. Место сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе детского сада

1.1.Сущность и значение сюжетно-ролевой игры дошкольника                  С.4

1.2.Условия развития сюжетно-ролевой игры                                                С.9

1.3.Методика руководство сюжетно- ролевой игры дошкольника               С.13

Выводы по первой главе                                                                                   С.18     

Глава 2. Наблюдение за руководством сюжетно – ролевой игрой «Семья»                         в средней группе МДОУ № 58                                                                        С.19

Выводы по второй главе                                                                                  С.21

Заключение                                                                                                       С.22

Литература                                                                                                        С.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

Введение

 

              Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.                                                                                                                                                                  Актуальность- это плохо решаемая или совсем не решаемая проблема в дошкольном учреждении. Несмотря на то, что сюжетно-ролевая игра достаточно используемая в детском саду, проблема при общении детей в игровой деятельности остаётся актуальной, потому что не все воспитатели владеют              методикой               руководства сюжетно-ролевой игрой детей.                                              В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребёнка                 в               обществе.                                                                      Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач               и больной, продавец               и покупатель и               т.д.                                                                            Основной линией развития ребенка является постепенное освобождение от конкретной ситуации, переход от ситуативного общения к вне ситуативному. Такой переход дается малышу непросто, и взрослому нужно приложить определенные усилия для того, чтобы ребенок смог преодолеть давление воспринимаемой ситуации. А вот в игре такой переход происходит легко и естественно.                                                                                                                                                      Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных действий к свободе от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом освобождении и состоит значение игры для психического развития детей. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно игра является основой творческого              развития.                                                                                                                  Можно сказать, что есть игры вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие, и есть игры, имеющие воспитательное значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде. Исходя из этого положения, очень важно уделять внимание руководящей роли педагога в организации и развертывании творческих сюжетно-ролевых игр, совершенствовании методики воспитательного воздействия игровой деятельности на нравственное становление личности дошкольника.                                                                                                                Д.Б.Эльконин выделил в структуре сюжетно – ролевой игры такие составляющие, как сюжет, содержание, роль, игровые действия, игровое употребление предметов, показал, что центральным компонентом ее выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам, способ поведения               людей в различных               ситуациях.                                                                                Важную роль для правильной организации сюжетно-ролевых игр и руководства ими играет осознание воспитателями сущности детской творческой игры и ее педагогической ценности. Четкое определение позиций при рассмотрении данных вопросов дает нам возможность наметить наиболее оптимальные способы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.                                                Цель работы - дать характеристику сюжетно - ролевой игры и показать особенности руководства ею               со стороны               взрослого.                                         Объект: Сюжетно-ролевая               игра               дошкольника.                                                                                                                                                                                                Предмет: Методы руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе. Задачи:                                                                                                                           1.Изучить               литературу               по               теме.                                                                                    2.Определить главные методы и условие развития игровых умений и навыков в сюжетно-ролевой              игре.                                                                                                 3.Сделать выводы по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Место сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе детского сада

1.1.Сущность и значения сюжетно-ролевой игры дошкольника

 

  В современной педагогике сюжетно-ролевая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности, трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Характер и содержание игры социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни ребенка [Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика. М., 2005. С.168].                                                                                                                           На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов ( Л.С. Выготский,  Д.Б. Эльконин,  А.В.Запорожец) и педагогов ( Р.И.Жуковская,  Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Н.Я.Михайленко).Основной сюжетно- ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками [Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001].                 Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре-одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут развивать роли, где развернут игру. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло «ракету», очутиться на Луне ,при помощи палочки-«скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему не доступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров , сами устанавливают правила игры, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения  [Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001].                                                                   Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех-четырех лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни. После трех лет, как отмечал Л.С. Выготский, в развитии ребенка наблюдаются «противоречивые тенденции: с одной стороны, у него появляется целый ряд нереализуемых немедленно потребностей, желаний, невыполнимых сейчас и тем не менее не устраняющихся как желания; с другой стороны, у него сохраняется почти полностью тенденция к немедленной реализации желаний. Отсюда и возникает игра, которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Воображение и есть то новообразование, которое отсутствует в сознании ребенка раннего возраста»[ Выготский Л.С. Детская психология. М., 2006. С. 118].                                                                                                                Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывается.                                          Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружа-ющем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети прояв-ляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью[ Козлова С.А., Куликова Т.А.               Дошкольная               педагогика.-М.:Академия,2001].                                                                                                                Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает следующие компоненты:                                                                                                                                                 1)роли, которые берут на себя дети в процессе игры;

     2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

3) игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка;

4) реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры [Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 85].                                                                       Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим процессом.                                                                                                                      Сюжетно-ролевая игра имеет структурные компоненты: сюжет, содержание,роль.                                                                                                                                                   Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно- ролевой               игры.                                                                                                          Сюжет игры- это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и действительности окружающих. При этом его игровые действия ( крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и…)-одно из основных средств реализации сюжета.              

              Сюжеты  игр разнообразны. Условно их делят на бытовые ( игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и …), общественные ( игры в празднование Дня рож-дения Города, в библиотеку, в школу)[Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001].                                                                                                Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, -- это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности -- только то, с чем действует человек, или отношение человека к своей деятельности и другим людям или, наконец, общественный смысл человеческой деятельности.   Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение 1989. С. 184.                                                           Содержание игры-это то что производится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.                                                              В  зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия : измеряли тем-пературу, смотрели у больного горло. После того как малышам сделали при-вивки,  в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети стар-шей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, детский врач. В зависимости от специа-лизации врача каждый играющий выполняет специфические действия, при этом врачи ласково разговаривают с пациентами, уговаривают их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деяте-льность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отра-жается в игре только внешняя сторона деятельности( с чем человек действует: « человек- предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения общес-твенного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношение людей  (человек-человек), а сами предметы заменяются ( кубик-кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются( как будто у меня аква-ланг и я опускаюсь на дно океана»).                                                                                                                         Для ребенка роль- это его игровая позиция: отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая, требует, чтобы все ее слушали, не шалили на уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно- ролевой игры. Отступление кого- либо из играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» или: «Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса помыть палубу!»Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Сюжетно-ролевая игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребенка, для формирования его способностей и становления               личности               в               целом.                                                                                                               Для ребенка роль- это его игровая позиция: отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.                                                                                                                                                                                 Как               всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщенна и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Условия развития сюжетно-ролевой игры

 

              Дошкольный возраст -один из важнейших этапов в формировании и развитии индивидуальных и коллективных игровых интересов детей. Под игровым интересом мы понимаем сложное психическое образование, которое воспринимаем одновременно и как особое непосредственное эмоционально-познавательное отношение к игре или игрушке; и как стремление выразить познанное в деятельности; как потребность ребенка заниматься именно данной деятельностью, которая обеспечивает соучастие в жизни взрослого, удовлетворяет потребность в общении, приносит радость созидания, творчества[ Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.- №5. - С.- 39].                                                В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива [ Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре – М.: Просвещение, 1982. – 128с.].                                                                                                                                 В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой              игры.                                                                                               Первым этапом является ознакомительная игра. Взрослый организует предметно- игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия- манипуляции, которые ребе-нок совершает вместе со взрослым, обследуя качества предмета, игрушки. Взрослый, показывает игрушку и действия с ней. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка: берет игрушку, рассматривает, стучит. Такая преднамеренность действий с предметами- предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой    игры.                                                                                                                                                  На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание ребенка на его целевое назначение: « Это чашка, из нее пьют. Это одеялко, укроем               куклу».                                                                                                                                               Третий этап развития игры относится к концу первого,началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни ( баюкают куклу, кормят мишку). Воспитатель учит малышей отображать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту, в игровом плане. Для развития сюжетно-отобразительной игры необходимы образные игрушки, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых задач ( «Мишка хочет гулять, покатай Мишку на санках»). Перед ребенком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат [Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001].

              Развитие игры и игровых интересов зависит от реальных взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе. При целенаправленном педагогическом воздействии у ребенка могут быть рано воспитаны способность к сопереживанию, умение прийти на помощь. Дети младшего дошкольного возраста могут ради достижения более важного результата отказаться от приятного удовольствия. Мотивом такого поведения в данном случае являются моральные чувства: жалость, сострадание, стыд, зачатки ответственности, которые проявляются раньше, чем убеждения, привычки, знания и нормы поведения. Однако сами эти чувства не могут возникнуть «путем естественного вызревания», их нужно воспитывать [Короткова Н.А. Сюжетно - ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду.2006. - №4. - С. 43].              Немаловажное значение для развития игровой деятельности имеют предметы – атрибуты. Они помогают ребенку взять на себя роль, спланировать и развернуть сюжет, создать игровую ситуацию. Они, как бы обеспечивают внешние условия для реализации роли, облегчая малышу ролевое поведение. В старшем дошкольном возрасте ребенок не меньше нуждается во внешних атрибутах, потому, что такой опорой становятся представления о функции взрослых [Урунтаева Г.А. Детская психология – М.: Академия, 2006. – 368с.].                                                                                                               Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры — это                                                                                                                                                                                          совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Например, видеоизменяет игровую ситуацию кормления, которую так любят изображать в игре дети раннего возраста: вводит новые персонажи ( « Пришёл в гости зайка, давай покормим его»), новые блюда ( Будем угощать пирогом, дадим гостям конфеты»), новую посуду («Яблоки в вазе, конфеты в конфетнице»). Следует побуждать детей воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры. Педагог создаёт ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов- заменителей( ножа нет, чем же резать хлеб?), к  действиям в воображаемой ситуации. Такие игры обычно сопровождаются речью, которая помогает созданию образа ( каша вкусная, зайка любит морковку; молодец Мишка - вытер рот салфеткой). Для развития сюжетно - отобразительной игры эффективны показы - инсценировки. Педагог показывает, как одна игрушка умывается, вытирает лицо и руки полотенцем, садится за стол, пьёт молоко т.е. демонстрирует цепочку последовательных разнородных действий с одной игрушкой. В следующий раз демонстрируются однородные действия, которые выполняют разные игрушки: мишка, кукла Ляля, зайка. Они по очереди поют знакомую малышам песню, читают наизусть               стихотворение ,пляшут, играют  в мяч.                                                                                              После показа педагог предлагает малышам поиграть с игрушками, вызывает желание подражать тому, что они видели на занятии. Включаясь в игру детей, воспитатель подсказывает как выполнить действия, ставит перед ними игровые задачи( « Спой с куколкой песенку») помогая при затруднениях.                       Естественно, что дети не смогут повторять все демонстрировавшие им действия. Однако показ необходим для уточнения представлений ребёнка, формирования умения следить за действиями взрослого, слушать объяснения [Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001].                                       Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми [Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре. М., 1963. С. 68].                                              Педагог активизирует речь детей, обращаясь с просьбой (спеть вместе с игрушками, помочь кукле прочитать стихотворение).Чтобы обучающие занятия, принесли положительные результаты, целесообразно повторять их, вводя новые элементы, вызывая у малышей эмоциональные реакции, повышая их активность. Повторные показы -инсценировки можно проводить с двумя-тремя детьми: это позволяет упражнять их в выполнении игровых действий, в использовании предметов- заменителей. В небольшой группе детей вовлечь в совместное выполнение игровой задачи («Кукла Ляля заболела, плачет. Что делать?»)                                                                                                                                                           Для обучающих игр, показов подбираются игрушки среднего размера(15-20см), привлекательно оформленные, устойчивые, с подвижными частями ( сгибающиеся руки и ноги), что дает возможность демонстрировать разные движения, изменять               положение    в              пространстве.                                                                                 Игрушки, действия с которыми малыши ещё не освоили, не рекомедуется давать для самостоятельного пользования. Сначала детей надо обучить игровым действиям в совместной со взрослым игре. Так, если дети не умеют строить из кубиков, кирпичиков,воспитатель проводит обучающие игры, индивидуальные занятия. В остальное время материал убирается. Нецелесообразно, чтобы дети свободно играли с игрушками - забавами: воспитатель использует их в определённые моменты, чтобы порадовать малышей, отвлечь от грустных мыслей о доме, маме. Эти игрушки должны сохранять для ребёнка новизну и неожиданность, чтобы оказывать воздействие на его чувства и переживания [Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001].

Информация о работе Сюжетно ролевая игра