Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:16, курсовая работа
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
Введение С.3
Глава 1. Место сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе детского сада
1.1.Сущность и значение сюжетно-ролевой игры дошкольника С.4
1.2.Условия развития сюжетно-ролевой игры С.9
1.3.Методика руководство сюжетно- ролевой игры дошкольника С.13
Выводы по первой главе С.18
Глава 2. Наблюдение за руководством сюжетно – ролевой игрой «Семья» в средней группе МДОУ № 58 С.19
Выводы по второй главе С.21
Заключение С.22
Литература
Вывод
Итак: на втором году жизни развиваются игры, посредством которых ребёнок знакомится с предметами, удовлетворяет потребность ориентироваться в окружающем мире.
Меняется характер подражания: ребёнок в игре передаёт те действия взрослых, которые видел сам, а не только те, которым его обучали. К концу этого периода в играх детей ростки сюжетно- ролевой игры, а именно:
-подражание взрослым;
-создание воображаемых образов;
-стремление активно действовать;
-познавать окружающий мир.
Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.
1.3.Методика руководство сюжетно- ролевой игры дошкольника
Руководство сюжетно-ролевой игры осуществляется в двух направлениях: - формирование игры как деятельности;
Разыгрывая тот или иной сюжет игры, ребенок берет на себя определенную роль – мамы, летчика, врача и др. Как правило, в играх бывает не одна, а две или больше ролей. Иначе невозможно передать даже не сложный сюжет – нельзя изображать маму, если у нее нет дочки, или доктора, если ему некого лечить. Когда ребенок играет один, он берет на себя одну роль, а другие роли раздает игрушкам – куклам, игрушечным животным. В совместной игре, имеющей несколько участников, роли распределяются между детьми. Они делятся на главные и второстепенные. Главная роль – роль человека, который по сюжету игры руководит другими. Это – роль мамы (или папы) в семье, доктора в поликлинике, капитана на корабле [ Венгер Л.Н., Мухина В.С. Психология – М., 1988. c.63]
Так, для обогащения содержания игр малышей на транспортную тематику ( в шофёра, в машиниста) воспитатель ведёт детей на остановку городского транспорта, специально просит шофёра, который привозит продукты в дошкольное учреждение, побеседовав с детьми, показать кабину своей машины, разрешить посидеть там, подержавшись за руль. С детьми можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу. При ознакомлении с окружающим педагог заостряет внимание детей на тех моментах, которые можно отразить в игре в соответствии с возрастом. Для малышей- это предметы и способы их использования взрослыми в процессе своей деятельности, для детей 4-6 лет- взаимоотношения людей. Так, на остановке городского транспорта малыши наблюдают, как подъезжает автобус, как открываются двери, как много людей выходит и входит, какое большое окно в кабине шофёра ( «чтобы ему всё было видно»), что шофёром бывают мужчины и женщины.
Вывод
В арсенале педагога много приёмов, стимулирующих новую тематику игр, углубление их содержания. Следует учитывать правило: по мере роста активности и самостоятельности детей целесообразно использовать преимущественно косвенные приёмы воздействия ( напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; наводящие вопросы, своевременное изменение игровой среды, организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, кото рая может подтолкнуть к игре). Чем младше дети , тем больше внимания уделяет педагог организации игры. Он помогает будущим участникам сговориться, во что они будут играть. Сговор на игру требует согласования замыслов, определения игровой обстановки ( где играть, что использовать), распределения детей. Формируются умения слушать друг друга, считаться с желаниями и интересами каждого.
Вывод по 1 главе:
Глава 2.Наблюдение за руководством сюжетно – ролевой игрой «Семья» в средней группе МДОУ № 58
1. Возрастная группа детей – с 4-5 лет.
2. Основная тема игры – «Семья», сопутствующая – «Поездка в театр».
3. Сначала две девочки участвовали в игре, потом к ним присоединились еще 2 человек, а потом и вся остальная группа.
4. Ира и Даша потихоньку развернули игру в «семью» в кукольном уголке.
5. Девочки играли очень эмоционально: пели песенку пока «готовили» куклам обед, улыбались, разговаривали со своими «дочками», читали потешки, шутили. В своей игре они использовали игрушки – заместители: кубики в кастрюле использовались как пельмени, деревянные палочки – ножи и вилки, кирпичики – хлеб и пирожные. Причем эти игрушки так легко «вписались» в сюжет, что я сама поверила в их назначение.
6. Обе девочки были мамами, у каждой была кукла – дочка. Они одевали кукол, готовили для них обед, кормили и мыли посуду. Затем к ним присоединился Илья. Ира сразу предложила ему быть шофером. Илья согласился и взял в руки «руль» (вырезанный из фанеры). Сюжет игры стал разворачиваться по-другому. Обе «мамы» стали собирать своих «дочек» в театр. Воспитатель помогла Илье построить автобус из стульев. Илья с рулем в руках ждал девочек. Тут в игру включился Богдан, он тоже захотел поехать в театр. Все расположились на стульях и шофер «повез» их.
7. Посередине группы остальные дети стали «строить» театр: поставили стулья, оградили «сцену» строительным материалом. Уже все дети были в игре.
8. Желающих показать спектакль оказалось много, и воспитатель предложила с помощью считалки распределить роли. «Актеры» решили показать сказку «Репка» (нарядились в костюмы). Ира с Дашей, со своими «дочками», остальные дети «заняли» место в зрительном зале. Все посмотрели сказку. По ее окончанию шофер – Илья развез всех. Игра закончилась. Дети самостоятельно убрали весь игровой материал.
9. Развитию сюжета способствовали ситуации из жизни, коллективные поездки в театр.
10. В данной игре воспитатель наблюдал, направлял детей и помогал распределить роли.
11. Я не нахожу себя прекрасным знатоком сюжетно – ролевой игры, но у меня есть стремление и творческий потенциал, для того, чтобы в дальнейшем быть прекрасным организатором игры.
Вывод по 2 главе
Заключение
Игра - основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Игра – важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.
Литература
1.Венгер Л.Н., Мухина В.С. Психология – М., 1988. c.63
2.Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре. М., 1963. С. 68.
3.Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.- №5. - С.- 39.
4.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001.
5. Короткова Н.А. Сюжетно - ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду.2006. - №4. - С. 43.
6.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика. М., 2005. С. 165.
7.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре – М.: Просвещение, 1982. – 128с.
8.Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2003. – 368с.
9.Урунтаева Г.А. Детская психология – М.: Академия, 2006. – 368с.
10.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 85.