Тифлотехнические средства коррекции зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.
В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:
- глубокое нарушение зрения обоих глаз;
- глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;
- среднее нарушение зрения обоих глаз;

Оглавление

1. Введение ……………………………………………………………3
2. Тифлотехнические средства для социально – средовой реабилитации…………………………………………………………..5
3. Средства коррекции………………………………………………...8
4. Тифлотехнические средства бытового и хозяйственного назначения…………………………………………………………….10
5. Средства информационного обеспечения для незрячих……………………………………………………………….11
6. Список литературы………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Контрольная по тифло.docx

— 35.07 Кб (Скачать)

3

Введение

 Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.

 В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:

- глубокое нарушение зрения обоих глаз;

- глубокое нарушение зрения  одного глаза с низким зрением  другого;

- среднее нарушение зрения обоих глаз;

- глубокое нарушение зрения  одного глаза, другой глаз нормальный.

 Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.

 Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций, основные среди которых острота и поле зрения.

 При нарушении остроты зрения снижается различительная способность зрительного анализатора, возможность детального зрения, что ограничивает возможность обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением поля зрения с трудом ориентируются в незнакомой обстановке, несмотря на относительно высокие показатели остроты зрения. Мобильность их значительно ограничена.

                                                                4

 Абсолютная или практическая слепота приводит к резкому ограничению основных категорий жизнедеятельности. Абсолютно слепые люди практически утрачивают способность к самообслуживанию и физической независимости [8].

 Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух. Слух у них чрезвычайно обострен и реагирует на малейшие акустические нюансы при передвижении в пространстве. В связи с этим, при решении реабилитационных задач важен акцент на управлении звуками в среде обитания незрячих. Необходимо выделить и усилить нужные для ориентации звуки и заглушить посторонние помехи и шумы. При формировании среды жизнедеятельности для слепых следует уделять особое внимание акустическим и изоляционным характеристикам строительных материалов и конструкций [9].

 Компенсаторная приспособляемость организма наделяет слепого фоточувствительностью кода, дающей возможность различения не только контуров, но и цвета крупных объектов. Слепой, обладающий таким качеством, по мере приближения к большим предметам чувствует препятствие, иногда может судить о размерах и материале объекта.

 На использовании функций кожной чувствительности базируются вспомогательные тифлотехнические средства и приспособления, помогающие слепому при передвижении: звуковые маяки у переходов, на остановках, внутренние и наружные информаторы, рельефные надписи внутри транспортных средств и на вокзалах, электронные системы открывания дверей и др.

 Наиболее значимым видом ограничения жизнедеятельности инвалидов с нарушениями зрения является ограничение способности к ориентации - способности определяться во времени и пространстве [7].

 

 

                                                              5

 Способность к ориентации осуществляется путем прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.

Способность к ориентации включает:

- способность к определению  времени по общепринятым признакам;

- способность к определению  местонахождения по пространственным ориентирам, запахам, звукам;

- способность правильно  местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам;

- способность к ориентации  в собственной личности, схеме  тела, различие правого и левого и др;

- способность к восприятию  и адекватному реагированию на  поступающую информацию, пониманию  связей между предметами и  явлениями [3].

 Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров - осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве. Для этого используются различные тифлотехнические средства [6].

1. Тифлотехнические средства для социально – средовой  реабилитации

 Социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров - осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

 Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями.

 Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция.

 

                                                                6

 Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.; текстовая информация на таблицах должна быть максимально краткой. Строительные элементы на путях движения у лиц с ослабленным зрением (лестничные клетки, лифты, вестибюли, входы др.) следует оборудовать системой типовых ориентиров-указателей, выполненных на основе цветового, акустического и тактильного контраста с окружающей поверхностью.

 Зрительные ориентиры и другая визуальная информация должна быть достаточно продумана, чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созданию «тепличных» условий и утрате навыков пространственной ориентировки [5].

 Для передвижения и ориентировки в пространстве для людей с нарушениями зрения созданы различные тифлотехнические средства.

 Средства передвижения обеспечивают незрячим и частичновидящим доступность, безопасность и самостоятельность в передвижении, ориентировке в пространстве.

В целях облегчения ориентировки в пространстве разработаны:

- специальные трости (длинные,  складные, опорные, лазерные и  т.д.);

- системы для ориентации  – локаторы лазерные, световые, принцип  действия которых основан на  отражении волн, посылаемых прибором от препятствия;

- различные электронные  приборы со звуковой или тактильной  сигнализацией;

- портативный прибор «Ориентир», который разрабатывает и серийно  выпускает предприятие ООО «Луч  тифлотехники» (Россия). Он предназначен для построения на плоскости различных планов местности, маршрутов движения, планов зданий и часто посещаемых помещений административных зданий, а также различных элементарных схем, графиков, геометрических фигур и т.д.

                                                               7

 Прибор состоит из металлических пластин (полей построения), магнитных элементов (фигур), магнитных полос и металлических скобок. Каждая пластина имеет два цвета, поэтому поле построения можно делать как разноцветным, так и одноцветным, в зависимости от поставленной цели. Поле построения формируется на горизонтальной поверхности посредством соединения пластин. Форма и размер поля определяется пользователем.    Каждый элемент прибора может выполнять различные функции. Например: большой белый прямоугольник может быть представлен в качестве этажа дома или в качестве стола в комнате; домик может быть представлен в качестве сельского или дачного домика, или в качестве торгового павильона. Выбор функций элементов прибора зависит от поставленной цели пользователем. Все элементы прибора - магнитные, поэтому они достаточно хорошо держатся на поле построения. Магнитные полосы предназначены для построения маршрутов движения (дом - магазин), (дом - поликлиника), причем, проезжие дороги можно обозначать широкими полосами, а тротуары - узкими. Эти полосы используются в качестве обозначения контуров зданий, квартир, комнат и т.д. При необходимости, узкие полосы соединяются металлическими скобками.

- электронный компас "Пеленг-01" Прибор предназначен для облегчения  пространственной ориентации при  самостоятельном перемещении по  открытому пространству, лишенному локальных ориентиров.

 Для определения направления геомагнитных линий используются электронные датчики магнитного поля. Информация предоставляется пользователю в виде тональных сигналов через встроенный динамик или через головной телефон, подключаемый к разъему на корпусе прибора. Прибор работает в двух режимах: "поиск севера" и "удержание на курсе". Прибор питается от встроенного аккумулятора и при средних реальных потребностях пользователя позволяет обходиться без подзарядки около 1 месяца. Технические характеристики компаса: чувствительность к

                                                              8

отклонению от курса (при  вертикальном положении корпуса  прибора) от 5 до 25 градусов; шаг установки  чувствительности 5 градусов; диапазон частот информационного звукового  сигнала 250-3000 Гц. Общее время непрерывной  автономной работы после полной зарядки  аккумулятора: в режиме удержания  курса не менее 10 часов; в режиме поиска севера не менее 5 часов. Время  зарядки аккумулятора 10-12 часов. Вес  прибора (без зарядного устройства) не более 150 г. Настройки точности сохраняются  при выключении прибора [4].

2. Средства коррекции

 Позволяют восстанавливать неполноценное зрение, а также сохранять остаточное.

 Современные достижения офтальмологии, физиологии и психологии коренным образом изменили понимание охраны нарушенного зрения. В настоящее время «охрана» трактуется не как пассивное неупотребление зрения, а как широкий комплекс лечебно-гигиенических и психолого-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение дальнейшего снижения зрения и его развитие. Один из путей реализации такого подхода к охране зрения – целенаправленное развитие зрительного восприятия с использованием тифлотехнических средств:

- разнообразная оптическая  аппаратура для развития остроты  зрения, цветоразличения, бинокулярного  зрения, фиксации взора (различного  рода линзы, лупы (складная, с подсветкой, лупа – строка), телескопические  очки). Подробнее останавлюсь на таком тифлотехническом средстве, как коррекционный прибор "СВЕТЛЯЧОК".

 Предприятие “Луч” (МАН) “Воля” (Россия) разработало и освоило серийный выпуск прибора “Светлячок” двух модификаций: настольный и портативный. Он предназначен для копирования различных рисунков, схем, графиков и т.д. Прибор представляет собой деревянный каркас с подсветкой. Его рабочее поле выполнено из органического матового стекла, по длинным

                                                            9

краям которого закреплены металлические пластинки. Эти пластинки вместе с магнитными вставками образуют систему крепления для листов бумаги.

Для приведения прибора в  рабочее состояние необходимо взять  два листа, один с рисунком, а второй - чистый; совместить и положить их на рабочее поле. Затем включить прибор. Прибор готов к работе.

 Коррекционный прибор “Светлячок” активно развивает прослеживающую функцию глаз, способствует формированию бинокулярного зрения, упражняет ребёнка в зрительно-двигательной координации, хорошо влияет на развитие логического мышления, памяти, внимания, речи.

Прибор “Светлячок” совершенствует графические навыки.

- проекционная аппаратура, устройства для чтения с разным  увеличением:

 Прибор-подставка «Сигма», предназначен для чтения плоского текста людьми с ослабленным зрением. Он способствует улучшению условий чтения книг, журналов, и других печатных изданий и рукописных текстов. Прибор «Сигма», имея три степени свободы, позволяет установить лицевую панель с текстом в удобное для глаз положение. Это в свою очередь уменьшает утомляемость, что необходимо для людей со сниженным зрением. Три степени изменения положения панели прибора предназначены:

• Первая степень - для горизонтального  перемещения (от себя на себя);

• Вторая степень - для вертикального  перемещения, учитывающая рост пользователя;

• Третья степень - для наклона панели.

Прибор «Сигма» оснащен  индивидуальным люминесцентным светильником с выключателем. Светильник предназначен для использования в качестве дополнительного источника света  в общем освещении помещения;

VideoLight-VGA (увеличивающее устройство). Является многофункциональным помощником зрения (в частности, чтение текстов и просмотр изображений) и выглядит при этом как настольная лампа. Простая и удобная конструкция обеспечивает простоту использования;

                                                              10

 SenseView - карманная электронная лупа. Она имеет малые размеры, может работать до 4,5 часов без подключения к электросети, имеет плоский экран (10,9 см по диагонали), весит всего 221 г. С помощью SenseView можно читать тексты, напечатанные мелким шрифтом или заполнять бланки [6].

3. Тифлотехнические средства бытового и хозяйственного назначения

 Средства бытового и хозяйственного назначения ускоряют и облегчают процесс формирования умений и навыков самообслуживания незрячих учащихся, повышают их качество, способствуют развитию самостоятельности названной категории учащихся.

Информация о работе Тифлотехнические средства коррекции зрения