Психологическая сущность игры дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить влияние игры как развивающей формы индивидуального опыта ребёнка, влияние игровой деятельности на формирование коллектива – команды детей и предложить некоторые рекомендации по усовершенствованию руководства игрой дошкольников в детском саду. Постановка цели исследования определяется следующей сформулированной гипотезой: игра является одной из форм организации коллектива детей.
Для подтверждения данной гипотезы я предлагаю последовательное решение следующих задач:
1.Проанализировать литературные данные по проблемам формирования игровой деятельности у дошкольников.
2.Изучить происхождение и сущность игры как психологического феномена.
3.Определить влияние игры на психическое и личностное развитие ребёнка.
4.Изучить характеристику игровой деятельности.
5.Изучить и проанализировать влияние игровой деятельности на формирование детского коллектива.
6.Выработать практические рекомендации для педагогов, способствующие формированию детского коллектива в процессе игровой деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1.Теоретические основы игровой деятельности дошкольника.
Глава 2. Психологическая сущность игры дошкольника.
Глава 3. Экспериментальное изучение формирования коллектива детей в процессе игровой деятельности.
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

  1. Теоретические основы игровой деятельности дошкольника на развитие его личности

 

    1. Психология происхождения игры, её возникновение.
    2. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка

 

  1. Психологическая сущность игры дошкольника

 

    1. Игра и общение как основа индивидуального опыта ребёнка
    2. Этапы формирования игровой деятельности
    3. Характеристика игровой деятельности в дошкольном возрасте

 

  1. Экспериментальное изучение формирования коллектива детей в процессе игровой деятельности

 

    1. Развитие индивидуального опыта детей в коллективе на основе игры

Заключение

Глоссарий

Библиографический список

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Когда речь идёт об игре и её роли в развитии дошкольника, то встают два основных вопроса. Первый вопрос о том, как сама игра возникла в развитии, вопрос о происхождении игры, её генезисе; второй – какую роль эта деятельность играет в развитии, что означает игра как форма индивидуального опыта ребёнка в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребёнка, непосредственно приводящие к игре.

Важная роль в развитии и воспитании ребёнка  принадлежит игре – ведущему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. А. С. Макаренко характеризовал так роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослых имеет деятельность работа, служба. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего, в игре…». Мы, к сожалению, в настоящее время сталкиваемся с тем, что дети не способны самостоятельно развернуть игру, развить сюжет, вдохнуть в него свою душу. Они привыкли всё делать под руководством взрослого, действовать с оглядкой на него. При этом способности ребёнка резко снижаются. Если самостоятельная игра не развивается, то взрослый должен наметить стратегию по запуску детской игры. Как правило, у неиграющих детей есть нарушения в сфере реальных отношений в семье или со сверстниками. Поэтому следует способствовать повышению их реального статуса, создавая ситуации, в которых неиграющий ребёнок чувствовал бы положительное отношение к себе сверстников и взрослых. В процессе игры дошкольники усваивают различные типы взаимоотношений и некоторые формы поведения. Разный уровень воспитанности, жизненного и игрового опыта делает иногда трудным выбор темы игры, согласование ролей и т. п. На этом фоне могут возникнуть конфликты при сговоре о совместной игре или в процессе реализации её сюжета. В этом случае мы сталкиваемся с реальными взаимоотношениями, негативные проявления которых возможно снять путём организации здоровой в нравственном плане жизни детского коллектива. 

Для этого я  предлагаю использовать игру, как  форму организации коллектива детей, учитывая её значение для дошкольника, и подтвердить формирующую и  коррегирующую роль игры для личности ребёнка при возникновении конфликтов в общении со сверстниками. В решении этой проблемы мне помогли работы зарубежных и отечественных психологов, педагогов, в которых отражён опыт использования игры в детских дошкольных учреждениях.

Игра помогает решать задачи взаимопонимания детей  и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками. Игра помогает в адаптации детей к дошкольному учреждению. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. И наша задача заключается в закреплении у ребёнка уверенности в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

 Игра даёт  детям возможность ставить и  решать собственные задачи, что  способствует мобилизации сил, творческой энергии. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  - детский сад № 2 «Золотая рыбка» первой категории города Старая Русса Новгородской области.

Предметом исследования является игра и её влияние на процесс формирования коллектива детей.

Объектом  исследования – дети старшего дошкольного возраста.

Цель данной работы – изучить влияние игры как развивающей формы индивидуального опыта ребёнка, влияние игровой деятельности на формирование коллектива – команды детей и предложить некоторые рекомендации по усовершенствованию руководства игрой дошкольников в детском саду. Постановка цели исследования определяется следующей сформулированной гипотезой: игра является одной из форм организации коллектива детей.

Для подтверждения  данной гипотезы я предлагаю последовательное решение следующих задач:

  1. Проанализировать литературные данные по проблемам формирования игровой деятельности у дошкольников.
  2. Изучить происхождение и сущность игры как психологического феномена.
  3. Определить влияние игры на психическое и личностное развитие ребёнка.
  4. Изучить характеристику игровой деятельности.
  5. Изучить и проанализировать влияние игровой деятельности на формирование детского коллектива.
  6. Выработать практические рекомендации для педагогов, способствующие формированию детского коллектива в процессе игровой деятельности.

Методы исследования: наблюдение, педагогический экспериментальный анализ, изучение методической литературы, анализ продуктов деятельности детей.  

Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что на основании проведённой опытно – экспериментальной работы, предлагается ряд практических рекомендаций по руководству игровой деятельностью, которые, на мой взгляд, будут способствовать организации сплочённого коллектива детей (см.  приложения).

В своей работе с уважением использую предшествующий опыт отечественных педагогов и  психологов: Л. С. Выготского, С. А. Рубенштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Гальперина, а также теоретическую платформу и идеи учёных современности Л. И. Божович, М. И. Лисиной, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и многих других.

Структурно  бакалаврская работа состоит: из введения, трёх глав: в первой главе рассматриваются теоретические основы игровой деятельности на развитие его личности. Во второй главе идёт речь о психологической сущности игры, в третьей главе автор ведёт экспериментальное изучение формирования коллектива детей в процессе игровой деятельности, далее следует заключение, глоссарий, библиографический список и приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности дошкольника на развитие его личности.

 

    1. Психология происхождения игры, её возникновение.

 

Игра издавна  привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Теоретик и пропагандист марксизма Плеханов Г. В. доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет её содержание. В играх первобытных племён изображается война, охота, земледельческие работы. Безусловно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведённое на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана с искусством, она возникла ещё в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Играм даже приписывали магическое действие. Отношение к игре как к средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционным потенциалом, прошло длительную проверку временем, а «разнообразная полезность» тщательно анализировалась в течение ряда веков.            В жизни отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребёнок сначала подражает труду взрослых в игре и только позже начинает принимать участие в настоящей работе. Закономерность такого явления доказывает Плеханов Г. В.: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания и развития. Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра – образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду.       Игры ребёнка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребёнка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребёнка не есть простое воспоминание о прожитом,  но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка.   Понимание игры как отражение действительной жизни было высказано и великим педагогом Ушинским К. Д. Окружающая обстановка имеет сильнейшее влияние на игру, « она даёт для неё материал гораздо разнообразнее того, который предлагается игрушечной лавкою».    П. П. Блонский называл игру «великой учительницей ребёнка», естественной формой труда и формой активной деятельности, в которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни.  1 Вторая половина двадцатого века в России явилась периодом дальнейшего повышения интереса психолого – педагогической науки к детской игре. Происходит осмысление проблем формирования игры ребёнка дошкольного возраста на новом витке их постановки и решения (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, Е. В. Зворыгина, Н. А. Короткова, А. Н. Леонтьев, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, П. Г. Саморукова, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и другие).  Детская игра существенно укрепляет свои позиции не только как самостоятельный и самоценный вид детской деятельности, но и как средство воспитания; форма организации обучения и воспитания; метод, а также приём обучения и воспитания.      Игра решает и задачи воспитания и задачи детского развития. Во многом, благодаря игре, у детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста формируется рефлексия – способность осознавать свои особенности и то, как эти особенности воспринимаются окружающими, и строить своё поведение с учётом их возможных реакций. Игре как форме организации воспитания принадлежит значимое место в плане развития самых разных качеств и свойств детской личности. С этих позиций до настоящего времени актуальным остаётся мнение Д. А. Колоцца, что игра прежде всего должна служить именно воспитательным, развивающим средством; в ином случае – если бы её хотели сделать просто средством обучения – она бы выродилась. «Нельзя сделать ничего более вредного, как придать игре это последнее значение. Первая её задача состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы развивать, не в преподавании, а в воспитании; задача эта лежит вне области знаний, а там, где развиваются телесные и душевные силы. Все остальные цели занимают лишь второе место»2 Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.        Ребёнок, в первые семь лет, проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру. Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляется индивидуальный опыт ребёнка, его интересы, характер.    По игре ребёнка можно судить о том, что его интересует, на что он обращает своё внимание; отчётливо выступает в игре и его отношение к увиденному. Сам характер игры, её сюжет, реплики ребёнка, внимание, уделяемое тем или иным персонажам, раскрывают его внутренний мир. По тому, как играет ребёнок, как справляется с неудачами, находит выход из трудного положения, наблюдательные педагоги могут многое узнать о его характере. Чем сильнее меняется характер ребёнка, тем более меняется и характер игры, который будет находиться в зависимости от окружающей среды.3              Именно в игре дошкольников складываются основные предпосылки овладения учебной деятельностью и, следовательно, то, насколько полноценно играет ребёнок, во многом определяет успешность его обучения в школе. Произвольность, способность следовать нормам, действовать по образцу, оперировать знаками и схемами, овладение социальными нормами – всё это важнейшие новообразования дошкольного возраста, формирующиеся преимущественно в игре.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Значение игры для всестороннего развития личности дошкольника.

 

Игра - один из тех  видов детской деятельности, который  используется взрослыми в целях развития дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.      Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.5  Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.6     Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.7       Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности. Умственное воспитание детей в игре.      В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. 8 Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.9   Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.      Игра — это свободный вид совместной, коллективной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные действия, учатся общаться, договариваться между собой, разрешать возникшие по ходу игры проблемы и конфликты, прислушиваются к мнению коллектива. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр. Для того чтобы отобразить в игре какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации. Именно в игре дети постигают суть отношений между людьми, которая в других условиях остается от них скрытой, заслоненной массой деталей.10             Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.11    Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне. 12 Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими.    Во - первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность - воображаемая ситуация.       Во - вторых, игра, отображая хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию, невольно заходит в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и не ясные, гипотетические. Например, ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в ходе игры он задает вопросы и получив ответ, приобретает вполне ясные знания, однако новая информация вызывает новые вопросы. Так происходит непрерывный ход познания. Он совершается в практической деятельности и в игре. Игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью  ожидаемого  результата  и  необязательностью  его достижения.13       Очень важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу. Особенно показательно замещение игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей.         Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в состоянии заместить собой образ другого человека - взять на себя роль и действовать в соответствии с ее содержанием. 14    Формирование нравственных отношений в игре.  Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.       Так постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение действий. Психолог Д. Б. Эльконин выделил 3 стадии этого процесса.        1. Ребенок сосредоточен на познании свойств и качеств предметов, возможности действия с ними. Удовлетворив свой интерес к предметам, ребенок начинает проявлять внимание к действиям других детей, играющих рядом. Т. о. на этом этапе закладывается основа для дальнейшего развития детских отношений.          2. Интерес детей перемещается в сферу взаимоотношений взрослых. Педагог, руководя игрой нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой гуманных человеческих отношений.    3. Предметные действия, даже самые привлекательные, ребенок подчиняет главной игровой цели, определяемой игровой ролью. Центром внимания становится другой человек. Игровые действия выполняются в ситуации использования их результата на благо других людей т. е. деятельность дошкольников приобретает общественную направленность. Основной путь обогащения игры  нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитания положительных отношений к ним. Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения, одновременно сохранить творческий, самодеятельный характер игры, возможно лишь при правильном педагогическом руководстве. 15        С помощью игровых обращений можно активизировать формируемые у детей  нравственные  отношения  и  пополнить развиваемый  сюжет многочисленными эпизодами. Педагог легко достигает требуемой цели, если вступает с детьми в ролевые отношения. Советы, предложения, вопросы, напоминания взрослого должны адресоваться ребёнку – исполнителю определённой роли. Педагог руководит игрой, активизируя и совершенствуя нравственный опыт дошкольника. В итоге самостоятельное общение в игре происходит на достаточно высоком моральном уровне и характеризуется длительностью, слаженностью отношений между всеми детьми. Эмоциональное развитие детей в игре.      Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.            На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.16          Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста. У эмоционально активных ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д. У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления. Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для развития игры, и для воспитания у него нравственных качеств личности. Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального   содержания-содержания   общения,   взаимодействия   и взаимоотношений между персонажами. Наблюдение за игрой дает возможность определить, как складываются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.17  Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру. 18            Однако большей эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам. Определив значение детской игры для всестороннего развития личности ребенка, необходимо рассмотреть и те различные исторические подходы к изучению игровой деятельности ребенка, которые представлены в имеющейся литературе. 19           Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном-«игра с огнем»-и чего-то необычного-«игра природы»-или случайного-«игра судьбы». Слово «играть» употребляется в значении развлечения, исполнения какого-либо музыкального произведения и роли в пьесе, в переносном значении притворства «играть комедию» и т.д. Трудно установить, какие виды деятельности и их признаки входили в первоначальное значение этих слов и как, по каким линиям оно насыщалось все новыми и новыми значениями. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Психологическая  сущность игры дошкольника.

 

2.1  Игра и  общение как основа индивидуального  опыта ребёнка.

 

Общение между  людьми очень похоже на игру. Оно, так  же, как и игра, наполнено эмоциями, в нем есть роли (например, рассказчика и слушателя), переживания, сюжеты (темы). Но самое главное, общение, как и игра, имеет свою стратегию, в нем разгадывается настроение, намерения участников, поддерживаются или опровергаются их точки зрения, заключаются союзы. Оно наполнено динамикой: меняются чувства, позиции, темы. Живое общение (как и игра) всегда ограничено во времени. Нужно моментально, без слов, ориентируясь только на внешний вид партнера, почувствовать настроение другого человека и составить первый прогноз насчет его намерений, разгадать его мысли.21        Для дошкольника такая динамика — труднейшая задача. Понять другого человека, донести до него свои мысли ребенку мешает эгоцентризм. Дети уверены в том, что другой человек знает об их намерениях, он в курсе их мыслей, и поэтому не склонны к их выражению. Сосредоточение ребенка на своей позиции мешает понять своеобразие желаний и намерений партнера, поэтому сверстник является зеркалом, в котором дошкольник видит прежде всего себя. С этой точки зрения игра является своеобразной школой общения, где ребенок, с одной стороны, наделяет каждую свою роль присущими ей особенностями поведения, с другой — учится строить свои отношения так, чтобы они были понятны для партнера.      Существуют специализированные игры и игровые этюды направлены на динамику общения, на понимание партнера. Широко применяется метод «принятия роли», когда ребенок берет на себя роль какого-нибудь известного персонажа и демонстрирует соответствующие эмоциональные состояния, позы, мимику. Затем они воспроизводятся с его реальной позиции, спускаются в его реальные отношения со сверстниками.   Особое значение уделяется языку общения. Дети по мимике, жестам, движениям другого лица должны угадывать его эмоциональные состояния, понимать намерения других людей и известных персонажей. Также необходимо учитывать вкусы, желания своих сверстников, уметь включаться в общение, поддерживать и развивать его.22    Специальные игры направлены на взаимопонимание и сплочение детей, на изживание гнева и страха. Гнев и страх искажают объективное восприятие мира, порождают негативные формы общения, что является яркими признаками крайнего эгоцентризма. Гнев и страх самым губительным образом сказываются на игре, которая требует свободы и позитивного отношения к людям. В связи с тем, что дети дошкольного возраста склонны к ярким эмоциональным   проявлениям,   возникает   необходимость   проводить специальную работу в этой области. Есть два подхода к проблеме детских негативных эмоций: дать им проявиться и направить в приемлемое для других людей русло. На наш взгляд, следует применять оба подхода, учитывая обстоятельства. Эти игры особенно необходимы незащищенным и неадаптированным детям, замкнутым и с повышенной возбудимостью.         Очень эффективны, так называемые, «игры без слов», направленные на понимание другого человека и развивающие внимание к невербальным формам общения. Ориентируясь на мимику, жесты, позу партнеров, ребенок лучше представляет и свое невербальное поведение. Как уже отмечалось выше, сверстники для дошкольника служат своеобразным зеркалом, в котором он прежде всего видит себя.      Известные литературные персонажи помогают ребенку понять состояние другого человека, активнее использовать язык общения, адекватно действовать в социальных ситуациях.23       Игры позволяют детям вжиться в роль сказочных героев, наделить их определенными эмоциями, жестами, характерными движениями, позами. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.24          В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего места среди взрослых людей. В. В. Зеньковский считал, что эта проблема стоит перед человеком всю жизнь. Удивительно, что ребенок, живя полной жизнью в настоящем, тем не менее устремлен в будущее. В этой особенности скрыты пружины детского скоростного развития, необыкновенные способности  дошкольника.   В   игре  ребенок  устанавливает  свою принадлежность к социальному миру и ищет для себя новые возможности.          Однако социальная жизнь многогранна. Каждый человек входит одновременно в несколько социальных сфер, действуя и общаясь в разных областях. В одной ситуации он чей-то родственник, в другой — профессионал, в третьей — общественный деятель. Принадлежа к разным сферам социальной жизни одновременно, пробуя себя в разных областях, человек становится свободным и независимым. В сюжетно-ролевой игре ребенок устанавливает свою принадлежность к разным социальным кругам раньше, чем это произойдет в реальной жизни. Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.            Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:    1. Развивается мотивационно – потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (происходит соподчинение мотивов).  2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:                                                 ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа — партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и  самооценки у дошкольника.    3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.         4. Развиваются умственные действии: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребёнка.25         Сформированность сюжетной игры у дошкольника позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности, далеко выходящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.26  С точки зрения Д. Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни  ребенка в обществе».27      Социальная обусловленность сюжетно-ролевой игры осуществляется в двух планах:           1) социальность мотивов;        2) социальность структуры.        Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воссоздать мир взрослых в игровой форме. Ребенок сам хочет водить машину, готовить обед, и это становится ему по силам благодаря игровой деятельности. 28  В игре создается мнимая ситуация, используются игрушки, копирующие реальные предметы, а затем и предметы - заместители, которые благодаря своим функциональным признакам дают возможность заменить реальные предметы. Ведь главное для ребенка заключено в действиях с ними, в воссоздании взаимоотношений взрослых: все это приобщает дошкольника к социальной жизни, дает возможность стать как бы ее участником.29           Социальность  структуры и способов  существования игровой деятельности впервые отметил Л. С. Выготский, который подчеркнул опосредующую роль речевых знаков в игре, их важное значение для специфически человеческих психических функций — речевого мышления, произвольной регуляции действий и т.д.30          Ребенок - дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формирует личные качества ребенка.          Содержание, сюжеты игры, предпочитаемые ребенком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения.31 Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребенка на учебную деятельность, порождает у дошкольника внутриличностный конфликт. У ребенка возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассивности, способствует появлению чувства неполноценности.    Конфликты между родителями или прародителями в семье находят свое отражение в сюжетно-ролевой игре дошкольника.32    В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения.33             В группе сверстников постепенно складываются общественное мнение, взаимная оценка детей, которые существенно влияют на развитие личности ребенка.           Особенно важна оценка со стороны группы сверстников в старшем дошкольном возрасте. Ребенок чаще старается воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение ровесников, стремится заслужить их положительное отношение.        Каждый ребенок занимает в группе определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешности и т.д.34     Сверстники объединяются в игре, в большей степени учитывая собственно-личностные отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не хочет выполнять, попадает непопулярный ребенок.           Вместо взрослого регуляторами сюжетно- ролевой игры и игр с правилами в старшем дошкольном возрасте становятся сверстники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержанием и т.д. В этом возрасте взаимоотношения с ровесниками в некоторых случаях становятся для ребенка более важными, чем взаимоотношения со взрослыми. Дошкольник стремится утвердиться в своих лучших качествах в коллективе сверстников.35    Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры — при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала и т.п. — дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело. Как показали исследования С. Н. Карповой и Л. Г. Лысюк , отношения по поводу игры способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения, возникновению «внутренней этической инстанции». 36   Характер реальных взаимоотношений, складывающихся между детьми в связи с игрой, в значительной мере зависит от особенностей поведения «вожаков», от того, какими путями они добиваются выполнения своих требований (улаживая, договариваясь или прибегая к физическим мерам).  В исследованиях Л.Г.Лысюк рассматривается усвоение нравственной нормы у дошкольников в различных ситуациях:

Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника