Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:04, дипломная работа
Цель данной работы – изучить влияние игры как развивающей формы индивидуального опыта ребёнка, влияние игровой деятельности на формирование коллектива – команды детей и предложить некоторые рекомендации по усовершенствованию руководства игрой дошкольников в детском саду. Постановка цели исследования определяется следующей сформулированной гипотезой: игра является одной из форм организации коллектива детей.
Для подтверждения данной гипотезы я предлагаю последовательное решение следующих задач:
1.Проанализировать литературные данные по проблемам формирования игровой деятельности у дошкольников.
2.Изучить происхождение и сущность игры как психологического феномена.
3.Определить влияние игры на психическое и личностное развитие ребёнка.
4.Изучить характеристику игровой деятельности.
5.Изучить и проанализировать влияние игровой деятельности на формирование детского коллектива.
6.Выработать практические рекомендации для педагогов, способствующие формированию детского коллектива в процессе игровой деятельности.
Введение
Глава 1.Теоретические основы игровой деятельности дошкольника.
Глава 2. Психологическая сущность игры дошкольника.
Глава 3. Экспериментальное изучение формирования коллектива детей в процессе игровой деятельности.
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Приложения
Введение
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Когда речь идёт об игре и её роли в развитии дошкольника, то встают два основных вопроса. Первый вопрос о том, как сама игра возникла в развитии, вопрос о происхождении игры, её генезисе; второй – какую роль эта деятельность играет в развитии, что означает игра как форма индивидуального опыта ребёнка в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребёнка, непосредственно приводящие к игре.
Важная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – ведущему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. А. С. Макаренко характеризовал так роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослых имеет деятельность работа, служба. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего, в игре…». Мы, к сожалению, в настоящее время сталкиваемся с тем, что дети не способны самостоятельно развернуть игру, развить сюжет, вдохнуть в него свою душу. Они привыкли всё делать под руководством взрослого, действовать с оглядкой на него. При этом способности ребёнка резко снижаются. Если самостоятельная игра не развивается, то взрослый должен наметить стратегию по запуску детской игры. Как правило, у неиграющих детей есть нарушения в сфере реальных отношений в семье или со сверстниками. Поэтому следует способствовать повышению их реального статуса, создавая ситуации, в которых неиграющий ребёнок чувствовал бы положительное отношение к себе сверстников и взрослых. В процессе игры дошкольники усваивают различные типы взаимоотношений и некоторые формы поведения. Разный уровень воспитанности, жизненного и игрового опыта делает иногда трудным выбор темы игры, согласование ролей и т. п. На этом фоне могут возникнуть конфликты при сговоре о совместной игре или в процессе реализации её сюжета. В этом случае мы сталкиваемся с реальными взаимоотношениями, негативные проявления которых возможно снять путём организации здоровой в нравственном плане жизни детского коллектива.
Для этого я
предлагаю использовать игру, как
форму организации коллектива детей,
учитывая её значение для дошкольника,
и подтвердить формирующую и
коррегирующую роль игры для личности
ребёнка при возникновении
Игра помогает решать задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками. Игра помогает в адаптации детей к дошкольному учреждению. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. И наша задача заключается в закреплении у ребёнка уверенности в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
Игра даёт детям возможность ставить и решать собственные задачи, что способствует мобилизации сил, творческой энергии. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 2 «Золотая рыбка» первой категории города Старая Русса Новгородской области.
Предметом исследования является игра и её влияние на процесс формирования коллектива детей.
Объектом исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы – изучить влияние игры как развивающей формы индивидуального опыта ребёнка, влияние игровой деятельности на формирование коллектива – команды детей и предложить некоторые рекомендации по усовершенствованию руководства игрой дошкольников в детском саду. Постановка цели исследования определяется следующей сформулированной гипотезой: игра является одной из форм организации коллектива детей.
Для подтверждения данной гипотезы я предлагаю последовательное решение следующих задач:
Методы исследования: наблюдение, педагогический экспериментальный анализ, изучение методической литературы, анализ продуктов деятельности детей.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что на основании проведённой опытно – экспериментальной работы, предлагается ряд практических рекомендаций по руководству игровой деятельностью, которые, на мой взгляд, будут способствовать организации сплочённого коллектива детей (см. приложения).
В своей работе
с уважением использую
Структурно бакалаврская работа состоит: из введения, трёх глав: в первой главе рассматриваются теоретические основы игровой деятельности на развитие его личности. Во второй главе идёт речь о психологической сущности игры, в третьей главе автор ведёт экспериментальное изучение формирования коллектива детей в процессе игровой деятельности, далее следует заключение, глоссарий, библиографический список и приложения.
Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности дошкольника на развитие его личности.
Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Теоретик и пропагандист марксизма Плеханов Г. В. доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет её содержание. В играх первобытных племён изображается война, охота, земледельческие работы. Безусловно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведённое на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана с искусством, она возникла ещё в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Играм даже приписывали магическое действие. Отношение к игре как к средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционным потенциалом, прошло длительную проверку временем, а «разнообразная полезность» тщательно анализировалась в течение ряда веков. В жизни отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребёнок сначала подражает труду взрослых в игре и только позже начинает принимать участие в настоящей работе. Закономерность такого явления доказывает Плеханов Г. В.: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания и развития. Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра – образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду. Игры ребёнка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребёнка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребёнка не есть простое воспоминание о прожитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Понимание игры как отражение действительной жизни было высказано и великим педагогом Ушинским К. Д. Окружающая обстановка имеет сильнейшее влияние на игру, « она даёт для неё материал гораздо разнообразнее того, который предлагается игрушечной лавкою». П. П. Блонский называл игру «великой учительницей ребёнка», естественной формой труда и формой активной деятельности, в которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни. 1 Вторая половина двадцатого века в России явилась периодом дальнейшего повышения интереса психолого – педагогической науки к детской игре. Происходит осмысление проблем формирования игры ребёнка дошкольного возраста на новом витке их постановки и решения (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, Е. В. Зворыгина, Н. А. Короткова, А. Н. Леонтьев, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, П. Г. Саморукова, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и другие). Детская игра существенно укрепляет свои позиции не только как самостоятельный и самоценный вид детской деятельности, но и как средство воспитания; форма организации обучения и воспитания; метод, а также приём обучения и воспитания. Игра решает и задачи воспитания и задачи детского развития. Во многом, благодаря игре, у детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста формируется рефлексия – способность осознавать свои особенности и то, как эти особенности воспринимаются окружающими, и строить своё поведение с учётом их возможных реакций. Игре как форме организации воспитания принадлежит значимое место в плане развития самых разных качеств и свойств детской личности. С этих позиций до настоящего времени актуальным остаётся мнение Д. А. Колоцца, что игра прежде всего должна служить именно воспитательным, развивающим средством; в ином случае – если бы её хотели сделать просто средством обучения – она бы выродилась. «Нельзя сделать ничего более вредного, как придать игре это последнее значение. Первая её задача состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы развивать, не в преподавании, а в воспитании; задача эта лежит вне области знаний, а там, где развиваются телесные и душевные силы. Все остальные цели занимают лишь второе место»2 Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Ребёнок, в первые семь лет, проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру. Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляется индивидуальный опыт ребёнка, его интересы, характер. По игре ребёнка можно судить о том, что его интересует, на что он обращает своё внимание; отчётливо выступает в игре и его отношение к увиденному. Сам характер игры, её сюжет, реплики ребёнка, внимание, уделяемое тем или иным персонажам, раскрывают его внутренний мир. По тому, как играет ребёнок, как справляется с неудачами, находит выход из трудного положения, наблюдательные педагоги могут многое узнать о его характере. Чем сильнее меняется характер ребёнка, тем более меняется и характер игры, который будет находиться в зависимости от окружающей среды.3 Именно в игре дошкольников складываются основные предпосылки овладения учебной деятельностью и, следовательно, то, насколько полноценно играет ребёнок, во многом определяет успешность его обучения в школе. Произвольность, способность следовать нормам, действовать по образцу, оперировать знаками и схемами, овладение социальными нормами – всё это важнейшие новообразования дошкольного возраста, формирующиеся преимущественно в игре.4
Игра - один из тех
видов детской деятельности, который
используется взрослыми в целях развития
дошкольников, обучая их различным действиям
с предметами, способам и средствам общения.
В игре ребёнок развивается как личность,
у него формируется те стороны психики,
от которых в последствии будут зависеть
успешность его учебной и трудовой деятельности,
его отношения с людьми. Например, в игре
формируется такое качество личности
ребёнка, как саморегуляция действий с
учётом задач количественной деятельности.
Важнейшим достижением является приобретение
чувства коллективизма. Оно не только
характеризует нравственный облик ребенка,
но и перестраивает существенным образом
его интеллектуальную сферу, так как в
коллективной игре происходит взаимодействие
различных смыслов, развитие событийного
содержания и достижение общей игровой
цели.5 Доказано, что в игре дети получают
первый опыт коллективного мышления. Ученые
считают, что детские игры стихийно, но
закономерно возникли как отражение трудовой
и общественной деятельности взрослых
людей. Однако известно, что умение играть
возникает не путем автоматического переноса,
в игру усвоенного в повседневной жизни.
Нужно приобщать детей к игре. И от того,
какое содержание будет вкладываться
взрослым в предлагаемые детям игры, зависит
успех передачи обществом своей культуры
подрастающему поколению.6 Следует подчеркнуть, что плодотворное
освоение общественного опыта происходит
лишь при условии собственной активности
ребёнка в процессе его деятельности.
Оказывается, если воспитатель не учитывает
активный характер приобретения опыта,
самые совершенные на первый взгляд методические
приёмы обучения игре и управления игрой
не достигают своей практической цели.7 Задачи всестороннего воспитания
в игре успешно реализуются лишь при условии
сформированности психологической основы
игровой деятельности в каждом возрастном
периоде. Это обусловлено тем, что развитие
игры связанны существенные прогрессивные
преобразования в психике ребёнка, и, прежде
всего в его интеллектуальной сфере, является
фундаментом для развития всех других
сторон детской личности. Умственное воспитание
детей в игре. В игре происходит формирование
восприятия, мышления, памяти, речи - тех
фундаментальных психических процессов,
без достаточного развития которых нельзя
говорить о воспитании гармоничной личности. 8 Уровень развития мышления
ребенка определяет характер его деятельности,
интеллектуальный уровень ее осуществления.9 Воспитатель должен помнить,
что любая деятельность детей направлена
на решение определенной задачи. Основная
задача имеет множество промежуточных,
решение которых позволит преобразовать
условия и тем самым облегчить достижения
поставленной цели. Практические задачи,
которые должен решить ребенок, отличаются
от учебных. Содержание игровых задач
продиктовано самой жизнью, окружением
ребенка, его опытом, знаниями. Игра — это
свободный вид совместной, коллективной
деятельности детей. Дети объединяются
между собой по собственной инициативе,
сами определяют сюжет игры, берут на себя
соответствующие роли, намечают и развивают
содержание игры, выполняя те или иные
действия, учатся общаться, договариваться
между собой, разрешать возникшие по ходу
игры проблемы и конфликты, прислушиваются
к мнению коллектива. В игре дети знакомятся
с такими сторонами действительности,
как действия и взаимоотношения взрослых.
Свидетельство тому - сюжеты и содержание
игр. Для того чтобы отобразить в игре
какие-либо стороны жизни взрослых, дети
должны предварительно с ними познакомиться,
разумеется, с помощью старших. То, что
пропущено через игру, дети воспринимают
не так, как то, о чем они только слышали
от взрослых или даже наблюдали сами. И
происходит это потому, что игра не просто
отображает, а моделирует социальные ситуации.
Именно в игре дети постигают суть отношений
между людьми, которая в других условиях
остается от них скрытой, заслоненной
массой деталей.10 Ребенок приобретает опыт в
собственной деятельности, многое узнаёт
от воспитателей, родителей. Разнообразные
знания, впечатления обогащают его духовный
мир, и всё это находит отражение в игре.11 Решение игровых задач с помощью
предметных действий приобретает форму
применения всё более обобщённых игровых
способов познания действительности.
Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет
ее кубиком и после просто подносит руку
ко рту куклы. Это означает, что игровые
задачи ребенок решает на более высоком
интеллектуальном уровне. 12 Бывает в практике и так, воспитатель
не понимая значения обобщенных игровых
действий мышления детей, требует от них
действий коллективных максимально сходных
с практическими. Во - первых, если все,
что происходит с ребенком в повседневной
жизни, перенести в игру, то она попросту
исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность
- воображаемая ситуация. Во - вторых, игра,
отображая хорошо знакомую, но мало обобщенную
жизненную ситуацию, невольно заходит
в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной
жизни дети получают не только четкие,
конкретные знания, но и не ясные, гипотетические.
Например, ребенок знает кто такой моряк,
но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы
уточнить свои представления, в ходе игры
он задает вопросы и получив ответ, приобретает
вполне ясные знания, однако новая информация
вызывает новые вопросы. Так происходит
непрерывный ход познания. Он совершается
в практической деятельности и в игре.
Игра представляет собой особую форму
познания окружающей действительности.
Специфика игровых задач состоит в том,
что в них цель представлена в мнимой,
воображаемой форме, отличающейся от практической
цели не определенностью ожидаемого
результата и необязательностью
его достижения.13 Очень важным моментом является
установление преемственности содержания
вне игрового опыта и игры. Речь идёт не
о копировании в игре реальных предметных
действий, а об их осмыслении и переносе
в игру. Более обобщенное игровое действие
переводит саму игру на качественно новую
интеллектуальную основу. Особенно показательно
замещение игрового действия словом. Мотивом
игры становится не действие с предметами,
а общение детей друг с другом, в котором
отражены взаимодействия и взаимоотношения
людей. Когда необходимый уровень мышления
сформирован, ребенок в состоянии заместить
собой образ другого человека - взять на
себя роль и действовать в соответствии
с ее содержанием. 14
2. Психологическая сущность игры дошкольника.
2.1 Игра и
общение как основа
Общение между
людьми очень похоже на игру. Оно, так
же, как и игра, наполнено эмоциями,
в нем есть роли (например, рассказчика
и слушателя), переживания, сюжеты (темы).
Но самое главное, общение, как и игра,
имеет свою стратегию, в нем разгадывается
настроение, намерения участников, поддерживаются
или опровергаются их точки зрения, заключаются
союзы. Оно наполнено динамикой: меняются
чувства, позиции, темы. Живое общение
(как и игра) всегда ограничено во времени.
Нужно моментально, без слов, ориентируясь
только на внешний вид партнера, почувствовать
настроение другого человека и составить
первый прогноз насчет его намерений,
разгадать его мысли.21 Для дошкольника такая динамика
— труднейшая задача. Понять другого человека,
донести до него свои мысли ребенку мешает
эгоцентризм. Дети уверены в том, что другой
человек знает об их намерениях, он в курсе
их мыслей, и поэтому не склонны к их выражению.
Сосредоточение ребенка на своей позиции
мешает понять своеобразие желаний и намерений
партнера, поэтому сверстник является
зеркалом, в котором дошкольник видит
прежде всего себя. С этой точки зрения
игра является своеобразной школой общения,
где ребенок, с одной стороны, наделяет
каждую свою роль присущими ей особенностями
поведения, с другой — учится строить
свои отношения так, чтобы они были понятны
для партнера. Существуют специализированные
игры и игровые этюды направлены на динамику
общения, на понимание партнера. Широко
применяется метод «принятия роли», когда
ребенок берет на себя роль какого-нибудь
известного персонажа и демонстрирует
соответствующие эмоциональные состояния,
позы, мимику. Затем они воспроизводятся
с его реальной позиции, спускаются в его
реальные отношения со сверстниками. Особое
значение уделяется языку общения. Дети
по мимике, жестам, движениям другого лица
должны угадывать его эмоциональные состояния,
понимать намерения других людей и известных
персонажей. Также необходимо учитывать
вкусы, желания своих сверстников, уметь
включаться в общение, поддерживать и
развивать его.22 Специальные игры направлены
на взаимопонимание и сплочение детей,
на изживание гнева и страха. Гнев и страх
искажают объективное восприятие мира,
порождают негативные формы общения, что
является яркими признаками крайнего
эгоцентризма. Гнев и страх самым губительным
образом сказываются на игре, которая
требует свободы и позитивного отношения
к людям. В связи с тем, что дети дошкольного
возраста склонны к ярким эмоциональным
проявлениям, возникает необходимость
проводить специальную работу в этой области.
Есть два подхода к проблеме детских негативных
эмоций: дать им проявиться и направить
в приемлемое для других людей русло. На
наш взгляд, следует применять оба подхода,
учитывая обстоятельства. Эти игры особенно
необходимы незащищенным и неадаптированным
детям, замкнутым и с повышенной возбудимостью. Очень
эффективны, так называемые, «игры без
слов», направленные на понимание другого
человека и развивающие внимание к невербальным
формам общения. Ориентируясь на мимику,
жесты, позу партнеров, ребенок лучше представляет
и свое невербальное поведение. Как уже
отмечалось выше, сверстники для дошкольника
служат своеобразным зеркалом, в котором
он прежде всего видит себя. Известные
литературные персонажи помогают ребенку
понять состояние другого человека, активнее
использовать язык общения, адекватно
действовать в социальных ситуациях.23 Игры позволяют детям вжиться
в роль сказочных героев, наделить их определенными
эмоциями, жестами, характерными движениями,
позами. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая
игра является ведущей деятельностью,
а общение становится частью и условием
ее. В этом возрасте приобретается тот
сравнительно устойчивый внутренний мир,
который дает основания впервые назвать
ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся,
но способной к дальнейшему развитию и
совершенствованию.24
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника