Психологическая сущность игры дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить влияние игры как развивающей формы индивидуального опыта ребёнка, влияние игровой деятельности на формирование коллектива – команды детей и предложить некоторые рекомендации по усовершенствованию руководства игрой дошкольников в детском саду. Постановка цели исследования определяется следующей сформулированной гипотезой: игра является одной из форм организации коллектива детей.
Для подтверждения данной гипотезы я предлагаю последовательное решение следующих задач:
1.Проанализировать литературные данные по проблемам формирования игровой деятельности у дошкольников.
2.Изучить происхождение и сущность игры как психологического феномена.
3.Определить влияние игры на психическое и личностное развитие ребёнка.
4.Изучить характеристику игровой деятельности.
5.Изучить и проанализировать влияние игровой деятельности на формирование детского коллектива.
6.Выработать практические рекомендации для педагогов, способствующие формированию детского коллектива в процессе игровой деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1.Теоретические основы игровой деятельности дошкольника.
Глава 2. Психологическая сущность игры дошкольника.
Глава 3. Экспериментальное изучение формирования коллектива детей в процессе игровой деятельности.
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

В ряде случаев  потребительское отношение, ребенка  к партнеру настраивает сверстников  против него. Недовольные неравноправным участием в игре, они постепенно утрачивают интерес к совместной деятельности. Так, из 15 игровых объединений, в которые входил Андрей Б., сохранилось лишь одно.

Приведем пример его игры с Люсей Ч.

Андрей. Давай  построим что-нибудь из кубиков! Сделаем  корабль, здесь комната будет.

Люся (помогает, что-то подстраивает). Это сюда.

Андрей (снимает  се кубики). Ты хорошо придумала, но пока это надо нам. Ты, Люся, принеси еще кубики. (Люси приносит.) Принесла? Это солдатику надо вышку поставить, чтоб он все видел. (Ставит.) Давай кубики! (Люся подает.) Самое важное, чтоб он видел все. Правда

Люся. Угу. (Смотрит  на постройки, подает кубики.)

Андрей. Ну, Люся, ты молодец, что поставила. А дальше ничего ни трогай.

Люся. Вот этот еще надо поставить.

Андрей. Правильно, Люся. (Кубик не использует.) Теперь нам надо аэродром построить. Тащи самолеты. Тащи! (Люся приносит.) Спасибо, Еще тащи, еще давай! Люся сидит молча, смотрит га Андрея, отошла к весам, взвешивает продукты. Андрей продолжает свою игру, через некоторое время обращается к ней.

Андрей. Люся, помоги мне убрать все на место. (Люся не отвечает ) Давай в больницу сыграем!

Люся. Ты один играй.

Андрей. Не хочешь? Давай в магазин!

Люся. Ну, игран  ты сам. Как видим, Люся болезненно переживает свое неравное участие в игре и постепенно утрачивает интерес к ней.

У ряда детей  с эгоистическими мотивами поведения  выявляется резкое различие в характере оценочного воздействия и истинном отношении к сверстнику. Так, Андрей Б. на протяжении игры ласково разговаривает с партнером, часто выражает похвалы ему. При этом оценка нередко дается им не за результат действия партнера, а в самом начале его, и носит неадекватно завышенный характер. Например, когда Дима С. вызвался   исправить сломанный Андреем телефон, последний сразу же восхищенно заметил: «Вот это друг! Выручил! Ты будешь настоящим мастером!» Словесные поощрения чаще всего проявлялась им перед определенными моментами игры: распределением игрушек и ролей, в конце игры, когда нужно было убирать за собой игрушки,— и были направлены как бы на «усыпление бдительности» партнера. Ласково похвалив сверстника, он мог предложить ему выполнить самые неинтересные действия в игре, например, убрать разбросанные игрушки.

Сам же редко  помогал другим и в случае затруднений, не считался с их интересами и замыслами.

Таким образом, наблюдения показывают, что уже на ранних этапах дошкольного детства  необходимо формировать у детей ориентацию на сверстника как равноправного партнера по игре, учить детей видеть и понимать его интересы, потребности в игре. Важно развивать и поддерживать у воспитанников такие социально ценные качества, как отзывчивость, внимание, доброжелательность, которые, несомненно, способствуют формированию коллективных навыков общения.

Руководя играми детей, педагогу необходимо уделять   наибольшее внимание воспитанию у детей  дружбы, вежливости, умению считаться  с коллективом и в нужную минуту ненавязчиво включаться в игру и тактично разбирать конфликты. Товарищеские взаимоотношения в играх постепенно перейдут и в повседневную жизнь: ребята станут более организованными, чуткими и внимательными друг к другу, заинтересованными в успехе каждого и всего коллектива, станут больше помогать друг другу в выполнении заданий и разного рода поручений. В результате у ребят появятся такие качества, как активность, уверенность в себе, умение объединяться в совместную коллективную деятельность и, главное, дружить.

 

Заключение

 

 

Накопленный до поступления в школу жизненный  опыт ребёнка,  может помочь ему  включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям. Нехватка подобного опыта или неспособность  владеть собой, неумение общаться со сверстниками может привести к негативным последствиям, что существенно для эмоционально – личностного опыта ребёнка. 66

Одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка на современном этапе  становится детский сад. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того как они будут заложены, во многом зависит всё его последующее развитие. В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.  Именно поэтому всё большее значение приобретают те методы коррекции, в основу которых положена игра.

Выбор специализированной игровой деятельности был осуществлён и обоснован как наиболее эффективный метод формирования коллектива. Психолого – педагогическая обусловленность этого выбора определяется работами отечественных исследователей: Л. С. Выготским, А. И. Захаровым, Д. Б. Элькониным, Н. Н. Лебедевой и др.

 Если у  ребёнка недостаточно сформирована  способность к общению в детстве,  то в дальнейшем у него могут  возникнуть межличностные и внутриличностные  конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно. Поэтому проблема формирования навыков коллективного общения именно в дошкольный период является весьма актуальной. Важно использовать игру, как форму организации коллектива детей, учитывая её значение для дошкольника, и подтвердить формирующую и коррегирующую роль игры для личности ребёнка при возникновении конфликтов в общении со сверстниками. В осмыслении этой проблемы мне помогли работы зарубежных и отечественных психологов, педагогов, в которых отражён опыт использования игры в детских дошкольных учреждениях.

С помощью игры  решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками. Игра побуждает детей к творческому отражению действительности, рождает познавательный интерес, инициативность их деятельности. Игра помогает в адаптации детей к дошкольному учреждению.

Результаты, полученные в ходе моего исследования, наглядно доказали, что целенаправленная игровая  деятельность, а именно использование  специально организованных игр, направленных на изменение эгоцентрической позиции  ребёнка, на понимание им себя и других людей, на социальную сплочённость детей и их сотрудничество при грамотном, ненавязчивом, направляющем руководстве педагога способствует развитию индивидуального опыта детей в коллективе на основе игры, а также формированию умения общаться в коллективе сверстников, т. е. организации дружного детского коллектива.

На основании  проведённого исследования мною были выработаны рекомендации для воспитателей детского сада и родителей детей  старшего дошкольного возраста. (Приложения  В, Г, Д, Е)

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1.

Ведущий вид деятельности

такая деятельность, которая соответствует основным потребностям ребёнка и определяет характер его психического развития на том или ином этапе детства

2.

Дошкольный  возраст

этап психического развития от 3 – 7 лет

3.

Игра

форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного  опыта, фиксированного в социально  закреплённых способах осуществления  предметных действий, в предметах  науки и культуры

4.

Игровые условия

участвующие в  игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки и предметы

5.

Игра  с правилами

вид игры дошкольника, в котором роли отходят на второй план и главным оказывается чёткое выполнение правил игры

6.

Наблюдение

восприятие  того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс

7.

Предметно – манипулятивная деятельность

Деятельность  ребёнка раннего возраста, проявляющаяся  в том, что он не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредотачиваясь на самих действиях с ними

8.

Подвижная игра с правилами

сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

9.

Ролевая игра

деятельность,  в которой дети берут на себя в роли взрослых людей и в обобщённой форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними

10.

«Режиссёрская игра»

Вид игры ребёнка раннего возраста, в которой используемые ребёнком предметы наделяются несвойственным им игровым смыслом (например, кубик превращается в машинку)

11.

Сюжет

та среда действительности, которая отражается в игре дошкольника

12.

Сюжетно – ролевая игра

вид игры дошкольника, в котором игра в роли взрослых дополняется определённым сюжетом, отражающимся в игре

13.

Содержание  игры

те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся дошкольником в игре


 

 

Приложение А

 

Основные правила управления детской  игрой

 

  1. Обогащайте ребёнка яркими впечатлениями, расширяйте его знания об окружающем, знакомьте с разными профессиями – продавца, врача, кассира, водителя, строителя и др. Совершайте для этого с детьми интересные прогулки, экскурсии, организуйте наблюдения.
  2. Создавайте условия для детских игр не только в виде определённых тематических зон для сюжетно – ролевых игр, но и предоставляйте детям возможность укрыться, уединиться, спрятаться за ширму, в домик, «гнёздышко», за плотную драпировку из ткани и т. д.
  3. Читайте детям книги с захватывающим приключенческим содержанием, периодически организуйте обыгрывание понравившихся сюжетов.
  4. Предусматривайте для игр детей различные дополнительные материалы – шнуры, шишки, дощечки, коробочки, баночки и другой бросовый материал, который может быть использован как предмет – заместитель в соответствии с замыслом ребёнка.
  5. Наблюдайте за складывающимися в играх взаимоотношениями детей. При необходимости организуйте обсуждение прошедших игр, фиксируя внимание воспитанников на положительных поступках детей, исполняющих различные роли.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

 

Педагогические рекомендации для  воспитателей детского сада и родителей.

 

  1. Важно изучить систему личных отношений детей в группе, для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребёнка в группе благоприятный эмоциональный климат.
  2. Непопулярные дети требуют особого внимания. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо воспитателю пересмотреть своё личное отношение к этим детям.
  3. Для игры важна практика. Играть с детьми нужно как можно чаще.
  4. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения.
  5. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие, дружеские отношения со сверстниками.
  6. Обратите внимание на неиграющих детей.

 

Приложение Г

 

Отношение взрослого к самостоятельной  игре ребёнка

 

Как может взрослый без прямого вмешательства стимулировать игровую деятельность? Для этого необходимо:

    • создавать эмоционально благоприятные условия для её появления;
    • проявлять уважительное отношение к играющим детям;
    • показывать, что педагог понимает и принимает детскую игру без малейшего намёка на цензуру, оценку, порицание, упрёк, похвалу или комплимент;
    • поощрять самостоятельность детей;
    • предоставлять комнату или чеё часть для игры;
    • готовить игрушки и другой материал, необходимый для игры;
    • воздерживаться от оценок и объяснений;
    • позволять ребёнку выражать свои чувства, реализовывать свои планы;
    • создавать условия для возникновения совместных игр, поощряя дружеские взаимоотношения между детьми;
    • поощрять активность и творчество детей.

 

Приложение Д

 

Вместе  мы сможем многое

 

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научит наших детей.

Игра научит нас:

  • говорить с ребёнком на его языке;
  • любить детей такими, какие они есть;
  • преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (свой эгоцентризм);
  • оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
  • смотреть на себя со стороны глазами других людей;
  • открывать для себя давно забытый способ обучения через эмоциональное чувствование, переживание, подражание образцам;
  • предвидеть стратегию ролевого поведения;
  • доверять друг другу;
  • делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих.

 

Приложение Е

 

Чему  обучается ребёнок в коллективной игре?

 

Ø Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника