Восприятие картины дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Оглавление

Цель: исследовать особенности восприятия дошкольниками цвета, формы, структуры, пространственной перспективы, эмоционального состояния героев на картинке.
Задачи исследования:
Охарактеризовать особенности восприятия детьми картинки.
Описать развитие восприятия картинки у детей в онтогенезе.
Проанализировать особенности восприятия детьми дошкольного возраста сюжетной картинки.
Описать использование занятий и наблюдений в природе для развития восприятия картинки у дошкольников.

Файлы: 1 файл

Восприятие картины дошкольником.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Введение

 

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее  в наших органах чувств, не исчезают бесследно  в то самое мгновенье, когда прекращается действие на них  раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимаем какой либо предмет, образ этого предмета может быть снова - случайно или намеренно – вызван нами. Это явление получило название «представление». (Маклаков, 2001,с.234). Представления важны для всех познавательных процессов.

Значение восприятия и пространственных представлений в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

Восприятие ребенка дошкольного  возраста имеет свои закономерности. Это касается восприятия формы объекта, его пространственного расположения. При восприятии дошкольником картинки огромное значение имеет уровень его представлений и знаний об окружающем мире.

Исследовали особенности представлений  дошкольниками картинок такие ученые как Выготский Л.С.. Венгер Л.А., Богуславская З.М., Люблинская А.А., Мухина В.С., Пиаже Ж., Шабалин М.С. и др.

В нашей работе мы исследовали особенности  восприятия сюжетной картинки дошкольниками  средней возрастной группы.

 

Объект исследования: восприятие дошкольника.

Предмет исследования: особенности восприятия ребенком дошкольного возраста сюжетной картинки.

Цель: исследовать особенности восприятия дошкольниками цвета, формы, структуры, пространственной перспективы, эмоционального состояния героев на картинке.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать особенности восприятия детьми картинки.
  2. Описать развитие восприятия картинки у детей в онтогенезе.
  3. Проанализировать особенности восприятия детьми дошкольного возраста сюжетной картинки.
  4. Описать использование занятий и наблюдений в природе для развития восприятия картинки у дошкольников.

 

 

 

    1. Характеристика восприятия картинки детьми

 

        Восприятие  - это процесс отражения в сознании  человека предметов или  явлений  при их непосредственном воздействии  на органы чувств. (Бгажнокова,1987с.42)

Восприятие  развивается раньше, чем мышление, и раньше, чем память, поскольку  оно является предпосылкой и для  памяти, и для мышления. (Выгодский,1996, с.128)  Ощущать и воспринимать можно  те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы.  (Рубинштейн,1986, с.94)  Восприятие проходит этапы развития от фрагментарного, слитного к осмысленному категориальному отражению предметов и явлений в их временных, пространственных, причинных связях, что свидетельствует о совершенствовании всей познавательной деятельности человека. (Бгажнокова,1987, с.43)

  Восприятие  объекта происходит поэтапно. Выделяют  четыре последовательные операции  при протекании процесса восприятия : обнаружение, различение, индентификация и опознание объекта.. Обнаружение – на этой стадии человек может ответить лишь на вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия – различение. Это уже собственно восприятие.  Конечный результат различения – формирование человеком перцептивного эталона. Когда перцептивный эталон выделен, совершается опознание объекта. При опознани восприятие использует процедуру соотнесения данного перцептивного эталона с типовыми эталонами, хранящимися в памяти.  Процедура отожествления воспринимаемого в данный момент объекта с образом, хранящимся в памяти, или отожествление двух одновременно воспринимаемых объектов называется идентификацией. (Баданина,2008, с.27)

  Накопление  фонда условных рефлексов лежит  в основе восприятия. У ребёнка  этот процесс носит стремительный, бурный характер.

Сложные виды восприятия представляют комбинацию, сочетание  различных видов восприятия. К  сложным видам восприятия относятся, например, восприятие пространства и  восприятие времени. Воспринимая пространство, т.е. удаленность предметов от нас и друг от друга, их форму и величину, человек основывается на зрительных, слуховых, кожных и двигательных ощущениях.

Под восприятием  времени понимается процесс отражения  длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире. Непосредственному восприятию поддаются только очень короткие временные отрезки. Когда же речь идет о более длительных отрезках времени, то правильнее говорить не о восприятии, а о представлении времени и пространстве.

Наблюдая формирование восприятия у детей дошкольного возраста, психологи видят еще более резко, чем у детей раннего возраста, многообразие и сложность этой формы эмоционального познания окружающей действительности.

Разногласия в  вопросе о том, какой признак  объекта является главным для его восприятия, остаются среди ученых и при анализе специфики чувственного познания объектов детьми дошкольного возраста.

В противовес словам Г.Фолькельта и других западных психологов о том, что дети до 7 лет «удивительно слепы к форме», советские ученые не только показали главную роль формы объекта уже в восприятии преддошкольника, но и выявили некоторые отдельные обстоятельства, позволяющие лучше уяснить многомерность соотношения цвета и формы объекта. Так при исследовании восприятия детей-дошкольников психологи смогли установить, что цвет объекта будет для детей опознавательным атрибутом лишь тогда, когда другой, сильный атрибут (форма), по какой-либо причине не приобрел сигнального значения (при составлении коврика для мозаики из цветных элементов, например).

Эти открытия наиболее четко проявляются при восприятии дошкольником неизвестных объектов. Большую роль играет и задача, которая  ставится перед детьми. Так, если необходимо изобразить из одноцветных фигур  узор, дети будут ориентироваться  на форму фигур; если нужно «спрятать» цветную вещь (фигуру) на аналогичном фоне, главное значение остается за цветом. Так же дети в некоторых случаях могут опираться на оба признака одновременно (З.М. Богуславская).

Исключив из задания, которое выполняется детьми при исследованиях, «конфликтность» (или форма, или цвет), С.Н. Шабалин представил, что уже младшие дошкольники абсолютно верно делают акцент на форму объекта, представленного контурно или в виде силуэта.

В выборе ребенком одного или другого признака объекта  весьма значительная роль принадлежит слову, ассоциирующимся с объектом. Фиксируя вещь, слово подчеркивает в качестве ее главного опознавательного атрибута форму. Но у детей младшего дошкольного возраста форма слита с предметным содержанием предмета, что подтверждается небольшим опредмечиванием каждой новой, неизвестной ребенку формы. Так трех-, четырехлетние дети в в конусе, опрокинутом вершиной вниз водят воронку, в квадрате – окно, прямоугольнике – дверь, треугольнике – крышу. Дети в возрасте 5-6 лет могут выделить уже именно форму по подобию ее с определенным объектом. Они говорят, что цилиндр похож на стакан, круг похож на колесо, кубик – как кусок мыла.

Узнав наименования геометрических фигур, дети без труда  работают с подобными формами, находя их в известных им предметах, т.е. отвлекают форму от предметного содержания. Дети говорят, что окно – это прямоугольник или квадрат, колпак лампы – шар, а воронка – конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма объекта делается «видимой»: для ребенка она приобретает значение сигнала и обобщенно отражается им на основе ее отвлечения и обозначения словом.

Неоднозначным вопросом в детской психологии является вопрос о том, на чем основывается ребенок в восприятии объекта: на его целостное узнавание или на отражение отдельных частей. Изучение данного вопроса различными ученными (Ф.С. Розенфельд, Л.А. Шварц, Н. Гроссман) показывают, что и здесь нет единственного подходящего и четкого ответа. С одной стороны, в восприятии целого неизвестного объекта дети, по словам Г. Фолькельта, отражают лишь свое «впечатление от целого»: «нечто колющее» (конус) или «нечто дырявое» (решетка). Находясь «во власти целого» (Зейферт), ребенок, по словам психологов, не может отделить образующие его части. Об этой же «власть целого» говорят и многие ученые, исследующие рисунки детей. Они истолковывают подобные явления якобы неспособностью дошкольника к аналитической познавательной деятельности из-за его слишком ярко выраженной чувствительности.

Дети (4 г. 6 мес. – 5 л. 6 мес.) могут на ощупь определить мужские часы, которые находяться в мешочке из ткани. При этом главным признаком, по которому дети опознавали предмет («Как ты узнал?»), был «столбик с колесиком», т.е. дети основывались на части предмета. Однако, выбирая в следующих экспериментах среди предложенных объектов «такой же», почти все дети дошкольного возраста показывали не плоский круглый компас, имеющий форму и величину, максимально схожую с образцом, а на металлический будильник кубической формы и несколько другого размера. Это тоже часы, ребенок выбирал их не смотря на то, что они не только имеют другую форму и совершенно другой размер, но и не имеют как раз той детали («столбик с колесиком»), по которой ребенок узнал часы.

Схожие факты  нередко проявляются при восприятии детьми объектов и их схематичных представлений на картинке, а также целых событий и эпизодов. Разбирая изображение пожилого человека, который толкает тележку с огромным узлом и другими разными вещами: сапогами, шваброй, ведром, – которые хорошо видны, 80% детей четырех-пяти лет заявляют, что «дедушка везет лошадь». Так ребенок воспринимает узел как лошадь только по той причине, что один его угол немного напоминает ребенку голову лошади.

Осмысливание  объекты по одной несущественной его части называется синкретизмом (Э. Клапаред). Это восприятие целого, которое не базируется на его исследовании.

Э. Клапаред, К. Бюлер, Ж. Пиаже утверждают что синкретичность восприятия объектов является чертой, которая присуща маленьким детям. Она проявляется и у детей более старшего возраста, при условии, что эти дети воспринимают неизвестные объекты или их снимок (модели машин, чертежи, схемы). Сходные неточности достаточно нередко проявляются при восприятии ребенком нечетко, плохо изображенных объектов. В этом случае практически любая часть предмета, которая на что-то похожа для маленького ребенка, может стать для него той частью, на которую он будет опираться при восприятии и ассоциировании предмета с каким-либо словом.

Закономерно, что факт синкретизма чаще всего является более привычным при исследованиях, когда дети работают со стилизированными изображениями, т.е. если им предъявляют изображения, на которых художник, нарушив точность реального изображение объекта, прибегает к упрощению, к некоторым условностям изображения, препятствующий обнаружению даже известных для ребенка объектов. 
В эффективности восприятия маленькими детьми объекта очень большую роль имеет деятельность, которым они совершают при восприятии.

Так в течение  процесса восприятия, дети обзаводятся  своим собственными знаниями, усваивая в то же самое время общий для всех людей чего окружения опыт. Совершенствование восприятия проявляется не только улучшением его объема, точности, осмысленности, но и изменением способа восприятия. Данный процесс эмоционального освоения становится все более законченным.

Восприятие  эмоционального состояния персонажей

Изучением восприятия и  понимания детьми 4-7-летнего возраста эмоционального состояния изображенного  человека занимались отечественные психологи (А.С.Золотнякова, В.А.Лабунская, А.А.Люблинская, Т.Е.Репина, Е.Ш.Решко и др.) и зарубежными учеными ( К.Изард, Г.Кершентитейнер, В.Штерн и др.).

В результате исследования подтвердилось предположение о  том, что восприятие детьми экспрессии характеризуется различными типами, а понимание эмоционального состояния - разными уровнями.

Способ восприятия детьми экспрессии является еще очень несовершенным  и неустойчивым. С возрастом он изменяется и совершенствуется: от довербального и диффузно-аморфного  с элементами дифференцирования  отдельных, единичных признаков экспрессии к аналитико-синтетическому восприятию экспрессии.

Тип восприятия эмоций оказывает  влияние и на уровень их понимания  детьми. Это влияние не является прямым и однозначным. Однако, чем  более совершенным, дифференцированным и вместе с тем целостным становится восприятие детьми экспрессии, тем выше становится и степень осмысливания ими эмоционального состояния человека, т.е. уровень его понимания.

Сравнительные результаты изучения восприятия эмоций человека детьми среднего и старшего дошкольного возраста, а также сравнение результатов опытных и контрольных групп убеждают в том, что даже старшие дошкольники обычно не выделяют самостоятельно экспрессию воспринимаемого человека и не пытаются использовать ее для истолкования содержания всей предъявленной картины. Иначе говоря, мимика человека, его поза, жесты еще не имеют для ребенка 4-7-летнего возраста какого-либо определенного сигнального значения. Такая "слепота" к эмоциональной выразительности тем более удивительна, что в повседневном своем общении с другими людьми ребенок уже на первом году своей жизни начинает воспринимать и строго различно реагировать на мимику близкого человека: на его улыбку или сердито нахмуренный лоб, на блестящие радостью глаза или недовольство и пр.

Информация о работе Восприятие картины дошкольниками