Восприятие картины дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Оглавление

Цель: исследовать особенности восприятия дошкольниками цвета, формы, структуры, пространственной перспективы, эмоционального состояния героев на картинке.
Задачи исследования:
Охарактеризовать особенности восприятия детьми картинки.
Описать развитие восприятия картинки у детей в онтогенезе.
Проанализировать особенности восприятия детьми дошкольного возраста сюжетной картинки.
Описать использование занятий и наблюдений в природе для развития восприятия картинки у дошкольников.

Файлы: 1 файл

Восприятие картины дошкольником.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Дети, свободно владеющие речью, используют многообразные обозначения пространственных отношений, когда описывают путь. Они говорят: «Надо спуститься вниз, потом от детского сада направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону...»

Использование разных слов для точного обозначения пространственных отношений между предметами обеспечивает шести-, семилетнему ребенку возможность пользоваться «пространством-картой», т. е. рассматривать знакомую площадь (комнату, место в городе) с любой точки зрения.

Детям был дан макет их групповой комнаты со съемными стенками. Ребенок должен был расставить всю мебель так, как она обычно расположена в их комнате, и показать свое место за столом. Опыт показал, что, когда была снята стенка с входной дверью, дети правильно решали обе задачи; когда же снимали ётенку, противоположную входной двери, заставляя ребенка воспринимать знакомую комнату с противоположной стороны, только дети старшей группы, называя пространственное положение каждого предмета и его отношения с другими, успешно справлялись с данной задачей: «Шкаф стоит между полочкой для книг и окном, значит, здесь; пианино — около двери. (Ставит.) А мое место за столом здесь, ведь я сижу лицом к окну, а справа от меня аквариум».

Обозначение пространственных отношений ведет к их вычленению, абстрагированию и обобщению. На этом уровне ребенку становится доступным перенос пространственных отношений и их использование в собственной разнообразной практической деятельности.

Наиболее трудно детям-дошкольникам усвоить отношение правого и левого, что связано с особенностью их восприятия и оценки положения собственного тела.

Для того чтобы вычленить сами пространственные отношения, сделать их сигнальными, можно использовать два приема, высказанные еще К. Д. Ушинским: 1) Ребенку дают одни и те же предметы, но отношения между ними и словесные обозначения этих отношений изменяются: «Птичка за клеткой», «Птичка перед клеткой», «Птичка над клеткой» и т. д. 2) Предметы меняются, отношения и их обозначения сохраняются: «Здесь скамейка стоит перед деревом», «Коля впереди Сережи», «Собака идет впереди хозяина».

Вычленение пространственных связей приобретает особое значение при истолковании ребенком картинки. Эти связи недостаточно видеть, надо учить детей осмысливать положение каждой фигуры в пространстве, ее взаимоотношения с другими предметами и на основе этих признаков раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой. Обучение ребенка специальному вычленению пространственных признаков и отношений, обобщению их и осмысливанию приводит к тому, что не только качественно изменяется восприятие ребенком любой доступной ему картинки, позволяя ему видеть «логику пространственных отношений», но и значительно изменяется весь строй его речи. Речь обогащается предлогами, наречиями и приобретает более сложную грамматическую структуру (Р. Ш. Каримова).

Таким образом, восприятие на уровне первой сигнальной системы дает еще очень ограниченное познание пространства. Подлинное его освоение как особой категории существования действительности требует практического опыта овладения специальными словами, обозначающими соответствующие признаки и отношения. Раскрытие этих связей осуществляется в конкретных видах деятельности детей, в первую очередь на занятиях рисованием, физкультурой, трудом, занятиях  в уголках природы.

Результаты эксперимента по восприятию сюжетной картинки дошкольниками

В эксперименте приняло участие 15 дошкольников средней группы, возраст испытуемых 4,5- 5,7 лет, из них 7 девочек и 8 мальчиков. Исследование проводилось в индивидуальной форме. Перед исследованием с ребенком устанавливался положительный эмоциональный контакт и проверялась его готовность выполнять задания.

Дошкольникам  предъявлялись сюжетные картинки с установкой на запоминание изображения, время экспозиции 1 минута. После чего ребенка просили рассказать, что он видел на картинке, рассказать как можно подробнее, что происходило на картинке. После ответа задавались дополнительные вопросы с целью более полного описания ребенком сюжетной картинки и понятого смысла изображенного.

Результаты  исследования в данной возрастной группе следующие.

    1. Определяющими признаками для узнавания предметов, изображенных на рисунках является их форма. Другие признаки (цвет, строение) большинство детей называли лишь после наводящих вопросов экспериментатора. Цвет был ведущим признаком при восприятии объекта лишь в случае его несоответствия реальности, чрезвычайной яркости (например, малиновый медведь).
    2. Объекты узнавались даже при несоответствии цвета его природному, например, голубые листья. Форма же влияет на узнавание объекта на сюжетной картинке. Например, круглая синяя тучка воспринималась некоторыми детьми как синее солнце.
    3. Перспективное изображение большинством детей воспринималось правильно. Однако при описании картинки дошкольники практически не пользовались описанием пространственного положения объектов, отвечая на вопросы экспериментатора, большинство детей правильно указывали: какие объекты находились ближе, какие дальше. Большинство ребят, однако, затруднялись ответить какие объекты расположены справа на картинке, а какие слева.
    4. Большинству обследованных дошкольников средней возрастной группы доступно восприятие эмоционального состояния героев. Некоторые дети изначально рассказывали, что на картинке нарисован грустный мальчик или смеющаяся девочка. Если этот аспект они не озвучивали самостоятельно при описании сюжетной картинки, то после вопроса экспериментатора: «Какое настроение у ребенка на картинке?», дошкольники давали правильный ответ. Однако для экспозиции данной возрастной группе детей были отобраны картинки лишь с изображением основных эмоций человека: радость, гнев, грусть, удивление. Удивление, кстати, было опознано лишь несколькими ребятами. Зато злость, радость и грусть большинство ребят опознали в качестве эмоционального состояния героев.
    5. Вопросы взрослого и установленный положительный контакт экспериментатора с ребенком, безусловно, влияют на полноту и глубину восприятия картинки ребенком. Особенно, наводящие вопросы помогают детям с недостаточным уровнем развития речи. Таким детям тяжело сформулировать полный ответ, их ответы фрагментарны и односложны.

 
4. Использование занятий и наблюдений в природе для развития восприятия картинки

 

Занятия на природе или в живом уголке с наглядным материалом (растения, животные и др.) с вербальными пояснениями воспитателя стимулируют развитие способности к восприятию сюжетных картинок дошкольниками. Сопровождая чувственное восприятие ребенка словом, т. е. называя предмет, воспитатель обеспечивает осмысленное познание этого предмета. Значит, слово не является простой добавкой к чувственно воспринимаемому предмету. Обозначая предмет, слово обеспечивает его обобщенное восприятие, т. е. отнесение данного, конкретного предмета: собачки, кактуса, сеялки — к соответствующей группе: животным, растениям или машинам. Чувственно воспринимаемое всегда единично, конкретно. Единичный предмет имеет и общие, и индивидуальные особенности. В этом индивидуальном выражено общее. Слово «кактус» или «собака» позволяет выделить в единичном (растении, животном), а значит, всегда и в особенном, общее, отвлечь существенное от случайного, обеспечивает восприятие единичного как представителя общего. С одной стороны, без слова — названия изображенного — наглядная его демонстрация бессодержательна, нема. С другой стороны, и словесные знания, лишенные чувственной опоры, также пусты и формальны. Лишь на основе накопленного чувственного опыта может быть обеспечен переход детей к оперированию понятиями, т. е. к отвлеченному и обобщенному отражению действительности. Неоправданно длительная задержка детей на уровне восприятия лишь единичных предметов задерживает их переход к высшим формам умственной деятельности.

Занятия на природе предоставляют обширный наглядный материал для изучения цветов и форм объектов (например, цвет и форма листьев, камней, муравейников, скворечников и других объектов). Такие занятия детям более интересны, чем изучение цветов и форм объектов по картинкам. Следовательно,  у детей, более эффективно накапливается необходимый запас представлений, что в будущем способствует более правильному и детальному восприятию сюжетной картинки.

Еще труднее детям увидеть «логику пространственных отношений», без которой невозможно понять смысл простейшей сюжетной картины. Под этим термином понимаются те смысловые связи, которые человек раскрывает на основе истолкования пространственных взаимоотношений предметов, изображенных на картине. Например, поднятая вверх рука у мальчика и нарисованный мяч истолковываются, как намерение мальчика бросить мяч в какую-нибудь цель или поймать его. Раскрытие такого смыслового подтекста картины требует от ребенка достаточно высокого развития мышления и практического опыта. Поэтому игровые занятия на природе, например с мячом, служат тренировке пространственного восприятия элементов сюжетной картинки. При этом важно называть пространственное положение игроков и мяча, например, «брось мячик соседу справа», «принеси запасной мячик из корзины позади Кати» и т.д.

 

Заключение

 

Занятия на природе или в живом уголке с наглядным материалом (растения, животные и др.) с вербальными пояснениями воспитателя стимулируют развитие способности к восприятию сюжетных картинок дошкольниками. Сопровождая чувственное восприятие ребенка словом, т. е. называя предмет, воспитатель обеспечивает осмысленное познание этого предмета. Значит, слово не является простой добавкой к чувственно воспринимаемому предмету. Обозначая предмет, слово обеспечивает его обобщенное восприятие, т. е. отнесение данного, конкретного предмета: собачки, кактуса, сеялки — к соответствующей группе: животным, растениям или машинам. С одной стороны, без слова — названия изображенного — наглядная его демонстрация бессодержательна, нема. С другой стороны, и словесные знания, лишенные чувственной опоры, также пусты и формальны. Лишь на основе накопленного чувственного опыта может быть обеспечен переход детей к оперированию понятиями.

Занятия на природе предоставляют обширный наглядный материал для изучения цветов и форм объектов (например, цвет и форма листьев, камней, муравейников, скворечников и других объектов). Такие занятия детям более интересны, чем изучение цветов и форм объектов по картинкам. Следовательно, у детей, более эффективно накапливается необходимый запас представлений, что в будущем способствует более правильному и детальному восприятию сюжетной картинки.

Еще труднее детям увидеть «логику пространственных отношений», без которой невозможно понять смысл простейшей сюжетной картины. Поэтому игровые занятия на природе, например с мячом, служат тренировке пространственного восприятия элементов сюжетной картинки. При этом важно называть пространственное положение игроков и мяча.

Мы можем сделать вывод, что занятия детей в уголках  природы способствуют накоплению у них практического опыта, представлений о окружающем мире, поэтому стимулируют развитие способности восприятия дошкольниками сюжетных картинок. Обязательное условие таких занятий сочетание демонстраций природных объектов и вербальных пояснений воспитателя.

 

Список литературы

 

  1. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: учебное пособие/Л.П. Баданина. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 240с.
  2. Белкина Н.В. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие. Ярославль, 1998.
  3. Вайштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А. Общая психология: учебное пособие – Мн.: Тесей, 2005. – 368 с.
  4. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
  5. Кроль В.М. Психология и педагогика.- М.: Высш.шк.,2001.-319с.
  6. Люблинская А. А. Детская психология 
    Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - 
    М., «Просвещение», 1971.
  7. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов СПб.; Питер, 2001. – 583 с.; (Учебник нового века).
  8. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников». М., «Просвещение», 1990.
  9. Мухина В.С. Детская психология.- М.: Просвещение, 1985.- 214с.
  10. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  11. Психологическая диагностика/ Под ред. К.М. Гуревича, М., 2001.
  12. Психология человека от рождения до смерти.- СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2002.
  13. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2001.-720с.
  15. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.- Л., 1990.-326с.
  16. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника.- М.: Изд. центр "Академия", 2000.-С.80-65.
  17. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005.-349с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Восприятие картины дошкольниками