Зрительное восприятие детей с амблиопией

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: составить систему игр для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Заявленная цель конкретизируется в следующих задачах:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения
3. Подобрать игры и упражнения для развития у детей умения анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 235.00 Кб (Скачать)


 

                                                       Введение

Развитие и использование  зрительного восприятия в обучении слепых детей с остаточным зрением  и слабовидящих является в настоящее  время коренной проблемой тифлопсихологии  и тифлопедагогики.

Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия детей- инвалидов по зрению чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико -  психолого- педагогической реабилитации. По данным Всемирной организации здравоохранения, в последнее десятилетия во всех странах мира качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушениями зрения.

Зрительный анализатор -  сложная нервно-рецепторная  система, состоящая из периферического  отдела, сетчатки, зрительного нерва  и зрительного центра. [11]

С помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и  степени удаленности. За последнее  десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врожденных отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, ослаблениям или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. Чаще встречаются такие заболевания как: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, амблиопия, астигматизм, нистагм. Самыми первыми учеными, занимавшимися детьми с отклонениями зрения были: Валентин Гаюи и Денни Дидро.[16]

Формирование научной  психологии связано с трудами  Т. Геллера, М. Кунца, К.Бюрклена, П.Виллея, А.А. Крогиуса, В.С. Сверлова, М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагина и др.

Необходимость и возможности  компенсации нарушений зрительного  восприятия у детей с глубоко поврежденным зрением обоснованы в трудах офтальмологов, нейрофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов, таких как Л.А Новикова, И.Г. Куман, С.Н. Федоров, Н.Н. Заслина и другие.[26]

При нарушениях зрения у  слабовидящих и частично видящих  детей происходит сокращение и ослабление функции зрительного восприятия. Снижается точность, полнота и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов, объектов и их изображений, в этой области много работали Т.В. Никулина, Л.И.Плаксина.

Признание новых педагогических подходов и наличие широкой распространенности зрительных нарушений требуют оказание необходимой педагогической поддержки. Одним из приоритетных направлений в работе со слабовидящими детьми является охрана зрения, профилактика зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия.

Как показали исследования А.Г. Литвак, Л.И. Солнцевой, Л.В. Рудаковой, В.А. Фиоктистовой, Зинченко, Украинской, Эидиновой, Романовой, А.И.Каплан, Л.И. Кирилловой, И.А. Ферфильфайн, А.В. Хватовой, слабовидение отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его.

Наличие особенностей в  познавательной деятельности слепых отмечали А.И.Скребицкий, А.М. Щербина, Ф.Цех.[20]

Стремление развивать  и совершенствовать зрительное восприятие детей дошкольного возраста со зрительными нарушениями определило выбор темы дипломной работы.

Объектом  исследования является коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения.

Предмет исследования -развитие зрительного гнозиса в работе с дошкольниками с нарушением зрения 

Цель исследования: составить систему игр для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

 

Заявленная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить  особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения

     3. Подобрать игры и упражнения для развития у детей умения анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение. 

В  ходе исследования  мы использовали следующие методы:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Беседа

   3. Диагностика детей с целью выявления особенностей зрительного        восприятия

     4.   Анализ результатов исследования.

В структурном  отношении данная работа состоит  из:

  • введения;
  • двух глав;
  • заключения;
  • списка используемой литературы;
  • приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

1.1.Психолого – педагогическая  характеристика детей с амблиопией

 

В практике работы дошкольных образовательных учреждений для  детей с нарушением зрения до настоящего времени остается слабо разработанной  проблема организация коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития познавательных возможностей каждого ребенка.

Дошкольный возраст  – период первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способности.

Чтобы познавать окружающий мир, ребенок должен научиться замечать, выделять характеризующие предмет  признаки. Ребенок с нарушением зрения, как правило, не может самостоятельно зрительно выделить именно те признаки, которые являются наиболее информативными, позволяющими получить о предмете реальное представление.

Биологическая неполноценность  ставит ребенка с нарушением зрения в принципиально иные условия развития в сравнении с видящими детьми и предъявляет повышенные требования к родителям, призванным способствовать приспособлению его к этим условиям.[25]

Как показывают исследования Григорьевой Г.В, Денискиной В.З., Зальцман Л.М, Плаксиной Л.И, Феоктистовой В.А, снижение остроты зрения (амблиопия) может возникать в результате поражения глазного яблока, зрительного нерва и других отделов зрительного анализатора. Она обусловлена функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающиеся видимыми анатомическими изменениями.

Амблиопия - иначе называется «ленивый глаз» и характеризуется снижением зрения обоих или одного глаза. В последнем случае ребенок рисует, лепит, читает, конструирует, повернув несколько голову набок, стараясь задействовать лучше видящий глаз. Именно на это воспитатель должен обратить внимание и направить ребенка к окулисту.[6]

В принципе, дети с нарушениями  зрения не особо отличаются от нормально  развивающихся сверстников, но все-таки имеют свои специфические особенности  как в физическом так и в  психическом развитии. Так для некоторых характерны нервно- психические расстройства. К ним относятся чрезмерная возбудимость, понижение настроения в сочетании с капризностью, боязнь громких звуков, не уверенность в себе и своих действиях, несамостоятельность,  плохая ориентировка в окружающем мире, тревожность, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушение сна, а так же невропатия и невроз.

Часто, переломный момент в развитии личности ребенка наступает при появлении или осознании своего дефекта (эмоции, переживания). Наличие у него зрительных дефектов и осознание своей непохожести на зрячих приобретает личностный характер .Это состояние носит временный характер.

Нередко встречаются  неврозоподобные тики: частое мигание, подергивание носом, щекой, передергивание плечами, покашливание. Движения возникают исподволь, дети их не замечают. Наблюдаются нарушения сна и аппетита.[21]

Так же для детей с  нарушением зрения могут быть характерны частые и длительные болезни. Начиная  от аллергии, острых распираторных  заболеваний, отита и т.д. болезни носят затяжной характер. После недолгого посещения детского сада дети вновь заболевают, так как организм ребенка ослаблен.

Как показали исследования Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной, В. А. Бельмер, нарушения зрения могут сопровождаться нарушениями в эмоционально- волевой и двигательной сфере. Иногда состояние детей характеризуется как двигательная буря. Сильное возбуждение и расторможенность сменяются апатией и безразличием, быстрая смена настроений: у детей затруднены переключения движений, страдает речевая и мелкая моторика, им трудно рисовать и лепить мелкие детали, шнуровать обувь и застегивать пуговицы; необходимо отметить вялость, пассивность, инертность ребенка; у большинства снижена память, дети затрудняются в сосредоточении внимания на объекте и переключения его; наблюдаются различного характера судорожные и бессудорожные параксизмы.[29]

У большинства детей, направляемых в специальные учреждения, наблюдаются тяжелые органические поражения нейрозрительного аппарата. Наряду с этим врожденное или возникшее на ранних стадиях онтогенеза глубокое нарушение зрения приводит к развитию сенсорно-   перцептивной депривации, оказывающей отрицательное влияние на формирование познавательных процессов и личности ребенка.

 Слабовидящие дети  не всегда осознают свой дефект. Трудности и неудачи, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, при участии в играх, при общении неправильно оцениваются ими, обижают и раздражают. Появляется почва для возникновения нарушений в эмоционально- волевой сфере- агрессивности, враждебности, тревожности, страхов.[4]

В последние годы возрастает количество детей с нарушениями  психоэмоционального развития: психофизический  инфантилизм, эмоциональная нестабильность, отклонения в поведении, невротические  расстройства и другие.

Часто недостатка тепла, ласки, разлада между родителями отсутствия тесных эмоциональных контактов  с родителями приводят к формированию у ребенка с поражением зрения тревожно-   пессимистических личностных ожиданий, и, как следствие, неуверенности малыша, незащищенности, иногда страха в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

При неудовлетворенности  ребенка в общении со взрослым, родителями и сверстниками возникает  отрицательное самочувствие в различных  социальных ситуациях т.е         эмоциональное неблагополучие.[24]

Как говорят специалисты, нет ничего не поправимого, практически  любые недостатки и отклонения можно  подкорректировать, сгладить.

В специальном дошкольном учреждении, в окружении сверстников с тем же недугом, ребенок не находит ничего необычного в ношении окклюдоров, очков и выполнении упражнений для развития зрения. Однако, поддерживая в ребенке интерес к лечению, убеждая в его необходимости и в том, что оно принесет положительный результат, педагоги становятся участниками возвращения детям полноты зрительных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности зрительного  восприятия детей с нормой  и нарушениями зрения 

 

Развитие и использование  зрительного восприятия в обучении слепых детей с остаточным зрением  и слабовидящих является в настоящее время коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики.

Исследовав и изучив множество источников и работ  таких исследователей как: Плаксина Л.И., Никулина Г.В., Каплан А.И., Серпокрыл  П. и др. можем начать работу по развитию зрительного восприятия, но для этого необходимо выяснить, каковы его особенности у нормально развивающихся детей, без отклонений, и у детей с нарушениями зрения.

 Детей с нормой развития имеют свои характерные особенности зрительного восприятия.

В своих работах исследователи И.Г. Куман, С.Н. Федоров отмечали, что восприятие ребенка начинается с восприятия времени и пространства

- восприятие еще примитивно и своеобразно, и должно пройти еще много времени, прежде чем оно выльется в обычные для восприятия взрослых формы

- в своих исследованиях Трошин П.Я отмечал, что зрительное восприятие работает по примитивным принципам, внешний мир воспринимается примитивно, как нечто близкое, достижимое для ребенка

- сначала ребенок познает мир ртом, потом - руками, и уже затем зрение закладывает основные камни того здания восприятий, которое развертывается лишь в значительно более позднем возрасте

- вся картина мира у ребенка воспринимается не так, как взрослым, т.к. глаза и уши вступают в свое активное действие довольно поздно

- как отметил Л. Мартынов, дети не понимают удаленных предметов, т.е. стоящий вдалеке человек может восприниматься как маленькая кукла, а большой дом на далеком пригорке как кукольный домик

- ребенок воспринимает мир неустойчиво и вариативно[28]

-для зрительного восприятия характерен эйдетизм, т.е. каждый воспринятый зрительно предмет у ребенка оставляет некоторое последействие

-воспринимая мир целостно ребенок вместе с тем часто теряет грань, отделяющую реальность от фантазии, настоящее от прошлого, существующее от желаемого[22]

Информация о работе Зрительное восприятие детей с амблиопией