Зрительное восприятие детей с амблиопией

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: составить систему игр для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Заявленная цель конкретизируется в следующих задачах:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения
3. Подобрать игры и упражнения для развития у детей умения анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Данная игра проходила  достаточно оживленно, дети без труда  поняли правила, активно участвовали  в игре. Допускались некоторые  недочеты и неточности в выполнении, но в целом результаты достаточно высокие. (приложение 6)

Описание игр на выделение  и сравнение величины предметов по лексической теме «Транспорт»

     Д/и   «Найди большую и маленькую»

Цель: учить детей выделять форму предметов, сравнивать их, называть: большая, маленькая, больше, меньше.

Оборудование: игрушечные автомобили разных размеров, два гаража: большой и маленький.

Ход игры: отправляемся с детьми в путешествие на «Волшебную стоянку». Там стоит множество разных машинок. Перед нами находятся два гаража, один большой, другой маленький. Перед детьми ставится задача расставить машины по размеру, большие в большой гараж, маленькие в маленький.

Данная игра проходила  достаточно оживленно, дети без труда  поняли правила, активно участвовали  в игре. Допускались некоторые  недочеты и неточности в выполнении, но в целом результаты достаточно высокие. (приложение 7)

Д/и   «Какая больше, какая меньше»

Цель: учить детей выделять форму предметов, сравнивать их, называть: большая, маленькая, больше, меньше.

Оборудование: автомобили разных размеров, вырезанные из бумаги

Ход игры: детям предлагается составить из машинок пары, предварительно выбрав машины одинакового размера. Обязательно при выборе пользоваться сравнением, методом наложения и приложения, словами больше, меньше. Определив правильную пару прикрепить ее на доску, и так составив все пары распределить их от большой к меньшей.

Данная игра проходила  достаточно оживленно, дети без труда  поняли правила, активно участвовали  в игре. Допускались некоторые  недочеты и неточности в выполнении, но в целом результаты достаточно высокие.   (приложение 7)

Описание игр на выделение  и сравнение величины предметов по лексической теме «Животные»

Д/и   «Где больше, где меньше»

Цель: учить детей выделять форму предметов, сравнивать их, называть: большая, маленькая, больше, меньше.

Оборудование: Фигурки животных разные по размеру, но одинаковые по остальным показателям.

Ход игры: На двух, стоящих друг напротив друга столах (на расстоянии примерно три метра) расставлены фигурки животных, разные по размеру, но одинаковые по остальным параметрам. Детям необходимо стоя на одинаковом расстоянии к обоим столам определить какая фигурка больше, а какая меньше.

Данная игра проходила  достаточно оживленно, дети без труда  поняли правила, активно участвовали  в игре. Допускались некоторые  недочеты и неточности в выполнении, но в целом результаты достаточно высокие. При допущении детьми грубых ошибок исправления делали остальные участники. (приложение 8)

Д/и   «Где чей дом»

Цель: учить детей выделять форму предметов, сравнивать их, называть: большая, маленькая, больше, меньше.

Оборудование: Фигурки различных животных разных размеров. Соответствующие их размерам домики.

Ход игры: На столе расставлены животные разных размеров, а напротив них домики, подобранные в соответствии с размерами животных. Детям необходимо подойдя к столу найти каждому животному соответствующий домик. После сделанного ребенком выбора спросить, почему он так решил, обозначить свой выбор словом.

Данная игра проходила  достаточно оживленно, дети без труда  поняли правила, активно участвовали в игре. Допускались некоторые недочеты и неточности в выполнении, но в целом результаты достаточно высокие. При допущении детьми грубых ошибок исправления делали остальные участники. (приложение 8)

Описание игр с движущимися  предметами по лексической теме «Рыбы»

Д/и   «Поплыли»

Цель: обучать видеть движущиеся объекты. Учить выполнять движения в разном темпе

Оборудование: ванночка с водой, рыбки сделанные из плавучего материала.

Ход игры: перед детьми ставится «водоем» (ванночка, таз). Выбирается пара детей, которым выдается по рыбке с привязанной к ней веревочкой. Им необходимо будет по команде потянуть рыбок к противоположному берегу, кто справится первым, тот и выиграл. Затем можно во время «заплыва» давать детям команды с замедлением или убыстрением темпа.

Игры подобного вида всегда вызывают у детей множество  эмоций и проходят оживленно и  активно. Правила были легки и  понятны, но не соблюдались некоторыми детьми. Но в общем данная игра прошла на достаточно высоком уровне. (приложение 6)

Д/и   «Как у нас в аквариуме»

Цель: обучать видеть движущиеся объекты. Замечать и называть изменения темпа и направления.

Оборудование: аквариум с рыбками

Ход игры: Данная игра проводится в виде наблюдения в живом уголке. Дети полукругом встают или садятся перед аквариумом. Воспитатель объясняет, что им необходимо будет озвучивать движения рыб в аквариуме. По цепочке, дети называют движение совершенное рыбой.

Игры подобного вида всегда вызывают у детей множество  эмоций и проходят оживленно и  активно. Правила были легки и понятны, но не соблюдались некоторыми детьми. Но в общем данная игра прошла на достаточно высоком уровне. (приложение 6)

Описание игр с движущимися  предметами по лексической теме «Транспорт»

Д/и   «Прокати автомобиль»

Цель: обучать видеть движущиеся объекты. Учить выполнять движения в разном темпе и направлении

Оборудование: модели машин

Ход игры: проводить в виде спортивной гонки. По указанным дорожкам дети должны прокатить свою машину до финиша, с учетом команд воспитателя (быстрее, медленнее, правее, левее и т.д.)

Игры подобного вида всегда вызывают у детей множество  эмоций и проходят оживленно и  активно. Правила были легки и  понятны, но не соблюдались некоторыми детьми. Но в общем данная игра прошла на достаточно высоком уровне. (приложение 7)

Д/и   «Закати автобус в гараж»

Цель: обучать видеть движущиеся объекты. Учить выполнять движения в разном темпе

Оборудование: модели машин, гараж для каждой

Ход игры: проводится аналогично игре «Прокати автомобиль», только необходимо поставить автобус в гараж.

Игры подобного вида всегда вызывают у детей множество  эмоций и проходят оживленно и  активно. Правила были легки и  понятны, но не соблюдались некоторыми детьми. Но в общем данная игра прошла на достаточно высоком уровне. (приложение 7)

Описание игр с движущимися предметами по лексической теме «Животные»

Д/и   «Кто быстрее доберется домой»

Цель: обучать видеть движущиеся объекты. Учить выполнять движения в разном темпе и направлении, называть совершаемые действия

Оборудование: игрушки различных животных, и домики для них

Ход игры: игры по этому направлению аналогичны друг другу. Обязательно создавать различные мотивации, разнообразные игровые ситуации и сюрпризные моменты. В данной игре противоположно друг другу расставляются домики и животные. Наступает вечер, скоро стемнеет, а звери заигравшись забыли про время и им необходимо как можно быстрее добраться домой. Кто же доберется скорее всего? Каждый ребенок выбирает себе животного и должен по своей дорожке «добежать» до дома.

Игры подобного вида всегда вызывают у детей множество эмоций и проходят оживленно и активно. Правила были легки и понятны, но не соблюдались некоторыми детьми. Но в общем данная игра прошла на достаточно высоком уровне. (приложение 8)

Д/и   «Кто бегает быстрее»

Цель: обучать видеть движущиеся объекты. Учить выполнять движения в разном темпе и направлении, называть совершаемые действия

Оборудование: игрушки различных животных

Ход игры: дети воображаемо отправляются на бега животных. Каждый выбирает себе игрушку по желанию и начинается «гонка». Побеждает тот, кто приходит к финишу первым. Но необходимое условие игры- дети «болельщики» во время гонки должны называть совершаемые действия, направления участников и все происходящее на гонке

Игры подобного вида всегда вызывают у детей множество эмоций и проходят оживленно и активно. Правила были легки и понятны, но не соблюдались некоторыми детьми. Проведенная игра прошла на достаточно высоком уровне. (приложение 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги работы мы видим, при нарушениях зрения у слабовидящих и частично видящих детей происходит сокращение и ослабление функции зрительного восприятия. Снижается точность, полнота и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов, объектов и их изображений, в этой области много работали такие педагоги и психологи как: Т.В. Никулина, Л.И.Плаксина, Т. Геллер, М. Кунц, К.Бюрклен, П.Вилль, А.А. Крогиус, В.С. Сверлов, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин и др.

 Подобранные нами задания, упражнения и игры необходимо проводить постоянно, систематически, с учетом индивидуальных и физиологических особенностей детей. Так же необходимо, чтобы работа проводилась всеми специалистами одновременно. Только при этих условиях можно добиться положительных результатов и добиться хоть не полного выздоровления, но частичной коррекции.

Учитывая это положение  нами была  составлена система работы, в которую входили следующие задания: узнавание перечеркнутых изображений, узнавание наложенных изображений и узнавание недорисованных изображений; игры на формирование у детей зрительных способов обследования предметов; на различение основных цветов, соотнесение сенсорных эталонов цвета с цветом реальных предметов; на различение, выделение и сравнение величины предметов (большой- маленький); наблюдение за движущимися объектами;

Мы подбирали задания  по принципу от более простых, в которых ребенок, оперируя усвоенным материалом, может действовать способом зрительного соотнесения, до более сложных заданий, в которых требуется  участие планомерного  целенаправленного акта зрительного восприятия

На протяжении дошкольного  возраста необходимо проводить учет состояния  зрительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы, а также в динамике развития проследить закономерности развития зрительного гнозиса, характерные для детей со зрительными нарушениями и в соответствии с этим планировать коррекционно-педагогическую работу по данному виду восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. А к и м о в а Г. Е. Расту, играю, развиваюсь. Занятия с ребенком от рождения до 6 лет- Екатеринбург., 2005 г
  2. Б е х т е р о в а Л. Н, С о л н ц е в а Л. Н. Волшебная лента- гусеница // Игра и дети.-2008 №2
  3. Б о л ь ш а к о в а А. Н. О работе с детьми раннего возраста с нарушением зрения// Дошкольное воспитание.-2007 №5
  4. В ы г о т с к и й Л. С. Л у р и я А. Р. Этюды по истории поведения.- Москва., 1993.
  5. В я т к и н а А. Ф. Организация зрительного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения//Дошкольная педагогика.-2006.-№3»
  6. Г е р т е л ь  М. Как болеют дети.- М.,2002.
  7. Г и л л е р б р а н д К. Коррекционная педагогика, обучение трудных дошкольников. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-М.,2005
  8. Г р и г о р ь е в а Л. П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения: Учебно- методическое пособие.- М.,1990.
  9. Д р у ж и н и н а Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения.- М.,2006.
  10. Д р у ж и н и н а Л. А. Коррекционная работа с детьми с недостатками в развитии.- М.,2006.
  11. Е г о р о в а Л. В. Некоторые особенности работы со слабовидящими детьми// Дошкольная педагогика.-2007-№1
  12. З а в р а ж и н С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями. - М., 2005.
  13. И в а н о в а И .В.  Путешествие на весеннюю полянку// Дошкольная педагогика.- 2008-№7
  14. И в а н к о в а О. Н. Наши помощники органы чувств// Ребенок в детском саду.-2007-№3
  15. К и р и л л о в а А. В. Советы офтальмолога// Дошкольное воспитание.-1998-№9
  16. К о л о м и н с к и й Я. Л. Человек- психология- М: Просвещение 1986 г.

17.К о р я ж и н а К. Н. Восприятие. Дидактические игры-.,2003.

  1. К о р н и л о в а И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения.- М., 2004
  2. К у з н е ц о в а В. М. Минуты здоровья.- М.,2001
  3. К э р о л Т и н г е й-  М и х а е л и с . Дети с недостатками развития: книга в помощь родителям.- М., 1988.
  4. Л а п п Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушением зрения.- М 2006.
  5. М а р ш а л о в а М. В. Развитие зрительного гнозиса в логопедической работе по определению ОНР у дошкольников с нарушением зрения// Педагогика.-2007.-№8
  6. М а р ш а л о в а М. В. Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения// Дошкольная педагогогика.-2008.-№5
  7. М о с т ю к о в а Е. М. Педагогика родителям.- М.,1991.
  8. О щ и п к о в а Г. А. В копилку педагога , работающего с детьми с нарушениями развития.- М.,2001.
  9. П л а к с и н а Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.- Калуга, Адель, 1998.
  10. П о д к о л з и н а Е. Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№5
  11.   П о д к о л з и н а Е. Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения// Воспитание и обучение детей с нарушением развития.-2007.-№3
  12. П о д к о л з и н а Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения// Дефектология.- 2001.-№2.
  13. П о д к о л з и н а Е. Н. Современное состояние проблемы развития зрительного восприятия // Дефектология.-2008.-№2.
  14. Р и ш м а н К. Н. Новые подходы к организации деятельности дошкольника с нарушением зрения//Коррекционная педагогика.-2007.-№4
  15. С а п р о н о в а О. П. Работа с контуром как одно из средств расширения сферы зрительного опыта детей с патологией зрения// Дошкольная педагогика.-2007.-№7
  16. С м и р н о в а С. В. Как обращаться с детьми с нарушением зрения// Детский сад.-1999.-№5
  17. С т е п а н о в а О. А Программа для ДОУ компенсирующего и комбинирующего видов. М.,- 2008.
  18. С т е п а н о в а О. В. Программа  развития зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков.// Начальная школа плюс до и после.- 2004.-№1
  19. С у б б о т и н с к и й Е. В. Ребенок открывает мир. М.,- 1991.

Информация о работе Зрительное восприятие детей с амблиопией