Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 21:42, доклад
В процессе специального обучения тифлопедагог использует все общие дидактические методы (наглядные, словесные, практические). Каждый из методов позволяет решать конкретные задачи обучения. Так на начальном этапе обучения, когда ребенок приобретает первоначальные знания и умения ведущими являются наглядные методы. А на этапе обобщения имеющихся знаний и умений словесные.
Тифлопсихология
Методы развития зрительного восприятия.
Основным средством управления развитием зрительным восприятием ребенка с н\з является обучение его способам виденья.
В
процессе специального обучения тифлопедагог
использует все общие дидактические
методы (наглядные, словесные, практические).
Каждый из методов позволяет решать
конкретные задачи обучения. Так на
начальном этапе обучения, когда
ребенок приобретает
Однако эффективность коррекционно педагогической деятельности обусловлено использованием названых методов в комплексе.
Имеется
специфика использования
Она обусловлена тем, что развивать зрительное восприятие можно только в условиях, когда ребенок активно выполняет различные зрительные действия и операции.
По
этому после определения
На
практике это достигается за счет
включения в коррекционные
Как
известно каждый метод состоит из
отдельных приемах обучения. На занятиях
в процессе решения конкретной дидактической
задачи педагог использует один или
несколько приемов ведущего или
дополнительного метода, при этом
дидактические приемы различных
методов тесно переплетаются
и соотносятся с приемом
Рассмотрим некоторые методические приемы, которые может использовать т\п в коррекционно педагогической деятельности по развитию зрительного восприятия.
В НАГЛЯДНОМ МЕТОДЕ можно выделить ряд приемов, направленных на формирование целостного образа и обучения оперирования им.
а\ демонстрация объектов восприятия с целью ознакомления с предметами;
б\ последовательное
обведение контура объекта
в\ выделение объекта восприятия из множества или же его части из целого, при помощи:
- указки,
- графических средств (карандаш, фломастер – например корова и лошадь обвести рога),
- контрастности фона демонстрации
для максимальной концентрации внимания ребенка на объекте и удержание этого объекта в поле зрения в течении продолжительного времени
а\ показ последовательности рассматривания объекта по схеме (пособия Васильева) - целостное восприятие, детали объекта, их пространственное расположение, повторное целостное восприятие;
б\ выделение в объекте восприятия информативных признаков, по которым он наиболее быстро узнаваем (трамвай, троллейбус – обвести, графическим средством, контрастность, обведение указкой, словесное объяснение - рельсы)
в\ ознакомление
детей с алгоритмами
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
Приемы словесного метода.
К приемам
словесной наглядности
Кроме этого к приемам словесной наглядности относится образец описания того или иного предмета, его свойств и качеств.
Словесный метод в коррекционно педагогической работе по развитию зрительного восприятия выполняет те же функции, что и в общей методике т.к. слово, обращенное к детям должно уточнять непосредственное восприятие детей.
По этому показ, демонстрация объектов обязательно сопровождается ОБЪЯСНЕНИЕМ. Для того чтобы дети добились результатов в своей практической или зрительной деятельности педагог четко, доступно и эмоционально объясняет ход выполнения задания, уточняет варианты тех или иных способов действия.
Довольно часто на занятиях по развитию зрительного восприятия педагог пользуется ИНСТРУКЦИЕЙ, как приемом словесного метода. Инструкция используется тогда, когда дети в основном представляют содержание своей деятельности. В этом случае развернутого объяснения не требуется. А достаточно лишь несколько словесных установок на характер и ход задания предваряющим его выполнение. (прием демонстрации на начале, инструкцию – закрепление)
Для формирования
Используя этот прием, на занятиях по развитию зрительного восприятия, педагог должен помнить, что беседа не должна занимать основную часть занятия, потому что направленность развитие зрительного восприятия 9беседа как вспомогательный прием) - иначе теряется его направленность.
Беседа лишь способствует активизации познавательной деятельности и мотивации последующего восприятия.
Следующий прием ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ. С их помощью проверяются знания детей. Вопросы следует задавать так, чтобы они предполагали размышление:
- дети должны сравнивать объекты восприятия (чем ель отличается от березы),
-
устанавливать причинно
УКАЗАНИЯ, направленные отдельными словами или словосочетаниями, на мыслительную, зрительную или практическую деятельность детей (покажи, нарисуй, докажи, сравни и т.д.)
Так
же в процессе обучения часто используется
и такой методический прием как
СЛОВЕСНЫЙ ДИКТАНТ
(графический диктант)
Приемы ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА
Сюда следует отнести организацию различных видов зрительной, умственной, а также внешней практической деятельности детей. Организует эту деятельность т\п с помощью конкретных заданий, предлагаемых детям.
Содержание этих заданий являются задачи, предъявляющие жесткие требования к восприятию. Психологи к таким задачам относят:
В зависимости от этапа и задач обучения, педагог подбирает задания ориентируясь не только на их содержание, но и на возможный характер их решения ребенком. Причем характер решения задачи, должен быть заложен в самом задании.
По этому критерию задания можно классифицировать следующим образом:
1\ задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие должно осуществляться одновременно и ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО и ПРАКТИЧЕСКИ.
Например:
-
разложи объекты (сенсорные
- дополни или дорисуй недостающие детали, части
- переведи через кальку, выдели другим цветом, заданную часть объекта
-состав целое из частей
- составь узор, выложи его из мазайки
-
расставь предметы в
- составь открытку, сравнивая её с тем, что нарисовал художник
-
расставь предметы в
- отрази на схеме расположение объектов
-
расставь силуэты людей и
- составь картинку по заданию, по образцу
-
найди место и расставь
-
составь лицо человека с
- смоделируй позу по образцу
- подбери то, чего не хватает на картинке
2\ задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие выполняется ПРАКТИЧЕСКИ, т.е. в процессе решения ребенок должен выполнить конкретное действие и получить совершенно определенный результат.
К таким заданиям можно отнести следующие:
- подбери такой же объект: наложи, положи рядом, соедини линией
- спрячь объект на цветовом фоне (пример – ребенка учат различать оттенки одного и того же цвета)
- переведи рисунок через кальку
-
обведи рисунок по трафарету
( внутренние и внешние
-
соотнеси изображение с
- собери разрезные картинки
3\ задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие осуществляется ВО ВНУТРЕННЕМ ПЛАНЕ, а результат решения проявляется либо:
К первой группе (выбор объекта) данного типа заданий, относятся задачи, требующие поиска и выбора объектов из двух или из множества. Выбор ребенок может производить по наглядному образцу по указанному признаку (пример выбрать все красные и т.д.), на основе предшествующей тренировке, ответ детей может быть оформлен словесно или в показе выбранного объекта или в показе, выбранного объекта:
- выдели (найди, оставь, отметь, закрой, покажи и т.д.) элемент образца, либо весь элемент
- разложи элементы, в том же порядке, что и на образце (например сказак репка кто за кем), либо по словесной инструкции
- сравни с образцом, найди, что лишнее, что изменилось, чего не достает
- найди пару к предложенному образцу
- покажи чего не хватает
- назови и покажи все элементы, предложенного множества
- определи лишний элемент
- определи, какой из объектов находится ближе, а какой дальше