Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 21:42, доклад
В процессе специального обучения тифлопедагог использует все общие дидактические методы (наглядные, словесные, практические). Каждый из методов позволяет решать конкретные задачи обучения. Так на начальном этапе обучения, когда ребенок приобретает первоначальные знания и умения ведущими являются наглядные методы. А на этапе обобщения имеющихся знаний и умений словесные.
-
найди ошибку в изображении
(что неправильно нарисовал
-
определи расстояние, которое будет
дольше до определенного
-
кто быстрее дойдет до…. (какая
машина доедет быстрее до
- выбери по описанию (несколько животных дается описание, ребенок должен соотнести с образцом)
- по предъявлению предмета, подбери его признаки
- узнай по эмоции, позе героя картины
- найди лишнего по позе, по мимике
- подбери героя к ситуации
- подбери разные изображения к одной сказке
- узнай героя по описанию
Ко второй группе (оформление словесно) относятся задания требующие словесного ответа:
- узнай и назови, либо перечисли – эталоны, предметы, изображения
-
назови недостающие, либо
- запомни, перечисли по памяти
- найди и опиши, что перепутано в изображении
- опиши предмет с помощью алгоритма
- составь описательную загадке
- дай классификацию эталонов, предметов
- по имеющимся признакам узнай и назови предмет (карточки загадки)
-
подбери наиболее точное слово,
ПОДБОР НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Качество решения общих и частных задач по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, зависит от умения педагога соотносить содержание специальной программы с содержанием общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду.
Реализация общеобразовательной программы (спец программа строятся на основе общеобразовательной программы, только необходимо внести свою специфику, а специфика заключается - будут введены занятия т\п, специальная наглядность, организован специальный режим) позволяет целенаправленно знакомить детей с окружающим миром и формировать у них качественные предметные, пространственные, временные представления о нем.
На
основе представлений у дошкольников
формируется четкие понятия. Предметные
представления и понятия
В ходе реализации коррекционных задач, педагогу необходимо четко определять, цель каждого занятия и уметь подчинить этой цели, все его содержание.
Так при реализации задачи формирование сенсорных эталонов основной целью коррекционного занятия должно стать широкое ознакомление детей, с предметами окружающего мира, их основными свойствами.
В ходе коррекционного занятия, следует предлагать предметы или их изображения с ярко выраженными родовыми признаками и свойствами, характерными для данной группы предметов. Педагогу необходимо помнить, что при формировании предметных представление необходимо научить детей
-
во первых обследовать предмет,
-
во вторых свободно
Кроме того в ходе подобных коррекционных занятий у дошкольников необходимо развивать умение активно оперировать имеющимися предметными представлениями при восприятии предмета в новых логических связей (зашумленные предметы, перекрытия, разные цветовые решения).
В дидактический материал следует включать:
- единичные объекты восприятия (груша)
-
зрительный алгоритм
-
группы предметов для
-
группы объектов
- группы объектов восприятия для установления родовых связей (карточки на группировку и классификации предметов по какой то теме)
-
объекты восприятия для
-
группы объектов восприятия
-
объекты восприятия для
В случае при реализации задачи по развитию предметности восприятия основной целью коррекционного занятия должно стать формирование у дошкольников умения активно оперировать имеющимися предметными представлениями при восприятии предмета в новых логических связях.
В
дидактический наглядный
-
объекты, предложенные для
- группы объектов восприятия, предназначенные для обучения соотнесению предметов и их локализации (выделению) – перфокарты и карточки с изображением предметов в различных вариантах
-
группы объектов для
Реализация задач направленных на развитие восприятия глубины пространства и развития пространственных представлений и навыков ориентировки предполагает в качестве основной цели формирование представлений о пространстве и пространственных отношениях.
В
ходе коррекционных занятий
В данном случае при подборе дидактического материала для проведения занятий по определенной теме, педагогу необходимо помнить, что у ребенка должны быть сформированы четкие предметные представления, в частности о предметах, которые используются как ориентиры в пространстве.
В связи с этим наглядный материал включает
- единичные объекты или группы, хорошо узнаваемых объектов (объектов ориентиров) – постоянные здания, дорожные здания, звуковое маячки
-
объекты зрительного
-
реальные объекты большого
Т.о. реализация задач по развитию зрительного восприятия у дошкольников с н\з способствует развитию зрительного восприятия, как познавательного процесса.
В
ходе работы в указанном направлении
повышается качество восприятия детей,
за счет постоянного усложнения зрительных
задач и предоставление детям
возможности на каждом занятии целенаправленно
оперировать знакомыми