Методы развития зрительного восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 21:42, доклад

Краткое описание

В процессе специального обучения тифлопедагог использует все общие дидактические методы (наглядные, словесные, практические). Каждый из методов позволяет решать конкретные задачи обучения. Так на начальном этапе обучения, когда ребенок приобретает первоначальные знания и умения ведущими являются наглядные методы. А на этапе обобщения имеющихся знаний и умений словесные.

Файлы: 1 файл

методы развития зрительного восприятия.docx

— 28.68 Кб (Скачать)

     - найди ошибку в изображении  (что неправильно нарисовал художник)

     - определи расстояние, которое будет  дольше до определенного предмета

     - кто быстрее дойдет до…. (какая  машина доедет быстрее до гаража, птичка долетит до гнезда, выполнять  можно разным способом – практическим  способом – полоски и т.д.)

     - выбери по описанию (несколько  животных дается описание, ребенок  должен соотнести с образцом)

     - по предъявлению предмета, подбери  его признаки

     - узнай по эмоции, позе героя  картины

     - найди лишнего по позе, по мимике

     - подбери героя к ситуации

     - подбери разные изображения к  одной сказке

     - узнай героя по описанию

     Ко  второй группе (оформление словесно) относятся  задания требующие словесного ответа:

     - узнай и назови, либо перечисли  – эталоны, предметы, изображения

     - назови недостающие, либо лишние  элементы

     - запомни, перечисли по памяти

     - найди и опиши, что перепутано  в изображении

     -  опиши предмет  с помощью  алгоритма

     - составь описательную загадке

     - дай классификацию эталонов, предметов

     - по имеющимся признакам узнай  и назови предмет (карточки  загадки)

     - подбери наиболее точное слово,  характеристики эталона, предмета, его признаков. 
 
 

     ПОДБОР  НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА  ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

     Качество  решения общих и частных задач  по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, зависит  от умения педагога соотносить содержание специальной программы с содержанием общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду.

     Реализация  общеобразовательной программы (спец программа строятся на основе общеобразовательной программы, только необходимо внести свою специфику, а специфика заключается -  будут введены занятия т\п, специальная наглядность, организован специальный режим) позволяет целенаправленно знакомить детей с окружающим миром и формировать у них качественные предметные, пространственные, временные представления о нем.

     На  основе представлений у дошкольников формируется четкие понятия. Предметные представления и понятия формируются  по темам (лексические темы).

     В ходе реализации коррекционных задач, педагогу необходимо четко определять, цель каждого занятия и уметь  подчинить этой цели, все его содержание.

     Так при реализации задачи формирование сенсорных эталонов основной целью коррекционного занятия должно стать широкое ознакомление детей, с предметами окружающего мира, их основными свойствами.

     В ходе коррекционного занятия, следует  предлагать предметы или их изображения  с ярко выраженными родовыми признаками и свойствами, характерными для данной группы предметов. Педагогу необходимо помнить, что при формировании предметных представление необходимо научить  детей 

     - во первых обследовать предмет,  что бы узнавать его, на основе  выделенных качеств и называть  их (особенно к детям невидящим)

     - во вторых свободно ориентировать  в свойствах и качествах предметов,  т.е. добиваться свободного оперирования  системой сенсорных эталонов, при  анализе свойств предметов. 

     Кроме того в ходе подобных коррекционных  занятий у дошкольников необходимо развивать умение активно оперировать  имеющимися предметными представлениями  при восприятии предмета в новых  логических связей (зашумленные предметы, перекрытия, разные цветовые решения).

     В дидактический материал следует  включать:

     - единичные объекты восприятия (груша)

     - зрительный алгоритм последовательного  рассматривания предметов

     - группы предметов для восприятия, способствующие активному оперированию  сенсорными эталонами или их  системой, при анализе свойств  предмета (группу игрушек одного цвета – собрать все желтые, красные игрушки в группы)

     - группы объектов представленных  для восприятия в различных  пространственных логических связях (картинка с обезьянками –  палку можно нарисовать и у  передних лап и у задних)

     - группы объектов восприятия для установления родовых связей (карточки на группировку и классификации предметов по какой то теме)

     - объекты восприятия для ознакомления  детей с составными частями  предмета и их взаимном расположении (тонграммы, разрезные картинки)

     - группы объектов восприятия предназначенные  для формирования обобщающих  понятий (перфокарты, пример н\п  игра телефон – крутишь круг  стрелкой в сторону )

     - объекты восприятия для составления  описательных загадок и рассказов  о предмете.

     В случае при реализации задачи по развитию предметности восприятия основной целью коррекционного занятия должно стать формирование у дошкольников умения активно оперировать имеющимися предметными представлениями при восприятии предмета в новых логических связях.

     В дидактический наглядный материал должны включаться

     - объекты, предложенные для восприятия  в различных вариантах – реальное, силуэтное, контурное

     - группы объектов восприятия, предназначенные для обучения соотнесению предметов и их локализации (выделению) – перфокарты и карточки с изображением предметов в различных вариантах

     - группы объектов для формирования  целостности восприятия предметов  (разрезные картинки, танграммы,  колумбово яйцо и т.д.)

     Реализация  задач направленных на развитие восприятия глубины пространства и развития пространственных представлений и навыков ориентировки  предполагает в качестве основной цели формирование представлений о пространстве и пространственных отношениях.

     В ходе коррекционных занятий необходимо учить дошкольников ориентироваться  в большом пространстве (то что  нас окружает на улице), использую  знания о предметном мире (деревья, дороги, дома, здания и т.д.) В данном случае основное внимание педагога должно быть направленно на обобщение предметных представлений детей путем уточнения  взаимного расположения частей предмета и активизации оперирования представлениями детей о предмете, при необходимости ориентироваться в окружающей действительности.

     В данном случае при подборе дидактического материала для проведения занятий  по определенной теме, педагогу необходимо помнить, что у ребенка должны быть сформированы четкие предметные представления, в частности о  предметах, которые используются как  ориентиры в пространстве.

     В связи с этим наглядный материал включает

     - единичные объекты или группы, хорошо узнаваемых объектов (объектов  ориентиров) – постоянные здания, дорожные здания, звуковое маячки

     - объекты зрительного восприятия  для возможности уточнения взаимного  расположения частей в предмете (танграмма, пересекающиеся контуры, карточки для обводки и т.д.)

     - реальные объекты большого пространства, по изучаемой теме.

     Т.о. реализация задач по развитию зрительного  восприятия у дошкольников с н\з  способствует развитию зрительного  восприятия, как познавательного  процесса.

     В ходе работы в указанном направлении  повышается качество восприятия детей, за счет постоянного усложнения зрительных задач и предоставление детям  возможности на каждом занятии целенаправленно  оперировать знакомыми предметами окружающего мира, а также поэтапного формирования предметных представлений.

Информация о работе Методы развития зрительного восприятия