Восприятие детей с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия, при которых игра становятся более эффективным средством в развитии восприятия детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Объект исследования - развитие восприятия детей младшего школьного возраста с ЗПР посредством игры.
Предмет исследования – игра как средство развития восприятия детей в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: игра будет более эффективным средством развития восприятия детей в младшем школьном возрасте если:
организовать систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка;
способствовать знакомству с окружающим миром;

Файлы: 1 файл

диплом 5 к..doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Введение.

Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный  опыт. Формированию чувственного опыта  способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия.

Сенсорное восприятие означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов – развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок  начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, что одни предметы твердые, другие мягкие, упругие; одни тяжелые, другие легкие, одни прочные, другие легко разрушаются, видоизменяются – рвутся, мнутся, распадаются и требуют осторожного обращения с ними. В результате действий ребенка с предметами они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов: гладкая, шершавая, пушистая и т.д. Различна и окраска - дети чувственно воспринимают различные цвета.

Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые  ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление.

Необходимо  учить детей выделять в предметах  и явлениях самое существенное, характерное.

Как показывает опыт, условия, необходимые для организации  систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных факультативных занятий, занятия в учреждениях дополнительного образования на которых дети с помощью игры решают нестандартные задачи.

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его  имеет большой смысл. Она точно  соответствует его возрасту и  интересам и включает в себя такие  элементы, которые ведут к выработке  нужных навыков и умений.

Игра выступает как  средство всестороннего воспитания личности ребенка. Правильно построенная  игра способствует развитию познавательных процессов младших школьников.

На основе изучения педагогического  опыта, анализа научной литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между объективно существующей потребностью общества в интеллектуально развитой личности и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к формированию восприятия младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель  исследования - выявить и обосновать педагогические условия, при которых игра становятся более эффективным средством в развитии восприятия детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Объект  исследования - развитие восприятия детей младшего школьного возраста с ЗПР посредством игры.

Предмет исследования – игра как средство развития восприятия детей в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: игра будет более эффективным средством развития восприятия детей в младшем школьном возрасте если:

организовать систематический  процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого  ребенка;

способствовать знакомству с окружающим миром;

соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой были поставлены следующие задачи:

дать характеристику восприятия детей с ЗПР ;

выявить особенности  развития восприятия детей в младшем  школьном возрасте с ЗПР средствами игры;

определить содержание игр, обеспечивающих развитие восприятия младших школьников;

разработать программу  и провести опытно-экспериментальное  исследование по восприятия младших  школьников с ЗПР в игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В ИГРЕ.

   1.1Общие понятия о восприятии. Виды восприятия. Свойства восприятия.

Без точного знания того, с чем  ребенок рождается на свет, без  глубокого понимания процессов  его естественного развития по биогенетическим  законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание. Ощущения и восприятие составляют процессы чувственного познания.

Восприятие - сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, восприятие в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой.

Л.А. Венгер считал, что восприятие предметов и явлений материального  мира, их многообразных свойств и  отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей.(1:с.144.)

На всем протяжении существования психологии восприятие было предметом многих рассуждений и исследований.

О.М. Дьяченко говорила, что восприятие - это тот психический процесс, с которого человек начинает свое познание окружающего мира. Оно является фундаментом общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение для успешного выполнения им детских видов деятельности (рисование, конструирование, лепка и др.) и обучения в старшем дошкольном возрасте (грамота, математика и др.).(2.с 144.)

Ребенок видит окружающие его предметы и явления, слышит разнообразные звуки, улавливает запахи и т.д. Именно в ходе восприятия ребенок получает первоначальные сведения о внешних свойствах предметов и явлений.

Как любой психический процесс  восприятие имеет ряд свойств:

  1. предметность, которая состоит в том, что получаемые человеком впечатления от внешнего мира он всегда относит к тем или иным предметам и явлениям;
  2. осмысленность, воспринимая тот или иной предмет, человек использует свой опыт, к новым впечатлениям от предмета добавляются те, что были получены им раньше;
  3. константность, относительная независимость восприятия внешних свойств (цвета, формы, величины) от условий, в которых происходит восприятие. Это свойство действует в определенных условиях;
  4. целостность, выраженная в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Виды восприятия.

   Существует две классификации видов восприятия. В основании первой, лежит тот орган чувств, который принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия. Это осязание , зрительное восприятие и слуховое восприятие. Вторая классификация основывается на информации, которая отражается через восприятие. В таком случае мы говорим о восприятии пространства, восприятии времени и об особом чисто человеческом виде восприятия — восприятии человека человеком .

   Осязание. Осязание играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения. Но органом данного специфического вида восприятия является рука, причем активная, ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, позволяя человеку создавать целостный образ при последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета. Ощупывая, она воспроизводит форму предмета, как бы создает его слепок. Исследователи выделили два вида ощупывающих движений: мелкие перемещения пальцев, которые мы используем, останавливаясь на наиболее информативных точках предмета; и крупные движения , позволяющие объединить отдельные признаки предмета, а также, выполняющие функцию проверки возникших предположений. В дальнейшем, при повторной работе с ранее исследованным предметом происходит процесс свертывания — остановка только на информативных точках.

   Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз. Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит процесс зрительного восприятия, во время движения — обработка полученной информации. Очень часто глаз действует под влиянием ранее выработанного стереотипа. Так, привыкнув «пробегать» текст, читатель с большим трудом справляется с задачей глубинной проработки материала. Он опускает большие абзацы текста, даже не замечая этого, а позднее абсолютно искренне говорит, что данного материала в книге не было. Читатель другого типа, наоборот, прорабатывает каждый текст дотошно. Его глаз «отказывается» перепрыгнуть через строчку или абзац, и читающий тонет в деталях, которые в данный момент можно было бы опустить.

   Слуховое восприятие. Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. В отличие от животных, у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две объективные системы, которые имеют не биологическое, а социальное происхождение:

  • фонематическая (или система звуковых кодов языка);
  • ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов).

   Решающая роль этих факторов приводит к тому, что, если ухо животного иногда обладает более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей сложностью, большим богатством и большей подвижностью звуковых кодов.

   Слуховое восприятие, как и другие виды восприятия, представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторный компонент. Но в слуховом восприятии двигательный компонент отделен от слуховой системы, выделен в особую систему. Это пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха.

   Восприятие пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния , или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления , в котором они находятся, величины и формы предмета.

   В восприятии отражаются следующие характеристики пространства:

  • Рельефность (трехмерность, стереоскопичность). Это оказалось возможным благодаря тому, что работают в восприятии парные органы: два глаза, две руки, два уха;
  • Форма предмета . Через восприятие, в отличие от ощущения, мы отражаем в предмете формообразующие свойства (угол или круг, впадина или выпуклость);
  • Величина (размер) . Перцептивный образ обладает возможностью воспроизводить натуральную величину объекта. Только в зрении и в осязании существует феномен воспроизведения в образе натуральной величины объекта безотносительно к размерам воспроизводящего этот образ органа чувств. Ограничения вытекают только из разрешающей способности органа: дотянется ли рука, впишется ли воспринимаемый предмет в границы поля зрения;
  • Симультанность . В образе воспринимаемого предмета отражается его форма и размеры одновременно, хотя орган чувств получает информацию постепенно.

   Восприятие времени.Оно представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Человек не так давно заинтересовался тем, как он воспринимает время, тогда как особенности восприятия предметов изучались с незапамятных времен. Трудно назвать причину. Но точность времени была мало актуальна даже в 17 веке. Пример тому — часы. Во дворце Меншикова в Санкт-Петербурге находятся лучшие по тем временам часы английских мастеров, но у них есть только часовая стрелка. Минуты в те времена не считали. Сейчас же в очень многих видах деятельности и даже в быту человеку нужно знать не только секунды, но доли секунд.

Есть ли у человека «чувство времени», можно ли его  развивать? Как подготовить себя к ведению совещаний, переговоров, чтобы «уложиться во времени»? Как распределить во времени свои силы, когда бежишь стометровку? Мишель Сифр , известный французский ученый, спелеолог, в своей книге «В безднах земли», описывает несколько экспериментов по проверке наличия у человека «внутренних часов», когда ритмы внешнего мира перестают влиять на нас. В результате им и его коллегами было открыто явление, которое они назвали двухсуточным ритмом, то есть продолжительностью около 48 часов. Хотя последующие эксперименты показали, что некоторые испытуемые сохраняют почти привычный ритм жизни (в пределах 28 часов). Однако все отмечали, что время бежит быстрее, чем они предполагали.

Информация о работе Восприятие детей с ЗПР