Особенности восприятия и памяти детей с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.

Файлы: 1 файл

особености восприятия и памяти д зпрWord.docx

— 21.29 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

ФГБОУ ВПО «АГПИ им. Гайдара»

Психолого-педагогический факультет

 

Кафедра

Общей психологии и педагогики профессионального  образования

 

 

Мякина К.А

Студентка 5 курса

Психолого-педагогического  факультета

 

 

Контрольная работа

Особенности восприятия и памяти детей с ЗПР

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

 Самойленко  Е.В

 

 

 

Восприятие:

Причины нарушенного  восприятия у детей с ЗПР:

1.      При ЗПР нарушена интегративная  деятельность коры головного  мозга,

больших полушарий  и, как следствие, нарушена координированная работа

различных анализаторных  систем: слуха, зрения, двигательной системы, что

ведет к нарушению  системных механизмов восприятия.

2.      Недостатки внимания у детей  с ЗПР.

3.      Недоразвитие ориентировочно-исследовательской  деятельности в первые

годы жизни  и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического

опыта, необходимого для развития его восприятия.

Особенности восприятия:

¨                  Недостаточная полнота и точность восприятия связана с

нарушением  внимания, механизмов произвольности.

¨                  Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.

¨                  Замедленность восприятия и переработки  информации для

полноценного  восприятия. Ребенку с ЗПР требуется  больше времени, чем

нормальному ребенку.

¨                  Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не

обдумывает  информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).

¨                  Снижение активности восприятия. В  процессе восприятия

нарушена  функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал

воспринимается  поверхностно.

¨            Наиболее грубо нарушены более сложные  формы восприятия,

требующие участия  нескольких анализаторов и имеющих  сложный характер –

зрительное  восприятие, зрительно-моторная координация.

Задача дефектолога  заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР

упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет

целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит

восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается

план их действий. Для развития восприятия материал детям  предлагается в виде

схем, цветных  фишек.

Восприятие у детей с ЗПР  поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей  и предметов, при этом специфика  восприятия при ЗПР проявляется  в его ограниченности, фрагментарности  и константности. У детей с  ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.

Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном  запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке  воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения  мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать внимание. Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Т.В. Егорова, изучая особенности наглядно-образного мышления детей с ЗПР, обнаружила недостатки сформированной зрительно-аналитико-синтетической деятельности. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза [13].

Дети с ЗПР в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.

Этими же факторами объясняются  характерные нарушения поведения  у данной категории детей. Дети с  ЗПР отличаются, как правило, эмоциональной  неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются  к детскому коллективу, им свойственны  колебания настроения и повышенная утомляемость.

Специальные психологические исследования убедительно свидетельствуют о  том, что дети с задержанным психическим  развитием овладевают знаниями на основе непроизвольного запоминания с  гораздо меньшим успехом, чем  их нормально развивающиеся сверстники. Продуктивность непроизвольного запоминания дошкольников с ЗПР значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей того же возраста. Дети с ЗПР запоминают даже хуже нормально развивающихся дошкольников, которые моложе их на 2-3 года.

Память детей с задержкой  психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен  объем памяти и снижена прочность  запоминания. Характерна неточность воспроизведения  и быстрая утеря информации. В  наибольшей степени страдает вербальная память.

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это  значит, что ребенок чаще всего  не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание  и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, что  произвело на него впечатление, что  было интересно.

Качество непроизвольного запоминания  предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок  действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное  восприятие, обдумывание, группировка  в процессе действия. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

Недостаточная продуктивность непроизвольной памяти у детей с ЗПР объясняется  несколькими причинами. Основная из них – пониженная познавательная активность. Это отчётливо проявляется  на стадии воспроизведения, когда ребёнка  просят припомнить тот или иной материал, хотя задача запомнить этот материал не ставилась.

Произвольные формы запоминания  и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. С  помощью взрослых ребенок усваивает  различные мнемические приемы: учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. Постепенно дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать в них вспомогательные средства.

В.М. Астапов отмечает, что с возрастом  все большую роль начинает играть произвольная память, которая становится целенаправленной, сознательно регулируемой деятельностью по запечатлению, сохранению и воспроизведению необходимой  информации. Встающие перед детьми мнемические задачи по своему характеру весьма отличаются друг от друга. Прежде всего, это касается времени, в течение которого ребёнок должен удерживать в памяти тот или иной материал. Например, условия некоторых загадок можно помнить короткое время, а некоторые точные знания (правила, определения) должны запечатлеваться в памяти на долгий срок. Разные требования предъявляются и к точности запоминания. В одних случаях нужно запомнить и затем воспроизвести основные мысли прослушанного текста, в других – необходимо буквальное воспроизведение. Адекватное решение этих сложных и многообразных мнемических задач может осуществляться лишь на базе полноценной произвольной памяти

Память

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является

главной причиной трудностей, возникающих у детей  с ЗПР при обучении в школе.

Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические

исследования, существенное место в структуре  дефекта умственной деятельности

при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.

Наблюдения  педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные

психологические исследования указывают на недостатки в развитии их

непроизвольной  памяти. Многое из того, что нормально  развивающиеся дети

запоминают  легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их

отстающих сверстников  и требует специально организованной работы с ними.

Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у

детей с ЗПР  является снижение их познавательной активности. В

исследовании  Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному

изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных  методик

предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании

картинок  с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной  буквой

названия  этих предметов. Было выявлено, что  дети с задержкой развития не только

хуже воспроизводили словесный материал, но и  тратили  на его припоминание

заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся  сверстники. Главное

отличие заключалось  не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в

разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не

предпринимали попыток добиться более полного  припоминания и редко применяли  для

этого вспомогательные  приемы. В тех случаях, когда это  все же происходило,

зачастую  наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ

использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную

букву, а  для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.


Информация о работе Особенности восприятия и памяти детей с ЗПР