Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:11, контрольная работа
Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ФГБОУ ВПО «АГПИ им. Гайдара»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра
Общей психологии и педагогики профессионального образования
Мякина К.А
Студентка 5 курса
Психолого-педагогического факультета
Контрольная работа
Особенности восприятия и памяти детей с ЗПР
Научный руководитель
Самойленко Е.В
Восприятие:
Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:
1.
При ЗПР нарушена
больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа
различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что
ведет к нарушению системных механизмов восприятия.
2. Недостатки внимания у детей с ЗПР.
3.
Недоразвитие ориентировочно-
годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического
опыта, необходимого для развития его восприятия.
Особенности восприятия:
¨
Недостаточная полнота и
нарушением внимания, механизмов произвольности.
¨
Недостаточная
¨ Замедленность восприятия и переработки информации для
полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем
нормальному ребенку.
¨ Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не
обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
¨ Снижение активности восприятия. В процессе восприятия
нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал
воспринимается поверхностно.
¨ Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия,
требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер –
зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
Задача дефектолога заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР
упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет
целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит
восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается
план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде
схем, цветных фишек.
Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.
Недостатки в развитии произвольной
памяти проявляются в замедленном
запоминании, быстроте забывания, неточности
воспроизведения, плохой переработке
воспринимаемого материала. В наибольшей
степени страдает вербальная память.
На передний план в структуре нарушения
мнемической деятельности выступает недостаточное
умение применять приемы запоминания,
такие как смысловая группировка, классификация.
Недостаточность произвольной памяти
у детей с ЗПР в значительной степени связана
со слабостью регуляции произвольной
деятельности, недостаточной ее целенаправленностью,
несформированностью функции самоконтроля.
Внимание характеризуется неустойчивостью,
что приводит к неравномерной работоспособности,
детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать
внимание. Отставание особенно заметно
в мыслительной деятельности детей с ЗПР.
Они испытывают трудности в формировании
образных представлений, у них не формируется
соответствующий возрастным возможностям
уровень словесно-логического мышления.
Т.В. Егорова, изучая особенности наглядно-образного
мышления детей с ЗПР, обнаружила недостатки
сформированной зрительно-аналитико-
Дети с ЗПР в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.
Этими же факторами объясняются
характерные нарушения
Специальные психологические исследования убедительно свидетельствуют о том, что дети с задержанным психическим развитием овладевают знаниями на основе непроизвольного запоминания с гораздо меньшим успехом, чем их нормально развивающиеся сверстники. Продуктивность непроизвольного запоминания дошкольников с ЗПР значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей того же возраста. Дети с ЗПР запоминают даже хуже нормально развивающихся дошкольников, которые моложе их на 2-3 года.
Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, что произвело на него впечатление, что было интересно.
Качество непроизвольного
Недостаточная продуктивность непроизвольной памяти у детей с ЗПР объясняется несколькими причинами. Основная из них – пониженная познавательная активность. Это отчётливо проявляется на стадии воспроизведения, когда ребёнка просят припомнить тот или иной материал, хотя задача запомнить этот материал не ставилась.
Произвольные формы
В.М. Астапов отмечает, что с возрастом все большую роль начинает играть произвольная память, которая становится целенаправленной, сознательно регулируемой деятельностью по запечатлению, сохранению и воспроизведению необходимой информации. Встающие перед детьми мнемические задачи по своему характеру весьма отличаются друг от друга. Прежде всего, это касается времени, в течение которого ребёнок должен удерживать в памяти тот или иной материал. Например, условия некоторых загадок можно помнить короткое время, а некоторые точные знания (правила, определения) должны запечатлеваться в памяти на долгий срок. Разные требования предъявляются и к точности запоминания. В одних случаях нужно запомнить и затем воспроизвести основные мысли прослушанного текста, в других – необходимо буквальное воспроизведение. Адекватное решение этих сложных и многообразных мнемических задач может осуществляться лишь на базе полноценной произвольной памяти
Память
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является
главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе.
Как показывают
многочисленные клинические и психолого-
исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности
при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.
Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные
психологические исследования указывают на недостатки в развитии их
непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети
запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их
отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.
Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у
детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. В
исследовании Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному
изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик
предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании
картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой
названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только
хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание
заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное
отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в
разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не
предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для
этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило,
зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ
использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную
букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.
Информация о работе Особенности восприятия и памяти детей с ЗПР