Зрительное восприятие детей с амблиопией

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: составить систему игр для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Заявленная цель конкретизируется в следующих задачах:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения
3. Подобрать игры и упражнения для развития у детей умения анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей вызывало затруднение  называние рыб.

Протокол проведения игры представлен  в приложении (приложение 6)

Д/и «Найди и назови такую же»

Цель: сопоставлять предметы (рыб) расположенные на столе с такими же, которые изображены на картинке. Узнавать их форму.

Оборудование: Картинки с изображением рыб, игрушечные рыбки.

Ход игры: Раскладываю на отдельном столе рыбок разной формы и величины (на 2–3 больше, чем количество участников), вызываю ребенка, показываю ему картинку так, чтобы другие дети ее не видели, и говорю: "Сейчас вы будете угадывать, кто нарисован на этой картинке". Кладу картинку на свой стол, прошу ребенка дать такой же предмет (рыбку), не называя его. Ребенок выбирает предмет и ставит на большой стол. Спрашиваю всех, что нарисовано на картинке. После ответа ребенок показывает картинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора. Если ребенок выбрал не тот предмет, предлагаю ему исправить ошибку. Затем подытоживаю результат: "Вы угадали – на картинке нарисована щука, и Таня принесла её". Сначала выбор производится из 3 предметов, в дальнейшем из 6–8.

Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей вызывало затруднение называние рыб, а некоторые не могли сопоставить реальный объект с изображением на картинке. (приложение 6)

Описание игр на формирование зрительного обследования предметов по лексической теме «Транспорт»

        Д/и «Лото»

Цель: Учить детей выбирать парные предметы по образцу, развивать внимание, зрительное восприятие, интерес к узнаванию и различению предметов и их формы, изображенных на картинке.

Оборудование. Карты лото с изображением пяти знакомых детям видов транспорта, маленькие карточки с такими же изображениями.

Ход игры. Раздаю детям карточки лото, а сама поднимаю одну из маленьких карточек и спрашиваю: "У кого картинка с такой же машиной?" После того как выбор сделан, ребенок получает карточку и говорит название автомобиля, затем я называю: "У Ильи пожарная, правильно". При повторных проведениях игры каждому ребенку даю не 1, а по 3-4 карты лото (9–12 картинок).

Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей вызывало затруднение  называние видов транспорта, а  некоторые не могли сравнить две  картинки. (приложение 7)

Д/и «Угадай, что на картинке»

     Цель: сопоставлять предметы (виды транспорта) расположенные на столе с такими же, которые изображены на картинке. Узнавать их форму.

       Оборудование: Картинки с изображением транспорта, игрушечные машинки.

Ход игры: Раскладываю  на отдельном столе игрушки транспорта разной формы и величины (на 2–3 больше, чем количество участников), вызываю  ребенка, показываю ему картинку так, чтобы другие дети ее не видели, и говорю: "Сейчас вы будете угадывать, что нарисовано на этой картинке". Кладу картинку на свой стол, прошу ребенка дать такой же предмет (машинку), не называя его. Ребенок выбирает предмет и ставит на большой стол. Спрашиваю всех, что нарисовано на картинке. После ответа ребенок показывает картинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора. Если ребенок выбрал не тот предмет, предлагаю ему исправить ошибку. Затем подытоживаю результат: "Вы угадали – на картинке нарисована скорая помощь, и Арина принесла её". Сначала выбор производится из 3 предметов, в дальнейшем из 6–8.

Подведя итоги игры можно  отметить, что данная игра понравилась  детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей вызывало затруднение называние видов транспорта, а некоторые не могли сравнить изображенный на картинке предмет с реальным. Но особых затруднений при проведении не возникало. (приложение 7)

Описание игр на формирование зрительного обследования предметов  по лексической теме «Животные»

Д/и «Лото»

Цель: Учить детей выбирать парные предметы по образцу, развивать внимание, зрительное восприятие, интерес к узнаванию и различению предметов и их формы, изображенных на картинке.

Оборудование: Карты лото с изображением пяти знакомых детям животных, маленькие карточки с такими же изображениями.

Ход игры: Раздаю детям карточки лото, а сама поднимаю одну из маленьких карточек и спрашиваю: "У кого картинка с таким же животным?" После того как выбор сделан, ребенок получает карточку и называет животное, затем я называю: "У Андрея корова, правильно?". При повторных проведениях игры каждому ребенку даю не 1, а по 3-4 карты лото (9–12 картинок).

Подведя итоги игры можно  отметить, что данная игра понравилась  детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей вызывало затруднение называние животных, а некоторые не могли сравнить изображенный на деманстрируемой картинке предмет с таким же предметом на большой карточке. Но особых затруднений при проведении игры не возникало. (приложение8)

Д/и «Найди и назови такую же»

Цель: сопоставлять предметы (животных) расположенные на столе с такими же, которые изображены на картинке. Узнавать их форму.

Оборудование: Картинки с изображением животных, игрушки животных.

Ход игры: Раскладываю на отдельном столе животных разной формы и величины (на 2–3 больше, чем количество участников), вызываю ребенка, показываю ему картинку так, чтобы другие дети ее не видели, и говорю: "Сейчас вы будете угадывать, кто нарисован на этой картинке". Кладу картинку на свой стол, прошу ребенка дать такой же предмет (животное), не называя его. Ребенок выбирает предмет и ставит на большой стол. Спрашиваю всех, что нарисовано на картинке. После ответа ребенок показывает картинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора. Если ребенок выбрал не тот предмет, предлагаю ему исправить ошибку. Затем подытоживаю результат: "Вы угадали – на картинке нарисована кошка, и Аня принесла её". Сначала выбор производится из 3 предметов, в дальнейшем из 6–8.

Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей вызывало затруднение называние животных, а некоторые не могли сравнить изображенный на деманстрируемой картинке предмет с  реальным объектом. Но особых затруднений при проведении игры не возникало. (приложение 8)

    Описание игр на различение и называние цветов по лексической теме «Рыбы»

Д/и «Подбери аквариум для рыбок»

Цель: сопоставлять цвета рыб с цветами воды в аквариумах.

Оборудование: фигуры рыбок вырезанных из бумаги разных цветов и большие аквариумы с водой так же сделанные из бумаги

Ход игры: Предлагаю детям посмотреть на аквариумы прикрепленные на магнитную доску, и рассмотреть разноцветных рыбок. Затем по одному вызываю детей к доске и предлагаю «поселить» рыбок в аквариум такого же цвета. Когда все дети сделают задание, спрашиваю, почему они так решили и прошу назвать цвета.

Подведя итоги игры можно  отметить, что данная игра понравилась  детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей возникали трудности в сопоставлении цветов. Но особых затруднений при проведении игры не возникало. (приложение 6)

Д/и «Подбери по цвету»

Цель: уметь сравнивать цвета, составлять пары рыбок похожих по цвету

Оборудование: рыбки разных цветов (красная- розовая, синяя- голубая и   т.д.)

Ход игры: предлагаю детям рассмотреть лежащих перед ними рыбок и затем составить из тех, которые похожи по цвету пары. Вызываю одного из детей и прошу его составить пару. Когда он выбирает двух рыбок близких по цвету и составляет из них пару, я спрашиваю, почему он выбрал именно этих рыбок, и какого они цвета. Если ответ неверный, спрашиваем у остальных. Если он назвал правильно, вызываю следующего.

Подведя итоги игры можно  отметить, что данная игра понравилась  детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей  возникали трудности в сопоставлении цветов. Но особых затруднений при проведении игры не возникало. (приложение 6)

Описание игр на различение и называние цветов по лексической  теме «Транспорт»

Д/и «Подбери гараж для автомобиля»

Цель: уметь зрительно сравнивать цвета автомобилей и гаражей.

Оборудование: гаражи и  автомобили разных цветов, вырезанные из бумаги

Ход игры: дети садятся перед магнитной доской полукругом. На доске прикреплены гаражи разного цвета (красного, синего, желтого, зеленого, розового, голубого, оранжевого, коричневого и др.) а на столе разложены машинки таких же цветов. Я предлагаю детям поставить каждый автомобиль в гараж такого же цвета. Если совершается ошибка дети методом  обсуждения должны исправить ее.

Подведя итоги игры можно  отметить, что данная игра понравилась  детям, они с удовольствием играли в нее. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей возникали трудности в сопоставлении цветов. Но особых затруднений при проведении игры не возникало. (приложение 7)

Д/и «Найди тень»

Цель: закрепить у детей знания о цветах, их названиях.

Оборудование: различные игрушечные машинки разных цветов и подобие их тени сделанной из бумаги, соответственно такого же цвета.

Ход игры: начинаю упражнение с краткой беседы с детьми «Что такое тень». После того как выяснили все необходимые вопросы, предлагаю подобрать к машинкам, стоящим на столе тень такого же цвета. Постепенно для усложнения добавляю больше цветов.

Подведя итоги игры можно  отметить, что данная игра понравилась  детям, они с удовольствием играли в нее. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей возникали трудности в сопоставлении цветов. Но особых затруднений при проведении игры не возникало. (приложение 7)

Описание игр на различение и называние цветов по лексической  теме

«Животные»

Д/и «Будка для пса»

Цель: уметь зрительно сравнивать цвета, закрепить у детей знания о цветах, их названиях.

Оборудование: Нарисованные и вырезанные из бумаги щенки с ошейниками разного цвета и будки различных цветов, соответственно цветам на ошейниках

Ход игры: дети садятся перед магнитной доской полукругом. На доске прикреплены будки разного цвета (красного, синего, желтого, зеленого, розового, голубого, оранжевого, коричневого и др.) а на столе разложены щенки с ошейниками таких же цветов. Я предлагаю детям поселить каждого щенка в будку, так что бы цвет ошейника и будки совпадали. Если совершается ошибка дети методом обсуждения должны исправить ее.

Подведя итоги игры можно  отметить, что данная игра понравилась  детям, они с удовольствием играли в нее. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей возникали трудности в сопоставлении цветов. Но особых затруднений при проведении игры не возникало.   (приложение 8)

Д/и «Мисочка для котят»

Цель: уметь зрительно сравнивать цвета, закрепить у детей знания о цветах, их названиях

Оборудование: картинки, на которых на одной стороне изображены котята, а на противоположной, мисочки с молоком.

Ход игры: Каждому ребенку раздаю по одной карточке и прошу внимательно рассмотреть их, необходимо обратить внимание, на цвета мисок и бантиков на шее у котят. Сопоставив цвета, детям необходимо провести дорожку от каждого котенка к нужной мисочке.

Подведя итоги игры можно  отметить, что данная игра понравилась  детям, они с удовольствием играли в нее. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей возникали трудности в сопоставлении цветов. Но особых затруднений при проведении игры не возникало. (приложение 8)

Описание игр на выделение и сравнение величины предметов по лексической теме «Рыбы»

     Д/и «Найди большую и маленькую»

Цель: учить детей выделять форму предметов, сравнивать их, называть: большая, маленькая, больше, меньше.

Оборудование: игрушечные рыбки разных размеров, два аквариума: большой и маленький.

Ход игры: отправляемся с детьми в путешествие в «Страну рыб». Там живет множество разных рыбок. Перед нами находятся два аквариума, один большой, другой маленький. Перед детьми ставится задача расселить рыбок по размеру, больших в большой аквариум, маленьких в маленький.

Данная игра проходила  достаточно оживленно, дети без труда  поняли правила, активно участвовали  в игре. Допускались некоторые  недочеты и неточности в выполнении, но в целом результаты достаточно высокие. (приложение 6)

      Д/и   «Какая больше, какая меньше»

      Цель: учить детей выделять форму предметов, сравнивать их, называть: большая, маленькая, больше, меньше.

Оборудование: рыбки разных размеров вырезанные из бумаги

Ход игры: детям предлагается составить из рыбок пары, предварительно выбрав рыбок одинакового размера. Обязательно при выборе пользоваться сравнением, методом наложения и приложения, словами больше, меньше. Определив правильную пару прикрепить ее на доску, и так составив все пары распределить их от большой к меньшей.

Информация о работе Зрительное восприятие детей с амблиопией