Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:13, дипломная работа
Цель исследования: составить систему игр для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Заявленная цель конкретизируется в следующих задачах:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения
3. Подобрать игры и упражнения для развития у детей умения анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение.
-по мере взросления восприятие дополняется прошлыми знаниями и жизненным опытом
-в работах К.Бюллера мы видим, что правильность восприятия проверяется в практике ребенка, и практика является основой восприятия
-все свойства восприятия (целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность, предметность, обобщенность) формируются и усложняются на протяжении долгого времени.[26]
Изучив и исследовав работы многих известных педагогов и психологов мы видим, что зрительное восприятие у детей с нормой развития формируется и развивается на протяжении долгого времени. Необходимо тщательным образом следить за его формированием. И при каких либо отклонениях как можно скорее обратиться к специалисту.
После того как мы изучили особенности зрительного восприятия нормально развивающихся детей необходимо рассмотреть особенности у детей с нарушением зрения. Над этим вопросом много работали такие педагоги, психологи и исследователи как А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, Л.В. Рудакова, В.А. Фиоктистова, Зинченко, Украинская, Эидинова, Романова, А.И.Каплан, Л.И. Кириллова, И.А. Ферфильфайн, А.В. Хватова:
- наблюдается зрительно - двигательно-слуховой тип восприятия
- избирательность зависит от узкого круга интересов
- малая дифференцированность
- слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии
- ярко выраженная эмоциональность при восприятии
- снижена активность
-недостаточный чувственный опыт, следственно, слабо выраженная апперцепция[23]
- замедленное сличение фигур
-замедленность, фрагментарность, нечеткость, искаженность изображений, фигур
- неправильное представление о картинах
- нарушение функций зрения (остроты, цветоразличения, поля зрения, бинокулярного зрения, глазодвигания)
- даже при серьезных нарушениях функций зрения тип восприятия не меняется, доминирующий – зрение [28]
- зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия
- при ориентировке в большом пространстве аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение
- полное выпадение зрительных ощущений из процесса восприятия наблюдается только в случаях тотальной слепоты
- восприятие обладает всеми свойствами, при слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия
- избирательность ограничивается узким кругом интересов, меньшим эмоциональным воздействием объектом внешнего мира
- осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого
- как отмечали А.И.Скребицкий, А.М. Щербина, Ф.Цех, сокращается зона константного зрительного восприятия [34]
- дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи, с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности
- как отмечали Л.А Новикова, И.Г. Куман, С.Н. Федоров, Н.Н. Заслина, нарушения функций зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью, исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях
- на завершающем этапе развиваются сложные формы зрительного восприятия и умения ориентироваться в макро- и микропространстве
- тогда же формируются навыки зрительного анализа и умения создавать, видоизменять, преобразовывать геометрические фигуры, ориентировка на листе бумаги
- несмотря на отмеченные выше специфические особенности, зрительное восприятие частично зрячих и слабовидящих в своих основных закономерностях протекает принципиально так же, как и в норме. (Земцова, Ю.А. Кулагина и др.)
- специфичность формирования зрительных образов[14]
После того как мы рассмотрели особенности зрительного восприятия у нормально развивающихся детей и у детей с нарушениями зрения можем сказать, что каково бы ни было нарушение по своей сложности (за исключением тотальной слепоты) зрительное восприятие постоянно, хоть и в замедленном темпе, формируется и развивается, и остается одним из главнейших компонентов ознакомления с окружающим.
1.3. Методика работы
с детьми по зрительному
Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят отдаленные объекты: дома, движущиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т.д. поэтому, чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучения, необходимо: создать соответствующие условия для зрительного восприятия, оптимально использовать наглядные пособия, применять специальные методы обучения и вести коррекционно- педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка, подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей. [31]
Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.
Методика работы с
детьми по зрительному восприятию на
протяжении длительного времени
постоянно расширялась и усовер
Процесс обучения в детском саду представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений и воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на принципах дидактики, имеющий чёткую программу, протекающий в специально организованных условиях (при использовании различных средств и пособий), в определенных формах его организации (фронтальной и индивидуальной), с использованием специальных методов и приёмов. Для процесса обучения детей дошкольного возраста во всех его компонентах (цель, содержание, дидактические условия, формы и методы, результаты) характерно взаимодействие педагога и детей, направленного на усвоение последними знаний, навыков и умений, на развитие их умственных сил и способностей, формирование их отношения к окружающему, на развитие личности ребенка-дошкольника и т.д. Отсюда процесс обучения включает активную деятельность обучающего - педагога (воспитателя) и активную деятельность обучающихся детей. Последняя протекает под непосредственным руководством воспитателя, под его организующим воздействием.[10]
Детей с нарушением зрения необходимо целенаправленно учить зрительному обследованию, осуществляя обучение по определенной системе. Эта система предполагает теснейшую взаимосвязь специальных коррекционных занятий, на которых у ребенка формируют умения воспринимать и анализировать с помощью зрения окружающий мир, с игровой, учебной, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельностью в детском саду.
Это очень важно, т.к. активное использование детьми зрительного восприятия в различных видах деятельности позволяет педагогу познакомить их с такими признаками окружающих предметов и явлений, которые дети самостоятельно не выделяют. Происходит это потому, что дети не приучены внимательно рассматривать. и зрительно выделять целый ряд признаков (например, материал, из которого сделан предмет, соотношение частей предмета по величине, пространственное расположение предмета и т.д.).[3]
Вся коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности, то есть на занятиях.
Педагоги работают в тесном контакте, стремясь к единому подходу в воспитании и обучении каждого ребенка.
Единый стиль работы создает эмоционально положительный климат и благоприятные условия для усвоения программного материала каждым ребенком.
С этой целью педагоги изучают программу обучения и воспитания, ее содержание и составляют перспективный план работы.
Организация образовательного процесса и содержание специального образования строится в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Содержание специального образования обеспечивает коррекционно-образовательную помощь, преодоление нарушений в развитии, что определяется программами коррекционных занятий и общеобразовательных предметов.[7]
Содержание воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения должно определяться программой, в основу которой положены представления о структуре дефекта ребенка, имеющего нарушения зрения.
Несмотря на то, что такой специальной программы, учитывающей достижения тифлопедагогики и тифлопсихологии, еще нет, педагогам удалось найти выход из затруднительного положения. Тифлопедагог работает по программе «Пралеска» умело сочетая ее с различными коррекционными программами.
На основании программного содержания составляется индивидуальная программа коррекционной поддержки.
Стратегия индивидуального
коррекционного воспитания и обучения
определяется на основе комплексной
диагностики. Коррекция может осуществляться
только при учете результатов
диагностики и анализа
Выбирая альтернативную программу педагог должен соблюдать принцип комплексности, то есть педагогический процесс дожжен охватывать все основные направления развития ребенка и предусматривать систему мер по охране и укреплению здоровья детей; ориентироваться на личность каждого ребенка при взаимодействии.
Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями зрения осуществляется в семье и в специальных дошкольных учреждениях. Основными задачами такой работы являются:
- охрана физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни ребенка;
- всесторонне воспитание личности ребенка, развитие его возможностей и творческого потенциала;
- формирование гуманных взаимоотношений с родными и близкими, обеспечение эмоционального комфорта каждого из воспитуемых;
- воспитание уважения
к общечеловеческим и
Кроме того, необходимо также решать целый ряд специальных задач, в частности, обеспечение своевременной профилактической и коррекционно-абилитационной помощи дошкольникам (с учётом структуры патологии зрения), направленной на охрану и развитие зрительных функций (например, развитие зрительного восприятия, обучение приёмам целенаправленного восприятия на полисенсорной основе явлений, объектов, их деталей, распознавание которых затрудняется из-за нарушений зрения).[15]
Процесс обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения помимо общих задач развития дошкольника решает и специальные, связанные с исправлением дефекта развития детей. Поэтому направления специальное дошкольное учреждение отличаются от общеобразовательных.
В содержание коррекционной работы в специальном дошкольном учреждении кроме программы «Пралеска» включены следующие программы:
1. «Развитие зрительного восприятия» Л.И. Плаксиной, Л.А. Рудаковой, Р.Я. Костиковой.
Что бы адаптироваться в современной жизни, победить в конкуренции со зрячими, слепому и слабовидящему необходимо быть первоклассным специалистом, широко образованным и вполне самостоятельным человеком, не требующим помощи со стороны. Достичь этого возможно, что доказывают успехи многих представителей незрячего меньшинства
2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АМБЛИОПИЕЙ.
2.1 Изучение особенностей
зрительного гнозиса у детей ср
Практическая часть нашей
Контингент детей
№п.п. |
Ф.И.О. ребенка |
Возраст |
1. |
Аня К. |
4г.5м. |
2. |
Денис А. |
4г.2м. |
3. |
Андрей А. |
4г.12м. |
4. |
Никита Б. |
5л.1м. |
5. |
Ксюша Б. |
4г.7м. |
6. |
Максим Б. |
3г.12м. |
7. |
Никита Г. |
4г.1м. |
8. |
Таня С. |
4г.6м. |
9. |
Арина З. |
3г.10м. |
10. |
Артем Г. |
4г.1м. |
11. |
Антон Л. |
4г.11м. |
12. |
Илья Г. |
5л. |
13. |
Алина Т. |
4г.2м. |
Информация о работе Зрительное восприятие детей с амблиопией