Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:13, дипломная работа
Цель исследования: составить систему игр для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Заявленная цель конкретизируется в следующих задачах:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения
3. Подобрать игры и упражнения для развития у детей умения анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение.
У детей изучаемой группы встречаются различные нарушения зрительного восприятия, в том числе: амблиопия (слабой, средней, тяжелой степени) 84%, астигматизм 30%, дальнозоркость 53%, косоглазие (сходящееся) 23%, и близорукость у одного ребенка. Наглядно данные представлены в диаграмме №1 (см. приложение 1)
Для изучения особенностей зрительного восприятия мы взяли за основу задания из диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. [25]
Авторы пособия утверждают, что все методики для выявления особенностей зрительного гнозиса в норме доступны детям с 3,5-4-летнего возраста (за исключением буквенного гнозиса, который предъявляется детям, овладевшим началами письма и чтения). Безусловно, необходимо учитывать нормативный для данной возрастной группы словарный запас. Поэтому перед началом исследования мы, основываясь на наблюдениях, беседы с логопедом, тифлопедагогм, воспитателями группы и исходя из зрительного диагноза, определили, что дети имеют специфические особенности зрительного восприятия [13]
Чтобы выявить особенности восприятия детей мы использовали расширенный набор проб на зрительный гнозис. В него входили следующие задания: узнавание перечеркнутых, наложенных и недорисованных изображений; проба на зрительную память с узнаванием, зрительные и вербальные ассоциации.
Перед началом работы была проведена беседа с воспитателем группы и тифлопедагогом. Примерные вопросы для беседы представлены в приложении (приложение 2). Анализируя беседу заранее предусматриваем каких детей для какого задания лучше взять. Проводим все задания после завтрака, без акклюзий и не более 10-20 минут.
Учитывая особенности детей, и рекомендации специалистов были проведены следующие задания: узнавание перечеркнутых изображений, узнавание наложенных изображений и узнавание недорисованных изображений.
Рассмотрим подробно содержание вышеперечисленных заданий, наглядный материал к которым можно просмотреть в приложении 3
Задание № 1 "Узнавание перечеркнутых изображений" (приложение 3)
На листе слева направо располо
Детям предлагалось узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. При этом мы не указывали, с какого изображения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяло обнаружить особенности стратегии зрительного восприятия. Процедура проведения представлена в протоколах (см. приложение 4)
При качественном анализе мы ориентировались на следующие показатели:
- возможность узнавания перечеркнутых изображений;
- возможность адекватного выделения фигуры (устойчивость зрительного образа);
- стратегия направления обзора (справа налево, слева направо, хаотично или последовательно);
Анализ протоколов (приложение 4) показал, что дети узнали большую часть из предложенных им перечеркнутых изображений. Об этом свидетельствуют результаты протоколов. Были неточности в правильном назывании предметов: например, ландыш все называли «цветочком», балалайку «гитарой», расческу «граблей». Я считаю, что называние ландыша цветком не было ошибкой т.к это может быть связано с тем, что дети не знают названия или никогда не видели такого цветка и поэтому отнесли к видовым отношениям. Зрительные образы предметов были недостаточно устойчивы у всех детей. Направление обзора у всех детей было хаотичным. Они называли предметы по мере узнавания.
Задание № 2 "Узнавание наложенных изображений" (фигуры Поппельрейтора) (приложение 3)
На листе приводились две наиболее известные классические "фигуры Поппельрейтора": ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка, бутылка, миска, граненый стакан. Детям было предложено узнать все изображения наложенных друг на друга контуров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название.
Анализируемые показатели:
- доступность выполнения задания;
- наличие фрагментарности восприятия;
- возможность выделения целостной фигуры;
Задания на узнавание наложенных изображений были даны с учетом возрастных и зрительных особенностей и на основе имеющихся знаний названий предметов и их образов. Все дети узнали предметы в целом, фрагментарность восприятия отсутствовала. Большинство детей смогли выделить целостные фигуры. Практически все дети справились с этим заданием, узнали ведро, топор, ножницы, кисточку, чайник, вилку, бутылку. шестеро детей не узнали миску, грабли, и никто из детей не узнал граненый стакан. Протоколы выполнения смотреть в приложении 4
Задание № 3 "Узнавание недорисованных изображений" (приложение 3)
Ребенку предлагалось узнать недорисованные предметы и дать им название. Предметы расположены на листе в следующем порядке (слева направо): верхний ряд – ведро, лампочка, клещи; нижний ряд – чайник, сабля (меч), английская булавка. При этом учитывался вероятностный характер узнавания.
Анализируемы показатели:
- сохранность зрительного образа;
- возможность образного
«дорисовывания» изображения,
При выполнении заданий
у большинства детей был
Количественный анализ результатов исследования представлен в таблице № 2.
Таблица № 2
Задания |
Имя ребенка |
Результаты (%) | |
1. Узнавание наложенных изображений |
Аня К. Денис А. Андрей А. Никита Б. Максим Б. Никита Г. Таня С. Арина З. Артем Г. Антон Л. Илья Г. Алина Т. Ксюша Б. |
60 % 90 % 60 % 80 % 70 % 90 % 80 % 100% 50% 70% 40% 50% 40% |
|
2. Узнавание перечеркнутых изображений |
Аня К. Денис А. Андрей А. Никита Б. Максим Б. Никита Г. Таня С. Арина З. Артем Г. Антон Л. Илья Г. Алина Т. Ксюша Б. |
40% 80% 50 % 90 % 60 % 80 % 70 % 100% 40% 50% 40% 60% 50% | |
3. Узнавание недорисованных изображений |
Аня К. Денис А. Андрей А. Никита Б. Максим Б. Никита Г. Таня С. Арина З. Артем Г. Антон Л. Илья Г. Алина Т. Ксюша Б. |
50 % 80 % 50 % 90 % 50 % 80 % 80 % 100% 50% 60% 40% 60% 50% |
Наглядно данные результаты представлены в диаграмме №2 (приложение 5)
Анализ результатов показал, что у детей данной возрастной группы со зрительными нарушениями, простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не вызывает особых сложностей. Скорее всего, это может быть связано с достаточно высоким уровнем знаний о предметах, их свойствах и внешнем виде, и обширным жизненным опытом. В процессе заданий у детей возникали трудности в обозначении словом воспринимаемых предметов. Если образы зрительного, слухового, осязательного восприятия закреплены в слове, то их можно вызвать в представлении ребенка даже тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время
2.2. Серия игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса у детей среднего дошкольного возраста с амблиопией
Данные, полученные при обследовании детей, поставили нас перед необходимостью составить комплексы игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса.
Во время прохождения преддипломной практики, нами была составлена система работы по развитию зрительного гнозиса, в соответствии с лексическими темами на основе анализа современных методических пособий:
Проведенная работа была направлена:
- на формирование у детей зрительных способов обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.), соотносить, находить их форму в реальных объемных предметах.
- на различение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), соотнесение сенсорных эталонов цвета с цветом реальных предметов
- на различение, выделение
и сравнение величины
- наблюдение за движущимися объектами: мяч катиться, летит; машина, санки едут с горки; «мы едем медленно- быстро, бежим очень быстро» и т.д. Наблюдение на улице за движением транспорта, ходьбой, бегом людей, животных. Учить выполнять движения в разном темпе: быстро бежать, медленно идти, поднимать руки.
Кратко система упражнений представлена в таблице №3.
Система игр и упражнений Таблица № 3
Тема |
Задания на формирование зрительного обследования предметов |
Задания на различение и называние цветов |
Задания на выделение и сравнение величины предметов |
Задания с движущимися предметами |
«Рыбы» |
-«Лото», -«Найди и назови такую же», |
-«Подбери по цвету» -«Подбери аквариум для рыбок» |
-«Найди большую и маленькую» -«Для какой рыбки аквариум» |
-«Поплыли» -«Как у нас в аквариуме» |
«Транспорт» |
-«Лото», - «Угадай, что это» |
-«Подбери гараж для автомобиля» -«найди такую же» |
-«Найди большую и маленькую» -«Какая больше, какая меньше» |
-«Прокати автобус» -«Закати автомобиль в гараж» |
«Животные» |
-«Лото» -«Найди и назови такую же» |
-«Будка для пса» -«Мисочка для кошечки» |
-«Где большая. Где маленькая» -«Где чей дом» |
-«Кто быстрее доберется домой» -«Кто бегает быстрее» |
Приведенные выше упражнения проводились в данной возрастной группе во время коррекционного часа, который по режиму дня проходил во вторую половину дня каждый день.
Описание игр на формирование зрительного обследования предметов по лексической теме «Рыбы».
Д/и «Лото»
Цель: Учить детей выбирать парные предметы по образцу, развивать внимание, зрительное восприятие, интерес к узнаванию и различению предметов и их формы, изображенных на картинке,
Оборудование: карты лото с изображением трех знакомых детям рыб, маленькие карточки с такими же изображениями.
Ход игры.
Раздаю детям карточки лото, а сама поднимаю одну из маленьких карточек и спрашиваю: "У кого картинка с такой же рыбкой?" После того как выбор сделан, ребенок получает карточку и говорит название рыбы, затем я называю: "У Андрея щука, правильно". При повторных проведениях игры каждому ребенку даю не 1, а по 2-3 карты лото (6–9 картинок).
Информация о работе Зрительное восприятие детей с амблиопией