Зрительное восприятие детей с амблиопией

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: составить систему игр для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Заявленная цель конкретизируется в следующих задачах:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения
3. Подобрать игры и упражнения для развития у детей умения анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

 

 

У детей изучаемой группы встречаются различные нарушения зрительного восприятия, в том числе: амблиопия (слабой, средней, тяжелой степени) 84%, астигматизм 30%, дальнозоркость 53%, косоглазие (сходящееся) 23%, и близорукость у одного ребенка. Наглядно данные представлены в диаграмме №1 (см. приложение 1)

 

Для изучения особенностей зрительного восприятия мы взяли за основу задания  из диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. [25]

Авторы пособия утверждают, что все методики для выявления  особенностей зрительного гнозиса  в норме доступны детям  с 3,5-4-летнего  возраста (за исключением буквенного гнозиса, который предъявляется детям, овладевшим началами письма и чтения). Безусловно, необходимо учитывать  нормативный для  данной возрастной группы  словарный запас. Поэтому перед началом исследования мы, основываясь на наблюдениях, беседы с логопедом, тифлопедагогм, воспитателями группы и исходя из зрительного диагноза,  определили, что дети имеют специфические особенности зрительного восприятия [13]

Чтобы выявить особенности восприятия детей мы использовали расширенный набор проб на зрительный гнозис. В него входили следующие задания: узнавание перечеркнутых, наложенных и недорисованных  изображений; проба на зрительную память с узнаванием, зрительные и вербальные ассоциации.

Перед началом работы была проведена беседа с воспитателем группы и тифлопедагогом. Примерные вопросы для беседы представлены в приложении (приложение 2). Анализируя беседу заранее предусматриваем каких детей для какого задания лучше взять. Проводим все задания после завтрака, без акклюзий и не более 10-20 минут.

Учитывая особенности  детей, и рекомендации специалистов были проведены следующие задания: узнавание перечеркнутых изображений, узнавание наложенных изображений и узнавание недорисованных изображений.

Рассмотрим подробно содержание вышеперечисленных заданий, наглядный материал к которым можно просмотреть в приложении 3

Задание № 1 "Узнавание перечеркнутых изображений" (приложение 3)

На листе слева направо расположены: в верхнем ряду – бабочка, лампа, ландыш; в нижнем ряду – молоток, балалайка, расческа.

Детям предлагалось  узнать изображенный на листе перечеркнутый  предмет и дать ему название.  При этом мы не указывали,  с какого изображения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяло  обнаружить особенности стратегии зрительного восприятия. Процедура проведения представлена в протоколах (см. приложение 4)

При качественном анализе мы ориентировались на следующие показатели:

- возможность узнавания  перечеркнутых изображений;

- возможность адекватного  выделения фигуры (устойчивость  зрительного образа);

- стратегия направления  обзора (справа налево, слева направо,  хаотично или последовательно);

Анализ протоколов (приложение 4) показал, что дети узнали большую часть из предложенных им перечеркнутых изображений. Об этом свидетельствуют результаты протоколов. Были неточности в правильном назывании предметов: например, ландыш все называли «цветочком», балалайку  «гитарой», расческу «граблей». Я считаю, что называние ландыша цветком не было ошибкой т.к это может быть связано с тем, что дети не знают названия или никогда не видели такого цветка и поэтому отнесли к видовым отношениям. Зрительные  образы предметов были недостаточно устойчивы у всех детей. Направление обзора у всех детей было хаотичным. Они называли предметы по мере узнавания.

Задание № 2 "Узнавание  наложенных изображений" (фигуры Поппельрейтора) (приложение 3)

На листе приводились две наиболее известные классические "фигуры Поппельрейтора": ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка, бутылка, миска, граненый стакан. Детям было предложено узнать все изображения наложенных друг на друга контуров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название.

Анализируемые показатели:

- доступность выполнения  задания;

- наличие фрагментарности  восприятия;

- возможность выделения  целостной фигуры;

Задания на узнавание  наложенных изображений были даны с  учетом возрастных и зрительных особенностей и на основе имеющихся знаний названий предметов и их образов. Все дети узнали предметы в целом, фрагментарность восприятия отсутствовала. Большинство детей смогли выделить целостные фигуры. Практически все дети справились с этим заданием, узнали ведро, топор, ножницы, кисточку, чайник, вилку, бутылку. шестеро детей не узнали миску, грабли, и никто из детей не узнал граненый стакан. Протоколы выполнения смотреть в приложении 4

Задание № 3 "Узнавание недорисованных изображений" (приложение 3)

Ребенку предлагалось узнать недорисованные предметы и дать им название. Предметы расположены на листе в следующем порядке  (слева направо): верхний ряд  – ведро, лампочка, клещи; нижний ряд – чайник, сабля (меч), английская булавка.  При этом учитывался вероятностный характер узнавания.

Анализируемы показатели:

- сохранность зрительного  образа;

- возможность образного  «дорисовывания» изображения, характер  ошибок восприятия в зависимости  от того, правая или левая часть  изображения не дорисована.

При выполнении заданий  у большинства детей был сохранен зрительный образ почти всех предметов, некоторые из детей пальчиком  водили по предметам, изображенном на картинке, как бы дорисовывая их. Узнавание предметов не зависело от того какая часть левая или правая не дорисована. Только одна девочка справилась с заданием с одной ошибкой. Никто из детей не узнал клещи и булавку. Это может быть связано с личным опытом ребенка.  Практически все дети называли саблю – ножиком. (Приложение 4)

 

Количественный  анализ результатов исследования представлен в таблице № 2.

 

Таблица № 2

Задания

Имя ребенка

Результаты (%)

1. Узнавание наложенных изображений

Аня К.

Денис А.

Андрей А.

Никита Б.

Максим Б.

Никита Г.

Таня С.

Арина З.

Артем Г.

Антон Л.

Илья Г.

Алина Т.

Ксюша Б.

60 %

90 %

60 %

80 %

70 %

90 %

80 %

100%

50%

70%

40%

50%

40%

2. Узнавание перечеркнутых изображений

Аня К.

Денис А.

Андрей А.

Никита Б.

Максим Б.

Никита Г.

Таня С.

Арина З.

Артем Г.

Антон Л.

Илья Г.

Алина Т.

Ксюша Б.

40%

80%

50 %

90 %

60 %

80 %

70 %

100%

40%

50%

40%

60%

50%

3. Узнавание недорисованных изображений

Аня К.

Денис А.

Андрей А.

Никита Б.

Максим Б.

Никита Г.

Таня С.

Арина З.

Артем Г.

Антон Л.

Илья Г.

Алина Т.

Ксюша Б.

50 %

80 %

50 %

90 %

50 %

80 %

80 %

100%

50%

60%

40%

60%

50%


 

Наглядно данные результаты представлены в диаграмме №2 (приложение 5)

Анализ результатов  показал, что у  детей данной возрастной группы  со зрительными нарушениями, простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не вызывает особых сложностей. Скорее всего, это может быть связано с достаточно высоким уровнем знаний о предметах, их свойствах и внешнем виде, и обширным жизненным опытом. В процессе заданий у детей возникали трудности  в обозначении словом  воспринимаемых предметов. Если образы  зрительного, слухового, осязательного восприятия закреплены в слове,  то их можно вызвать в представлении ребенка даже тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время

 

 

2.2. Серия игр и упражнений  по развитию зрительного гнозиса у детей среднего дошкольного возраста с амблиопией

 

Данные, полученные при  обследовании детей, поставили нас  перед необходимостью составить  комплексы игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса.

     Во время прохождения преддипломной практики, нами была составлена система работы по развитию зрительного гнозиса, в соответствии с лексическими темами на основе анализа современных методических пособий:

  1. Акимова Г.Е. Расту, играю, развиваюсь. Занятия с ребенком от рождения до 6 лет- Екатеринбург., 2005 г
  2. Коряжина К.Н. Восприятие. Дидактические игры-.,2003
  3. Маршалова М.В. Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения// Дошкольная педагогогика.-2008.-№5
  4. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.- Калуга, Адель, 1998
  5. Степанова О.В. Программа  развития зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков.// Начальная школа плюс до и после.- 2004.-№1

 

Проведенная работа была направлена:

-  на формирование  у детей зрительных способов  обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.), соотносить, находить их форму в реальных объемных предметах.

- на различение основных  цветов (красный, желтый, зеленый,  синий, коричневый, черный), соотнесение сенсорных эталонов цвета с цветом реальных предметов

- на различение, выделение  и сравнение величины предметов  (большой- маленький), зрительное сравнение величины предметов путем наложения, приложения; нахождение больших и маленьких предметов (игрушки, мебель, одежда и т. п.)

- наблюдение за движущимися объектами: мяч катиться, летит; машина, санки едут с горки; «мы едем медленно- быстро, бежим очень быстро» и т.д. Наблюдение на улице за движением транспорта, ходьбой, бегом людей, животных. Учить выполнять движения в разном темпе: быстро бежать, медленно идти, поднимать руки.

  

Кратко система упражнений представлена в таблице №3.

 

Система игр  и упражнений      Таблица № 3

 

Тема

Задания на формирование зрительного обследования предметов

Задания на различение и  называние цветов

Задания на выделение и сравнение величины предметов

Задания с движущимися  предметами

«Рыбы»

-«Лото»,

-«Найди и назови  такую же», 

-«Подбери по цвету»

-«Подбери аквариум  для рыбок»

-«Найди большую и  маленькую»

-«Для какой рыбки  аквариум»

-«Поплыли»

-«Как у нас в  аквариуме»

«Транспорт»

-«Лото»,

- «Угадай, что это»

-«Подбери гараж для  автомобиля»

-«найди такую же»

-«Найди большую и  маленькую»

-«Какая больше, какая  меньше»

-«Прокати автобус»

-«Закати автомобиль  в гараж»

«Животные»

-«Лото»

-«Найди и назови  такую же»

-«Будка для пса»

-«Мисочка для кошечки»

-«Где большая. Где  маленькая»

-«Где чей дом»

-«Кто быстрее доберется  домой»

-«Кто бегает быстрее»


 

Приведенные выше упражнения проводились в данной возрастной группе во время коррекционного часа, который по режиму дня проходил во вторую половину дня каждый день.

Описание игр на формирование зрительного обследования предметов по лексической теме «Рыбы».

Д/и «Лото»

Цель: Учить детей выбирать парные предметы по образцу, развивать внимание, зрительное восприятие, интерес к узнаванию и различению предметов и их формы, изображенных на картинке,

Оборудование: карты лото с изображением трех знакомых детям рыб, маленькие карточки с такими же изображениями.

Ход игры.

Раздаю детям карточки лото, а  сама поднимаю одну из маленьких карточек и спрашиваю: "У кого картинка с такой же рыбкой?" После того как выбор сделан, ребенок получает карточку и говорит название рыбы, затем я называю: "У Андрея щука, правильно". При повторных проведениях игры каждому ребенку даю не 1, а по 2-3 карты лото (6–9 картинок).

Информация о работе Зрительное восприятие детей с амблиопией