Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:23, реферат
Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия – это наиболее объектированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.
Введение…………………………………………………………………...…...3
1. Законы организации восприятия………………………………………...…5
2. Восприятие цвета…………………………………………………………....8
3. Восприятие формы / очертаний…………………………………………...10
4. Эффект 25-го кадра…………………………………………….…………..12
Заключение…………………………………………...…………………….....13
Список использованной литературы…………………...……………………14
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
1. Законы организации восприятия………………………………………...…5
2. Восприятие цвета……………………………………
3. Восприятие формы / очертаний…………………………………………...10
4. Эффект 25-го кадра…………………………………………….…
Заключение…………………………………………...…
Список использованной литературы…………………...……………………14
Введение
Роль зрительных ощущений
в познании мира особенно велика. Они
доставляют человеку исключительно
богатые и тонко
Зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на глаз света, всегда обладают тем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимаетчя не цвет «вообще», а цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии, имеют ту или иную форму, величину и т.д. Зрение дает нам отражение всех этих многообразных свойств объективной действительности. Отражение предметов в их пространственных или иных свойствах относится уже к области восприятия, в основе которого частично лежат также специфические зрительные ощущения.
1. Законы организации восприятия
В силу того что одним
из основных свойств восприятия является
целостность, в психологии значительное
внимание уделяется исследованиям
организации восприятия, в частности
принципам перцептивной группировки.
Наиболее полно данная проблема была
изучена в гештальтпсихологии, утверждающей,
что целое всегда больше суммы
своих частей. Самый важный из упомянутых
принципов состоит в том, что
любой образ или предмет
Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина. В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. То есть фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.
Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или наоборот.
Подчеркнем, что отделение фигуры от фона – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. Это становится совершенно очевидным в таких ситуациях, когда мы обнаруживаем иные способы распознания стимула.
Например, в той же вазе Рубина одно и то же изображение можно считать белой вазой, а можно – двумя человеческими профилями. Такие реверсивные изображения помогают понять, что с точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем.
Закон близости. Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.
Закон сходства. По М. Вертгеймеру, при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными; вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными.
Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.
Закон хорошего продолжения. Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение. Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение». Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.
Закон прегнантности. Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей», «простой», «стабильной», «внутренне непротиворечивой», «симметричной» или, если использовать немецкое слово, включающее все эти понятия, «прегнантной».
Прегнантность означает значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Иными словами, имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации.
Фактор хорошей формы
превалирует даже при столкновении
с прошлым опытом. Например, камуфляж
может служить хорошим
2. Восприятие цвета
Цвет является
мощным источником воздействия
на психику человека и его
эмоциональное состояние. Еще
со школы мы знаем считалочку
«Каждый охотник желает знать..
Для понимания
цвета и его воздействия на
человека необходимо знать,
Современные исследования в
Если в жилом доме несколько
комнат, их лучше оформить в
различной цветовой гамме.
Характеристика различных цветов с точки зрения их воздействия на наш организм. Красный цвет - теплый, раздражающий, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии и плохом настроении. Оранжевый цвет - стимулирует чувства и слегка ускоряет пульс, но не увеличивает кровяное давление, создает чувство благополучия и радости, поднимает аппетит. Желтый цвет активизирует работу мозга, эффективен при восприятии в течение небольшого количества времени при умственной недостаточности, поднимает настроение. Зеленый цвет - успокаивающе влияет на нервную систему и зрение, уменьшает боль, снимает раздражительность, усталость, снижает кровяное давление, ослабляет мигрень. Голубой цвет - антисептический, снимает боль. Однако при слишком длительном воздействии вызывает угнетенность и усталость. Синий цвет успокаивает, усыпляет, расслабляет мышцы, эффективен при бессоннице, нервных и физических перегрузках. Фиолетовый (пурпурный) - благоприятно воздействует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Нежно-розовый - оказывает успокаивающее воздействие, снимает стрессы, благотворно влияет на нервную систему.
Существует индивидуальный аспект восприятия цвета. Люди, различные по своему психотипу, по-разному воспринимают цвет. Мы говорим, что этот цвет нравится или раздражает, не подозревая, что за этим стоит наше индивидуальное восприятие, обусловленное свойствами характера. Например, эмоциональные, легко возбудимые, подверженные влюбчивости выбирают красный цвет. Спокойные, уравновешенные — зеленый. Синий цвет предпочитают в чем-то разочарованные, расстроенные люди. Коричневый цвет и его оттенки приятны людям, не желающим ничего менять. Фиолетовый цвет необходим людям, мистически настроенным, и тем, кто ищет точку опоры в жизненных ситуациях. А импульсивные и жизнерадостные любят оранжевые и желтые цвета.
Желтый
— цвет солнца, в некоторых
странах цвет богатства —
Иллюзорность цвета. Цвет
иллюзорен и безгранично
3. Восприятие формы / очертаний
Восприятие формы/очертания обычно осуществляется живыми организмами посредством анализа признаков стимула. Нет единого мнения о том, что же такое форма или очертание. Некоторые специалисты считают, что контур и края служат основой для восприятия сложной формы. Процесс обработки и анализа визуальной информации требует в качестве первой ступени фигуративного синтеза, описанного Ульриком Найссером в «Когнитивной психологии». Фигуративный синтез - это способ перенесения стимульной информаци из и конического образа и ее синтезирования в форму. Одной из важнейших проблем в области распознавания или восприятия изображений теоретики считают установление того, как организмы узнают формы или очертания независимо от размеров предмета, положения его образа на сетчатке, искажений вследствие плохой видимости, фрагментарности изображения, как например, на картинках или в мультфильме.
Два основных направления в теории восприятия - это теория извлечения признаков и теория сравнения с шаблоном. Большинство исследователей сходятся во мнении, что организмы реагируют на организацию дифференциальных признаков, как это продемонстрировал Уильям Аттел в экспериментах на людях по распознаванию размытых букв. Эти опыты описаны в его книге «Психология сенсорного кодирования».
В книге «Зрение и зрительное восприятие» Кларенс Грэхем указывает, что исследования восприятия формы включают «идентификацию и спецификацию условий, необходимых для называния, распознавания, указания или различения форм или их аспектов». Первый аспект восприятия формы, рассматриваемый автором, это восприятие контура. Большинство исследований восприятия формы/очертаний основывается на базисных аспектах зрения, к которым относятся характеристики распределения яркости, производящие линии или полосы Маха, воспринимаемые признаки форм, фигуративные послеэффекты, изменения зрительной иллюзии, обусловленные непредусмотренными признаками, и оценка вертикали.
Информация о работе Законы и загадки зрительного восприятия человека