Законы и загадки зрительного восприятия человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:23, реферат

Краткое описание

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия – это наиболее объектированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…...3
1. Законы организации восприятия………………………………………...…5
2. Восприятие цвета…………………………………………………………....8
3. Восприятие формы / очертаний…………………………………………...10
4. Эффект 25-го кадра…………………………………………….…………..12
Заключение…………………………………………...…………………….....13
Список использованной литературы…………………...……………………14

Файлы: 1 файл

Законы организации восприятия.docx

— 33.71 Кб (Скачать)

 

Рассматривая трехмерное восприятие, Джеймс Дж. Гибсон в книге  «Экологический подход к зрительному  восприятию» отметил, что восприятие предмета может основываться только на восприятии формы. Гибсон считает, что  признаки являются важными по той  причине, «что значение имеет не форма  как таковая, а параметры вариации формы».

Хотя форма и очертания  часто используются как синонимы, Леонард Зусне отмечал в своей  работе «Зрительное восприятие формы», что «форма» - это более общий  термин, а «очертания» - более специфический. Он также указывал, что нет единого мнения о том, что следует понимать под формой, однако специфические операции побудили исследователей к использованию этого термина. Эти операции включают «материальную характеристику объекта в трехмерном пространстве, проекцию этого объекта на двумерную поверхность, его плоскостное рисуночное изображение, схематическое изображение контуров в одной плоскости или вычисление координат объекта в евклидовом пространстве».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Эффект 25-го кадра

Давно известно воздействие  на умы телезрителей "непозволительными" методами, из-за чего человек становится настоящим зомби.

Наиболее скандальный  метод "телезомбирования" - эффект "невидимого" или 25-го кадра. Суть его состоит в следующем. Как  известно, для того чтобы человеческий глаз при проекции кинофильма или  телепередачи не замечал перехода от одного кадра к другому, за секунду  должны меняться 24 кадра. Так называемый "25-й кадр" невозможно уловить  глазом, но психологи давно знают, что он обладает очень мощным воздействием и поэтому его использование запрещено.

Сама по себе идея 25-го кадра  появилась еще в 1957 году благодаря  американскому психологу Джеймсу  Вайкери и была проста, как все  гениальное. Стандартная скорость движения кинопленки в проекторе - 24 кадра  в секунду. Вклеим двадцать пятый - зритель  и не заметит, а вот информация, которую несет "невидимый" кадр, прочно застревает в человеческом подсознании.

После сеансов Вайкери  выходящие из кинозала вдруг начинали испытывать необъяснимую симпатию к  попкорну и кока-коле, именно эти  продукты решили прорекламировать новым  способом прежде всего. Рекламные фирмы  очень обрадовались новому источнику  дохода, но власти посчитали это нарушением прав человека и методику 25-го кадра запретили.

Но ЦРУ, КГБ и другие им подобные организации не прошли мимо этой разработки и тому есть множество  свидетельств. То и дело вспыхивают скандалы: там вклеивают "невидимые" кадры в сетку телевещания  для очернения одного кандидата, там - для прославления другого. Недавно  было приостановлено действие лицензии на вещание в Екатеринбурге телекомпании "Авторские телевизионные новости" из-за сознательного использования  компанией 25-го кадра для психологического воздействия на своих зрителей. Что  ж, может, и вклеивают. Но весь вопрос в том, не напрасно ли? Неужели сила 25-го кадра действительно так  велика? На российском рынке действует  несколько компаний, предлагающих аудио-, видео- и компьютерные программы изучения иностранных языков по методике "25-го кадра". В рекламе своей продукции они обычно ссылаются на давно доказанную эффективность подобных методов, упоминая секретные эксперименты.

В рекламном объявлении одной  из них утверждается, что "многочисленные научные эксперименты, начатые сорок  лет назад в ЦРУ, КГБ и в  других спецслужбах, показали, что информация, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, усваивается человеком  с эффективностью, в тысячи раз  превышающей норму. Это связано  с тем, что у людей 97% психической  деятельности протекает на уровне подсознания  и только 3% на осознаваемом уровне".

Субсенсорная, то есть не осознаваемая человеком информация, действительно  усваивается мозгом. Однако вся проблема в том, что она так и остается неосознаваемой. Человек не может  по своей воле извлекать из памяти то, что попало туда помимо его сознания. Добраться до этих необозримых кладовых нашей памяти можно, либо воздействуя  на определенные участки мозга электродами, либо в критических.

В нормальных же условиях бессознательное  так и остается бессознательным. Методика "25-го кадра" в наркологии используется российскими медиками уже более 15 лет и, по утверждению специалистов, дает ощутимые результаты. Абсолютно противопоказана она лишь больным эпилепсией и шизофренией. Эффективность ее довольно высока.

Коротко принцип лечения  состоит в следующем. Пациент  некоторое время не прикасается  к рюмке или воздерживается от употребления наркотиков. Потом получает краткую информацию об эффекте 25-го кадра и сам формулирует для  себя задачу. Например: "Пять лет  я не буду пить". После чего просматривает  видеокассету, с которой в течение  получаса цифра 5, словосочетание "5 лет без алкоголя" и ему подобные настойчиво проникают в подсознание  больного с "невидимых" кадров. В  зависимости от характера заболевания  может быть проведен один или несколько сеансов "видеокодирования".

Заключение

Таким образом, зрительное восприятие – совокупность процессов построения видимого образа окружающей действительности. На ранних этапах филогенетического  развития зрительное восприятие обеспечивает получение информации о пространственном положении и движениях объектов. Позднее эта информация дополняется  сведениеми о форме объектов. У высших млекопитающих зрительное восприятие занимает в системе других перцептивных процессов ведущее место. Наряду с задачей отражения предметов и их свойств оно выполняет также важную проприоцептивную функцию, учавствуя в восприятии и регуляции движений наблюдателя.

Современные данные показывают, что зрение даёт начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологи Пер. с англ. СПб., 1998.

2. Когнитивная психология / под ред. В. Н. Дружинина, Д.В. Ушакова – М., 2002.

3. Общая психология.  Маклаков А.Г. СПб.: Питер, 2001 - 592 с.

4. Корсини Р. Психологическая энциклопедия. 2-е изд., Питер, С.-Петербург, 2003

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Законы и загадки зрительного восприятия человека