Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:53, курсовая работа
Социализация подростков в современном обществе в очень большой степени подвержена влиянию внесемейных институтов социализации, которые воздействуют противоречиво и часто негативно. Эти возрастные группы стремятся к самореализации не только благодаря, но и вопреки сложившимся социокультурным нормам и правилам. Одной из причин деструктивного поведения подростков является значительное снижение общей культуры населения и особенно правовой культуры
Введение____________________________– 2
§1. Теоретико-методологические особенности социализации подростков ___________– 6
1.1. Определение, подходы понятия социализация__________________– 6
1.2. Возрастные особенности детей подросткового возраста_____________________________________________________– 15
1.3 Этапы духовно-нравственного развития детей__________________– 19
§2. Сущность понятия «игра»___________________________________– 24
2.1. Характеристика игры______________________________________– 24
2.1.1. Определение игры_______________________________________– 24
2.1.2. Цель, задачи и принципы игры_____________________________– 29
2.1.3. Классификация игр_______________________________________– 32
2.2. Особенности игры_______________________________________– 34
§3.Ролевая игра как средство социализации детей подросткового возраста____– 43
3.1. Особенности организации ролевой игры______________________________– 43
Заключение_________________________________________________– 50
Список литературы___________________________________________– 52
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________ |
– 2 |
§1. Теоретико-методологические
особенности социализации подростков
______________________________ |
– 6 |
1.1. Определение, подходы понятия социализация__________________ |
– 6 |
1.2. Возрастные
особенности детей подростковог |
– 15 |
1.3 Этапы духовно-нравственного развития детей__________________ |
– 19 |
§2. Сущность понятия «игра»________________________ |
– 24 |
2.1. Характеристика игры__________________________ |
– 24 |
2.1.1. Определение игры__________________________ |
– 24 |
2.1.2. Цель, задачи и принципы игры__________________________ |
– 29 |
2.1.3. Классификация игр___________________________ |
– 32 |
2.2. Особенности
игры__________________________ |
– 34 |
§3.Ролевая игра как средство социализации детей подросткового возраста____ |
– 43 |
3.1. Особенности
организации ролевой игры__________________________ |
– 43 |
Заключение____________________ |
– 50 |
Список литературы_____________ |
– 52 |
Введение
Социализация
подростков в современном обществе
в очень большой степени
Психологи и педагоги справедливо считают, что гормональная буря вполне может быть «укрощена» и направлена в позитивное русло, но только в том случае, если у подростка нормальные доверительные отношения в семье, благоприятный учебный и социально-психологический климат в школе и благополучная среда общения вне школы. В то же время социологи выявили, что более 70% подростков находятся в «зоне конфликтности» с родителями. Не менее сложно складываются отношения у подростков и молодежи в школе и колледже, нередко переходя и в ВУЗ.
Одним из направлений практической деятельности по оптимизации процесса социализации подростков и молодежи являются игровые технологии, организация игровой деятельности этих возрастных групп. Однако использование их требует научного изучения социальных аспектов игровой культуры подростков и молодежи. В современной науке уделяется все большее внимание виртуальным играм и их воздействию на подрастающее поколение. Однако практический опыт, подтвержденный социологическими исследованиями, показывает, что востребованность в реальной игровой деятельности велика, причем у разных возрастных групп - от детей до взрослых людей. Известно, что в последнее время игровая деятельность захватывает все большие группы вполне взрослых и солидных людей. Речь идет не только о спортивных играх, которые в разной степени, но все же были популярны всегда. Сегодня игровая деятельность - это ролевые игры (этно-игры, исторические и военно-исторические игры, игры на основе литературного жанра «фэнтези») пейнтбол и многие другие игры для всех возрастных групп. Это новое социальное явление нуждается в изучении и осмыслении. Сама реальная игровая деятельность дает множество возможностей решить целый ряд не только социально-психологических, воспитательных и педагогических задач, но именно социальных проблем подростков и молодежи.
В игре отрабатываются новые очень важные социальные свойства личности, которые по ряду причин либо были утрачены, либо не сформировались. В условиях же, когда разрушены основы социо-культурного взаимодействия, свойственные предшествовавшему периоду в развитии общества, а новые правила еще не только не укрепились, но еще даже и не сложились, воздействовать на социализацию подростков и молодежи внешними (принудительными) санкциями крайне неэффективно. Оптимальный выход может быть найден с помощью игровых технологий социализации, которые помогают внутренне осваивать необходимые социальные роли, приобретать необходимые личностные качества и модели поведения. Особенностью игровой деятельности является соучастие подростков и молодежи в ее проведении и организации, что позволяет осваивать не только организованное поведение, но и вырабатывать навыки руководителя. Такие технологии особое значение имеют для «трудных» или проблемных подростков и молодых людей. Но для организации этой деятельности требуются профессионально подготовленные кадры, которыми современное общество пока не располагает.
Актуальность данного положения и позволили нам остановиться на этой теме.
Объектом исследования социализация детей подросткового возраста. Предмет исследования: игра как средство социализации детей подросткового возраста.
Цель исследования: изучить возможности социализации подростков с помощью ролевой игры.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие основные задачи:
Теоретическая база исследования: исследуемая нами проблема нашла отражение в работах А.М. Новикова, Д.Б.Эльконина, Л.С. Выгот542ского, прот. В. Зеньковского, У. Бронфенбренера и др.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы, включающего 65 наименований.
1.Теоретико-методологические особенности социализации подростков.
1.1.Определение, подходы к понятию социализации.
Теоретическая разработка проблем социализации осуществлялось в рамках многих направлений. Концепция социализации Дж. К. Коулмена подчеркивает связь процесса социализации подростка с динамикой его внутреннего психического состояния на тех или иных этапах взросления. Представители теории (С.Холл, А.Фрейд, Э.Эриксон и многие другие) рассматривали подростковый возраст как период «нормативного кризиса». Однако эмпирические исследования (А. Бандура, Д. Оффер, Ф. Элкин и др.) не подтверждали эту точку зрения, показывая, что большинство подростков минует этот возраст без каких-либо патогенных или криминогенных проявлений и последствий. Исходя из этого Дж. К. Коулмен разработал свою «фокальную теорию» взросления», в которой попытался показать, почему в реальности, несмотря на глубокие психофизиологические изменения, у подростков сохраняется относительная стабильность и минимальная внутренняя напряженность. Суть его теории состоит в том, что в каждый конкретный период времени конкретный подросток имеет дело с одной наиболее значимой для него, «вошедшей в фокус» его внимания, проблемой и разрешая ее сталкивается с другой. Из этого следует, что различные отклонения могут возникать у тех подростков, кто, по тем или иным причинам, имеет дело одновременно не с одним, а с несколькими проблемами [41,52].
Анализ концепции И. Таллмена позволяет понять, что процесс социализации в первичных социальных объединениях таких как семья не только испытывает на себе влияние различных изменений в обществе, но и сам способен в какой-то мере их стимулировать. Предмет интереса американца И. Таллмена — механизм семейной социализации в условиях нестабильной социокультурной среды. Полагая, что содержание, качество и результат социализации подростка во многом определяются условиями общины, в которой живет его семья, он положил в основу своей теории следующее утверждение: чем лучше человек учится разрешать проблемы в собственном окружении, будучи подростком, тем лучше он способен переживать стремительные изменения, непредсказуемость мира, когда становится взрослым [41,52].
Другая концепция, получившая название «экология человеческого развития», была разработана У. Бронфенбреннером. Суть теории состоит в том, что развитие ребенка осуществляется не путем одностороннего воздействия окружающей среды на ребенка, а на их взаимодействии. По мере взросления ребенка изменяется его воздействие на мир, но и меняется воздействие окружающего мира на данного ребенка. У. Бронфенбреннер выделил такие понятия как микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема [3].
И.С. Кон в своей концепции социализации выделяет стихийный и воспитательный компоненты, активную позицию человека в процессе социализации. При рассмотрении процесса социализации детей И. С. Кон определил процесс социализации как способ существования и трансмиссии культуры [35]. В данном процессе он выделяет несколько исторических и самостоятельных аспектов социализации:
самостоятельные аспекты:
- субъектный (от кого и кому осуществляется трансмиссия культуры);
- объектный
(что именно передается —
- процессуальный (пути, способы передачи);
-институциональный
(посредством каких
исторические этапы:
- этап развития культуры, на котором социализация детей осуществляется совместными усилиями всей общины, и «подготовка к жизни» не отделена от практического участия в ней;
- этап развития культуры, на котором важнейшим институтом социализации становится большая семья;
- этап урбанизации и индустриализации, на котором неуклонно возрастает значение общественно-государственных институтов социализации.
В ходе научного исследования данного процесса И.С. Коном было выделено ряд общих закономерностей процесса социализации:
В концепции социализации А.В. Петровского процесс социализации представлен в виде двух моделей, которые описывают периоды возрастного развития личности и фазы развития личности при вхождении ее в референтную группу. А.В. Петровский подчеркивает, что в большинстве случаев переход на новый этап развития личности не определяется внутренними психологическими закономерностями (они только обеспечивают готовность к этому переходу), а обусловлен внешними социальными причинами — даже если вступление в новый этап развития не означает вхождения в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе. Развитие личности представлено в виде закономерной смены фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Любой период открывается фазой адаптации,- это усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Когда происходит конфликт между достигнутым результатом адаптации и реализацией индивидом своих индивидуальных особенностей – наступает фаза индивидуализации. Фаза интеграции вызывается противоречием между этой потребностью личности и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей. Это противоречие в случае успешной социализации разрешается как интеграция личности и группы. Эта фаза завершает возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему. Если переход к новому периоду не подготовлен благополучным протеканием предыдущей фазы, то на рубеже между возрастными периодами закладывается кризис и процесс адаптации личности будет протекать затруднительно.