Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:53, курсовая работа
Социализация подростков в современном обществе в очень большой степени подвержена влиянию внесемейных институтов социализации, которые воздействуют противоречиво и часто негативно. Эти возрастные группы стремятся к самореализации не только благодаря, но и вопреки сложившимся социокультурным нормам и правилам. Одной из причин деструктивного поведения подростков является значительное снижение общей культуры населения и особенно правовой культуры
Введение____________________________– 2
§1. Теоретико-методологические особенности социализации подростков ___________– 6
1.1. Определение, подходы понятия социализация__________________– 6
1.2. Возрастные особенности детей подросткового возраста_____________________________________________________– 15
1.3 Этапы духовно-нравственного развития детей__________________– 19
§2. Сущность понятия «игра»___________________________________– 24
2.1. Характеристика игры______________________________________– 24
2.1.1. Определение игры_______________________________________– 24
2.1.2. Цель, задачи и принципы игры_____________________________– 29
2.1.3. Классификация игр_______________________________________– 32
2.2. Особенности игры_______________________________________– 34
§3.Ролевая игра как средство социализации детей подросткового возраста____– 43
3.1. Особенности организации ролевой игры______________________________– 43
Заключение_________________________________________________– 50
Список литературы___________________________________________– 52
Итогом концепции является утверждение, что обозначенные закономерности объясняют причину возрастных особенностей социального развития личности и объясняют развитие личности как результат вхождения в новую группу [46].
В концепции социализации В.С. Мухиной социализация описывается как индивидуальное бытие человека, где человек определяется и как уникальная личность, и как социальная единица. Развитие личности в процессе социализации происходит под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относится историческая реальность, в которой развивается личность. Данные факторы разделяются на следующие условия: 1) реальность предметного мира; 2) реальность образно-знаковых систем; 3) реальность социального пространства; 4) природную реальность 5) биологические предпосылки; 6) взаимодействие биологического и социального факторов; 7) социальное наследование; 8) социальные условия и возраст.
Формирование внутренней позиции происходит через становление личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение и совершается становление индивидуального бытия личности. Личность предполагает развитие через отношения с другими людьми, через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Личность развивается одновременно и как родовой индивид, и как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя свой дух. Таким образом, личность социальна и идивидуальна одновременно. Особенности развития внутренней позиции личности в процессе социализации зависит от особенностей социокультурных, исторических, этнических и других условий бытия. В качестве единого механизма социализации и социального бытия личности выступают процессы идентификации и обособления [44].
А.В.Мудрика определяет социализацию как : «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества » [41,54]. Приспособление предполагает согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды. Таким образом, приспособление — это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Обособление — процесс автономизации человека в обществе. Результатом этого процесса является потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия); потребность иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от окружающих (эмоциональная автономия); способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоопределению, самоизменению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Из этого следует, что «обособление — это процесс и результат становления человеческой индивидуальности". [41,54].
В процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый, конфликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс приспособления и обособления.
Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.[41,54]
Концепция социализации Андреевой.
Не давая пока точного определения понятию «социализации», скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей». Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Определим понятия «социализация» и « воспитания», «социализация» и «развитие личности». Процесс развития личности определяется как взаимодействие ребенка с окружающей действительностью, в котором он живет, осваивая различные социальные связи, отношения то есть идет активное взаимодействие с окружающей средой. В такой интерпретации понятия «социализация» и «развитие личности» совпадают в своих значениях. Термин «воспитание» имеет два определения: процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий и норм. При таком определении термины «социализация» и «воспитание» не совпадают в своем значении. Другое определение: воспитание – это воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта. В этом случае эти два термина совпадают в своем значении.
Определив эти понятия, можно определить сущность социализации, как двусторонний процесс, включающий в себя два процесса: усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду и процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет активной деятельности в данной социальной среде. При этом человек не только усваивает социальный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и установки, воспроизводит его в своей жизни и, благодаря этому, продвигается на новую ступень развития. При таком понимании процесса социализации можно сделать следующие выводы: процесс социализации состоит из двух составляющих: усвоение социального опыта, когда среда действует на человека и воздействие самого человека на среду с помощью своей деятельностью.
Социализация человека происходит на определенных стадиях. Г.М. Андреева определяет три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, период раннего детства;
б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе, затем в ПТУ или в ВУЗе. Андреева отмечает важность этого периода в том смысле, что юность определяется как период, в котором постоянно присутствует ситуация выбора. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, потому что он связан с постоянным осуществлением выбора в самом широком смысле этого слова: профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. (Кон, 1967. С. 166). Юность с этой точки зрения — это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека— это весь период трудовой деятельности человека.
Послетрудовая стадия социализации[2,84].
Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму и последующего обособления в нем.
Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, которые связанны друг с другом правами, обязанностями, отношениями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит.
Помимо целенаправленной социализации существует социализация стихийная или спонтанная. Спонтанная социализация осуществляется через средства массовой коммуникации (СМИ, Интернет), ситуации реальной жизни. Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации. Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека. К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность по сравнению с предшествующими периодами. Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими эпохами значительно увеличилось.
Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества. Для того, чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется все больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. О причинах увеличения продолжительности детства, в начале прошлого века писал профессор прот. В.Зеньковский: « …Каждому поколению должно, прежде всего, усвоить в среднем минимуме то, что выработала жизнь до него, и, только взобравшись на верхний этаж созидаемого рядом поколений здания, новое поколение может продолжать работу предыдущих поколений или по крайней мере может передать другому поколению то, что оно само получило от предыдущих. Ясно, что по мере исторического развития народов молодым поколениям приходиться проходить все большее и большее количество «этажей" в созидаемом народами здании <…> Объем того минимума, который нужно усвоить детям, чтобы созреть социально – психически, несомненно растет с движением истории. Вот отчего так продолжительно детство вообще, вот отчего оно становится все более продолжительным.»[31,44 ]
1.2. Возрастные особенности детей подросткового возраста.
Подростковый возраст понимается как переходный период из детства во взрослость. «Психологическим критерием перехода к подростничеству является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства» [51,234]. В зависимости от социокультурной обстановки в стране, обществе и в семье данный период проходит либо тяжело, со многими конфликтами в семье и уходом подростка в неформальные группировки, либо с более или менее сглаженными конфликтами.
Подростковый возраст
Потребность признания себя взрослым. Подросток акцентирует на этом внимание окружающих такими способами, как требование признания «своей территории» (комната, угол, где ребенок живет в доме) и существования на ней определенных законов, эксперименты с внешностью, психологическое опасение, что близкие взрослые продолжают считать его ребенком, когда он взрослый. Здесь задача взрослого встать не «над» ребенком, с «авторитарной» позиции «родители – дети», а с позиции «около», доверяя ему и становясь, таким образом, на позицию советчика, друга, который предупреждает, советует, но не требует немедленного исполнения.
«Источником конфликтов также может стать отсутствие в семье устойчивой системы координат – системы жизненных ценностей, которая позволила бы реально оценивать события» [51,234].
Ведущая деятельность подростков – общение со сверстниками. Подростку становиться интересна область взаимоотношений людей за пределами семейного круга, причем вначале подростку важна интенсивность общения, а не содержание. Затем к концу подросткового периода акцент смещается на содержательную часть общения.
Наряду с общением со сверстниками появляется потребность личностного авторитета. Просыпается интерес к взрослому - носителю социально значимых умений. Обычно это человек, который находиться вне семейного круга.
В подростковом возрасте значительно активизируется процесс самовоспитания. Происходит интенсивный поиск друга, формирование товарищеских групп по интересам. Для этого возраста характерен процесс так называемой половой идентификации — осознание подростком своей принадлежности к мужскому или женскому роду и соответствующих социальных ролей. К 14 годам девочки по своему физиологическому и психическому развитию значительно опережают мальчиков. Начинает разрушаться психологический барьер между девочками и мальчиками, который был свойствен и предыдущим этапам развития (10—13 лет). Возникает их интерес друг к другу. Расширяется сфера сексуальных переживаний. У мальчиков в этом возрасте проявляется ярко выраженное стремление овладеть «мужскими» чертами (быть сильным, ловким, смелым и т. п.) [16].
Учебная деятельность, как правило, перестает быть всепоглощающей, хотя и остается основной. Как правило, наибольшее значение приобретает общение со сверстниками. Меняются интересы и увлечения.
Старших подростков интересуют все сферы жизни и взаимоотношений людей. В оценке людей им часто свойственна категоричность. Подросток настойчиво стремится к самостоятельности, избегает вмешательства в свои дела, активно отстаивает свои взгляды и убеждения. «У учащихся 7—8-х классов возникает потребность видеть себя не только в настоящем, но и в будущем. Этим обусловлен интерес к профессиям. Однако говорить о своей будущей профессии подростки не любят [51,245].
В подростковом возрасте усиливается тяга к сверстникам, активизируются межличностные отношения, приобретают важное значение взаимоотношения с противоположным полом. Очень заметной становится ориентация на мнение сверстников, их авторитет, молодые люди познают себя в процессе отношений с другими людьми. Открытие своего «я» рождает вопросы: «Что я думаю?», « Что я чувствую?», «Кто я?» . В детстве мечтаешь стать балериной, космонавтом или чемпионом. Теперь необходимо доказать себе и окружающим. Кто ты есть на самом деле <…>. Поэтому подросток чрезмерно чувствителен к критике, которая может и обескуражить его, и заставить проявить свои таланты»[38,68]. Одной из главных причин сближения с товарищами подростки считают возможность взаимопонимания. Другая причина - большая по сравнению со взрослыми демократичность отношений, возможность не только выслушать товарищей, но и поспорить с ними. Для подростка открывается возможность для самовыражения, раскованного разговора о самом личном. Так создаются предпосылки для создания неформальных объединений.