Социализация подростков средствами игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Социализация подростков в современном обществе в очень большой степени подвержена влиянию внесемейных институтов социализации, которые воздействуют противоречиво и часто негативно. Эти возрастные группы стремятся к самореализации не только благодаря, но и вопреки сложившимся социокультурным нормам и правилам. Одной из причин деструктивного поведения подростков является значительное снижение общей культуры населения и особенно правовой культуры

Оглавление

Введение____________________________– 2
§1. Теоретико-методологические особенности социализации подростков ___________– 6
1.1. Определение, подходы понятия социализация__________________– 6
1.2. Возрастные особенности детей подросткового возраста_____________________________________________________– 15
1.3 Этапы духовно-нравственного развития детей__________________– 19
§2. Сущность понятия «игра»___________________________________– 24
2.1. Характеристика игры______________________________________– 24
2.1.1. Определение игры_______________________________________– 24
2.1.2. Цель, задачи и принципы игры_____________________________– 29
2.1.3. Классификация игр_______________________________________– 32
2.2. Особенности игры_______________________________________– 34
§3.Ролевая игра как средство социализации детей подросткового возраста____– 43
3.1. Особенности организации ролевой игры______________________________– 43
Заключение_________________________________________________– 50
Список литературы___________________________________________– 52

Файлы: 1 файл

5-Социализация подростков средствами игры.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

Реализация  педагогического потенциала ситуационно-ролевой  игры невозможна при однократном участии подростка в игре. Кроме того, деятельность участника ситуационно-ролевых игр  можно разделить на игровую деятельность и деятельность по поводу игры. Игровая деятельность связана с функционированием игроков как исполнителей определенной роли. Деятельность по поводу игры может осуществляться как в процессе игры, так и за ее пределами. Это подготовка к игре,  продумывание, проживание ролей внутри себя, продумывание костюмов и игровых приемов, которые будут использоваться  и т.п.Деятельность по поводу игры имеет важное значение при использовании ситуационно-ролевых игр. Сама игровая деятельность служит как бы поводом, рамками и эмпирической базой развертывания деятельности по поводу игры.

Таким образом, при грамотном наполнении реальности ролевой игры положительными персонажами, модуляциями проблемных ситуаций и путей их разрешения, дает возможность использовать ролевые игры для социализации подростков, так как игра не уводит от реальности, а позволяет в интересной  и  психологически комфортной для подростка ситуации решать его подростнические проблемы.

 

 

 

3. Ролевая игра как средство социализации детей подросткового возраста

3.1. Педагогические условия использования ролевой игры как средства социализации

Сущность ролевой игры заключается в том, что человек временно "принимает" определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют ей. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных действий персонажа, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ею, участники определяют сами.

В большинстве случаев  в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых выступает в своей роли. Как правило, участника просят "взять на себя роль, не характерную для исполнителя либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке", что позволяет получить новый опыт поведения. Обстановка же создается таким образом, чтобы оптимизировать возможности для обучения новым поведенческим моделям. 

     Выделяют  различные типы ролевых игр.  С одной стороны, они могут  классифицироваться по функциям - иллюстрация определенного процесса  или ситуации, демонстрация эффективной модели поведения, тренировка навыков, предоставление обратной связи и т. д. С другой стороны, можно классифицировать игры по тому, кто выступает главными действующими лицами (участники, ведущий ) и чьи роли они исполняют (самих себя, других участников, посторонних людей). Иногда наряду с ролевыми играми выделяют так называемые "операциональные игры". Отличие операциональной игры в том, что она воспроизводит реально существующие элементы социальной действительности. Ролевая же игра включает элементы имитации действительности и драматизации. Данная классификация очень продуктивна, так как ключевым моментом этого метода является факт принятия ролей, а не степень реальности сюжетов или драматизации.

 

Стадии подготовки и проведения ролевой игры.

Разработка  сценария ролевой игры производится с учетом решаемых задач, контингента играющих. Описание ролей, задействованных в игре. Короткие, простые роли могут задаваться устно, в случае сложных описаний целесообразно подготовить для игроков инструктивные карточки, Последние могут содержать указание на то, кто такой персонаж, характеризовать его с позиции знаний, навыков, мотивов и убеждений, имеющихся ограничений и др., а также описывать предполагаемые действия персонажа. Однако дословно действия и высказывания игроков не описываются, инструкция содержит лишь общую схему действия. Не рекомендуется также описывать взгляды игрока или его чувства - это не "вводные" данные игры, а то, что должно получиться "на выходе".

Ввод в ситуацию ролевой игры. Прямой ввод в ситуацию, когда участники получают инструкцию и сразу же переходят к осуществлению игры, оправдан отнюдь не всегда, поскольку может вызвать у подростков сопротивление. Зачастую целесообразен постепенный ввод в ситуацию игры через групповую дискуссию (сначала идет обсуждение ситуации, а потом предлагается представить и показать ее) или через разминочные упражнения.

Выбор участников, распределение ролей. Роли могут распределяться добровольно или участники предыдущего упражнения выбирают участников следующего или же роли распределяются ведущим. Поскольку прямое назначение на роль может вызвать протест, ведущие тогда идут на небольшие хитрости, чтобы оформить свой выбор как волю случая, Например, кто-нибудь из подростков называет любое не очень большое число (как правило, в пределах 20 - 30), ведущий отсчитывает это число от любого "случайного" участника и указывает на очередного "добровольца". Понятно, что при определенной сноровке ведущему несложно вычислить, с кого и в каком направлении надо начать счет, чтобы оказался выбран тот или иной участник.

Инструктирование. Инструкции ведущего о том, как именно осуществлять игру, должны быть четкими, наглядными и лаконичными.

Следует избегать ситуаций, когда инструктаж продолжается дольше, чем сама игра. На данной стадии обсуждать с участниками предполагаемый смысл игры преждевременно - более целесообразно сделать это при подведении итогов. Собственно осуществление ролевой игры. Ведущий по ходу игры выполняет одну или несколько из следующих функций:

  • контроль за соблюдением правил и временных рамок игры;
  • разъяснение неправильно понятых указаний;
  • наблюдение за действиями участников с целью обеспечения обратной связи по окончании игры;
  • при необходимости - дальнейший инструктаж;
  • участие (возможность такового) ведущего в игре с целью демонстрации желательных моделей поведения (следует использовать с осторожностью, так как это может привести к снижению активности участников и невозможности для ведущего эффективно выполнять другие функции).

Обсуждение  игры. На данной стадии участникам следует, выйдя из игровых ролей, подробно обсудить и проанализировать, что происходило в игре, и сделать выводы. Это очень важная стадия, зачастую целесообразно отвести на нее в два-три раза больше времени, чем на саму игру. Ход обсуждения обычно включает следующие фазы:

  1. установление фактов (констатацию тех поведенческих проявлений, которые имели место в игре).
  2. Анализ причин поведения.
  3. Планирование действий (выяснение того, как полученный в игре опыт может быть воплощен в жизнь).

   Как правило,  для подростков наиболее интересны  и актуальны ролевые игры сюжет  которых связан с взаимоотношениями  со сверстниками.

    В принципе, в основу ролевой игры может  быть положена почти любая  ситуация межличностного взаимодействия, которая актуальна для подростков.

    Во многих  случаях ценность ролевых игр  заключена в их содержании - "проигрывается"  конкретный материал, содержание  которого важно для подростков. Однако довольно часто содержательная  сторона ролевой игры сама  по себе ценности не представляет. В подобных случаях, ценность игры в том, что она позволяет интенсифицировать межличностное взаимодействие, эффективно продемонстрировать или выработать какие-либо поведенческие модели. Интерес смещается к взаимоотношениям, возникающим в ходе игры, ситуации же подбираются таким образом, чтобы максимально четко и динамично продемонстрировать рассматриваемые явления.

    Ролевые игры  очень широко используются в  тренингах профориентационной направленности. Ведь для совершения сознательного выбора профессии очень важно "изнутри" заглянуть в содержание работы, побывать в соответствующей социальной роли. В ряде случаев подростки могут сделать это только в ролевой игре. Игра "в профессионала", осуществляемая с опорой на достоверные знания о специфике соответствующей деятельности, помогает адекватно взглянуть на внутреннюю, содержательную, а не внешнюю сторону труда. Кроме того, ролевая игра позволяет эффектно продемонстрировать неадекватные стереотипы, существующие в сознании подростков применительно ко многим профессиям.

Столь широкий  педагогический потенциал ситуационно-ролевой  игры позволяет использовать ее в социальном воспитании подростков в школах, общественных объединениях, учреждениях дополнительного образования. Но в то же время, чтобы эффективно воспитывать школьников, недостаточно просто знать набор игр. Игра, как и любое другое средство, становится воспитательным фактором только при соблюдении ряда условий.

Главное из них - это отношение педагога к детям, которое выражается при помощи игровых приемов. Его можно назвать игровой позицией педагога

Организаторы игр в условиях лагеря признаются, что самый трудный момент в организации игры - это вовлечение педагогов в данную игру. Можно заметить, что, если по отношению к подростку мы говорим о воспитании игрой, то по отношению к педагогу это испытание игрой. Игровая позиция педагога это, прежде всего, особый стиль отношений между взрослыми и детьми.

Интересен сам  процесс овладения игровым педагогическим методом. Никакие рассказы об игровом  методе не дадут этого представления о воспитательном значении игры, какое может сложиться почти мгновенно, если педагог сам включит себя в систему игровых действий, начнет играть.

Игровая позиция  педагога потому и превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гармонизации взаимоотношений «учитель-ученик», тем более, что подростки нуждаются в значимом взрослом.

Это основная функция позиции педагога, которая способствует созданию творческой атмосферы.

Очень многие игры, которые проходят неудачно и не заинтересовывают детей, страдают одним недостатком - отсутствием четко продуманной роли для каждого участника. Поэтому при организации игр педагог должен умело распределить роли между участниками, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей.

Условия развертывания  самодеятельных игр позволяет понять, почему творческие игры, организуемые взрослыми, подчас не увлекают детей.

Взрослые, организуя  игру, должны создать то общее, единое отношение у детей к игре, которое всегда уже существует у группы детей, объединенных самостоятельной игрой. Взрослый должен сам обеспечить интимность, серьезность и общность отношений к игре у всех играющих. Иначе игра не состоится, а это возможно, когда он сам серьезно и чутко отнесется к игре.

Отсюда вытекает первое требование, которому должна удовлетворять  специально организованная игра. Оно состоит в том, что большинство играющих должны быть заинтересованы в её сюжете.

Инициатива  в самой игре должна принадлежать детям, даже если предложил её взрослый. Ни в коем случае взрослый не должен навязывать игру детям, если они не заинтересованы, т.к. эта затея не только обречена на провал, но и создаёт недоброжелательные отношения между педагогом и детьми.

Правильное  отношение к игре, специально организованной с воспитательными целями, взрослый может создать только при том условии, когда он сам считает её нужной и серьезной деятельностью, увлечен идеей игры, её замыслом и хочет увлечь ими детей. Однако, замысел игры всегда должен соответствовать интересам детей, иначе они не будут увлечены им т.е. к педагогу предъявляются огромные требования.

Часто при проведении сюжетно-ролевых игр с подростками педагоги сталкиваются не с отсутствием интереса детей к какой-либо стороне деятельности взрослых, не с тем, что трудно пробудить стремление играть на данном сюжете, а с трудностью развертывания самой игры. Поэтому функция взрослого не должна заканчиваться разработанным совместно с детьми планом игры, а только начинаться в тот момент. Главное дело взрослого не начать игру, а провести её. Причем провести её так, чтобы в процессе игры были решены те воспитательные задачи, которые педагог ставит в своей работе с данным коллективом.

Если взрослый не выполняет пришедших к нему с игрой обязанностей, игра распадается. Многие считают, что она распалась, потому что ребята не испытывали интереса к ней. На самом деле, если уже начатая игра распадается или не приносит ожидаемого эффекта, как правило, виноват в этом организатор игры.

Игра становится действительным средством воспитания при условии целенаправленной педагогической работы. Содержание педагогического руководства игрой включает 3 этапа:

    • предигровой (подготовительный ) период -воспитатель помогает детям выбрать игру или придумать новую, согласовать замыслы, распределить роли. Кроме того, важно помочь подобрать реквизиты, разобраться в правилах.
    • Игра - в ходе игры главное - способствовать развитию самостоятельности и творчества, регулировать нравственную обстановку.
    • Этап подведения итогов - важен для всех видов игр. Основное внимание педагог должен уделить справедливой оценке каждого ребенка, определению победителя и проигравшего. Помимо воображаемых или предписанных правилами отношений в процессе игры возникают отношения реальные: дружба или вражда, возникнув в играх, могут переходить в повседневную жизнь. Таким образом В послеигровой период задача педагога - закрепить возникающие в играх положительные проявления и тормозить негативные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной научной  работе был рассмотрен такой аспект в профессиональной деятельности социального педагога, как применение сюжетно-ролевой игры в работе с подростками. Были рассмотрены особенности данной категории детей, особенности социально-педагогического подхода в работе с ними. Учитывая возрастные особенности и особенности социализации подростков, следует упомянуть о том, что для социальной адаптации данной категории детей необходимо подобрать эффективные воспитательные и социализирующие средства, которые будут способствовать  формированию их самосознания, личностного становления и приобщенности к коллективу.

Информация о работе Социализация подростков средствами игры