Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:19, лекция
Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.
Значение психодиагностики раннего детства:
диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;
дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;
помогает определить возможности детей раннего возраста;
1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
2.Обзор исследований, посвященных диагностике детей раннего возраста.
3.Виды контроля.
4.Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
6.Ранняя диагностика отклонений в развитии.
7.Нарушения познавательной деятельности.
8.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».
Б) Переходит от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению:
6. Развитие воображения:
Диагностическая карта
интеллектуально-
Основные новообразования познавательной сферы |
Степень выраженности | ||
1 |
2 |
3 |
А) Развиваются сенсорные
Б) овладевает сложными приемами наглядного моделирования – моделирования строения предметов:
Моделирование звуковысотных отношений;
Звуковой анализ слова,
Моделирование
В) Овладение сложными видами восприятия:
3.Развитие внимания:
4.Развитие памяти:
ОДАРЕННОСТЬ
ОПРОСНИК ПО РАННЕМУ ДЕТСТВУ
Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 — очень редко или никогда; 2— редко; 3 — иногда; 4 — часто; 5 — почти всегда.
Особенности ребенка |
|||||
|
Опросник для родителей
1. Приведите конкретные примеры, показывающие, что у вашего ребенка очень хорошая память.
2. Расскажите о случаях, когда ваш ребенок быстро и легко научился чему-либо или освоил какие-либо знания, навыки без дополнительных усилий с вашей стороны.
3. Опишите первый опыт самостоятельного чтения вашего ребенка (возраст, ситуация, материал, который прочел).
4. а) Опишите первые попытки
вашего ребенка начать
5. Приведите факты, свидетельству
6. Приведите пример сочиненной
вашим ребенком истории (
7. Приведите пример истории или картинки, которым ваш ребенок дал свое объяснение (интерпретацию).
8. Расскажите окончание истории, сказки, придуманное ребенком.
9. Ваш ребенок может считать до ..., понимая при этом значение чисел.
10. Может ли ребенок определить
отношение между двумя
11. Опишите, как проявляется
12. Скажите, что вызывает
13. Что собирает ваш ребенок?
Как он составляет свою
14. Приведите пример
15. Опишите, как проявляется
16. Какие карты, картинки
17. Перечислите темы, которыми интересуется
ваш ребенок, и приведите приме
18. Расскажите о результатах и проявлениях настойчивости ребенка при решении трудных задач, которые действительно были интересны ему.
19. Как проявляется
20. Опишите ситуацию, когда ребенок проявил качества лидера.
Предлагаем нормативную шкалу для диагностики одаренности, разработанную американскими психологами И.Г.Холл и Н.Скинпер. Шкала, охватывающая возрастной диапазон от 1 месяца до 7 лет, систематизирована по трем относительно самостоятельным рубрикам: общие двигательные способности, двигательные способности более специального характера и «познавательный язык».
Рядом с названием каждой способности указана возрастная норма в месяцах (целых, а также сотых долях). В рамках каждой рубрики перечень способностей дается в порядке увеличения возрастной нормы.
Принимается, что если каждый ребенок в своем развитии опередил норму более чем на 30% (рядом приводится абсолютный показатель), то этот факт может говорить (в совокупности с другими подобными превышениями) в пользу того, что данный ребенок является одаренным. Для такого вывода достаточно, считают авторы методики, чтобы хотя бы по одной из трех рубрик 30 %-ное опережение возрастной нормы было зафиксировано по большинству перечисленных в ней способностей.
Для изучения одаренности используют и такие методы, как биографический, контент анализ, опрос, изучение продуктов детской деятельности
Наименование усвоенного действия |
Норма (в месяцах) |
Опережение на 30 % (в месяцах) |
Общие двигательные способностиПоднимает подбородок, лежа на животе Держит голову и корпус Переворачивается лежа Сидит при поддержке Сидит самостоятельно Стоит с посторонней помощью Стоит, держась за опору Ползает Устойчиво стоит сам Ходит самостоятельно Ходит, прекратив ползать Ползает по ступеням лестницы Поднимается по ступеням Самостоятельно сидит на стуле Переворачивает страницы книги Спускается по ступеням лестницы, держась одной рукой за опору Поднимается по ступеням, держась за перила Хорошо бегает (без падений) Поднимается и спускается по ступеням самостоятельно Ходит на цыпочках Прыгает одновременно двумя ногами Чередует ноги, поднимаясь по ступеням Прыгает с места Катается на трехколесном велосипеде, используя педали Прыгает на одной ноге Бросает мяч Прыгает с чередованием ног Двигательные способности более специального характера Хватает и тут же выпускает из руки ложку Координирует глаза по вертикали Играет с погремушкой Манипулирует мячиком, проявляет интерес к детям Координированно натягивает ленту Избирательно пользуется левой и правой рукой Держит предмет между пальцами и ладонью Координированно держит карандаш Самостоятельно толкает Самостоятельно рисует каракули При рисовании имитирует штрихи Сгибает лист бумаги При рисовании имитирует штрихи типа У и О Имитирует штрихи типа У и Н Имитирует мостик из кубиков Рисует человека, составляя его из двух частей Рисует четко различаемую Копирует треугольник Рисует человека с изображением шеи, рук, одежды. «Познавательный язык» «Социальная улыбка» при виде человека Издает четыре и более звуковых тонов Визуально опознает мать Реагирует на звук взором Издает два разных звука Произносит четыре разных слога Произносит «да-да» или нечто аналогичное Реагирует на свое имя Проявляет интерес к картинкам в книгах Имитирует слова Имеет активный словарь не менее трех слов (помимо «ма-ма» и «да-да» Имеет активный словарь из 4-6 слов, включая имена Показывает названную часть тела Называет один предмет («Что это?») Выполняет указание положить предмет на стул Имеет активный словарь из 10 слов Имеет активный словарь из 20 слов Соединяет два или три слова Перестает использовать жаргон, строит предложения из трех слов Пользуется словами: «я», «ты», «мне» Называет три и более предмета по картинке Способен опознать пять и более предметов Опознает семь предметов Называет свое имя Называет пять предметов по картинке Способен сказать, как используются те или иные предметы Считает (перечисляет) предметы до трех Различает пол человека |
1 2 3 4 7 8 9 11 11 12,5 15 15 18 18 18
21 21 24
24 30 30 36 36
36 48 48 60
1 1 3 6 7 8 9 11 11 13 15 21 24 30 36 48 60 60 72
1,5 1,6 2 2,2 2,3 7 7,9 9 10 12,5
14 15 17 17,8 17,8 18 21 21
24 24 24 24 30 30 30
30 36 36 |
0,70 1,40 2,10 2,80 4,90 5,60 6,30 7,70 7,70 8,75 10,50 10,50 12,50 12,60 12,60
14,70 14,70 16,80
16,80 21,00 21,00 25,20 25,20
25,20 33,60 33,60 42,00
0,70 0,70 2,10 4,20 4,90 5,60 6,30 7,70 7,70 9,10 10,50 14,70 16,80 21,00 25,20 33,60 42,00 42,00 50,40
1,05 1,12 1,40 1,54 1,61 4,90 5,53 6,30 7,00 8,75
9,80 10,50 11,90 12,46 12,46 12,60 14,70 14,70
16,80 16,80 16,80 16,80 21,00 21,00 21,00
21,00 25,20 25,20 |
Включить Диагностика
интеллектуально-
Воз-раст |
Активная речь |
Сенсорное развитие |
Игра |
Кон-структив-ная дея-тель-ность |
Изобрази-тель-ная дея-тель-ность |
Навыки |
Движения | |||
Грамматика |
Воп-росы |
Воспроиз-веде-ние фор-мы |
Воспроиз-веде-ние цвета |
одевания |
кормления | |||||
2 года – 2 года 6 месяцев |
Говорит многословными предложениями (более 3 слов) |
Появляются вопросы: где? Куда? |
Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале |
Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов |
Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2-3) |
Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их |
Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки |
Ест аккуратно |
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую на 20-28 см. | |
2 года 6 месяцев – 3 года |
Начинает употреблять сложные придаточные предложения |
Появляются вопросы: почему? Когда? |
В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению |
Называет 4 основных цвета |
Появляются элементы ролевой игры |
Появляются сложные сюжетные постройки |
С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их |
Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого |
Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания |
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см. |
Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни.
4.Диагностика нервно-
Наиболее значимые работы по диагностике детской психики.
Гезелл и его коллеги