Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:19, лекция
Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.
Значение психодиагностики раннего детства:
диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;
дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;
помогает определить возможности детей раннего возраста;
1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
2.Обзор исследований, посвященных диагностике детей раннего возраста.
3.Виды контроля.
4.Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
6.Ранняя диагностика отклонений в развитии.
7.Нарушения познавательной деятельности.
8.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».
Особенности мышления ребенка можно выяснить по характеру решения тех задач, которые встают перед ним. Эти задачи могут быть двух видов: ребенку нужно использовать для достижения цели уже имеющиеся связи (подтянуть салфетку, на которой стоит интересующий предмет) и ребенок должен сам установить связи между двумя предметами, чтобы, например, при помощи одного предмета достать другой. Важно также выяснить, какими способами решает ребенок встающие перед ним задачи: без орудий (используя собственные перемещения в пространстве), с орудиями (палочки, скамеечки и т.п.), или используя знаки (образы, речь), т.е. решение в идеальном плане. Сделать вывод о видах мышления у ребенка (наглядно-умственное, наглядно-образное) и способах решения мыслительных задач (орудийные, знаковые).
Уровень развития мышления ребенка можно выявить также, исследуя особенности его общения: их характер (в действии или в слове), совершается обобщение по признакам или функциям предмета. Привести примеры, показывающие особенности обобщения у ребенка.
Проанализировать связь между уровнем развития речи и уровнем развития предметной деятельности.
Индивидуальные особенности ребенка, предпосылки развития личности.
Описать, чем занимается ребенок
в свободное время в
Преимущественное настроение ребенка (жизнерадостное, грустное, подавленное), постоянное настроение или быстро меняется, степень выраженности эмоций, активен или пассивен ребенок, общителен или замкнут.
Отношение к родителям и воспитателям (подчиняется или нет их требованиям, как относится к требованиям взрослых, проявление чувств); отношение к сверстникам (интерес, чувства) Отметить, есть ли у ребенка постоянные или переменные чувства (положительные или отрицательные) к окружающим его людям и предметам. Наличие упрямства, негативизма в отношении со взрослыми, по какому поводу. Описать ситуации, в которых у ребенка проявляются начальные элементы произвольности (если такие имеются): при столкновении непосредственного желания ребенка и требования взрослого ребенок подчиняется требованиям.
Психолого-педагогические рекомендации
Сделать выводы о достоинствах и
недостатках психического развития
ребенка. Выяснить причины этого. Учитывая
тенденции возрастного
Написание психолого-педагогической характеристики ребенка должно опираться на результаты наблюдений и экспериментов.
Все факты поведения ребенка фиксируются в дневнике (или карточках). При этом следует обратить внимание на те условия, в которых данный факт проявлялся.
Примерный план характеристики (см. Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике (ранее детство).-М.: Просвещение, 1989. С.103-104.)
Характеристика……(фамилия, имя, возраст, дата рождения ребенка)
1.Краткие анамнестические
а)вес, рост, при рождении;
б)перенесенные заболевания;
в)как развивался ребенок до поступления в детское дошкольное учреждение, и в период, предшествующий наблюдению за ним студентами.
2.Особенности развития и поведения ребенка в период наблюдения:
а)внешний вид малыша;
б)физическое развитие: вес, рост (в сравнении с нормой);
в)нервно-психическое развитие – речь (пассивная и активная), движения, деятельность (предметная, отобразительная), навыки, умения;
г)особенности поведения –
3.Педагогические рекомендации
по дальнейшему воспитанию
Методы изучения личности ребенка
Наблюдение. Требования к наблюдению:
А)цель наблюдения;
Б)план наблюдения;
В)форма фиксации результатов наблюдения в дневнике:
Дата, время в режиме дня |
Наблюдаемые факты |
Выводы, суждения о виденном. |
Нельзя вмешиваться в
Примерное содержание беседы с воспитателем: в целях получения большего представления о личности ребенка, выяснить, как проходила адаптация ребенка в группе, отдельные особенности развития и поведения ребенка, условия семейного воспитания, методы и содержание работы с ребенком в ближайшей перспективе.
Беседа с родителями: с желанием ли ходит ребенок в детский сад; индивидуальные особенности ребенка, его желания, привычки, умения, трудности; что рассказывает дома; общителен ли со сверстниками; отношения с членами семьи.
Метод анализа продуктов деятельности
Биографический метод. В беседе с родителями узнать о детстве ребенка, об особенностях воспитания в семье, о проявлении индивидуальных особенностей развития ребенка, об укладе жизни семьи и семейных традициях; отношение родителей к детскому саду, к воспитателям; культура родителей; стиль отношения в семье; отношение родителей к производственной и общественной деятельности.
Изучение групповой и
1)основные разделы перспективн
2)содержание планирования
3)планирование организации и содержания деятельности детей во время бодрствования, организационные условия самостоятельной деятельности детей;
4)степень повторности и
С целью изучения межличностных отношений детей рекомендуется воспользоваться методикой одномоментных срезов (См.: Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Под ред.Т.А.Репиной –М.,1978) развития общения со взрослыми и сверстниками использовать игровой метод (См.: Развитие общения со взрослыми и сверстниками у детей первых трех лет – Методические рекомендации подготовил З.С.Харин, НИИ педагогики МП БССР.-М.,1988).
Особенности диагностики ребенка в семье. Его склонностей и интересов.
По материалам психолого-педагогических наблюдений можно охарактеризовать:
Примерные вопросы для наблюдения и анализа за самостоятельной деятельностью детей.
Каждый студент ведет
Хронометраж самостоятельной деятельности (фамилия, имя, возраст ребенка)
Время |
Вид деятельности |
Взаимоотношения между детьми |
Общение со взрослым |
Воздействие воспитателя |
9.00 |
||||
9.05 |
||||
9.10 |
Соответствует ли программное содержание возрасту детей?
Достаточно ли конкретно сформированы программные задачи?
Какие предусматривались
Как реализовывался наглядно-действенный метод обучения?
Каково соотношения активности воспитателя и детей? (Назвать виды детской активности).
Были ли в занятии игровые моменты?
Каковы варианты усложнения занятия?
ПАМЯТКА: при анализе конспекта занятия первое слово предоставляется воспитателю (практиканту)Ю который сообщает о цели занятия, о работе, связанной с подготовкой к нему, программном содержании, методике проведения, об усвоении новых знаний и дает собственную оценку занятия.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1988.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, 3. И. Михайловой, Л. М. Гуревич. — Спб., 1995.
3. Ковальчук Я. И.
4. Люблинская А.А. Детская
5. Мухина В.С. Детская
6. Печора К.Д., Пантюхина Т.А., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. -М., 1986.
7. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М., 1994.
8. Радуга: Программа и руководство
для воспитателей первой
9. Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М.. 1993.
10 Развитие мышления и
Дополнительная:
1. Богуславская 3. М. ,Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М 1991.
2. Венгер Л. А., Пилюгина Э.
Г. ,Венгер Н. Б Воспитание
3. Давайте поиграем / Под ред. А. А. Столяра. — М., 1991.
4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст / Под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., перераб. — М., 1985.
5. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. — М., 1981.
6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер и др. — М 1989.
7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. 2-е изд., испр. — М., 1988
1 Детская психодиагностика и профориентация /Под ред.Л.Д.Столяренко – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.- 384 с.
2 Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1986.