Психодиагностика раннего детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:19, лекция

Краткое описание

Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.
Значение психодиагностики раннего детства:
диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;
дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;
помогает определить возможности детей раннего возраста;

Оглавление

1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
2.Обзор исследований, посвященных диагностике детей раннего возраста.
3.Виды контроля.
4.Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
6.Ранняя диагностика отклонений в развитии.
7.Нарушения познавательной деятельности.
8.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».

Файлы: 1 файл

Лекция - Психодиагностика раннего детства.doc

— 494.00 Кб (Скачать)

Особенности мышления ребенка можно  выяснить по характеру решения тех задач, которые встают перед ним. Эти задачи могут быть двух видов: ребенку нужно использовать для достижения цели уже имеющиеся связи (подтянуть салфетку, на которой стоит интересующий предмет) и ребенок должен сам установить связи между двумя предметами, чтобы, например, при помощи одного предмета достать другой. Важно также выяснить, какими способами решает ребенок встающие перед ним задачи: без орудий (используя собственные перемещения в пространстве), с орудиями (палочки, скамеечки и т.п.), или используя знаки (образы, речь), т.е. решение в идеальном плане. Сделать вывод о видах мышления у ребенка (наглядно-умственное, наглядно-образное) и способах решения мыслительных задач (орудийные, знаковые).

Уровень развития мышления ребенка  можно выявить также, исследуя особенности его общения: их характер (в действии или в слове), совершается обобщение по признакам или функциям предмета. Привести примеры, показывающие особенности обобщения у ребенка.

Проанализировать связь между  уровнем развития речи и уровнем развития предметной деятельности.

Индивидуальные особенности  ребенка, предпосылки развития личности.

Описать, чем занимается ребенок  в свободное время в присутствии  взрослого и самостоятельно (наблюдение, беседы с родителями и воспитателем).

Преимущественное настроение ребенка (жизнерадостное, грустное, подавленное), постоянное настроение или быстро меняется, степень выраженности эмоций, активен или пассивен ребенок, общителен или замкнут.

Отношение к родителям и воспитателям (подчиняется или нет их требованиям, как относится к требованиям взрослых, проявление чувств); отношение к сверстникам (интерес, чувства) Отметить, есть ли у ребенка постоянные или переменные чувства (положительные или отрицательные) к окружающим его людям и предметам. Наличие упрямства, негативизма в отношении со взрослыми, по какому поводу. Описать ситуации, в которых у ребенка проявляются начальные элементы произвольности (если такие имеются): при столкновении непосредственного желания ребенка и требования взрослого ребенок подчиняется требованиям.

Психолого-педагогические рекомендации

Сделать выводы о достоинствах и  недостатках психического развития ребенка. Выяснить причины этого. Учитывая тенденции возрастного развития, наметить пути преодоления недостатков  и мероприятия по дальнейшему развитию психических функций ребенка.

Написание психолого-педагогической характеристики ребенка должно опираться на результаты наблюдений и экспериментов.

Все факты поведения ребенка  фиксируются в дневнике (или карточках). При этом следует обратить внимание на те условия, в которых данный факт проявлялся.

Примерный план характеристики (см. Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике (ранее детство).-М.: Просвещение, 1989. С.103-104.)

Характеристика……(фамилия, имя, возраст, дата рождения ребенка)

1.Краткие анамнестические данные:

а)вес, рост, при рождении;

б)перенесенные заболевания;

в)как развивался ребенок до поступления  в детское дошкольное учреждение, и в период, предшествующий наблюдению за ним студентами.

2.Особенности развития и поведения ребенка в период наблюдения:

а)внешний вид малыша;

б)физическое развитие: вес, рост (в  сравнении с нормой);

в)нервно-психическое развитие –  речь (пассивная и активная), движения, деятельность (предметная, отобразительная), навыки, умения;

г)особенности поведения – настроение (бодрое, жизнерадостное, неустойчивое, грустное), взаимоотношения со взрослыми (инициативные, ответные).

3.Педагогические рекомендации  по дальнейшему воспитанию ребенка.

Методы изучения личности ребенка

Наблюдение. Требования к наблюдению:

А)цель наблюдения;

Б)план наблюдения;

В)форма фиксации результатов наблюдения в дневнике:

 

Дата, время в режиме дня 

Наблюдаемые факты

Выводы, суждения о виденном.


Нельзя вмешиваться в естественный процесс деятельности ребенка в группе. Наиболее приемлемыми являются включенное наблюдение или такой вариант наблюдения как анализ значимых ситуаций (например, поведение ребенка во время утреннего приема, выполнения игровых действий, самостоятельность ребенка и др.) Метод беседы. Индивидуальная и коллективная беседа с детьми, с воспитателями и родителями. Примерное содержание беседы с ребенком: кто тебя привел в детский сад? Какие игрушки здесь тебе нравятся? Давай поиграем. Какие игрушки есть у тебя дома? С кем из детей любишь играть? Давай посмотрим книгу. Расскажи, что делает Мишка (кукла) и др.

Примерное содержание беседы с воспитателем: в целях получения большего представления  о личности ребенка, выяснить, как  проходила адаптация ребенка  в группе, отдельные особенности  развития и поведения ребенка, условия семейного воспитания, методы и содержание работы с ребенком в ближайшей перспективе.

Беседа с родителями: с желанием ли ходит ребенок в детский  сад; индивидуальные особенности ребенка, его желания, привычки, умения, трудности; что рассказывает дома; общителен ли со сверстниками; отношения с членами семьи.

Метод анализа продуктов деятельности. Направленность интересов ребенка, умения, трудности.

Биографический метод. В беседе с родителями узнать о детстве ребенка, об особенностях воспитания в семье, о проявлении индивидуальных особенностей развития ребенка, об укладе жизни семьи и семейных традициях; отношение родителей к детскому саду, к воспитателям; культура родителей; стиль отношения в семье; отношение родителей к производственной и общественной деятельности.

Изучение групповой и медицинской  документации. Ознакомление с личным делом ребенка, картой его физического и нервно-психического развития; выяснить состояние здоровья, антропометрические данные, наследственные особенности; изучить протоколы групповых совещаний, ознакомиться с перспективным и календарным планом оздоровительно-воспитательной работы в группе, сеткой и перечнем индивидуальных и групповых игр-занятий, их содержанием и установить:

1)основные разделы перспективного и календарного планов работы;

2)содержание планирования оздоровительно-воспитательной  работы в группе, физического  воспитания;

3)планирование организации и  содержания деятельности детей  во время бодрствования, организационные условия самостоятельной деятельности детей;

4)степень повторности и дифференцированности  планируемых игр-занятий для детей  разных возрастных подгрупп; учет  в планах индивидуальных особенностей  детей.

С целью изучения межличностных  отношений детей рекомендуется  воспользоваться методикой одномоментных срезов (См.: Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Под ред.Т.А.Репиной –М.,1978) развития общения со взрослыми и сверстниками использовать игровой метод (См.: Развитие общения со взрослыми и сверстниками у детей первых трех лет – Методические рекомендации подготовил З.С.Харин, НИИ педагогики МП БССР.-М.,1988).

Особенности диагностики ребенка  в семье. Его склонностей и  интересов.

  1. Какие игры, игрушки, материалы для игр-занятий, книги есть у ребенка? Имеется ли место для игр и занятий с ребенком?
  2. С кем чаще ребенок находится дома (кто больше занимается им, приносит ему игрушки и пр.)
  3. Соблюдаются ли единые требования взрослых в подходе к ребенку? Кто больше запрещает или разрешает?
  4. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрение, наказание).
  5. Кого в семье ребенок больше слушается? К кому чаще обращается с предложением поиграть?
  6. Какие навыки самообслуживания есть у ребенка (самостоятельность в одевании, умывании, принятии пищи, в уборке игрушек и т.д.)
  7. Помогает ли ребенок по дому (поливает растения, стирает кукольные принадлежности, протирает пыль в своем уголке и т.д.).
  8. Назовите любимые игрушки ребенка, игры, любимые сказки и книги, чем любит заниматься?
  9. Отношения ребенка со сверстниками во дворе (делится игрушками или нет – помогает в деятельности, длительность контактов, причины конфликтов)
  10. Какие нежелательные привычки появляются у ребенка?

По материалам психолого-педагогических наблюдений можно охарактеризовать:

  • уровень предметно-орудийной деятельности;
  • уровень сенсорного развития;
  • особенности умственного развития и обобщений;
  • характер общения ребенка со взрослыми;
  • уровень развития речи;
  • развитие личности и элементы изобразительной деятельности;
  • характер игровой деятельности.

 

Примерные вопросы для наблюдения и анализа за самостоятельной деятельностью детей.

  1. Создание в групповом помещении и на участке условий для организации самостоятельной деятельности детей; площадь групповых помещений и участка, веранды; ассортимент игрушек и их распределение в группе и на участке; наличие нестандартного оборудования на участке и его назначение;
  2. Виды деятельности детей.
  3. Приемы руководства, осуществляемые воспитателем: косвенный подсказ, напоминание, участие в качестве партнера, прямое обучение, поэтапное обучение.
  4. Эмоциональное состояние детей, уровень их активности в часы самостоятельной деятельности.
  5. Уровни овладения игрой. Приемы взрослого при формировании игровых умений.
  6. Анализ планирования и учета деятельности детей.

Каждый студент ведет хронометраж  за 1-2 детьми. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые 5 мин. По следующей форме.

Хронометраж самостоятельной деятельности (фамилия, имя, возраст ребенка)

Время

Вид деятельности

Взаимоотношения между детьми

Общение со взрослым

Воздействие воспитателя

9.00

       

9.05

       

9.10

       

Вопросы к анализу конспекта  занятия

Соответствует ли программное содержание возрасту детей?

Достаточно ли конкретно сформированы программные задачи?

Какие предусматривались воспитательные задачи?

Как реализовывался наглядно-действенный метод обучения?

Каково соотношения активности воспитателя и детей? (Назвать  виды детской активности).

Были ли в занятии игровые  моменты?

Каковы варианты усложнения занятия?

ПАМЯТКА: при анализе конспекта  занятия первое слово предоставляется  воспитателю (практиканту)Ю который сообщает о цели занятия, о работе, связанной с подготовкой к нему, программном содержании, методике проведения, об усвоении новых знаний и дает собственную оценку занятия.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Детская психология / Под ред.  Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1988.

2.  Детство: Программа развития  и воспитания детей в детском  саду / под ред. Т. И. Бабаевой, 3. И. Михайловой, Л. М. Гуревич.  — Спб., 1995.

3. Ковальчук Я. И. Индивидуальный  подход в воспитании ребенка.  — М., 1985.

4. Люблинская А.А. Детская психология. — М., 1971.

5. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. —  М., 1985.

6. Печора К.Д., Пантюхина Т.А., Голубева  Л.Г. Дети раннего возраста  в дошкольных учреждениях. -М., 1986.

7. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М., 1994.

8. Радуга: Программа и руководство  для воспитателей первой младшей  группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М., 1993.

9. Радуга: Программа и руководство  для воспитателей второй младшей группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М.. 1993.

10 Развитие мышления и умственное  воспитание дошкольника / Под  ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. — М., 1985

 

Дополнительная:

1. Богуславская 3. М. ,Смирнова Е.  О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М 1991.

2. Венгер Л. А., Пилюгина Э.  Г. ,Венгер Н. Б Воспитание сенсорной  культуры ребенка / Под ред. Л. А. Венгера. — М., 1988.

3. Давайте поиграем / Под ред.  А. А. Столяра. — М., 1991.

4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст / Под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., перераб. — М., 1985.

5. Игры в логопедической работе  с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. — М., 1981.

6. Игры и упражнения по развитию  умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер и др. — М 1989.

7. Швайко Г. С. Игры и игровые  упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. 2-е изд., испр. — М., 1988

1 Детская психодиагностика и профориентация /Под ред.Л.Д.Столяренко – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.- 384 с.

2 Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1986.

Информация о работе Психодиагностика раннего детства