Психодиагностика раннего детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:19, лекция

Краткое описание

Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.
Значение психодиагностики раннего детства:
диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;
дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;
помогает определить возможности детей раннего возраста;

Оглавление

1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
2.Обзор исследований, посвященных диагностике детей раннего возраста.
3.Виды контроля.
4.Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
6.Ранняя диагностика отклонений в развитии.
7.Нарушения познавательной деятельности.
8.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».

Файлы: 1 файл

Лекция - Психодиагностика раннего детства.doc

— 494.00 Кб (Скачать)

Познавательные— ————————————————————

Поведенческие —————————————————————-

Баллы                 5               10                15                 20

Ребенок не выполняет тесты на:

Тонкую моторику;

Спонтанную активность;

Внешние социальные контакты;

Эмоциональный резонанс;

Предикаторы навыков опрятности;

Заключение:

КПР-75 Нарушенное нервно-психическое развитие.

Нарушение развития функций:

МОТОРНЫХ; ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ, ПОВЕДЕНЧЕСКИХ;

Факторы риска:

Церебрально0органические; субклинические;

СЛЕДУЕТ СРОЧНО ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ НЕВРОПАТОЛОГУ И ПСИХИАТРУ !

Анкета

БЕРЕМЕННОСТЬ: нормальная

ПРЕДЫДУЩАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ: Нет

РОДЫ: Нарушенные

ВЕС НОВОРОЖЕННОГО: Нормальный

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДО ОБСЛЕДОВАНИЯ: Нормальное

СЕМЕЙНЫЙ АНАМНЕЗ (перенесенные заболевания):

МАТЬ: Здорова

ОТЕЦ: Здоров

БРАТЬЯ, СЕСТРЫ РЕБЕНКА: Здоровы

ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ: Нормальная

ВОСПИТАНИЕ С МАТЕРЬЮ? Да

ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ:

У МАТЕРИ: Нет

У ОТЦА: Нет

ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ:

При исследовании моторного развития в качестве индикаторов выбраны два вида двигательных функций: формирование положения или позы и собственно движений. Анализ формирования двигательной активности в таком аспекте позволяет первоначально разделить полезные функции, способствующие поддержанию тела в определенном положении и формирующие антигравитационные двигательные механизмы, двигательные –аспекты и первые целенаправленные движения. Эволюция этих движений указывает на сроки созревания различных структур головного мозга, участвующих в сложной иерархии организации двигательных актов. Кроме того, в тестах первого года жизни учитывается степень выраженности и сроки редукции безусловных рефлексов. Важное значение в эволютивной динамике движений отведено тонкой моторике и мимике, которые отражают степень зрелости и включения в двигательный анализатор высших моторных центров и их интегративных функций.

В эмоционально-волевой сфере исследуются  формирование и постепенное усложнение и дифференцирование эмоциональных реакций (улыбка, смех, удивление, обида, гнев и т.д.), появление и характер эмоционального резонанса (способность воспринимать эмоциональное состояние матери, близких людей и адекватно на него реагировать). Волевые реакции оценивают по степени спонтанной и ответной (после стимуляции) психической активности при выполнении заданий.

Из большого числа параметров познавательной сферы были отобраны для наблюдения: внимание, речь (импрессивная и экспрессивная), мышление, игра. Легко понять, что если эволюцию внимания от элементарного непроизвольного до произвольных форм можно исследовать с первых месяцев жизни с помощью эксперимента, то формирование мышления оценивалось путем опроса родителей, а также в процессе наблюдения за выполнением игровых заданий и речью.

Формирование поведенческих функций исследуется в двух направлениях; биологическом, с учетом пищевого поведения и предикторов навыков опрятности и социальном с акцентом на характер установления контактов в системе «мать-дитя» и внешних.

Выполнение каждого задания  оценивается в 5 баллов, невыполнение – 0 баллов. Задание считается выполненным, если ребенок справился хотя бы с одним вопросом внутри теста данной функции. При отсутствии критериев оценки состояния отдельных функций, например, мышление, речь в возрасте первого месяца и др., в общей сумме засчитывается 5 баллов. По окончании обследования.

Психодиагностика в работе практического  психолога расчет коэффициента психического развития может производиться как  в ручной, так и в компьютерной обработке. Ребенок, выполнивший все предъявленные задания для своего возраста, получает первичную оценку 100 баллов. При «мозаичном» выполнении заданий (одни задания ребенок не выполняет, другие, напротив, - с опережением) можно произвести расчет коэффициента психического развития с учетом индивидуальных возможностей по каждой функции, предъявляя задания младше либо старше возраста.

В результате исследования по этой программе  обследуемые дети были распределены по трем группам нервно-психического здоровья. Первая группа здоровых (нормальное нервно-психическое развитие) – показатель коэффициента психического развития (КПР) в пределах от 90 до 110 баллов. Вторая группа риска по возникновению нервно-психической патологии – показатель КПР в пределах 80-89 баллов. Сюда же отнесены все случаи с опережающим развитием, когда КПР составляет свыше 111 баллов.

Третью группу составили дети с  нарушенным нервно-психическим развитием, КПР у этих детей – ниже 60 баллов. Последние две группы направляются на консультацию к специалистам; невропатологу или психиатру для организации лечебно-коррекционных мероприятий. Для унификации и стандартизации обследования прилагается подробно описанная методика выполнения всех заданий для каждого возраста. В этом дополнении также указываются оптимальные условия проведения исследования, положение ребенка во время эксперимента, оценка его ориентировочных реакций, мимики, поведение экспериментатора и матери и т.д.

Программа «ГНОМ» позволяет достаточно быстро и объективно проводить скрининг нервно-психического развития и  его динамику у детей раннего возраста в условиях детских поликлиник, детских дошкольных учреждений врачами, средним медицинским персоналом и даже родителями. С помощью стандартизированных тестов можно вычислить фактически возраст ребенка, соответствующий уровню его индивидуального развития и определить отстающие в развитии отдельные психические функции. При использовании ЭВМ в работе с методикой возможно создание базы данных по каждому ребенку с графиком его психического развития. Это позволяет как можно раньше обнаружить возникающие нарушения в психическом состоянии ребенка, а следовательно, и начать лечебно-коррекционные мероприятия, а затем проследить их результативность в динамике.

При использовании методики «ГНОМ» специалистом по детской психиатрии и психоневрологии возможно ранее выявление не только показателей общего психического развития, но и обнаружить довольно специфические нарушения: в эмоциональных реакциях (обедненная эмоциональность, отсутствие эмоциональной откликаемости и адекватности и др.); в поведении (негативизм, нарушения опрятности, пищевого поведения); в игровых фикциях (стереотипная, вычурная игра и др.), страхи и т.п. Все это позволяет диагностировать как определенные психические заболевания, на первых этапах психического развития, так и состояния их риска и начать своевременно лечебно-профилактическую работу.

 

Дата

Фамилия

Пол

Возраст

Дата рождения

1997/05/20

НАТАША С.

Ж

12

1996/05/12


КПР – 100 Нормальное нервно-психическое развитие.

Анкета

БЕРЕМЕННОСТЬ: нормальная

ПРЕДЫДУЩАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ: Нет

РОДЫ: Нормальные

ВЕС НОВОРОЖЕННОГО: Нормальный

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДО ОБСЛЕДОВАНИЯ: Нормальное

СЕМЕЙНЫЙ АНАМНЕЗ (перенесенные заболевания):

МАТЬ: Здорова

ОТЕЦ: Здоров

БРАТЬЯ, СЕСТРЫ РЕБЕНКА: Здоровы

ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ: Нормальная

ВОСПИТАНИЕ С МАТЕРЬЮ? Да

ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ:

У МАТЕРИ: Нет

У ОТЦА: Нет

ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ:

 

Основные показатели нервно-психического развития детей  третьего года жизни.

От 2-х лет до 2-х лет 6 мес.

  1. Расширяется понимание смыслового содержания речи. Ребенок понимает будущее, прошедшее (если это было в его опыте).
  2. Появляются вопросы: где, почему, куда.
  3. Легко повторяет услышанные фразы.
  4. Предложения становятся многословными, хотя грамматически еще не совсем правильными.
  5. Речь становится основным средством общения со взрослыми и детьми.
  6. Понимает рассказ без сопровождения иллюстрациями.
  7. Словами начинает заранее намечать свои действия, намерения.
  8. Легко воспроизводит в игре ряд последовательных, связанных между собой, часто наблюдаемых действий (сюжетная игра).
  9. В своих действиях правильно ориентируется на форму, величины и цвет предметов.
  10. Начало конструктивной деятельности.
  11. В игре объединяются 2-3 ребенка.
  12. Проходит вверх по наклонной доске шириной 20 см., длиной 1,5-2 м., приподнятой одним концом от пола на 25-30 см. и сходит с нее.
  13. Входит на табурет 4-х40 см (или скамейку) высотой 20 см от пола и сходит с нее.
  14. Перешагивает через палку или веревочку, горизонтально приподнятую над полом на 20-30 см.
  15. Влезает на гимнастическую стенку высотой 1,5 м. И слезает с нее приставным шагом.
  16. Бросает одной рукой попеременно малые мячи диаметром 40 см в горизонтальную щель на расстоянии 80-100 см. (на уровне груди).
  17. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
  18. Ест аккуратно.

От 2-х лет 6 мес до 3 лет

  1. Легко запоминают стихи и песенки.
  2. В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия.
  3. Словарь состоит из 1200-1500 слов.
  4. Говорит придаточными предложениями, хотя грамматически не всегда правильно.
  5. Появляются вопросы: зачем, когда.
  6. Произносит правильно все звуки, кроме Р, Л. и шипящих.
  7. Речь эмоционально выразительная.
  8. В сюжетной игре легко отображает однократно наблюдаемые явления, устанавливает взаимосвязь и последовательность действий.
  9. В игре предметами придает воображаемое значение в соответствии с замыслом и содержанием игры.
  10. Появляются элементы ролевой игры.
  11. Начало изобразительной деятельности.
  12. Знает и называет четыре основных цвета.
  13. Имеет понятие о количестве предметов (один, два, много, меньше, больше).
  14. Проходит вверх по наклонной доске (шириной 15 см и длиной 2 м. Приподнятой одним концом от пола на 30 –35 см и сходит по ней до конца доски.
  15. Входит на табурет площадью40х40, высотой 25 см и сходит с него.
  16. Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см.
  17. Проходит горизонтально по доске шириной 15 см., приподнятой от пола на 30-35 см.
  18. Влезает на стремянку высотой 165 м., и слезает с нее приставным или чередующимся шагом.
  19. Бросает одной рукой попеременно малые мячи в вертикально расположенную цель (обруч диаметром 50-60 см.), находящуюся на высоте от пола (на уровне глаз ребенка). Расстояние 100-125 см.
  20. Бросает и ловит большой мяч на расстоянии 70-100 см.
  21. Может согласовывать свои движения с движениями других детей. Например, ходит парами, в общем кругу, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши.
  22. Может менять темп, направление, характер движений в зависимости от словесного или музыкального сигнала (переходит от быстрого бега к ходьбе под музыку), резко повернуть назад при приближении того, кто хочет поймать его, по слову перейти от одного движения к другому.
  23. Может, хотя и с некоторым напряжением, сдержать свои движения, дождаться сигнала действовать.
  24. Одеваться самостоятельно, может застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  25. Моет руки перед едой без напоминания.
  26. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  27. Благодарит после еды без напоминания.

Хотя данные показатели не охватывают всего развития и поведения детей  данного возраста, однако в них включены те, которые характеризуют основные показатели развития ребенка и имеют наибольшее значение для работы по его воспитанию. Данные нервно-психического развития детей заносятся в специальную схему. В данную схему вносятся показатели развития детей.

Психологическое изучение ребенка  раннего возраста

1.Имя, фамилия, дата рождения, учреждение, в котором проводилось  наблюдение, период изучение ребенка, состояние здоровья, условия жизни в семье.

2.Изучение деятельности ребенка.

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметно-манипуляционная деятельность. Ее анализ осуществляется по следующим направлениям: какие виды действий преобладают у ребенка ( манипулятивные, предметно-неспецифические, предметно0специфические или предметно-опосредованные), степень их сформированности, особенности предметно-игровых действий и уровень их развития; роль взрослого в выполнении предметных действий у данного ребенка (степень участия), степень осознания ребенком своего действия. Изучение предметной деятельности осуществляется как посредством наблюдения, так и посредством специально организованного усвоения ребенком конкретных действий под руководством взрослого.

У детей раннего возраста следует  также изучить предпосылки для  возникновения продуктивных видов деятельности (овладевает ли ребенок некоторыми специфическими для определенного вида деятельности действиями, с какими свойствами карандаша, бумаги, красок, пластилина он уже знаком и т.п.).

Для выяснения уровня развития ребенка  важно также установить особенности общения со взрослыми. Для этого необходимо: 1)предложить ребенку различные виды общения: непосредственно-эмоциональное (ласка, разговор, поглаживание), ситуативно-деловое (совместная игра), внеситуативно-познавательное; 2) зафиксировать выводы, по которым обращается ребенок к взрослому. На основе полученных данных сделать вывод о том, какой вид общения является у ребенка преобладающим.

  1. Особенности познавательного развития

Познавательное развитие ребенка  характеризуется уровнем развития его восприятия и мышления.

Уровень развития восприятия ребенка  проявляется в следующих особенностях: какие свойства выделяет ребенок (форма, размер, цвет, в рамках каких действий (манипулятивных, соотносительных, орудийных); особенности ориентировки в свойствах  предмета: практическая или перцептивная. Изучение восприятия ребенка осуществляется как в условиях эксперимента, так и в условиях наблюдения. Некоторые экспериментальные ситуации: протаскивание предметов через отверстия определенной формы, анализ пути решения задач Монтессори, собирание матрешек и другие соотносительные действия, а также выбор по образцу, простейшее конструирование по образцу и т.п. Сделать вывод о константности, целостности восприятия ребенка.

Информация о работе Психодиагностика раннего детства