Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:19, лекция
Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.
Значение психодиагностики раннего детства:
диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;
дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;
помогает определить возможности детей раннего возраста;
1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
2.Обзор исследований, посвященных диагностике детей раннего возраста.
3.Виды контроля.
4.Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
6.Ранняя диагностика отклонений в развитии.
7.Нарушения познавательной деятельности.
8.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».
Познавательные— ————————————————————
Поведенческие —————————————————————-
Баллы 5 10 15 20
Ребенок не выполняет тесты на:
Тонкую моторику;
Спонтанную активность;
Внешние социальные контакты;
Эмоциональный резонанс;
Предикаторы навыков опрятности;
Заключение:
КПР-75 Нарушенное нервно-психическое развитие.
Нарушение развития функций:
МОТОРНЫХ; ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ, ПОВЕДЕНЧЕСКИХ;
Факторы риска:
Церебрально0органические; субклинические;
СЛЕДУЕТ СРОЧНО ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ НЕВРОПАТОЛОГУ И ПСИХИАТРУ !
Анкета
БЕРЕМЕННОСТЬ: нормальная
ПРЕДЫДУЩАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ: Нет
РОДЫ: Нарушенные
ВЕС НОВОРОЖЕННОГО: Нормальный
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДО ОБСЛЕДОВАНИЯ: Нормальное
СЕМЕЙНЫЙ АНАМНЕЗ (перенесенные заболевания):
МАТЬ: Здорова
ОТЕЦ: Здоров
БРАТЬЯ, СЕСТРЫ РЕБЕНКА: Здоровы
ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ: Нормальная
ВОСПИТАНИЕ С МАТЕРЬЮ? Да
ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ:
У МАТЕРИ: Нет
У ОТЦА: Нет
ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ:
При исследовании моторного развития в качестве индикаторов выбраны два вида двигательных функций: формирование положения или позы и собственно движений. Анализ формирования двигательной активности в таком аспекте позволяет первоначально разделить полезные функции, способствующие поддержанию тела в определенном положении и формирующие антигравитационные двигательные механизмы, двигательные –аспекты и первые целенаправленные движения. Эволюция этих движений указывает на сроки созревания различных структур головного мозга, участвующих в сложной иерархии организации двигательных актов. Кроме того, в тестах первого года жизни учитывается степень выраженности и сроки редукции безусловных рефлексов. Важное значение в эволютивной динамике движений отведено тонкой моторике и мимике, которые отражают степень зрелости и включения в двигательный анализатор высших моторных центров и их интегративных функций.
В эмоционально-волевой сфере
Из большого числа параметров познавательной сферы были отобраны для наблюдения: внимание, речь (импрессивная и экспрессивная), мышление, игра. Легко понять, что если эволюцию внимания от элементарного непроизвольного до произвольных форм можно исследовать с первых месяцев жизни с помощью эксперимента, то формирование мышления оценивалось путем опроса родителей, а также в процессе наблюдения за выполнением игровых заданий и речью.
Формирование поведенческих функций исследуется в двух направлениях; биологическом, с учетом пищевого поведения и предикторов навыков опрятности и социальном с акцентом на характер установления контактов в системе «мать-дитя» и внешних.
Выполнение каждого задания оценивается в 5 баллов, невыполнение – 0 баллов. Задание считается выполненным, если ребенок справился хотя бы с одним вопросом внутри теста данной функции. При отсутствии критериев оценки состояния отдельных функций, например, мышление, речь в возрасте первого месяца и др., в общей сумме засчитывается 5 баллов. По окончании обследования.
Психодиагностика в работе практического психолога расчет коэффициента психического развития может производиться как в ручной, так и в компьютерной обработке. Ребенок, выполнивший все предъявленные задания для своего возраста, получает первичную оценку 100 баллов. При «мозаичном» выполнении заданий (одни задания ребенок не выполняет, другие, напротив, - с опережением) можно произвести расчет коэффициента психического развития с учетом индивидуальных возможностей по каждой функции, предъявляя задания младше либо старше возраста.
В результате исследования по этой программе обследуемые дети были распределены по трем группам нервно-психического здоровья. Первая группа здоровых (нормальное нервно-психическое развитие) – показатель коэффициента психического развития (КПР) в пределах от 90 до 110 баллов. Вторая группа риска по возникновению нервно-психической патологии – показатель КПР в пределах 80-89 баллов. Сюда же отнесены все случаи с опережающим развитием, когда КПР составляет свыше 111 баллов.
Третью группу составили дети с нарушенным нервно-психическим развитием, КПР у этих детей – ниже 60 баллов. Последние две группы направляются на консультацию к специалистам; невропатологу или психиатру для организации лечебно-коррекционных мероприятий. Для унификации и стандартизации обследования прилагается подробно описанная методика выполнения всех заданий для каждого возраста. В этом дополнении также указываются оптимальные условия проведения исследования, положение ребенка во время эксперимента, оценка его ориентировочных реакций, мимики, поведение экспериментатора и матери и т.д.
Программа «ГНОМ» позволяет достаточно быстро и объективно проводить скрининг нервно-психического развития и его динамику у детей раннего возраста в условиях детских поликлиник, детских дошкольных учреждений врачами, средним медицинским персоналом и даже родителями. С помощью стандартизированных тестов можно вычислить фактически возраст ребенка, соответствующий уровню его индивидуального развития и определить отстающие в развитии отдельные психические функции. При использовании ЭВМ в работе с методикой возможно создание базы данных по каждому ребенку с графиком его психического развития. Это позволяет как можно раньше обнаружить возникающие нарушения в психическом состоянии ребенка, а следовательно, и начать лечебно-коррекционные мероприятия, а затем проследить их результативность в динамике.
При использовании методики «ГНОМ» специалистом по детской психиатрии и психоневрологии возможно ранее выявление не только показателей общего психического развития, но и обнаружить довольно специфические нарушения: в эмоциональных реакциях (обедненная эмоциональность, отсутствие эмоциональной откликаемости и адекватности и др.); в поведении (негативизм, нарушения опрятности, пищевого поведения); в игровых фикциях (стереотипная, вычурная игра и др.), страхи и т.п. Все это позволяет диагностировать как определенные психические заболевания, на первых этапах психического развития, так и состояния их риска и начать своевременно лечебно-профилактическую работу.
Дата |
Фамилия |
Пол |
Возраст |
Дата рождения |
1997/05/20 |
НАТАША С. |
Ж |
12 |
1996/05/12 |
КПР – 100 Нормальное нервно-психическое развитие.
Анкета
БЕРЕМЕННОСТЬ: нормальная
ПРЕДЫДУЩАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ: Нет
РОДЫ: Нормальные
ВЕС НОВОРОЖЕННОГО: Нормальный
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДО ОБСЛЕДОВАНИЯ: Нормальное
СЕМЕЙНЫЙ АНАМНЕЗ (перенесенные заболевания):
МАТЬ: Здорова
ОТЕЦ: Здоров
БРАТЬЯ, СЕСТРЫ РЕБЕНКА: Здоровы
ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ: Нормальная
ВОСПИТАНИЕ С МАТЕРЬЮ? Да
ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ:
У МАТЕРИ: Нет
У ОТЦА: Нет
ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ:
Основные показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни.
От 2-х лет до 2-х лет 6 мес.
От 2-х лет 6 мес до 3 лет
Хотя данные показатели не охватывают всего развития и поведения детей данного возраста, однако в них включены те, которые характеризуют основные показатели развития ребенка и имеют наибольшее значение для работы по его воспитанию. Данные нервно-психического развития детей заносятся в специальную схему. В данную схему вносятся показатели развития детей.
Психологическое изучение ребенка раннего возраста
1.Имя, фамилия, дата рождения, учреждение, в котором проводилось наблюдение, период изучение ребенка, состояние здоровья, условия жизни в семье.
2.Изучение деятельности
Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметно-манипуляционная деятельность. Ее анализ осуществляется по следующим направлениям: какие виды действий преобладают у ребенка ( манипулятивные, предметно-неспецифические, предметно0специфические или предметно-опосредованные), степень их сформированности, особенности предметно-игровых действий и уровень их развития; роль взрослого в выполнении предметных действий у данного ребенка (степень участия), степень осознания ребенком своего действия. Изучение предметной деятельности осуществляется как посредством наблюдения, так и посредством специально организованного усвоения ребенком конкретных действий под руководством взрослого.
У детей раннего возраста следует также изучить предпосылки для возникновения продуктивных видов деятельности (овладевает ли ребенок некоторыми специфическими для определенного вида деятельности действиями, с какими свойствами карандаша, бумаги, красок, пластилина он уже знаком и т.п.).
Для выяснения уровня развития ребенка важно также установить особенности общения со взрослыми. Для этого необходимо: 1)предложить ребенку различные виды общения: непосредственно-эмоциональное (ласка, разговор, поглаживание), ситуативно-деловое (совместная игра), внеситуативно-познавательное; 2) зафиксировать выводы, по которым обращается ребенок к взрослому. На основе полученных данных сделать вывод о том, какой вид общения является у ребенка преобладающим.
Познавательное развитие ребенка
характеризуется уровнем
Уровень развития восприятия ребенка
проявляется в следующих