Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:19, лекция
Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.
Значение психодиагностики раннего детства:
диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;
дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;
помогает определить возможности детей раннего возраста;
1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
2.Обзор исследований, посвященных диагностике детей раннего возраста.
3.Виды контроля.
4.Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
6.Ранняя диагностика отклонений в развитии.
7.Нарушения познавательной деятельности.
8.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».
Психодиагностика раннего
1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
2.Обзор исследований, посвященных
диагностике детей раннего
3.Виды контроля.
4.Диагностика нервно-
5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
6.Ранняя диагностика
7.Нарушения познавательной
8.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».
I. Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
Психодиагностика раннего
Значение психодиагностики раннего детства:
II.Обзор исследований,
занимающихся диагностикой
В психологии известны следущие исследователи, занимающиеся разработкой проблем ранней диагностики: Бине-Симон (1912), А.Гезелл (1925), Ш.Бюлер (1932), О.Брюне, И.Лезик (1951), Н.Бейли (1969), Леак-Карти (1982), А.Анастази (1982), в отечественной психологии К.Корнилов (1920), А.П.Нечаев (1925), А.А.Люблинская и А.И.Макарова (1926), Н.М.Щелованов (1940), Н.М.Аксарина (1969), Р.В.Тонкова-Ямпольская, Г.В.Пантюхина, К.Л.Пегора (1984).
Тесты Бине-Симона позволяли диагностировать сенсомоторику, эмоциональное и речевое общение. Это были задания на оперирование кубиками, называния частей тела, дней недели, запоминания чисел и т.д. Следует отметить, что тесты предназначались с 3-х летнего возраста.
Шкала умственного развития Бине-Симона (вариант 1911 г.)1
Возраст |
Содержание задачи |
Возраст |
Содержание задачи |
3 года |
1.Показать свои глаза, нос, рот |
3.Обнаружение пропусков в | |
2.Повторить предложение длиной до шести слогов |
4.Назвать день, число, месяц, год | ||
3.Запомнить два числа |
5.Повторить ряд из пяти однозн | ||
4.Назвать нарисованные |
9 лет |
1.Назвать все месяцы | |
5.Назвать свою фамилию |
2.Назвать стоимость всех монет | ||
4 года |
1.Назвать свой пол |
3.Составить из предложенных трех слов две фразы | |
2.Назвать указанные предметы |
4.Ответить на три легких | ||
3.Повторить ряд из трех однозн |
5.Ответить на пять более | ||
4.Сравнить длину показанных линий (3 задачи) |
10 лет |
1.Ранжирование предметов | |
5 лет |
1.Сравнить (попарно) тяжести (3-12 г, 15-6 г, 3-12 г) |
2.Воспроизведение фигур | |
2.Срисовать квадрат |
3.Поиск несоответствий в | ||
3.Повторить слово из трех слогов |
4.Ответы на трудные отвлеченные вопросы | ||
4.Решить головоломку |
5.Составление предложения из
трех слов с одним из | ||
5.Сосчитать четыре предмета |
11 лет |
1.Противостояние внушению при сравнении линий разной длины | |
6 лет |
1.Определить время дня |
2.Составление предложений из трех слов | |
2.Назвать назначение нескольки |
3.В течении трех минут | ||
3.Срисовать ромб |
4.Определение отвлеченных | ||
4.Сосчитать тринадцать |
5.Восстановить порядок слов (3 задания) | ||
5.Сравнить с эстетической |
12 лет |
1.Повторение однозначных чисел | |
7 лет |
1.Различить правую и левую сторону |
2.Поиск трех рифм к слову «стакан» | |
2.Описать картинку |
3.Повторение предложений | ||
3.Выполнить несколько поручений |
4.Объяснение смысла картины | ||
4.Назвать общую стоимость |
5.Завершение рассказа | ||
5.Назвать показанные четыре основных цвета |
|||
8 лет |
1.Сравнение двух объектов по памяти. Установление сходства между ними |
||
2.Обратный счет от 20 до 1 |
Проведение исследований и оценка полученных результатов. Дети младшего возраста обследуются по всей шкале, при этом осуществляется последовательный переход от низких к более высоким возрастным уровням. Обследование старших детей начинается с набора заданий, которые соответствуют уровню меньшему на одну ступень, нежели паспортный (хронологический) возраст. Если на этой ступени обследуемый получает менее пяти баллов, предлагаются тесты еще более низкой ступени. Испытание продолжается вплоть до того возрастного уровня, на котором для ребенка все пять тестов оказываются недоступными.
В том же году Ф.Кюльман разработал тесты для детей, начиная с 3-х месячного возраста.
Тесты испытания «умственной
Воз- Раст |
Содержание задания |
Критерий выполнения |
3 мес. |
1.Поднесение руки или |
Движение направленно, а не случайно |
2.Реакция на звук. Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не менее 1 мин. |
Реакция в форме вздрагивания или другого движения | |
3.Координация глазных яблок. Держать ребенка спиной к свету, перемещать перед глазами крупный блестящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица – 75 см |
Правильная координация перемещения глаз к краям глазных щелей | |
4.Слежение за предметом в боковом поле зрения. Держать спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ребенка |
Поворот головки или глаз | |
5.Морганье. Резкие движения перед глазами |
Начинает моргать | |
6 мес. |
1.Удержание головки и сидение. |
Удерживает головку |
2.Поворот головы на звук. Держать
за правым ухом по |
Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука | |
3.Отведение большого пальца. Вкладывание карандаша или кубика размером 2-3 см в ладонь ребенка |
Предмет должен быть сжат всеми пятью или большим и указательным пальцами | |
4.Удержание предмета в руке. Вкладывание в руки кубика, мячика и т.д. |
Удержание более длительное, чем при рефлекторном схватывании | |
5.Движенье рук в направлении к предмету. Протянутый яркий предмет в пределах достижения ребенка |
Уверенное протягивание руки к предмету | |
12 мес. |
1.Стояние и сидение. Ребенка усаживают и оставляют без поддержки и опоры, затем ставят на пол |
Стоит 5 с., сидит 2-3 мин. |
2.Речь.Повторение слогов |
Самостоятельное произнесение или повторение 2-3 слогов | |
3.Подражательные движения. Помахать на расстоянии 60 см от лица ребенка погремушкой, затем – вложить ее в руку. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка |
Безошибочное повторение движений | |
4.Рисование. Карандашом |
Стремление воспроизвести штрихи. Отсутствие бесцельных движений | |
5.Предпочтение. Из ряда знакомых предметов выяснить, какой предпочитает. Затем опыт повторить |
Повторное предпочтение отдельных предметов | |
18 мес. |
1.Умение пить |
Питье частыми глотками, а не всасывание |
2.Самостоятельная еда |
Попытки самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой | |
3.речь |
Произнесение простых слов («папа», «мама»,»да», «нет»). Понимание вопросов без сопровождения жестикуляцией | |
4.Сплевывание. Положить в рот кусочек хлеба, смоченный в уксусе |
Активное сплевывание | |
5.Распознание. Узнавание |
Интерес к отдельным картинкам, свидетельствующий о знании предметов | |
24 мес. |
1.Показ названных предметов. Демонстрация восьми картинок с изображением различных предметов |
Должны быть названы и показаны пять из восьми предметов |
2.Подражательные движения. Поднять перед ребенком руки вверх. Предложить ему сделать то же. Похлопать в ладоши. Предложить повторить. Заложить руки за голову. Предложить сделать то же. |
Правильное воспроизведение двух-трех движений | |
3.Выполнение простых |
Воспроизведение действий | |
4.Копирование круга. На |
Самостоятельное вычерчивание круга | |
5.Разворачивание конфеты |
Разворачивание перед тем, как положить в рот. |
Следует обратить внимание, что показатели психического развития, на которые опирается шкала Кюльмана, в значительной мере отстают от норм психического развития детей соответствующих возрастных групп в настоящее время.
Тест Гудинаф «Нарисуй человека» предназначен для измерения интеллектуального уровня детей. Оценка уровня интеллектуального развития ребенка осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изобразил ребенок в рисунке мужчины, как учтены пропорции, перспектива и т.д. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом. Надежность теста достаточно высока, он может использоваться в индивидуальном и групповом обследовании.
В младшем школьном возрасте (3-6 классы) для диагностики умственного развития может применяться «Групповой интеллектуальный тест»(ГИП) словацкого психолога Дж.Ванды. ГИП содержит 7 субтестов:
1)Исполнение инструкций (например, подчеркнуть самое длинное слово, самое большое из чисел и т.п. – диагностируется скорость понимания инструкции и точность выполнения;
2)арифметические задачи;
3)дополнение 20 предложений с пропущенными
словами (ребенку необходимо
4)сходство и различие понятий;
5)»аналогии» 40 заданий по выявлению
логических отношений («вид-
6)»числовые ряды» (необходимо понять закономерность построения числовых рядов; закономерности меняются, поэтому диагностируется гибкость мышления и индуктивная логичность);
7)»символы»
В отечественной психологии представляет интерес методика определения уровня развития мыслительных и сенсорных процессов, разработанная Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной.
Возраст |
Используемые материалы |
Описание практических методик |
Обработка данных | |
Мыслительные процессы |
Сенсорные процессы | |||
1 год-1 год 6 месяцев |
Вспомагательные предметы |
1.»Найди колечко». В ряд лежат параллельно друг другу тесемки (толстые нити, веревочки) одинаковой длины, к одной из которых привязано кольцо. Предлагают ребенку достать кольцо. 2.»Прокати матрешку». На |
Наблюдают, способен ли ребенок обнаружить и исследовать готовые межпредметные связи |
Оценивают: насколько развито ли восприятие соперемещения предметов, как ребенок эмоционально реагирует на приближение предмета-цели |
1 год 6 месяцев- 2 года |
Простейшие орудия |
1.»Достань колечко». На противоположной от ребенка стороне стола лежит колечко, рядом палочка. Ребенку предлагают достать колечко, не трогая его руками. 2. «Что в трубке лежит?» В прозрачной трубке лежат шарики или другие мелкие игрушки. Рядом находится палочка. Предлагают ребенку достать шарики |
Выясняют, удается ли ребенку установить взаимосвязь между предметом и орудием |
Определяют: доступность восприятия предметов в динамике их соперемещения; учитывает ли ребенок форму, пространственное положение предметов |
1 год 6 месяцев – 2 года 6 месяцев |
Специа-лизиро-ванные орудия |
1.»Поехала кукла в гости». На столе стоит тележка с куклой. На тележке имеется вертикально закрепленный стержень. Рядом лежит палочка с кольцом на конце. Предлагают ребенку прокатить куклу, не трогая тележку руками. 2.»Ловись рыбка». В тазу с водой плавают пластмассовые рыбки, рядом лежит сачок. Предлагают ребенку поймать рыбок. 3.»Достань шарики». В высокой прозрачной банке плавают шарики, рядом лежит черпачок. Предлагают ребенку достать шарики. |
Анализируют, способен ли ребенок достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета. |
Отмечают, способен ли ребенок использовать орудие, которое перемещается в разных направлениях, учитывая форму предметов. |
2-3 года |
То же |
Перед ребенком стоит одноцветный прямоугольный кубик с отверстиями. В отверстия кубика нужно вставить втулки с плоскими шляпками (рукой втулки до само шляпки плотно вставить в отверстие трудно и нужно забить молотком). Предлагают детям вставить втулки |
Выявляют, как ребенок устанавливает связь между несколькими предметами для объединения их в целое посредством орудия |
Оценивают, как ребенок воспринимает предметы в динамике соперемещений, воздействий и изменений, а также отмечают особенности выделения частей и целого. |
III. Виды контроля.
Исследователи используют следующие виды контроля нервно-психического развития:
1)текущий контроль или
2)контроль за динамикой
В период новорожденности диагностируют зрительные и слуховые ориентировочные реакции; с 1-го до 3-х месяцев контролируют не только зрительные и слуховые реакции, но и первые эмоционально-положительные реакции, а также первые голосовые реакции и движения. От 4-х до 6 месяцев проверяют начало лепета, общие движения ребенка, развитие сенсорных механизмов. С 7 до 12 месяцев – объектом контроля является дальнейшее развитие общих движений, развитие действий с предметами, понимание речи взрослого и наличие ответной речи.
На 2-ом году жизни контролируют дальнейшее развитие понимания речи, активной речи; сенсорное развитие, развитие игры, движений, навыков самостоятельности (при кормлении и раздевании).
На 3-м году жизни проверяют развитие активной речи (грамматическое строение речи, способность задавать вопросы), сенсорное развитие и развитие игровой деятельности.
Диагностику на первом году жизни проводят ежемесячно, на 2-м году жизни – 1 раз в квартал, на 3-м – 1 раз в полугодие.
Развитие проверяют в сроки, близкие ко дню рождения ребенка (+/- 2-3 дня на 1-м году жизни, =/- 5 дней на 2-м и на 3-м году жизни).
На 1-м году жизни за нормальное развитие принимают формирование умения с отклонением в 15 дней; умения сформированные за 16 дней и больше обследуемого срока свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии.
Задержка умения на 1 месяц свидетельствует о замедленном темпе развития, задержка умения на 2 месяца говорит об отставании в развитии, а на 3 месяца и больше – как значительное или глубокое отставание.
На 2-м году жизни за нормальное развитие ребенка принимается умение, формируемое в пределах 3-х месяцев; раннее развитие – опережение всех показателей развития на 3 месяца; отставание всех показателей развития на 3 месяца свидетельствует о замедленном темпе развития.
На 3-м году жизни за нормальное развитие принимается умения достигнутые у ребенка в пределах полугодия; раннее развитие – опережение умений на полугодие. Отставание в развитии на 6 месяцев свидетельствует о задержке нервно-психического развития.
Определение зрительных ориентировочных реакций.
1.Удерживает в поле зрения движущийся предмет.
Материал – погремушка с шаром.
Методика – игрушку держат на расстоянии 40-50 см над грудью ребенка и медленно перемещают.