Психодиагностика раннего детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:19, лекция

Краткое описание

Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.
Значение психодиагностики раннего детства:
диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;
дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;
помогает определить возможности детей раннего возраста;

Оглавление

1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
2.Обзор исследований, посвященных диагностике детей раннего возраста.
3.Виды контроля.
4.Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
6.Ранняя диагностика отклонений в развитии.
7.Нарушения познавательной деятельности.
8.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».

Файлы: 1 файл

Лекция - Психодиагностика раннего детства.doc

— 494.00 Кб (Скачать)

Поведение ребенка – должна быть фиксация до 10 см.

Слуховое реагирование – нужно  находиться вне поля зрения ребенка  и хлопать в ладоши на расстоянии от 25 до 40 см – 2-3 раза справа и слева.

Поведение ребенка – на звук справа и слева реагирует по 2 раза.

12 месяцев. Сенсорика.

Материал: 2 одинаково окрашенных кубика 5х5х5 и 2 кирпичика 2х5х8.

Методика: Перед ребенком кладут 2 кубика и 2 кирпичика. Показывают кубик  и просят:»Найди такой же».

Поведение ребенка – смотрит  и показывает рукой.

Действия с предметами. Самостоятельно выполняет действия с предметами (чашка, мишка, собачка, покорми, покатай)

Движения – ходьба без опоры.

Понимание речи – Принеси…., найди, отдай тете.

Произнести 5-10 облегченных слов.

Самостоятельно пьет из чашки.

IV. Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.

Особенности диагностики в раннем возрасте:

1.Проводить диагностику в привычных  условиях.

2.Исследование проводить в форме  игры.

3.Тесты должны быть кратковременными.

4.Время установления контакта вместе со временем исследования у 3-х летних детей не должно превышать одного часа.

5.Начинать исследование стоит  с легких заданий.

6.Психологическое исследование  психологического развития младенцев  начинают с 1,5-2 месяцев. До этого времени в период новорожденности фиксируются безусловные рефлексы (сосательный, хватательный, ассиметричный, шейно-тонический, автоматической походки и др)

1-е задание: определить характер  контакта матери с ребенком;

2-е задание: определить состояние  двигательной сферы положения головы, рук;

3-е задание: определить состояние  развития сенсорных реакций: изучают  характер прослеживания глазами за игрушкой: яркую игрушку помещают на расстоянии 30 см (размер 7-10 см) и перемещают в горизонтальном и вертикальном направлениях.

4-е задание: определить состояние  развития действий с предметами. Ребенку старше 4 месяцев дают  погремушку и оценивают захват, его быстроту, точность, движения  пальцев при захвате, продолжительность  удержания игрушки в руке.

5-е задание: определить состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, улыбки, хныкания, плача.

В последние годы приобрела популярность методика оценки психического развития ребенка О.В.Баженовой, которая включает диагностику двигательных реакций, уровня сенсорного развития ребенка.

Показатели двигательных реакций:

  • Легкая степень нарушения – характерно замедление отдельных реакций;
  • Средняя степень нарушения – значительное запаздывание отдельных реакций;
  • Тяжелая степень нарушения – характерно тотальное нарушение.

Показатели сенсорного развития:

  • Легкая степень – несовершенство движения глаз, трудности зрительных реакций;
  • Средняя степень – непродолжительный зрительный интерес;
  • Тяжелая степень – полное отсутствие интереса к предметам.

О.В.Баженовой были выделены критерии действий с предметами, способов взаимодействия со взрослыми, эмоциональных и голосовых реакций.

Ориентировочные движения в двигательной сфере:

  • 3 месяца – хороший контроль головы;
  • 4 месяца – опора на руки в положении лежа на животе;
  • 6 месяцев – формирование зрительно-моторная координация;
  • 8 месяцев – может хорошо сидеть;
  • 9 месяцев- может стоять, придерживаясь за что-либо;
  • 10 месяцев – ползает, уверенно сидит;
  • 11 месяцев – переступает ногами;
  • 12 месяцев – ходит самостоятельно.

Диагностика сенсорной сферы

Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формы, цвете, величине, положения в пространстве.

  • 1 месяц – прослеживает движение объектов; есть взгляд в глаза;
  • 1,5 месяца – следит за двигающимся человеком;
  • 2 месяца – развиты реакции глаз: фиксация, конвергенция, фокусировка;
  • 3 месяца – поворачивает голову на звук;
  • 4 месяца – реагирует на исчезающий предмет;
  • 5 месяцев – улыбается изображению в зеркале
  • 6 месяцев – проявляет интерес к новым игрушкам;
  • 7 месяцев – поворачивает голову на звук;
  • 8 месяцев – дифференцирует незнакомых;
  • 10 месяцев – вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, куда спрятал;
  • 12 месяцев – отзывается на собственное имя.

Диагностика развития речевой активности.

  • 2-3 месяца – возникновение вокализации;
  • 2-4 месяца – использование вокализаций в разговоре со взрослым;
  • 3 месяца – появление звукосочетаний а-у, а-оу, ю-ао;
  • 4-5 месяцев – вокализация, требует внимания;
  • 8 месяцев – лепет та-та-та;
  • 9 месяцев – псевдослова;
  • 10 месяцев – пытается выразить свои желания с помощью звуков;
  • 12 месяцев – слова «бах»- падение, «кахи» – бутылочка, «фа» – каша.

Процедура тестирования из кн.Коленовой  Е.И. Диагностика интеллектуального ?.

  1. ? в характеристику физического состояния.
  2. Тестирование одного ребенка не больше 20 минут.
  3. Тестирование должен проводить человек, который знает ребенка.
  4. Работать в отдельной комнате.
  5. Установить хорошие отношения (контакт с ребенком)
  6. Начинать с мелких тестов.
  7. Определить уровень умственного развития, давать и более сложные тесты.
  8. Улыбаться ребенку, независимо от результатов.
  9. Нельзя подсказывать ребенку.
  10. Не верьте никаким результатам, ребенок может быть напуганным или усталым.

V. Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.

Контроль за развитием детей 1 года жизни был разработан Н.М.Щеловановым (1930). Аксариной в 1950 г. для детей 2-го и 3-го года жизни.

В контроль входят:

Оценка здоровья (физического и  психического развития).

Оценка поведения (ежедневно)

  1. настроение (бодрствование, спокойный, раздраженный, подавленности, неустойчивость)
  2. сон (засыпание, характер сна, длительность сна – укороченный-длительный-соответствует возрасту)
  3. аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательность в еде)
  4. характер бодрствования (активное, малоактивное, пассивное)
  5. индивидуальные особенности, черты личности ребенка

Методы контроля:

  1. опрос матери;
  2. метод наблюдения;
  3. диагностические эксперименты.

По результатам тестирования можно  выделить:

  1. группу детей с нормальным развитием;
  2. группу детей с задержкой развития на 1 эпикризный срок (1 квартал, 1 полугодие)
  3. группу детей с отставанием на 2 эпикризных срока;
  4. группу детей с отставанием на 3 эпикризных срока

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни2

Возраст

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоциональное и социальное поведение

Движение руки и действия с предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

Навыки и умения в режимных процессах

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение

Вздрагивает и мигает при резком звуке

           

18-20 дней

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого

Успокаивается при сильном звуке

           

1 мес.

Плавное прослеживание движущегося предмета

Дли- тельное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки)

Первая улыбка в ответ на разговор взрослого

 

Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову

 

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

 

2 мес.

Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым

Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворорачивает голову в сторону голоса взрослого

Быстро отвечает улыбкой  на разговор с ним. Длительное сосредоточение на другом ребенке

 

Лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову

 

Повторно произносит отдельные звуки

 

3 мес.

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого игрушке)

 

Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор)..

Ищет глазами ребенка, издающего звуки

Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью

Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами согнутыми в тазобедренном суставе Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого)

     

4 мес.

Узнает мать, радуется

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его.

По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию

Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления».

Громко смеется в  ответ на эмоциональное речевое общение с ним

Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

         

5 мес.

Отличает близких людей  от чужих по внешнему виду (по-разному  реагирует на лицо знакомого и  незнакомого взрослого)

Узнает голос матери или близкого человека.

Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи

Радуется ребенку, берет  у него из рук игрушку

Четко берет игрушку  из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку

Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.

Переворачивается со спины на живот.

Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки

 

Подолгу певуче гулит

Ест из ложки полугустую и густую пищу

6 мес.

 

По-разному реагирует на свое и чужое имя

 

Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую

Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая

 

Произносит отдельные слоги (начало лепета)

Хорошо ест из ложки, снимает пищу губами

7 мес.

     

Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

Хорошо ползает (много, быстро в разных направлениях

На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги

Пьет из чашки

8 мес.

   

Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет.

Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.)

Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими.

Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает держась за барьер

Сам садится и ложится.

По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа) например «Ладушки», «Дай ручку» и др.

На вопрос «Где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах

Громко и четко повторно произносит различные слоги

Ест корочку, которую держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый

9 мес.

 

Плясовые движения под плясовую мелодию

Догоняет ребенка, ползает ему навстречу.

Подражает действиям и движениям другого ребенка

С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает открывает, гремит, нажимает и др.)

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками

На вопрос «Где? Находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения. Знает свое имя, оборачивается на зов.

Подражает взрослому, повторяя слоги, которые уже есть в лепете.

Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее рукой. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания)

10 месяцев

   

Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним

Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др.)

Действия с предметами принимают устойчивый характер

Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила и сходит с нее

По просьбе «дай»  находит и дает знакомые предметы. При заигрывании с ним («догоню-догоню»,» Сорока-ворона»,

Прятки и др.) выполняет разученные действия и движения

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, кото-рых нет в его лепете

Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев

11 месяцев

   

Радуется приходу детей.

Избирательное отношение к детям

Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень)

Стоит самостоятельно.

Делает первые самостоятельные шаги

По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.)

Появляются первые обощения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др.)

Произносит первые слова-обозначения, например, «ав-ав», «кис-кис», «дай»

Умения и навыки закрепляются

12 мес.

Различает предметы по форме. Отличает кирпичек от кубика по слову.

Узнает на фотографии знакомого взрослого

 

Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом.

Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком

Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает водит, кормит и др.) Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит баюкает куклу и др.)

Ходит самостоятельно (без опоры)

Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди»,»принеси, отдай тете», «положи на место» и др.) Понимает слово «нельзя»(прекращает действие). Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.

Легко подражает слогам. Произносит 6-10 облегченных слов

Самостоятельно пьет из чашки (берет руками ставит на стол)


Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни

 

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра в действия с предметами

движения

Навыки

1 год 1 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень

Ходит длительно не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

1 год 4 мес. – 1 год  6 мес.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации)

Словами, облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия

Перешагивает через препятствия (брусочки приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1 год 7 мес. –1 год  9 мес.

Понимает несложный  рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсложными предложениями

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см

Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», »скамейки», «дома»

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см)

Частично раздевается  с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку)

1 год 10 мес.- 2 года

Понимает короткий рассказ  взрослого без показа о событиях бывших в опыте ребенка

При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения

Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично надевает одежду (ботинки, шапку)


 

Как организовать контроль за развитием  ребенка в детском учреждении?

Информация о работе Психодиагностика раннего детства