Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:19, лекция
Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.
Значение психодиагностики раннего детства:
диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;
дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;
помогает определить возможности детей раннего возраста;
1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
2.Обзор исследований, посвященных диагностике детей раннего возраста.
3.Виды контроля.
4.Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
6.Ранняя диагностика отклонений в развитии.
7.Нарушения познавательной деятельности.
8.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».
Поведение ребенка – должна быть фиксация до 10 см.
Слуховое реагирование – нужно находиться вне поля зрения ребенка и хлопать в ладоши на расстоянии от 25 до 40 см – 2-3 раза справа и слева.
Поведение ребенка – на звук справа и слева реагирует по 2 раза.
12 месяцев. Сенсорика.
Материал: 2 одинаково окрашенных кубика 5х5х5 и 2 кирпичика 2х5х8.
Методика: Перед ребенком кладут 2 кубика и 2 кирпичика. Показывают кубик и просят:»Найди такой же».
Поведение ребенка – смотрит и показывает рукой.
Действия с предметами. Самостоятельно выполняет действия с предметами (чашка, мишка, собачка, покорми, покатай)
Движения – ходьба без опоры.
Понимание речи – Принеси…., найди, отдай тете.
Произнести 5-10 облегченных слов.
Самостоятельно пьет из чашки.
IV. Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
Особенности диагностики в раннем возрасте:
1.Проводить диагностику в
2.Исследование проводить в
3.Тесты должны быть
4.Время установления контакта вместе со временем исследования у 3-х летних детей не должно превышать одного часа.
5.Начинать исследование стоит с легких заданий.
6.Психологическое
1-е задание: определить
2-е задание: определить
3-е задание: определить
4-е задание: определить
5-е задание: определить состоя
В последние годы приобрела популярность методика оценки психического развития ребенка О.В.Баженовой, которая включает диагностику двигательных реакций, уровня сенсорного развития ребенка.
Показатели двигательных реакций:
Показатели сенсорного развития:
О.В.Баженовой были выделены критерии действий с предметами, способов взаимодействия со взрослыми, эмоциональных и голосовых реакций.
Ориентировочные движения в двигательной сфере:
Диагностика сенсорной сферы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формы, цвете, величине, положения в пространстве.
Диагностика развития речевой активности.
Процедура тестирования из кн.Коленовой Е.И. Диагностика интеллектуального ?.
V. Диагностика нервно-психическог
Контроль за развитием детей 1 года жизни был разработан Н.М.Щеловановым (1930). Аксариной в 1950 г. для детей 2-го и 3-го года жизни.
В контроль входят:
Оценка здоровья (физического и психического развития).
Оценка поведения (ежедневно)
Методы контроля:
По результатам тестирования можно выделить:
Возраст |
Зрительные ориентировочные реакции |
Слуховые ориентировочные реакции |
Эмоциональное и социальное поведение |
Движение руки и действия с предметами |
Движения общие |
Подготовительные этапы развития понимания речи |
Подготовительные этапы развития активной речи |
Навыки и умения в режимных процессах |
10 дней |
Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение |
Вздрагивает и мигает при резком звуке |
||||||
18-20 дней |
Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого |
Успокаивается при сильном звуке |
||||||
1 мес. |
Плавное прослеживание движущегося предмета |
Дли- тельное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки) |
Первая улыбка в ответ на разговор взрослого |
Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову |
Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним |
|||
2 мес. |
Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым |
Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворорачивает голову в сторону голоса взрослого |
Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительное сосредоточение на другом ребенке |
Лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову |
Повторно произносит отдельные звуки |
|||
3 мес. |
Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого игрушке) |
Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).. Ищет глазами ребенка, издающего звуки |
Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью |
Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами согнутыми в тазобедренном суставе Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого) |
||||
4 мес. |
Узнает мать, радуется |
Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию |
Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему. |
|||||
5 мес. |
Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) |
Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи |
Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку |
Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку |
Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки |
Подолгу певуче гулит |
Ест из ложки полугустую и густую пищу | |
6 мес. |
По-разному реагирует на свое и чужое имя |
Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую |
Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая |
Произносит отдельные слоги (начало лепета) |
Хорошо ест из ложки, снимает пищу губами | |||
7 мес. |
Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др. |
Хорошо ползает (много, быстро в разных направлениях |
На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте |
Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги |
Пьет из чашки | |||
8 мес. |
Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.) |
Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает держась за барьер |
Сам садится и ложится. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа) например «Ладушки», «Дай ручку» и др. |
На вопрос «Где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах |
Громко и четко повторно произносит различные слоги |
Ест корочку, которую держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый | ||
9 мес. |
Плясовые движения под плясовую мелодию |
Догоняет ребенка, ползает ему навстречу. Подражает действиям и движениям другого ребенка |
С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает открывает, гремит, нажимает и др.) |
Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками |
На вопрос «Где? Находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения. Знает свое имя, оборачивается на зов. |
Подражает взрослому, повторяя слоги, которые уже есть в лепете. |
Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее рукой. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания) | |
10 месяцев |
Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним |
Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др.) Действия с предметами принимают устойчивый характер |
Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила и сходит с нее |
По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. При заигрывании с ним («догоню-догоню»,» Сорока-ворона», Прятки и др.) выполняет разученные действия и движения |
Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, кото-рых нет в его лепете |
Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев | ||
11 месяцев |
Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям |
Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень) |
Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги |
По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.) Появляются первые обощения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др.) |
Произносит первые слова-обозначения, например, «ав-ав», «кис-кис», «дай» |
Умения и навыки закрепляются | ||
12 мес. |
Различает предметы по форме. Отличает кирпичек от кубика по слову. Узнает на фотографии знакомого взрослого |
Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком |
Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает водит, кормит и др.) Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит баюкает куклу и др.) |
Ходит самостоятельно (без опоры) |
Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди»,»принеси, отдай тете», «положи на место» и др.) Понимает слово «нельзя»(прекращает действие). Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками. |
Легко подражает слогам. Произносит 6-10 облегченных слов |
Самостоятельно пьет из чашки (берет руками ставит на стол) |
Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни
Возраст |
Понимание речи |
Активная речь |
Сенсорное развитие |
Игра в действия с предметами |
движения |
Навыки |
1 год 1 мес. |
Запас понимаемых слов быстро расширяется |
Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости |
Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. |
Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень |
Ходит длительно не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) |
Самостоятельно ест густую пищу ложкой |
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. |
Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации) |
Словами, облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности |
Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма |
Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия |
Перешагивает через препятствия (брусочки приставным шагом |
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
1 год 7 мес. –1 год 9 мес. |
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого |
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсложными предложениями |
Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см |
Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», »скамейки», «дома» |
Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см) |
Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку) |
1 год 10 мес.- 2 года |
Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях бывших в опыте ребенка |
При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения |
Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета |
Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) |
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом |
Частично надевает одежду (ботинки, шапку) |
Как организовать контроль за развитием ребенка в детском учреждении?