Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:19, лекция
Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.
Значение психодиагностики раннего детства:
диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;
дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;
помогает определить возможности детей раннего возраста;
1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
2.Обзор исследований, посвященных диагностике детей раннего возраста.
3.Виды контроля.
4.Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
6.Ранняя диагностика отклонений в развитии.
7.Нарушения познавательной деятельности.
8.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».
Первое полугодие
Возраст |
Уровень нервно-психического развития, соответствующее каждому возрасту |
Поведение |
Заключение |
Назначения | ||||||
Зрительные ориентировочные реакции |
Слуховые ориентировочные реакции |
Эмоции и социальное поведение, общение детей |
Движения общие |
Активная речь |
Движения руки |
Навыки и умения в реж. Процессах | ||||
1 мес. |
||||||||||
2 мес. |
||||||||||
3 мес. |
||||||||||
4 мес. |
||||||||||
5 мес. |
||||||||||
6 мес. |
Второе полугодие
Возраст |
Уровень развития (какому возрасту соответствует) |
Поведение |
Заключение |
Назначения | ||||||
Сенсорное развитие (зрит.и слух. Ориентировочные реакции) |
ведение |
движения |
Действия с предметами |
Понимание речи |
Активная речь |
Навыки и умения в процессах | ||||
7 мес. |
||||||||||
8 мес. |
||||||||||
9 мес. |
||||||||||
10 мес. |
||||||||||
11 мес. |
||||||||||
12 мес. |
Карта нервно психического развития ребенка 2-3 года жизни.
Анамнез
Дата рождения
Возраст при поступлении
Возраст |
Уровень нервно-психического развития |
Поведение |
Заключение |
Назначения | |||||
Речь |
Сенсорное развитие |
Игра |
Движения |
Навыки | |||||
Взаимная |
Активная | ||||||||
Возраст |
Уровень нервно-психического развития |
Характер поведения |
Заключения |
Назначения | |||||
Речь |
Сенсорное развитие |
игра |
движения |
Навыки | |||||
понимание |
активное | ||||||||
1 год 6 мес. |
1,6 |
1,3 |
1,2 |
1,6 |
1,6 |
1,3 |
1.Сложенное 2.Медлитель-ное, спокойное 3.Хороший 4.Активный 5.Малоэмо-циональный |
Отстает в развитии активной речи, игре, сенсорном развитии, навыках на 1. Отклонения в поведении незначительные |
1.Используя индивидуальный эмоциональный контакт, побуждать к речевым реакциям. 2.Учить ориентироваться в 2-х контратных величинах предметов. 3.Учить самостоятельно есть ложкой. |
Продолжение
Возраст |
Уровень нервно-психического развития |
Поведение |
Заключение | ||||||||
Активная речь |
Сенсорное развитие |
Игра |
Конструкторская деятельность |
Изобразительная деятельность |
Движения |
Навыки | |||||
Грамматика |
Вопросы |
Восприятие формы |
Восприятие цвета | ||||||||
2 года 6 мес. |
|||||||||||
3 года. |
Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни
Возраст |
Понимание речи |
Активная речь |
Сенсорное развитие |
Игра и действия с предметами |
Движения |
Навыки |
1год 1 мес.- 1 год 3 мес. |
Запас понимаемых слов быстро расширяется |
Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. |
Ориентируется в двухконтрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. |
Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученное. |
Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется) |
Самостоятельно ест густую пищу ложкой. |
1 год 4 мес.- 1 год 6 мес. |
Обощает предметы по существенным признакам понимаемой речи |
Словами облегченными («би-би») и произнесенными правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности. |
Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб). |
Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия. |
Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом. |
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. |
1 год 7 мес.- 1 год 9 мес. |
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых. |
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. |
Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей 3 см.. |
Воспроизводит несложные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома». |
Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см). |
Часто раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).. |
1 год 10 мес. – 2 года. |
Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка. |
При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. |
Понимает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета. |
Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). |
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. |
Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки). |
Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни.
Возраст |
Активная речь |
Сенсорное развитие |
Игра |
Конструкторская деятельность |
Навыки |
Движения | |||
Грамматика |
Вопросы |
Воспроизводство формы |
Воспроизводство цвета |
В одевании |
В кормлении | ||||
2 года-2 года 4 мес. |
Говорит сложными предложениями (более 3-х слов) |
Появляются вопросы: «Где?», «Куда?». |
Подбирает по образцу сложные геометрические фигуры в разнообразном материале. |
Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цвета. |
Игра носит сюжетный характер, ребенок отражает из жизни взаимосвязь и последовательность действий (2-3) |
Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. |
Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и –завязывать шнурки. |
Ест аккуратно. |
Перешагивает через палку или веревку горизонтально приподнятую от пола на 20-28 см. |
2 года 6 мес.- 3 года. |
Начинает употреблять сложные придаточные предложения. |
Появляются вопросы «Почему?», «Когда?». |
В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. |
Называет 4 основных цвета. |
Появляются элементы ролевой игры. |
Появляются сложные сюжетные постройки. |
Самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. |
Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания |
Перешагивает через палку или веревку горизонтально приподнятую от пола на 30-35 см. |
7.Особенности диагностики
и коррекции по программе «
«ГНОМ» - новая методика определения уровня психического развития младенца и малыша до 3 лет.
Диагностика психических заболеваний в раннем детстве и, особенно, в младенчестве представляет собой актуальную, требующую новых разработок проблему. Клиническая картина психической патологии в младенчестве и в первые годы жизни ребенка нередко представляет собой сплав неврологических и психических расстройств, проявляющихся на общем фоне нарушенного психофизического (особенно нервно-психического) развития. Последнее является основным сопутствующим синдромом заболеваний головного мозга в этом возрасте. Следует также отметить, что и в норме в период раннего онтогенеза имеет место некоторая вариабельность сроков становления нервно-психических функций (двигательных, речевых, поведенческих и др.), связанная, в первую очередь, с генотипом организма, но также и с влиянием внешней среды. Тем более, любые повреждающие факторы (биологические и психосоциальные) вызывают неспецифические реакции искажения (преимущественно – ретардацию) развития нервной системы и психики младенцев.
В современной педиатрической, педагогической,
нередко и детской психиатричес
До последнего времени в отечественной практике не было разработано ни одного стандартизированного метода для объективного выявления одновременно всех форм психической патологии в раннем детстве (особенно в младенчестве) – нарушений психического развития, продуктивной психопатологической симптоматики и их состояний риска, отражая как количественную, так и качественную сторону этого явления. В то же время существует немало методик по оценке некоторых параметров развития ребенка раннего возраста – психомоторики, речи, отдельных проявлений познавательной деятельности (Аксарина 1977, Журба, 1981, Мастюкова, 1974, Гезел, 1930, «Денверская шкала» и др.).
Последнее десятилетие идет активная разработка новых стандартизированных методик по определению уровня развития эмоций, типов темперамента, игры и поведения у маленьких детей (Баженова 1986, Бударева, 1981, Brazelton, 1984; и др.) и их качественная оценка. Однако перечисленные методики не дают целостного представления о состоянии психического здоровья в эволютивной динамике, психической патологии и состояниях риска. Наибольшее значение сохраняется за динамикой двигательных навыков, которые остаются по сути одним из основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года жизни. В то же время, как показал наш опыт, не меньшее значение имеет правильная оценка динамики развития основных психических функций, позволяющая выявлять как начальные отклонения в их формировании, так и собственно психические расстройства.
В настоящее время оценка психического развития ребенка осуществляется методом наблюдения; она субъективна и носит несистематизированный характер.
В ходе десятилетней работы по изучению
психической патологии в
Методика диагностики и оценки нервно-психического развития детей включает пять разделов (введение; технические предписания и условия проведения; программы тестов для обследования детей разного возраста; техника проведения обследования; компьютеризированная или ручная обработка полученных результатов с расчетом коэффициента психического развития и заключения об общем нервно-психическом развитии малыша). Методика «ГНОМ» состоит из стандартных программ на каждый возрастной этап для первых трех лет жизни; программы содержат тесты: для первого года жизни – помесячные, для второго – поквартальные, и для третьего – полугодовые.
Тесты включают вопросы и задания, постепенно усложняющиеся с возрастом, о состоянии и развитии пяти основных нервно-психических сфер; сенсорной, моторной, эмоционально-волевой, познавательной, социально-коммуникативной. Для определения состояния различных аспектов той или иной сферы предлагаются четыре задания. Таким образом, в каждом возрастном периоде исследуются 20 видов нервно-психической деятельности.
Для иллюстрации приводим программу обследования пятимесячного ребенка.
В карту определения уровня нервно-психического развития младенца заносятся необходимые для компьютерного заключения анамнестические данные, которые включают сведения о соматическом и психическом состоянии матери, отца, сибсов на период исследования ребенка, семейной отягощенности по соматическим –и психическим заболеваниям, течениям беременности и родов, физическим параметрам ребенка при рождении, психологической ситуации в семье.
Из сенсорных функций динамически исследуются зрение, слух и тактильная чувствительность (последняя определяется как безусловно-рефлекторный ответ и как предиктор личностного реагирования ребенка на раздражитель, в частности, на прикосновение к голове ребенка рук исследователя). При исследовании этих элементарных сенсорных стимулов не только учитывается наличие объективной ответной реакции, но и - у детей с нервно-психическими расстройствами – анализируется и дополнительно описывается субъективный аспект ответа как предшественника формирования ощущений и восприятия.
Дата |
Фамилия |
Пол |
Возраст (мес.) |
Дата рождения | |
1997/02/12 |
КОЛЯ З. |
М |
5 |
1995/02/12 | |
КПР – 75 Нарушенное нервно-психическое развитие |
Сенсорные —————————————————
Моторные———————————————
Эмоционально-волевые——————————