Психодиагностика раннего детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:19, лекция

Краткое описание

Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.
Значение психодиагностики раннего детства:
диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;
дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;
помогает определить возможности детей раннего возраста;

Оглавление

1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
2.Обзор исследований, посвященных диагностике детей раннего возраста.
3.Виды контроля.
4.Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
6.Ранняя диагностика отклонений в развитии.
7.Нарушения познавательной деятельности.
8.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».

Файлы: 1 файл

Лекция - Психодиагностика раннего детства.doc

— 494.00 Кб (Скачать)

Первое полугодие

 

 

Возраст

Уровень нервно-психического развития, соответствующее каждому  возрасту

Поведение

Заключение

Назначения

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение, общение детей

Движения общие

Активная речь

Движения руки

Навыки и умения в реж. Процессах

1 мес.

                   

2 мес.

                   

3 мес.

                   

4 мес.

                   

5 мес.

                   

6 мес.

                   

 

Второе полугодие

Возраст

Уровень развития (какому возрасту соответствует)

Поведение

Заключение

Назначения

Сенсорное развитие (зрит.и слух. Ориентировочные реакции)

ведение

движения

Действия с предметами

Понимание речи

Активная речь

Навыки и умения в процессах

7 мес.

                   

8 мес.

                   

9 мес.

                   

10 мес.

                   

11 мес.

                   

12 мес.

                   

 

Карта нервно психического развития ребенка 2-3 года жизни.

Анамнез

Дата рождения

Возраст при поступлении

Возраст

Уровень нервно-психического развития

Поведение

Заключение

Назначения

Речь

Сенсорное развитие

Игра

Движения

Навыки

Взаимная

Активная

                   

 

Возраст

Уровень нервно-психического развития

Характер поведения

Заключения

Назначения

Речь

Сенсорное развитие

игра

движения

Навыки

понимание

активное

1 год 6 мес.

1,6

1,3

1,2

1,6

1,6

1,3

1.Сложенное

2.Медлитель-ное, спокойное

3.Хороший

4.Активный

5.Малоэмо-циональный

Отстает в развитии активной речи, игре, сенсорном развитии, навыках на 1. Отклонения в поведении незначительные

1.Используя индивидуальный эмоциональный контакт, побуждать к речевым реакциям.

2.Учить ориентироваться в 2-х контратных величинах предметов.

3.Учить самостоятельно есть ложкой.


Продолжение

Возраст

Уровень нервно-психического развития

Поведение

Заключение

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструкторская деятельность

Изобразительная деятельность

Движения

Навыки

Грамматика

Вопросы

Восприятие формы

Восприятие цвета

2 года 6 мес.

                     

3 года.

                     

Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

1год 1 мес.- 1 год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Пользуется лепетом  и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.

Ориентируется в двухконтрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученное.

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 4 мес.- 1 год 6 мес.

Обощает предметы по существенным признакам понимаемой речи

Словами облегченными («би-би») и произнесенными правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.

Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб).

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

1 год 7 мес.- 1 год 9 мес.

Понимает несложный  рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых.

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей 3 см..

Воспроизводит несложные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома».

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см).

Часто раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку)..

1 год 10 мес. – 2 года.

Понимает короткий рассказ  взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.

При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Понимает по образцу  и слову взрослого 3 контрастных цвета.

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.

Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки).


Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни.

 

Возраст

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструкторская деятельность

Навыки

Движения

Грамматика

Вопросы

Воспроизводство формы

Воспроизводство цвета

В одевании

В кормлении

2 года-2 года 4 мес.

Говорит сложными предложениями (более 3-х слов)

Появляются вопросы: «Где?», «Куда?».

Подбирает по образцу сложные геометрические фигуры в разнообразном материале.

Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цвета.

Игра носит сюжетный характер, ребенок отражает из жизни взаимосвязь и последовательность действий (2-3)

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.

Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и –завязывать шнурки.

Ест аккуратно.

Перешагивает через палку или веревку горизонтально приподнятую от пола на 20-28 см.

2 года 6 мес.- 3 года.

Начинает употреблять сложные придаточные предложения.

Появляются вопросы «Почему?», «Когда?».

В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению.

Называет 4 основных цвета.

Появляются элементы ролевой игры.

Появляются сложные сюжетные постройки.

Самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания

Перешагивает через палку или веревку горизонтально приподнятую от пола на 30-35 см.


 

7.Особенности диагностики  и коррекции по программе «ГНОМ».

«ГНОМ» - новая методика определения  уровня психического развития младенца и малыша до 3 лет.

Диагностика психических заболеваний  в раннем детстве и, особенно, в  младенчестве представляет собой актуальную, требующую новых разработок проблему. Клиническая картина психической патологии в младенчестве и в первые годы жизни ребенка нередко представляет собой сплав неврологических и психических расстройств, проявляющихся на общем фоне нарушенного психофизического (особенно нервно-психического) развития. Последнее является основным сопутствующим синдромом заболеваний головного мозга в этом возрасте. Следует также отметить, что и в норме в период раннего онтогенеза имеет место некоторая вариабельность сроков становления нервно-психических функций (двигательных, речевых, поведенческих и др.), связанная, в первую очередь, с генотипом организма, но также и с влиянием внешней среды. Тем более, любые повреждающие факторы (биологические и психосоциальные) вызывают неспецифические реакции искажения (преимущественно – ретардацию) развития нервной системы и психики младенцев.

В современной педиатрической, педагогической, нередко и детской психиатрической практике отклонения психического развития детей диагностируется впервые после трех лет и позднее, что затрудняет ранее психопрофилактическое вмешательство. Причиной этого факта является недостаточность методических средств для определения нарушений психического развития в раннем детстве. Продуктивная же психопатологическая симптоматика, возникающая на фоне нарушенного психического развития ребенка (страхи, апатия, тусклость, негативизм, протестные патохарактерологические реакции и др.), проявляется в период раннего возраста, и особенно, в младенчестве, фрагментарно в виде рудиментарных и одновреммено мозаичных реакций, маскируясь неврологическими, соматическими и вегетопатическими нарушениями, что усложняет их выявление и требует специальных знаний и навыков. Тем более, это относится к состояниям риска психической патологии, проявления которых еще менее дифференцированы.

До последнего времени в отечественной  практике не было разработано ни одного стандартизированного метода для объективного выявления одновременно всех форм психической патологии в раннем детстве (особенно в младенчестве) – нарушений психического развития, продуктивной психопатологической симптоматики и их состояний риска, отражая как количественную, так и качественную сторону этого явления. В то же время существует немало методик по оценке некоторых параметров развития ребенка раннего возраста – психомоторики, речи, отдельных проявлений познавательной деятельности (Аксарина 1977, Журба, 1981, Мастюкова, 1974, Гезел, 1930, «Денверская шкала» и др.).

Последнее десятилетие идет активная разработка новых стандартизированных методик по определению уровня развития эмоций, типов темперамента, игры и поведения у маленьких детей (Баженова 1986, Бударева, 1981, Brazelton, 1984; и др.) и их качественная оценка. Однако перечисленные методики не дают целостного представления о состоянии психического здоровья в эволютивной динамике, психической патологии и состояниях риска. Наибольшее значение сохраняется за динамикой двигательных навыков, которые остаются по сути одним из основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года жизни. В то же время, как показал наш опыт, не меньшее значение имеет правильная оценка динамики развития основных психических функций, позволяющая выявлять как начальные отклонения в их формировании, так и собственно психические расстройства.

В настоящее время оценка психического развития ребенка осуществляется методом наблюдения; она субъективна и носит несистематизированный характер.

В ходе десятилетней работы по изучению психической патологии в младенчестве в общей популяции и у детей раннего возраста из группы высокого риска по шизофрении была разработана и апробирована на большом материале (свыше 500 детей от одного месяца до трех лет) в Центре психического здоровья РАМН, НИИ педиатрии РАМН, в ряде детских поликлиник г.Москвы и в детских домах для сирот, стандартизированная клинико-психологическая методика оценки психического здоровья младенцев («ГНОМ») с расчетом коэффициента психического развития (КПР). (МинЗдравом РФ к серийному производству утвержден стандартизированный компьютерный вариант методики «ГНОМ»). В методике помимо известных критериев оценки психомоторного развития включены новые вопросы и задания по раннему онтогенезу психических функций, направленных на ранее выявление именно психических отклонений.

Методика диагностики и оценки нервно-психического развития детей включает пять разделов (введение; технические предписания и условия проведения; программы тестов для обследования детей разного возраста; техника проведения обследования; компьютеризированная или ручная обработка полученных результатов с расчетом коэффициента психического развития и заключения об общем нервно-психическом развитии малыша). Методика «ГНОМ» состоит из стандартных программ на каждый возрастной этап для первых трех лет жизни; программы содержат тесты: для первого года жизни – помесячные, для второго – поквартальные, и для третьего – полугодовые.

Тесты включают вопросы и задания, постепенно усложняющиеся с возрастом, о состоянии и развитии пяти основных нервно-психических сфер; сенсорной, моторной, эмоционально-волевой, познавательной, социально-коммуникативной. Для определения состояния различных аспектов той или иной сферы предлагаются четыре задания. Таким образом, в каждом возрастном периоде исследуются 20 видов нервно-психической деятельности.

Для иллюстрации приводим программу обследования пятимесячного ребенка.

В карту определения уровня нервно-психического развития младенца заносятся необходимые  для компьютерного заключения анамнестические  данные, которые включают сведения о соматическом и психическом состоянии матери, отца, сибсов на период исследования ребенка, семейной отягощенности по соматическим –и психическим заболеваниям, течениям беременности и родов, физическим параметрам ребенка при рождении, психологической ситуации в семье.

Из сенсорных функций динамически исследуются зрение, слух и тактильная чувствительность (последняя определяется как безусловно-рефлекторный ответ и как предиктор личностного реагирования ребенка на раздражитель, в частности, на прикосновение к голове ребенка рук исследователя). При исследовании этих элементарных сенсорных стимулов не только учитывается наличие объективной ответной реакции, но и - у детей с нервно-психическими расстройствами – анализируется и дополнительно описывается субъективный аспект ответа как предшественника формирования ощущений и восприятия.

Дата

Фамилия

Пол

Возраст (мес.)

Дата рождения

1997/02/12

КОЛЯ З.

М

5

1995/02/12

КПР – 75 Нарушенное нервно-психическое развитие


 

Функции

Сенсорные —————————————————

Моторные———————————————

Эмоционально-волевые——————————————————

Информация о работе Психодиагностика раннего детства