Психодиагностика раннего детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:19, лекция

Краткое описание

Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.
Значение психодиагностики раннего детства:
диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;
дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;
помогает определить возможности детей раннего возраста;

Оглавление

1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
2.Обзор исследований, посвященных диагностике детей раннего возраста.
3.Виды контроля.
4.Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
6.Ранняя диагностика отклонений в развитии.
7.Нарушения познавательной деятельности.
8.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».

Файлы: 1 файл

Лекция - Психодиагностика раннего детства.doc

— 494.00 Кб (Скачать)

А) физическое развитие;

Б) общение и развитие речи;

В) социальное развитие и игры;

Г) самостоятельность и независимость;

Д) поведение.

Существует два способа оценки информации, которую дают карточки:

1 – сравнивание показателей  ребенка со средними показателями детей данного возраста.

2 – сравнивание информации с  результатами, полученными ребенком  в более раннем возрасте.

Бейли и его коллеги разработали  шкалы развития младенцев. Они предусматривают три вспомогательных средства оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 2,5 лет:

Шкалу умственного развития – она выявляет восприятие, память, обучаемость, вокализация, решение проблем, зачатки словесного общения и простейшее абстрактное мышление;

Шкалу моторного развития – измеряет макромоторные способности (умение сидеть, ходить, стоять, двигать пальцами, руками);

Запись поведения младенца – оценка различных аспектов развития личности ребенка, таких как эмоциональное и социальное  поведение, объем внимания, настойчивость, целеустремленность.

Помимо шкал существуют и тесты развития. Цель их – определить развитие младенца по 4 направлениям: навыки общения, мелкая моторика, речь, развитие основных движений. Эти тесты дают возможность выявлять отставание в развитии у младенцев, за исключением развития умственных способностей.

Тесты развития детей раннего возраста представляют результат многолетних  исследований Шарлотты Бюлер и Гильдегард Гетцер (Венская школа). Тесты 1-го и 2-го года жизни были разработаны  и опубликованы еще в 1928 и 1930 гг. Тесты  для 3-6 лет – в 1935 были разработаны и опубликованы в Вене, где прошел стандартизацию и статистическую обработку. В основе тестов положен богатейший материал, полученный в результате длительной и тщательной предварительной работы по изучению развития нервно-психической деятельности ребенка (Ш.Бюллер, Г.Гетцер и Г.Гард «Соц.-психологич. изучение ребенка первого года жизни»). В процессе проведения обследования детей раннего возраста встречается очень много затруднений, игнорирование которых может сильно исказить результаты испытания. Поэтому необходимо считаться с указаниями, которые даются при проведении обследования детей. Вместе с цифровыми показателями в методике предполагается построение профиля развития. Он дает наглядное представление о результатах испытания уровня развития каждого отдельного ребенка; он показывает, в каких сторонах нервно-психической деятельности ребенок отстает или опережает. Тем самым дается возможность установить характер возможностей отсталости или превосходства развития и в известной степени учесть причины, установленной в результате обследования тип развития. Изучение проходит в основном методом наблюдения естественных жизненных реакций ребенка в естественной ситуации. В качестве основных показателей поведения ребенка в естественных условиях были приняты факты раздражимости органов чувств и спонтанная двигательная активность:

  1. восприятие (рецепция) органов чувств,
  2. движение тела,
  3. социальность (контакт с людьми),
  4. обучение (изменение поведения вследствие приобретенного опыта),
  5. действие с материалом (деятельность ребенка над окружающей средой и изменение последней),
  6. психическая продуктивность (отмечающая творческую установку и преследование целей).

Вся мыслительная деятельность отнесена к последней категории, к процессам  обучения отнесена подражательная деятельность.

Исходным пунктом тестовых испытаний  является соответствующая возрасту серия тестов. Кроме того, предполагаются две серии, последующие его возрасту. В итоге испытания каждого  ребенка проводятся пятью сериями  тестов, которыми будет полностью охвачена сфера деятельности нормального ребенка.

Техника проведения тестовых испытаний

  1. Однородное построение тестовых ситуаций, т.е., условия должны быть одинаковыми для всех детей.
  2. Оптимальный выбор помещения и места. Ребенок должен находиться в привычном для него помещении.
  3. Роль обследователя. До начала испытания минуту занять ребенка чем-нибудь другим. Не подходить к ребенку сразу со стараниями установить контакт.
  4. Устранение помех из ситуации тесто. Во время опытов лучше всего находиться в помещении с ребенком один на один. Гораздо более благоприятным оказывается время, охваченное свободной игрой.
  5. Состояние, наиболее благоприятное для испытания. Дети не должны быть голодными и слишком сытыми.
  6. Время испытания и его длительность. Ребенок должен находиться в благоприятном для испытания состоянии. Необходимо благоприятное время дня. Допустимая длительность испытания в первый год жизни – от 10 до 20 минут; на второй – от 30 до 45 минут; старше 2-х лет – до часа.
  7. Учет индивидуальных особенностей.
  8. Возможны видоизменения тестов.

Построение тестов:

Серия тестов для первого года жизни.

Описание пособий.

Описание тестов.

Серия тестов для 1 месяца жизни (10 тестов)

Серия тестов для второго месяца жизни (10 тестов)

Серия тестов для 3,4,5,6,7,8 месяцев жизни

Серия тестов для 9 и 10 месяцев жизни.

Серия тестов для 11 и 12 месяцев жизни.

Описание пособий.

Серия тестов для первой четверти 2 года жизни.

Серия тестов для второй четверти 2 года жизни.

Серия тестов для 2 полугодия 2 года жизни.

Примеры тестов.

2 месяц жизни. Неспецифическая общая реакция на мешающую пеленку. На лицо ребенка, лежащего на спине, накладывается пеленка, так что голова покрыта ею.

+Ребенок делает всем телом  неспецифические движения, но не  освобождается от пеленки.

3 месяц жизни. Ответить на взгляд улыбкой или гулением. Обследователь склоняется над ребенком и смотрит на него с расстояния 25 см.

+Ребенок смотрит на обследователя  и реагирует улыбкой или гулением.

4 месяц жизни. Держать погремушку. Ребенок получает в руки погремушку.

+Ребенок прочно держит погремушку, не теряя ее сейчас же.

5 месяц жизни. Следить взглядом за движущимся по комнате человеком. Обследователь склоняется над ребенком, смотрит, играет с ним, потом удаляется от кроватки и ходит по комнате.

+Ребенок следит за обследователем  взглядом.

7 месяц жизни. Схватить за край стола. Обследователь сидит у стола и берет на колени ребенка – так, что он может достать стол вытянутой рукой.

+Ребенок схватывает рукой край  стола и прочно удерживает.

9 и 10 месяц жизни. Привлекать к себе внимание взрослого. Обследователь стоит спиной к ребенку.

+Ребенок пытается привлечь внимание  взрослого.

11 и 12 месяц жизни. Открыть коробочку. Перед ребенком кладется закрытая коробочка.

+Ребенок пытается открыть ее.

16 месяц жизни. Обратиться ко взрослому за разъяснениями. Ребенок сидит и держит зеркало.

+Ребенок рассматривает свое  изображение, смотрит пытливо  и вопросительно на обследователя.

1,5 года жизни. Рассматривать готовую постройку другого. Обследователь строит перед ребенком башню из кубиков.

+Ребенок внимательно рассматривает готовое строение.

Литература.

1.Комкова Е.И. «Диагностика интеллекта  детей дошкольного возраста»  Мин.,1998.

2.Бюллер Ш., Гетцер Г. «Диагностика  нервно-психического развития детей».

3.Введение в психодиагностику. К.М.Гуревич, Е.М.Борисова, М.,1997 г.

ВСТАВКА (СКАНЕР)

5.Ранняя диагностика  отклонений в развитии

При ранней диагностике фиксируются:

  • наследственные особенности;
  • состояние здоровья;
  • пол;
  • окружающая среда;
  • особенности развития общей моторики, тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации;
  • восприятие;
  • познавательные функции, речь;
  • характер социально-эмоционального развития.

Показатели психического развития детей раннего возраста.

 

Возраст

Особенности развития

От рождения до 8 нед.

Рефлекторный крик, в крике пребладают гласноподобные звуки

От 8 до 20 нед. 2-5 мес.

Появление гуления и смеха.»Гукание», улыбка при общении 6-8 нед. С 15-16 нед. – смех при общении.

От 20 до 30 нед. 4-7,5 мес.

Произнесение первых слогов

7,5 – 12 мес

Расцвет лепета

9-18 мес.

Произнесение слогов и «псевдослов».


Показатели вербального развития

Возраст

1 мес. – Реакция сосредоточения  на речевое общение с ребенком;

2 мес. – Улыбка при общении;

3 мес. – Комплекс оживления  при общении со взрослым;

4 мес. – Дифференцированность  комплекса оживления, смех;

5 мес. – Певучее гуление;

6 мес. – Лепет;

7 мес. – Готовность к совместной  игровой деятельности, ориентация  на колокольчики;

8 мес. – Реакция на незнакомое  лицо:

9 мес. – Общение с помощью  жестов, игра в «ладушки».

10 мес. – Ситуационное понимание  обращенной речи;

11 мес. – Использование 3 лепетных  слов с соотнесением и т.д.

12 мес. – см. из «Пралески»  – понимание инструкции

15 мес – словарный запас –  6 слов;

18 мес. –Показывание частей тела (1);

21 мес. – Словарный запас –  20 слов;

24 мес. – Словарный запас – 50 слов;

30 мес. – Предложения из 2 слов;

36 мес. – Словарный запас 250 слов.

Самостоятельно; выписать особенности  развития общей моторики с 3 месяцев  до 6 лет.

6.Нарушения познавательной  деятельности

Умственная отсталость характеризуется  недоразвитием абстрактного мышления (1), процессов обобщения (2) в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов (3). Ребенок не может сказать, сколько будет 2+2, почему листья опадают, не может быстро перейти от возбуждения к торможению. Не может нарисовать ? фигуру, не может ориентироваться на плоскости, не может решить задачу.

Выделяют 2 формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.

При олигофрении имеет место  внутриутробное недоразвитие головного  мозга.

Характерно:

  1. недоразвитие всех психических функций: соотнесение, анализ, синтез, абстрагирование;
  2. нарушение моторики; речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.

При олигофрении выделяют 3 степени  умственного недоразвития:

дебильность – QI=50-69;

имбецильность – QI=20-49;

идиотию – QI меньше 20.

Деменция – это распад сформированных интеллектуальных психических функций.

Признаки деменции – нарушение  умственной работоспособности, памяти, внимания, мотивации. Дети часто некритичны, расторможены. Теряется речь, пропадают навыки самообслуживания и опрятности.

Еще встречаются дети с ЗПР (логическое мышление может быть сохранным по сравнению с памятью, вниманием.

Дети олигофрены не могут перенести  действия на идентичное. Например: на лугу играло 3 девочки и 1 мальчик. Сколько всего детей играло на лугу? Ребенок отвечает 5. А вот на предложение нарисовать столько же кружков – с заданием не справляется.

Критериями нарушения внимания являются:

  • излишняя двигательная активность: ребенок производит множество движений ногами, руками или вертится на месте;
  • не может длительное время сидеть спокойно;
  • легко выводится из равновесия внешними стимулами;
  • нетерпелив и легко возбудим в играх со сверстниками;
  • часто начинает отвечать на вопросы, не дослушав их до конца;
  • с трудом подчиняется инструкциям;
  • не умеет играть и говорить тихо;
  • часто прерывает других.

Причинами слабого чтения являются:

  • несформированность зрительного анализа и синтеза;
  • недостаточность пространственных представлений;
  • нарушение фонематического восприятия;
  • недоразвитие лексико-грамматического строя речи.

Карта нервно-психического развития и поведения ребенка 1 года жизни

Имя, фамилия___________________________________________

Дата рождения__________________________________________

Дата и возраст при поступлении___________________________

Информация о работе Психодиагностика раннего детства