Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:19, лекция
Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.
Значение психодиагностики раннего детства:
диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;
дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;
помогает определить возможности детей раннего возраста;
1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
2.Обзор исследований, посвященных диагностике детей раннего возраста.
3.Виды контроля.
4.Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
6.Ранняя диагностика отклонений в развитии.
7.Нарушения познавательной деятельности.
8.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».
В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы, педагог, врач. Воспитатель группы ведет наблюдение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, состояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (определяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает педагог. Контроль за поведением детей осуществляется в дневнике группы (форма «127), где, помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель дает описание поведения эпикризных детей, используя памятку-вопросник.
Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психического развития, которая хранится у педагога. Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни – по следующей форме:
Карта нервно-психического развития ребенка
Второго года жизни
Дата рождения ——————————————-
Дата поступления —————————————
Анализ ——————————————————
Воз-раст |
Уровень развития |
Навы-ки |
Пове-дение |
Заключение |
Назначения | ||||
Речь |
Сенсорное |
Игра |
Движение | ||||||
Пассивная |
Активная | ||||||||
1 год 3 мес. |
|||||||||
1год 6 мес. |
|||||||||
1 год 9 мес. |
|||||||||
2 года |
Карта нервно-психического развития ребенка
третьего года жизни
Дата рождения —————————————————
Дата поступления —————————————
Анализ ————————————————————-
Возраст |
Уровень нервно-психического развития |
Поведение |
Заключение |
Назначения | ||||||||
Активная речь |
Сенсорное развитие |
Игра |
Конструирование |
Изобразительная деятельность |
Движения |
Навыки | ||||||
группа |
в |
Восприятие цвета |
Восприятие формы | |||||||||
2 года 6 месяцев |
||||||||||||
3 года |
||||||||||||
В данной таблице с левой стороны проставляется возраст детей, уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» даются лишь краткие ответы на вопросник, относящийся к характеристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключение» содержит сведения педагога о поведении (без отклонений, незначительные или значительные отклонения в поведении) и развитии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Так, например, если уровень психического развития ребенка соответствует 2 годам, то назначения даются на следующий возрастной период – на 2 года 6 месяцев.
Врач, используя данные педагога, дает оценку состояния здоровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма «112).
Для проведения диагностики нервно-
Диагностика интеллектуально-
(А.Н.Белоус Использование в
работе пед.-псих. Диагностических карт
интеллектуально-
Диагностические карты интеллектуально-
Заполнять диагностическую карту можно на каждого ребенка отдельно, тогда в графе «степень выраженности» делаются соответствующие отметки. Если карта заполняется в целом на группу, тогда степень выраженности отмечается условными значками (на усмотрение педагога-психолога). Заполнять карту следует, постепенно накапливая материал в ежедневной работе с детьми. Для выявления степени выраженности тех или иных параметров развития целесообразно использовать различные методы. Среди них на первое место следует поставить внимательное, целенаправленное наблюдение за проявлениями различных психических функций в разных условиях деятельности и общения. Для подтверждения первоначального прогноза можно использовать специальные исследовательские и диагностические методики или их фрагменты.
Следует помнить, что развитие ребенка протекает неравномерно. Поэтому отсутствие достижений в какой-либо области не всегда может указывать на отклонение или задержку развития. Возможны индивидуальные различия в появлении отдельных психических новообразований. Так, у одного ребенка раньше, чем у другого, могут появиться достижения в области цветоощущения, зато другой опережает его в пространственных ориентировках и т.п. Эти различия подскажут педагогу-психологу, в каком направлении следует вести коррекционно-развивающую работу с каждым ребенком. Кроме того, необходимо учитывать, что возможно продвижение ребенка в сторону повышения степени выраженности тех или иных показателей, расширение зоны его ближайшего развития по мере активного включения в освоение воспитательно-образовательной программы или в результате индивидуальной работы педагога с ребенком.
Диагностические карты интеллектуально-
Диагностическая карта
интеллектуально-
Основные новообразования |
Степень выраженности | ||
ярко |
достаточно |
Слабо |
1.Познавательная активность:
а( Проявляет интерес к окружающим объектам:
Б) Задает вопросы:
Г) Познавательно-практическая деятельность эмоционально окрашена, сопровождается:
2.Развитие сенсорных
а) Усваивает сенсорные эталоны:
3. Развитие воображения:
Диагностическая карта интеллектуально-
Основные новообразования |
Степень выраженности | ||
1 |
2 |
3 |
1.Познавательная активность:
2. Развитие сенсорных процессов:
а) расширяет круг сенсорных эталонов:
Б) выполняет разнообразные
3.Развитие внимания:
4. Развитие памяти: легко запоминает яркий, наглядный материал, с которым действует (5-7 объектов);
- запоминает словесный
- переходит от непроизвольной памяти к произвольной, принимает задачу запомнить;
- сохраняет в памяти поручения, способ действия, события, сказки, стихотворения…;
- начинает применять приемы самоконтроля при запоминании;
5. Развитие мышления:
а) Осваивает общие способы