Психодиагностика раннего детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:19, лекция

Краткое описание

Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.
Значение психодиагностики раннего детства:
диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;
дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;
помогает определить возможности детей раннего возраста;

Оглавление

1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.
2.Обзор исследований, посвященных диагностике детей раннего возраста.
3.Виды контроля.
4.Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
6.Ранняя диагностика отклонений в развитии.
7.Нарушения познавательной деятельности.
8.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».

Файлы: 1 файл

Лекция - Психодиагностика раннего детства.doc

— 494.00 Кб (Скачать)

В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель  группы, педагог, врач. Воспитатель  группы ведет наблюдение за поведением детей, педагог проводит диагностику  нервно-психического развития, врач оценивает  физическое развитие, состояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (определяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает педагог. Контроль за поведением детей осуществляется в дневнике группы (форма «127), где, помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель дает описание поведения эпикризных детей, используя памятку-вопросник.

Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся  в карту психического развития, которая хранится у педагога. Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни – по следующей форме:

Карта нервно-психического развития ребенка

Второго года жизни

Дата рождения ——————————————-

Дата поступления —————————————-

Анализ ——————————————————

Воз-раст

Уровень развития

Навы-ки

Пове-дение

Заключение

Назначения

Речь

Сенсорное

Игра

Движение

Пассивная

Активная

1 год 

3 мес.

                 

1год

6 мес.

                 

1 год

9 мес.

                 

2 года

                 

 

Карта нервно-психического развития ребенка

третьего года жизни

Дата рождения —————————————————

Дата поступления ————————————————-

Анализ ————————————————————-

Возраст

Уровень нервно-психического развития

Поведение

Заключение

Назначения

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструирование

Изобразительная деятельность

Движения

Навыки

группа

в

Восприятие цвета

Восприятие формы

2 года 6 месяцев

                       

3 года

                       
                         

В данной таблице с левой стороны проставляется возраст детей, уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» даются лишь краткие ответы на вопросник, относящийся к характеристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключение» содержит сведения педагога о поведении (без отклонений, незначительные или значительные отклонения в поведении) и развитии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Так, например, если уровень психического развития ребенка соответствует 2 годам, то назначения даются на следующий возрастной период – на 2 года 6 месяцев.

Врач, используя данные педагога, дает оценку состояния здоровья ребенка  и свое заключение записывает в истории развития (форма «112).

Для проведения диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый  материал, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога по каждому возрасту (1 год 3 месяца), 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них же должна находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.

Диагностика интеллектуально-познавательного  развития

(А.Н.Белоус Использование в  работе пед.-псих. Диагностических карт интеллектуально-познавательного развития детей // Деятельность практического психолога на современном этапе. Мн.,2000. С.13-25.

Диагностические карты интеллектуально-познавательного  развития для всех возрастных групп  составлены по единой схеме. Они включают разделы: познавательная активность, развитие сенсорных процессов, развитие внимания и памяти, развитие мышления, развитие воображения. Если проследить, как меняется содержание одного раздела, например «Развитие сенсорных процессов», от младшего возраста к старшему, можно увидеть, что с возрастом изменяется уровень, появляются качественные новобразования, «изменяется степень и характер культурного вооружения, инструментария, т.е. степень и способы овладения деятельностью собственных психических функций» (Л.С.Выготский).

Заполнять диагностическую карту  можно на каждого ребенка отдельно, тогда в графе «степень выраженности»  делаются соответствующие отметки. Если карта заполняется в целом на группу, тогда степень выраженности отмечается условными значками (на усмотрение педагога-психолога). Заполнять карту следует, постепенно накапливая материал в ежедневной работе с детьми. Для выявления степени выраженности тех или иных параметров развития целесообразно использовать различные методы. Среди них на первое место следует поставить внимательное, целенаправленное наблюдение за проявлениями различных психических функций в разных условиях деятельности и общения. Для подтверждения первоначального прогноза можно использовать специальные исследовательские и диагностические методики или их фрагменты.

Следует помнить, что развитие ребенка  протекает неравномерно. Поэтому  отсутствие достижений в какой-либо области не всегда может указывать на отклонение или задержку развития. Возможны индивидуальные различия в появлении отдельных психических новообразований. Так, у одного ребенка раньше, чем у другого, могут появиться достижения в области цветоощущения, зато другой опережает его в пространственных ориентировках и т.п. Эти различия подскажут педагогу-психологу, в каком направлении следует вести коррекционно-развивающую работу с каждым ребенком. Кроме того, необходимо учитывать, что возможно продвижение ребенка в сторону повышения степени выраженности тех или иных показателей, расширение зоны его ближайшего развития по мере активного включения в освоение воспитательно-образовательной программы или в результате индивидуальной работы педагога с ребенком.

Диагностические карты интеллектуально-познавательного  развития составлены в соответствии со структурой программы «Пралеска» для трех возрастных групп: «МАЛЯТА» – для детей 2-3-го года жизни, «ПОЧЕМУЧКИ» – для детей 4-5 –го года жизни, «ФАНТАЗЕРЫ» – для 6-7 го года.

Диагностическая карта  интеллектуально-познавательного развития детей группы «МАЛЯТА» (2-3 год жизни)

Основные новообразования познавательной сферы

Степень выраженности

ярко

достаточно

Слабо


1.Познавательная активность:

а( Проявляет интерес к окружающим объектам:

  • обращает внимание, следит за перемещением;
  • трогает, манипулирует;
  • активно изучает, совершает разнообразные действия.

Б) Задает вопросы:

  • Устанавливающие (что это? Кто это?);
  • Уточняющие (а это мотоцикл?);
  • Определительные (как? Какой?)
  • Причинные (зачем? Почему?)
  • В) Выполняет действия:
  • - импульсивные;
  • подражательные;
  • инициативные.

Г) Познавательно-практическая деятельность эмоционально окрашена, сопровождается:

  • радостью, восторгом;
  • удовольствием;
  • безразличием, скукой.

2.Развитие сенсорных процессов:

а) Усваивает сенсорные эталоны:

  • различает основные цвета, отбирает по образцу, сортирует предметы разных цветовых тонов (наименование всех цветов необязательно, можно использовать предэталоны – как травка…);
  • различает 4-5 основных форм (круг, квадрат, треугольник, овал и др.), некоторые из них обозначает предэталонами (как крыша, как яйцо);
  • размещает геометрические фигуры в ячейках соответствующей формы, выстраивает ряды «больше-меньше»;
  • различает на ощупь форму и величину предметов, материал, из которого они сделаны;
  • раскладывает предметы на группы по образцу, по функциональным признакам.

3. Развитие воображения:

  • перенести действие с одного предмета на другой;
  • начинает применять предметы заместители;
  • в каракулях узнает образы;
  • возникают представления воображения на основе описания (в процессе слушания сказок и т.п.).

 

Диагностическая карта интеллектуально-познавательного развития детей группы «ПОЧЕМУЧКИ» (4-5 год жизни)

 

Основные новообразования познавательной сферы

Степень выраженности

1

2

3


1.Познавательная активность:

  • проявляет интерес ко всему окружающему;
  • стремится сам разобраться в новых явлениях;
  • задает много вопросов % определительные, причинные (почему? Зачем? Для чего?), вопросы-гипотезы (девочка плачет, потому что потерялась? А верблюд кушает хлеб?..);
  • способен испытать удовольствие от интеллектуального напряжения, способен удивляться;
  • проявляет любопытство, любознательность;
  • испытывает потребность в получении знаний.

2. Развитие сенсорных процессов:

а) расширяет круг сенсорных эталонов:

  • различает цвета спектра и их оттенки, называет цвета предметов и объектов природы;
  • усваивает сигнальное значение цвета (красный помидор – спелый, желтые листья – наступила осень, зеленый цвет светофора – путь открыт);
  • знает расположение цветовых тонов спектра;
  • осваивает приемы получения новых цветов путем смешения красок;
  • свободно ориентируется в геометрических формах, различает, называет, использует их в конструировании;
  • имеет представление о разнообразии треугольников, многоугольников, овалов;
  • способен самостоятельно изготовить новые формы (путем вырезания, лепки, конструирования).

Б) выполняет разнообразные перцептивные, обследовательские действия:

  • владеет зрительным и осязательным обследование формы предметов (рассматриванием, ощупыванием, прислушиванием);
  • выделяет детали, анализирует сложную форму;
  • усваивает различные временные отношения (утро, день, вечер; вчера, сегодня, завтра; сзади, над, под, в, на…).
  • В) Овладевает сложными видами восприятия:
  • - при рассматривании картинки переходит от перечисления к описанию, выделяет образы, способен понять взаимосвязь объектов, понимает эмоциональное состояние персонажей;
  • В сказке различает волшебное и реальное, плохих и хороших героев, добро и зло;
  • При восприятии музыки способен различать произведения по жанру, настроению, ритму;
  • Способен заметить и понять переживания другого человека (радость, грусть, тревогу, печаль).

3.Развитие внимания:

  • способен обратить внимание на новые предметы и их свойства, замечает изменения в окружающей среде;
  • способен к длительному сосредоточению на объекте, наблюдению за явлениями природы, поведение животных, работой транспорта, трудом людей;
  • объем внимания расширяется до 4-5 объектов;
  • может быть сосредоточен на интересной деятельности 10-12 минут.

4. Развитие памяти: легко запоминает  яркий, наглядный материал, с которым  действует (5-7 объектов);

- запоминает словесный эмоционально  насыщенный материал (сказки, рассказы, потешки, считалки…);

- переходит от непроизвольной  памяти к произвольной, принимает задачу запомнить;

- сохраняет в памяти поручения,  способ действия, события, сказки, стихотворения…;

- начинает применять приемы  самоконтроля при запоминании;

  • усваивает простые приемы осмысления материала, прилагает усилия, старается запомнить.

5. Развитие мышления:

а) Осваивает общие способы познавательной деятельности:

  • умеет анализировать, сравнивать, обобщать;
  • овладевает действием классификации и сериации;
  • находит и понимает связи и отношения;
  • решает задачи без участия практических действий;
  • планирует деятельность, представляет будущий результат своих действий;
  • легко оперирует образами при решении мыслительных задач в дидактических играх и проблемных ситуациях.

Информация о работе Психодиагностика раннего детства