Психодиагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

psikhodiagnostika_-_kontrolnaya.docx

— 18.18 Кб (Скачать)

Вопрос 1

В развитии психологического тестирования за рубежом А. Анастази и С. Урбина  выделяют три этапа его развития. Первый этап связан с применением тестов для оценки усвоенного людьми содержания в конкретных областях знаний и деятельности. Второй этап. Здесь главный интерес переместился с констатации на предсказание. Действия (или деятельность) в той ситуации, для которой хотели предсказать поведение стали называть критерием. Современный этап тестирования отражает две главные тенденции. Это усиливающаяся теоретическая ориентация и тесное сцепление психологической теории с подтверждением экспериментальных работ.

Вопрос 2

В. Вундт,намечая перспективы развития психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений. Первое направление – естественно-научное. Оно должно опираться на эксперимент. Второе –культурно-историческое, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры. По его теории естественно-научные экспериментальные методы можно применять только к элементарному, низшему уровню психики. Элементарному исследованию подлежит не сама

душа, а только ее внешние  проявления. Поэтому в его лаборатории  в основном изучались ощущения и  вызываемые ими двигательные акты –  реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение  и пр.

Вопрос 3

Ф. Гальтон опубликовал статьи – «Психометрические факты» и «Психологический эксперимент». Они получили начало психометрических исследований и методов для изучения индивидуальных различий. Чуть позже, в 1884 году Ф. Гальтон дал первое описание методов исследования характера. Именно эти методы дали начало массовым исследованиям в психодиагностике. В 1888 году Ф. Гальтон открыл метод корреляции. Он же ввел в широкий обиход термин «тест».

В США психодиагностика пришла в 1888 году в связи с открытием Дж. Кеттелом психологической лаборатории в Пенсильванском университете, а затем публикации в 1890 году статьи «Умственные тесты и измерение», где он ввел в психологию термин «тест». В 1950 году Р. Кеттел опубликовал опросник 16 факторов личности Большой  вклад  в развитие тестов интеллекта внес французский психолог Альфред  Бине ,он разработал тест, позволяющий дифференцировать нормальных и умственно отсталых детей.

Вопрос 4

В 1921 году Г. Роршах в научный обиход вводит термин «психодиагностика», после публикации теста, «основанного на перцепции» и получившего затем имя автора.

В 1888 году Ф. Гальтон открыл метод корреляции. Он же ввел в широкий обиход термин «тест».

Вопрос 6

В 60-е годы ХХ столетия психологи  за рубежом обратились к исследованию анализа ситуаций, в которых осуществлялось поведение. Стимулом послужили работы, в которых обосновывалось положение  о том, что ситуационными, а не индивидуально-психологическими различиями, на которые  прежде всего нацеливались современные тесты, объясняет вариативность поведения. Хотя дискуссии продолжаются и поныне, большинство исследователей считают необходимым учет взаимодействия индивидуально-психологических и ситуационных перемен.

Вопрос 8

В конце 60-х годов ХХ столетия начинается второй этап развития тестов в нашей стране. Он отмечается бурными  дискуссиями о месте тестов в  системе психологических знаний о человеке, о принципах, методах, об отношении к зарубежному опыту. Следует отметить особый вклад Ленинградской  психологической школы в становлении  психодиагностики. Благодаря Б. Г. Ананьеву тесты начинают занимать полноправное место в психологи-

ческих исследованиях.

Вопрос 11

Л. С. Выготский  подверг критике тесты за их направленность на диагностику лишь актуального развития, отмечая неотчетливость самого понятия интеллект. Он указывал также на необходимость диагностики качественных изменений психики, новообразований, что невозможно было сделать с помощью шкал А. Бине. Исходя из анализа современного состояния диагностики, Л. С. Выготский выделял два основных ее вида. Первый вид диагностики предоставляет симптоматический (эмпирический) диагноз, который ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский отмечает,

что данный диагноз не является собственно научным, так как установление симптомов никогда автоматически  не приводит к диагнозу. Второй вид  диагностики приводит к постановке этиологического диагноза. В этом диагнозе учитывается не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

Л. С. Выготский предлагает проводить диагностику для того, чтобы обследование привело к постановке типологического диагноза, заключающегося в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.

С. Л. Рубинштейн отмечал, что тесты статичны, и что они стягивают весь процесс к одному моменту решения задачи, унифицированной для всех испытуемых. По мнению С. Л. Рубинштейна, тесты не дают возможности увидеть процесс, операцию в ее дифференцированном протекании.

Д. Б. Эльконин четко формулирует основные претензии к тестам интеллекта. Он отметил, что наиболее существенными их недостатками являются следующие: представление о процессе психического развития как чисто количественном процессе; применение общей схемы для диагностики в различные возрастные периоды (дошкольный и школьный) без учета тех качественных изменений, которые происходят при переходе от одного периода к другому; лежащие в их основе представления о неизменности темпов развития, которые в конечном итоге оказываются наследственно предопределенными.

Вопрос 12

К. М. Гуревич [41], один из основателей  современной отечественной психодиагностики, выделяет внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие психодиагностики. К числу внешних факторов он относит  запросы, которые обращены к ней  со стороны общества. Внутренние факторы  развития психодиагностики связаны  с тем, что в исследовательской  и практической работе возникает  нужда во введении в психодиагностику новых понятий, причем некоторые  из них возникают в связи с  развитием смежных научных дисциплин.

Вопрос 15

Начиная с 30-х годов ХХ столетия, в разработке тестов за рубежом  начинают прослеживаться три основных подхода. Первый подход В. С. Аванесов называет инструментальным. Сторонники этого  подхода предлагали создавать тесты  на основе эмпирического критерия, считая его единственно верным ориентиром в познании истины, вне зависимости  содержания теста от существовавших психологических теорий. Другой подход называется рациональным.Здесь за основу берется какая-нибудь психологическая теория или концепция, в соответствии с которой формулируются и отбираются вопросы теста. И третий подход – это сочетание рационального и инструментального подхода. По мнению В. С. Аванесова, создатель первого теста интеллектуальных способностей

А. Бине придерживался именно этого направления.

 Вопрос 13

В 1939 году в психологическом  тестировании был введен в обиход термин «проективные методы». По мнению Л. Франка, проективные методы должны быть противопоставлены традиционным методам измерения, которые базируются на исследовании культурно-обусловленных  норм поведения индивидов. Он выдвинул три основных принципа, лежащих в  основепроективного исследования личности.

1. Направленность на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не как перечень (набор) способностей или черт.

2. Личность в проективном  подходе изучается как относительно  устойчивая система динамических  процессов, организованных на  основе потребностей, эмоций и  индивидуального опыта.

3. Эта система основных  динамических процессов активно  действует на протяжении всей  жизни индивида, «формируя, направляя,  искажая, изменяя и переиначивая  каждую ситуацию в систему  внутреннего мира индивида».


Информация о работе Психодиагностика