Охрана материнства и детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Трудовое законодательство в теории достаточно четко и полно защищает права женщин и детей. Практике применения норм Трудового кодекса 2001 года еще только предстоит сложиться, с учетом норм международного права, которые должны неукоснительно соблюдаться

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства….6
1.1 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в
семейном праве……………………………………………………………10
1.2 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в трудовом
праве………………………………………………………………………20
2. Проблемы защиты интересов матери и ребенка в современном
обществе………………………………...………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………...…………………………43

Файлы: 1 файл

Охрана материнства и детства.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Академия  труда и социальных отношений

Екатеринбургский  филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине

Основы  социальной политики 

НА ТЕМУ

Охрана  материнства и  детства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Слушатель

Щечкин  В.И.

Заочный факультет,

Специальность  080507

«Менеджмент организации» СФО-2009

курс

___________

(подпись)

 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011 г. 
 

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 
1. Правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства….6

     1.1 Механизмы защиты интересов матери  и ребенка в 

     семейном  праве……………………………………………………………10

     1.2 Механизмы защиты интересов матери  и ребенка в трудовом

       праве………………………………………………………………………20

2. Проблемы  защиты интересов матери и ребенка в современном

обществе………………………………...………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованной литературы………………...…………………………43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Защита  материнства является одной из приоритетных задач Российского государства, особенно в последние годы, поскольку  переход к рыночной экономике  и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства.

     Подтверждение государственной политики в данной области в Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.

     Новое трудовое законодательство Российской Федерации воплотило в себе международные  и конституционные принципы, включило новые механизмы и детали защиты материнства и детства.

     Между тем, на практике, данные нормы как  умышлено, так и не умышленно широко нарушаются: используется детский труд, увольняются молодые мамы, или  же, наоборот, принудительно привлекаются к работе. С этим мы сталкиваемся каждый день.

     Исследование  правовых основ защита интересов  матери и ребенка – традиционно  актуальная тема. Пока в данной сфере  в нашей стране не будет созданы  законодательные механизмы и  стабильная практика применения, не будет  «здорового государства», о котором так любит говорить исполнительная власть.

     Тем более актуально для рассмотрения основ защиты интересов матери и  ребенка по новому Трудовому кодексу  Российской Федерации, т.к. гарантирование прав материнства и детства в  сфере труда – это не только закрепление равенства трудовых прав мужчины и женщины, но и гарантии по использованию труда матери (женщины) и ребенка в тяжелых условиях труда.

     Актуальность  нашего исследования подтверждается следующими обстоятельствами:

     Во-первых, представляет важность сопоставление действующих разноотраслевых норм (конституционных, трудовых, семейных) направленных на защиту интересов материнства и детства. Только совокупное использование разноотраслевых норм позволит сформировать действенный институт защиты материнства и детства.

     Во-вторых, требует четких ответов следующие  вопросы: Какие меры входят в институт защиты материнства? Охватывает ли охрана материнства только трудовое право  или также и иные отрасли права? Представляется актуальным анализ судебной практики по данным вопросам.

     Действующий трудовой закон уже показал свои сильные и слабые стороны, в виду чего в него неоднократно вносились  изменения и дополнения. Дальнейшее же выявление слабых сторон Трудового  кодекса РФ, позволит наметить дальнейшие пути совершенствования трудового законодательства.

     В-третьих, представляет актуальность рассмотрения генезиса защиты прав матери и ребенка. В настоящее время разрабатывается  ряд мер по совершенствованию  института охраны материнства и  детства, однако многие из этих мер  носят популистский характер, и не могут быть воплощены на практике. В тоже время, необходимы реалистичные меры, проверенные практикой, отвечающие интересам всех граждан Российской Федерации, а не узких кругов населения.

     Любой исследователь, рассматривающий проблематику защиты интересов матери и ребенка, столкнулся бы с проблемой необъятности рассматриваемого вопроса. Однако при правильной постановке цели и задач исследования, можно найти ту грань, те правовые аспекты, которые требуют детального исследования.

     Итак, цель данной работы – исследовать защиту интересов матери и ребенка по новому трудовому кодексу Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

     - рассмотреть правовые (законодательные)  основы защиты и материнства  и детства;

     - проанализировать общие вопросы  защиты материнства и детства;

     - проанализировать проблемы защиты  интересов матери и ребенка  в современном обществе, предложить  решения таких проблем, рекомендации  по их преодолению.

     В работе использовано действующее законодательство Российской Федерации: трудовое, семейное, уголовное законодательство, материалы Конституционного суда РФ, материалы судебно практики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства 

     В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...» Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

     Данные  принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

     Нормы, направленные на реализацию данных принципов  закреплены в абсолютном большинстве  отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном  и т.д. Созданы и специальные  институты, направленные на защиту интересов  матери и ребенка.

     Определяющее  значение в определении пределов охраны материнства и детства  имеют международно-правовые акты. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

     Международно-правовая защита материнства и детства  находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:

     - Европейской Социальной Хартии  ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);

     - Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).

     Нормы о защите материнства и детства  содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).

     С начала 20 века было разработано и  принято ряд специальных международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты:

     - Конвенция Международной Организации  Труда № 103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.);

     - Конвенция Международной Организации  Труда № 3 об охране материнства (1919г.) (не ратифицирована РФ);

     - Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.);

     - Рекомендация Международной Организации  Труда от 15 июня 2000г. №191 о пересмотре  рекомендации 1952 года об охране материнства;

     - Рекомендация Международной Организации  Труда от 28 июня 1952 г. №95 об охране  материнства.

     Защите  интересов детства посвящены, в  том числе, следующие специальный  конвенции МОТ: №138 «О минимальном  возрасте для приема на работу», № 29 «О принудительном или обязательном труде» и № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

     Национальное  законодательство Российской Федерации, как мы уже подчеркнули, базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах. Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации. В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ; Ст.II Федеративного договора РФ).

     На  федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:

     - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.);

     - Семейный кодекс РФ от 29 декабря  1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г.);

     - Основы законодательства Российской  Федерации об охране здоровья  граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.);

     - Федеральный закон от 29 декабря  2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда  социального страхования Российской  Федерации на 2005 год»;

     - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп. от 24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа 2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) и иные законодательные акты.

     В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства  и детства, полномочными государственными органами принимаются программы  по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002г. №732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 - 2006 годы» (с изм. и доп. от 6 сентября 2004 г.) среди перечня основных мероприятий которой названы: государственная поддержка материнства и детства, совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка.

Информация о работе Охрана материнства и детства