Охрана материнства и детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Трудовое законодательство в теории достаточно четко и полно защищает права женщин и детей. Практике применения норм Трудового кодекса 2001 года еще только предстоит сложиться, с учетом норм международного права, которые должны неукоснительно соблюдаться

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства….6
1.1 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в
семейном праве……………………………………………………………10
1.2 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в трудовом
праве………………………………………………………………………20
2. Проблемы защиты интересов матери и ребенка в современном
обществе………………………………...………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………...…………………………43

Файлы: 1 файл

Охрана материнства и детства.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     б) появления на работе в состоянии  алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

     в) разглашения охраняемой законом  тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной  работнику в связи с исполнением  им трудовых обязанностей;

     г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

     д) нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

     - совершения виновных действий  работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п.7 ч.1 ст.81 ТК РФ);

     - совершения работником, выполняющим  воспитательные функции, аморального  проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п.8 ч.1 ст.81 ТК РФ);

     - однократного грубого нарушения  руководителем организации (филиала,  представительства), его заместителями  своих трудовых обязанностей (п.10 ч.1 ст.81 ТК РФ);

     - представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (п.11 ч.1 ст.81 ТК РФ).

     Перейдем  к рассмотрению охраны детства.

     Как закреплено в преамбуле Конвенции  Международной Организации Труда  № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда: «…детский труд в большой степени является следствием бедности, … долгосрочное решение этого вопроса лежит в устойчивом экономическом росте, ведущем к социальному прогрессу, в частности к искоренению бедности и всеобщему образованию».

     Современное общество не может отказаться от использования  детского труда, хотя бы потому, что  нет возможности должным образом  обеспечить и позаботиться обо всех детях, дать необходимое материальное обеспечение.

     Действующее российское трудовое законодательство допускает использование детского труда, однако, только в соответствии с положениями ТК РФ. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет установлены законодателем в гл.42 ТК РФ, ряде специальных подзаконных нормативных актов. Нормы, регулирующие труд несовершеннолетних являются императивными и не могут быть изменены трудовым соглашением или локальным актом.

     Трудовое  законодательство устанавливает возможность  вступления в трудовые правоотношения лишь с момента возникновения трудовой правоспособности. В соответствии со ст.63 ТК РФ такая правоспособность возникает у лиц достигших возраста 16 лет. Из этого правила сделаны исключения следующие исключения:

     Во-первых, в случаях получения основного  общего образования либо оставления в соответствии с федеральными законами общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет.

     Во-вторых, с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

     В-третьих, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

     До  достижения возраста 16 лет (а в перечисленных  случаях 14, 15 лет) привлечение несовершеннолетнего  к работе неправомерно, а значит, работодатель, привлекающий малолетних детей и подростков до 16 лет нарушает букву закона.

     Вышесказанным не ограничиваются особенности использования  труда несовершеннолетних. Трудовое законодательство, по аналогии с охраной  материнства, устанавливает для  несовершеннолетних гарантии и льготы, которые можно сформулировать следующим образом:

     - ограничение применения труда  лиц в возрасте до восемнадцати  лет на работах с вредными  и (или) опасными условиями  труда, на подземных работах,  а также на работах, выполнение  которых может причинить вред  их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами) (ч.1 ст.265 ТК РФ) (Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. №163) (с изменениями от 20 июня 2001 г.), также можно выделить Постановление Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. №7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»);

     - запрещение направления в служебные  командировки, привлечения к сверхурочной  работе, работе в ночное время,  в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) (ст.268 ТК РФ);

     - привлечение к работе только  после медицинского осмотра (ст.266 ТК РФ);

     - пониженные нормы выработки (ст.270 ТК РФ);

     - предоставление более продолжительного  отпуска (31 день) в удобное для  него время (ст.267 ТК РФ);

     - ограничение возможности «свободного» расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст.269 ТК РФ).

     На  практике вышеназванные ограничения, гарантии, льготы широко нарушаются. Не оформляется заключение трудового  договора с несовершеннолетним, а  значит никак не визируется его рабочая деятельность. Работодатель всячески стремиться отгородиться от работающих у него несовершеннолетних. Зачем работодателю «лишняя» ответственность? Отсюда вывод работодателя: отсутствует договор (синоним «бумага») – отсутствуют «отношения» (синоним «ответственность»). Выявить такие нарушения крайне сложно, т.к. они никак не документированы. В этой связи единственным выходом из решения проблематики можно назвать активность полномочных органов по охране труда. 
 

     2. Проблемы защиты  интересов матери и ребенка в современном обществе 

     Общесоциальной, образовательной проблемой государства  по отношению к населению является то, что в стране наблюдается крайне низки уровень правового сознания и образования граждан. В рамках нашей работы - отсутствие должного правового сознания у большинства матерей, беременных женщины, которые не знакомы со своими правами, вытекающих из трудового законодательства и конституции. Работодатель не склонен посвящать женщину в ее права, поэтому возникают ситуации, когда человек просто не знает как себя защитить и смиряется с незаконным увольнением, непредоставлением отпуска, ненадлежащими условиями труда и т.п.

     Данную  проблему можно решить следующим  образом: во-первых, необходимо повышать грамотность населения путем  повышении значения такого образования в рамках школы, вуза, тем более, что большое количество девушек сталкиваются с ситуацией беременности сразу после школы, вуза; во-вторых, поскольку донести знания до абсолютного большинства граждан попросту невозможно, необходимо чтобы функционировали специальные органы, следящие за соблюдением прав данной группы работников. Если, например, в рамках крупного предприятия такую систему организовать несложно через профсоюзные и иные объединения работников, то в рамках малого предприятия, которых в последние годы становится все больше и больше (с такими организационно-правовыми формами как ЧП и ООО) следить за правами беременных женщин, матерей с детьми в возрасте до 14 лет, и малолетних работников попросту невозможно. Возникает вопрос – что делать, как защитить права таких работников на таких предприятиях.

     Здесь, на наш взгляд, нужно использовать следующий механизм:

     1) создать работодателю условия  выгодности использования труда  данной категории работников (возможно, путем специального налогообложения) - что весьма непросто;

     2) ужесточить санкции, или ввести  дополнительные санкции для нарушителей  норм рассматриваемого законодательства;

     3) донесение практику рассмотрения  спорных дел до работодателя.

     По  идее, конечно, защитой прав работника должен заниматься юридический отдел предприятия, но на практике этот отдел зачастую защищает интересы только работодателя.

     Учитывая, что новый трудовой кодекс действует  еще только 4 года, а безоговорочная практика применения его норм насчитывает  еще более меньший срок, должно пройти время, чтобы применение данных норм права было эффективно и результативно. Много лет должно пройти, чтобы и сами нормы, и решения судов были на слуху, чтобы суды по делам о защите трудовых прав отдельных категорий работников выносили решения достаточно быстро, чтобы ненарушение прав работника стало общепринятой нормой не только на бумаге, но и сознании граждан.

     Эффективным примером реализации конституционных  гарантий может стать введение безоговорочной практик на муниципальных государственных предприятиях – т.е. там, где возможно установить реальный контроль за соблюдением прав работников.

     Нужно отметить, что на сегодняшний день на государственном уровне надзор и  контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов (п.1 ст.20 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»).

     Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

     - беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм;

     - запрашивать и безвозмездно получать  от руководителей и иных должностных  лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

     - изымать для анализа образцы  используемых или обрабатываемых  материалов и веществ;

     - расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

     - предъявлять руководителям и  иным должностным лицам организаций  обязательные для исполнения  предписания об устранении нарушений  законодательства об охране труда,  о привлечении виновных в указанных  нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

     - приостанавливать работу организаций,  отдельных производственных подразделений  и оборудования при выявлении  нарушений требований охраны  труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

     - отстранять от работы лиц, не  прошедших в установленном порядке  обучение безопасным методам  и приемам выполнения работ,  инструктаж по охране труда,  стажировку на рабочих местах  и проверку знаний требований охраны труда;

     - запрещать использование и производство  не имеющих сертификатов соответствия  или не соответствующих требованиям  охраны труда средств индивидуальной  и коллективной защиты работников;

     - привлекать к административной  ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

Информация о работе Охрана материнства и детства