Охрана материнства и детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Трудовое законодательство в теории достаточно четко и полно защищает права женщин и детей. Практике применения норм Трудового кодекса 2001 года еще только предстоит сложиться, с учетом норм международного права, которые должны неукоснительно соблюдаться

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства….6
1.1 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в
семейном праве……………………………………………………………10
1.2 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в трудовом
праве………………………………………………………………………20
2. Проблемы защиты интересов матери и ребенка в современном
обществе………………………………...………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………...…………………………43

Файлы: 1 файл

Охрана материнства и детства.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     - выступать в качестве экспертов  в суде по искам о нарушении  законодательства об охране труда  и возмещении вреда, причиненного  здоровью работника на производстве.

     Считаем важным добавить, что применительно  к условиям труда беременных, кормящих женщин и несовершеннолетних такие  проверки должны быть более тщательными, и санкции за нарушения условия  труда данной категории работников – более строгими.

     Другая  проблема использование детского труда – яркий пример, в нашем субъекте использование детского труда в виде кондукторов маршрутных такси, на стройках, на подсобных работах, продавцами на рынках. Традиционно используется детский труд учебными заведениями. Труд несовершеннолетних используется и сельскохозяйственными организациями. Например, так поступают предприятия по выращиванию овощей, картофеля, бахчевых культур. Ведь для уборки урожая или прополки не нужна высокая квалификация рабочих.

     Причина работы детей – низкая социальная обеспеченность, отсутствие зачастую не просто собственных денег, а именно неблагополучное состояние семьи – т.е. фактически из-за неэффективной социальной политик государства. Другое дело, когда дети идут работать за родителями, им в посильную (ненасильственную) помощь в свободное от учебы время (во время каникул) и находятся под постоянным контролем и опекой родителей – такие случаи можно только поощрять. Однако случаи, когда ребенок просит принять его на работу из-за нехватки материальных средств на элементарное проживание не должны быть нормой.

     Как следствие незаконного труда  детей, нарушение прав начинается с  детства, тем самым деформируется  значение принципов трудового права, закладываются неверные правовые основы. Ребенок начинает «жить» по правилам, которые диктует ему общество (школа), а не закон. Таким образом, закладываются нарушения на перспективу, когда ребенок, будучи через много лет работодателем нарушает чужие права, будучи работником – смиряется с нарушением его прав.

     Как можно решить эту проблему? Глобальны вариант – создание условий, когда государство способно удовлетворить социальные интересы (не иждивенческие интересы) подавляющего большинства граждан. Однако для того чтобы система работала, как показывает практика, не достаточно 10 реформенных и постреформенных лет, видимо на это уйдут многие десятилетия.

     Второй  вариант – создание для детей  достойно оплачиваемых детских рабочих  мест, которые создавались бы с  учетом трудового и семейного  законодательства. Такие варианты реализуются на практике, но не так эффективно и не в таком объеме, как должно быть.

     В целях достижения конституционных  задач по охране материнства и  детства представляется рациональным дополнения УК РФ статьей, направленной на защиту трудовых прав несовершеннолетних, в частности ответственность за использование труда детей в возрасте до 14 лет, использование труда детей в возрасте до 18 лет с нарушениями и иных нарушений трудовых прав несовершеннолетних (по аналогии со статьей 145 УК РФ). По аналогии с нарушениями трудовых прав беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, можно назначить такое же наказание (штраф) за необоснованный отказ в приеме на работу несовершеннолетних (естественно, при условии, что вид и характер работы разрешен для несовершеннолетних). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Матери  и дети – это те категория населения  любой страны, которые нуждаются  в особой поддержке и заботе со стороны государства, т.к. от них  напрямую зависит будущее страны, ее демографический статус, количество работоспособного человеческого ресурса – и в целом экономическое, социальное и культурное процветание государства. Тем более в настоящее время, когда с каждым годом население России снижается, и если не принимать решительных мер, то по прогнозам исследователей к 2050 году население России составит приблизительно 101 миллион человек – сегодня же эта цифра составляет около 143 миллионов. В последнее десятилетие сократилось количество браков, резко снизилась рождаемость. Вырос коэффициент смертности у женщин репродуктивного возраста, по-прежнему велика младенческая и материнская смертность. Существующая система социальной помощи семьям малоэффективна, в том числе и потому, что она ориентирована в основном на женщину-мать, а не на обоих родителей, то есть на семью в целом - семья же должна быть защищаема как единое целое.

     Трудовое  законодательство в теории достаточно четко и полно защищает права  женщин и детей. Практике применения норм Трудового кодекса 2001 года еще  только предстоит сложиться, с учетом норм международного права, которые должны неукоснительно соблюдаться.

     Можно сделать следующие выводы:

     1. Семья, материнство и детство  охраняются в нашей стране  Конституцией, международными и  национальными правовыми актами. В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь международных деклараций.

     2. Материнство – это реализованная  способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. В понятие «материнство» входят гарантированные законом права женщины по воспитанию, уходу и общению с детьми. В свою очередь «ребенок» определяется действующим законодательством как лицо, не достигшее 18 лет (несовершеннолетний), вне зависимости, состоят ли его родители в браке или нет. Данные категории являются основополагающими в нашем исследовании.

     3. Охрана материнства и детства  – это созданные государством  условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества. Сюда входят как соответствующие законодательные акты, так и действенные механизмы их реализации, а также гарантии по осуществлению и защите прав матери и ребенка в различных сферах жизнедеятельности.

     4. Семейное законодательство (во главе  с Семейным кодексом РФ 1995г.), исходя  из международных принципов реализации  интересов матери (отца) и ребенка,  регулирует в своих нормах семейные права детей и родителей в целях укрепления семьи. Семейное законодательство стремится установить в семье такие отношения, при которых нашли бы свое удовлетворение интересы личности (родителей и детей) и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.

     5. Трудовой кодекс РФ 2001г. закрепляет  и защищает трудовые права  беременных женщин, матерей с  детьми и несовершеннолетних  работников, гарантируя им защиту  в случае нарушения их конституционного права на труд. Специальные и особые нормы, регулирующие трудовые отношения данных категорий работников явились знаком того, что государство особенно заботится о судьбе будущих поколений граждан. Несмотря на то, что судебной практики по защите трудовых прав указанных групп населения не так много, можно смело сказать, что при должном юридическом просвещении работников, и беременные женщины, и матери, и несовершеннолетние смогут отстаивать свои права перед работодателем.

     6. Нормы иных отраслей права (уголовного, административного, права социального обеспечения и др.) также максимально поддерживают и защищают интересы рассматриваемых групп. Санкции и наказание за нарушение их прав должны быть жесткими и безоговорочными.

     Государство должно быть заинтересовано в обеспечении прав детей, молодежи, матерей. Государственная политика должна эффективно работать по направлениям, охватывающим:

     - поддержку молодых и многодетных  семей;

     - социальную, правовую и экономическую  защиту семьи, в целях обеспечения ее всестороннего развития, включая поощрение роста рождаемости;

     - оказание социальной помощи неполным  семьям с низкими доходами;

     - социальную помощь детям, оставшимся  без попечения родителей;

     - обеспечение всестороннего физического,  интеллектуального и духовного развития детей и молодежи.

     Только  при таких условиях государство  будет сильным, успешным, уважаемым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.

2. Семейный кодекс  Российской Федерации. Текст с  изменениями и дополнениями на 15 октября 2007 года.: Эксмо, 2007.

3.Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениеями и дополнениями от 30 .06.2006 г. Введены в действие с 06 октября 2006 г. – М.:»Мартин», 2006.-208 с.

4.Уголовный кодекс РФ принятый Парламентом и подписанный Президентом России, вступил в силу с 1 января 1997 г.

 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // извлечения Данная редакция начинает действовать с 01.07.2008 г.(все изменения учтены. Последние изменения от 23.07.2010 N 175-ФЗ).

6. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 19 июля 1999 г., - № 29, - Ст. 3702.

7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 22 мая 1995г. - №21. - Ст.1929.

8. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 января 2005г. - №1 (часть I). - Ст. 28.

9. Федеральный законом от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства Российской Федерации - 26 июня 2000 г., - № 26, - Ст. 2729.

10. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 19 августа 1993г. - №33. - Ст.1318.

11. Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утв. постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. №13-6) (в ред. на 15 апреля 1992 г.) // Социальная защита. – 1995. - №4.

12. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации - 13 октября 1997 г., №41 - Ст. 4705.

13. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. №162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 6 марта 2000г. - №10. - Ст.1130.

14. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. №163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 6 марта 2000г. - №10. - Ст.1131.

15. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 - 2006 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 14 октября 2002г. - №41.

16. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. №883 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 11 сентября 1995г. - №37. - Ст. 3628.

17. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. №105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» // Собрание актов Президента и Правительства Российской федерации. - 15 февраля 1993г. - №7. - Ст. 566.

18. Постановление Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. №7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную» // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. - 1999г. - №7.

19. Постановление КМ РТ от 14 ноября 2003 г. № 585 «Об утверждении Концепции государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан» // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - №23. - 2003г.

20. Постановление КМ РТ от 3 сентября 2001 г. № 603 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасного материнств»

21. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. (с изд. и доп. на 10 августа 1929 г.) – Изд-во «Вопросы труда». – М., 1929 г.

Информация о работе Охрана материнства и детства