Охрана материнства и детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Трудовое законодательство в теории достаточно четко и полно защищает права женщин и детей. Практике применения норм Трудового кодекса 2001 года еще только предстоит сложиться, с учетом норм международного права, которые должны неукоснительно соблюдаться

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства….6
1.1 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в
семейном праве……………………………………………………………10
1.2 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в трудовом
праве………………………………………………………………………20
2. Проблемы защиты интересов матери и ребенка в современном
обществе………………………………...………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………...…………………………43

Файлы: 1 файл

Охрана материнства и детства.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Здесь нужно уточнить, что «права» не подразумевают только права, означенные в семейном кодексе, но также и законные интересы ребенка, и противоречий между «правами» и «интересами» быть не должно.

     Как известно, в теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав. Защита семейных прав согласно ст.8 СК РФ осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ - государственными органами или органами опеки и попечительства.

     Согласно  ст. 56 СК РФ защита прав и интересов  ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки  и попечительства, прокурором и судом.

     Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п.2 ст.64 СК РФ).

     Если  ребенок устроен в детское  воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов  возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

     Защищает  права и законные интересы ребенка  и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются прежде всего управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

     Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

     Ребенок может и сам (без ведома родителей  или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и исполнение такого права необходимо в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и содержанию его. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

     Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

     Во  многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье  не обращаются за помощью заключается  в том, что несовершеннолетние не знают куда и по какому вопросу они могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

     Кроме того, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.

     В целях улучшения положения детей  в России было принято одноименное  Постановление Правительства РФ, в котором утверждался целый ряд программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Подобные программы продолжают действовать и сейчас, но, надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «просемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием. Общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории. Оно ответственно за социальную и нравственную безопасность семьи.

     Итак, нашей задачей было рассмотреть основные механизмы реализации защиты прав матери и ребенка в семейном праве. Эта тема сама по себе очень широка, и в рамках работы, посвященной несколько другому вопросу мы можем затронуть ее только поверхностно. Тем не менее, основной вывод из вышеизложенного таков, что государство путем юридического закрепления гарантий защиты прав и интересов указанных уязвимых социальных групп стремится сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики. 

     1.2 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в трудовом праве

     Согласно  ч.1 ст.37 Конституции РФ труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения ст.37 Конституции РФ, закрепляющие гарантии свободного труда, корреспондируют положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: участвующие в данном Пакте государства, согласно п.1 ст.6, признают право на труд, включающее право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.

     Конституция закрепляет свободу договора, свободу  ведения предпринимательской деятельности (ст.34 Конституции РФ), в тоже время, в силу конституционных положений  и международных принципов (ст.38 Конституции РФ, положений Конвенции МОТ «Об охране материнства»), государство гарантирует защиту материнства и детства.

     Безусловно, что законодатель, предусматривая в  соответствии с требованиями ст.ст.37, 38 Конституции Российской Федерации  гарантии трудовых прав работников, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения, не вправе устанавливать такие ограничения правомочий работодателя, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности, - иное противоречило бы предписаниям статьи 55 Конституции РФ, в соответствии с которыми защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения посредством федерального закона должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерными.

     Несмотря  на кажущуюся, на первый взгляд, коллизию конституционных норм - с одной стороны принцип свободы договора, с другой стороны защита материнства и детства (а, значит, ограничение свободы договора), - Конституция РФ делает выбор в пользу гарантирования охраны материнства и детства. Именно данные нормы имеют приоритет над свободой договора и свободой предпринимательской деятельности и не искажают их, а логичным образом дополняют (ниже мы приведем пример из практики Конституционного суда РФ, подтверждающий данный вывод). Такой выбор конституционным законодательством сделан неспроста. Как мы уже неоднократно подчеркивали, свободное осуществление гражданами трудовой деятельности может быть затруднено в силу необходимости сочетания работы с выполнением «значимых для государства и общества функций», в виду чего законодатель вправе предусмотреть меры социальной защиты такой категории работников.

     Действующее трудовое законодательство Российской Федерации, представленное, прежде всего, Трудовым кодексом РФ, устанавливает для таких работников дополнительные гарантии (сосредоточенные главным образом в гл.41 ТК РФ), включая механизмы эффективного контроля за правомерностью действий работодателя при их увольнении.

     Определенные гарантии распространяются на следующие категории лиц:

     - женщин (как категории работников  в целом);

     - беременных женщин;

     - женщин, имеющих детей в возрасте  до полутора лет;

     - женщин, имеющих детей в возрасте  до трех лет;

     - женщинам – одиноким матерям,  имеющим ребенка в возрасте  до четырнадцати лет;

     - работникам, усыновившим ребенка.

     Перечисленная группа работников собирательно именуется ТК РФ (заглавие гл.41) как «женщины с семейными обязанностями», при этом в качестве объекта семейных обязанностей закон называет ребенка (даже еще не родившегося и наставшего субъектом права в качестве человека).

     Объем гарантий напрямую связан с возрастом детей матери (или лиц ее заменяющих). Разный объем гарантий и пределы защиты трудовых прав предоставляется беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, трех лет, четырнадцати лет (либо детей инвалидов в возрасте до восемнадцати лет). Важно подчеркнуть, что закон предоставляет гарантии работникам, имеющим детей инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет.

     В силу ст.264 ТК РФ (гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери), гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

     Гарантии  материнства реализуются через  закрепление следующих норм:

     1) ограничение и  запрещение использования  труда, запрещение  дискриминации:

     - ограничение труда на тяжелых  работах и работах с вредными  и (или) опасными условиями  труда, а также на подземных  работах, за исключением нефизических  работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию (ч.1 ст.253 ТК РФ) (Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000г. №162). Для облегчения условий труда беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, коллективными договорами и социально-партнерскими соглашениями могут создаваться в этих целях специализированные цеха, участки, рабочие места, в том числе на долевых началах для нескольких производств района, города.

     - запрещение применения труда  женщин на работах, связанных  с подъемом и перемещением  вручную тяжестей, превышающих предельно  допустимые для них нормы (ч.2 ст.253 ТК РФ) (Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. №105);

     - запрещение направления в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин;

Информация о работе Охрана материнства и детства