Ранние религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:23, реферат

Краткое описание

На ранних этапах развития человеческого общества архаические формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, представляется очень некорректным. Речь должна идти о комплексе религиозных верований. Именно комплекс рассмотренных первобытных верований стал ядром так называемых племенных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного племени условия обитания, социальные связи, особенности материальной культуры и т.д.
В современном мире широкое распространение получили так называемые мировые религии. В настоящее время, по данным зарубежной статистики, их исповедует около половины населения земного шара.

Оглавление

Введение........................................................................................................................2
1. Ранние религии..........................................................................................................3
2. Характеристика тотемизма, синкретизма, анимизма и магии как архаических религиозных верований............................................................................................4
Заключение...................................................................................................................10
Список использованной литературы.........................................................................12

Файлы: 1 файл

общекультурные кривенко.docx

— 29.02 Кб (Скачать)

 

   СОДЕРЖАНИЕ

 Введение........................................................................................................................2

1. Ранние религии..........................................................................................................3

2. Характеристика тотемизма,  синкретизма, анимизма и магии  как архаических религиозных  верований............................................................................................4

 Заключение...................................................................................................................10

 Список использованной литературы.........................................................................12

 

Введение

Сопоставляя мифы с  археологическими находками, неизбежно  придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов  по земле человек всегда ощущал рядом  с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.

Религии мира различаются  между собой по возрасту, распространённости, влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми. Некоторые санкционировали существование целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, какие-то - исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую богословскую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жёстких природных условиях. Некоторые религии ведут к высокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые - толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям, другие не позволяют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторые религии призывают к самоубийству, некоторые - предполагают достижение бессмертия.

В истории религии нельзя отметить прогресса или регресса, эта история представляет собой  настоящую мозаику, совершенно беспорядочное  движение; секуляризация и наступление  религиозности, переменный успех в  борьбе язычества и теизма, интернационализация  религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и внезапное исчезновение - все эти процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга  без всякой строгой последовательности и вне всякой целенаправленности.

Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного  общечеловеческого комплекса первобытных  воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших  основой для всех позднейших мировых  религий

  1. Ранние религии

 

Жизнь человека проходила в упорной  борьбе с окружающей природой, перед  которой он испытывал бессилие и  страх. Бессилие первобытного человека - вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений  окружающей природы, и все в ней  казалось ему таинственным и загадочным - гром, землетрясение, лесной пожар  и проливной дождь. Ему постоянно  грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным  существом, полностью зависящим  от окружающего мира. Эпидемии уносили  ежегодно многих его сородичей, но причины  их смерти он не знал. Охота была удачной  и неудачной, но он не знал почему. У  него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был  бессилен перед природой. Но самые  древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла  возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

Истоки первых религиозных  представлений предков современного человека тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. Видимо, это могло иметь место  лишь на определенной ступени трансформации  нижнепалеолитических палеоантропов (неандертальцев и неандерталоидов или, как принято теперь считать, пресапиенсов) в людей современного типа -сапиентных, т. е. разумных, обладающих уже умением рассуждать и потому способных не только к накоплению и осмыслению практического опыта, но и к некоторой абстракции, к реализации чувственных восприятий в сфере духовной, т. е. к работе мысли. Возможно, что еще до завершения процесса сапиентации тысячелетиями накопленная практика охоты - важнейшего момента обеспечения существования - или погребения покойников уже формировала у членов первобытного стада нормы поведения, диктовавшиеся не только целесообразностью, но и верой в существование сверхъестественных сил, которые могут помочь или навредить. Однако это только предположение.

2. Характеристика  тотемизма, синкретизма,  анимизма  и магии как архаических религиозных  верований

Тотемизм

Другая ранняя форма религий – тотемизм  ( в языке североамериканских индейцев -  слово «ототем» - «его род»). Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим первопредком, чаще всего каким-нибудь животным или растением.

Тотемизм большинство  религиоведов склонны рассматривать  в качестве одной из наиболее ранних форм религии как в силу его значительной примитивности, так и потому, что он составляет основу религиозных представлений аборигенов Австралии, считающихся весьма примитивным народом. Но само слово "тотем" — североамериканско-индейского происхождения. В религиоведении и культурологии тотемизм очень знаменит благодаря двум чрезвычайно несходным сочинениям — работе 3. Фрейда "Тотем и табу" (1912 г.) и исследованию Э. Дюркгейма и М. Мосса "О некоторых начальных формах классификации: к изучению коллективных представлений" (1903 г.), явившемуся классическим образцом социологического подхода в религиоведении.

В ходе изучения тотемизма  было установлено, что его происхождение  тесно связано с хозяйственной  деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность  существовать, становились объектами  поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поколение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу.

Тотем (например, тотемное животное) рассматривается как предок данной группы и объект поклонения. Как  правило, тотем воспрещается убивать  и употреблять в пищу, хотя отдельные  ритуалы, напротив, предполагают убиение  тотема и его культовое поедание, укрепляющее родственные узы через вторичное приобщение к тотему.

Первоначально тотемом считалось  только настоящее животное, птица, насекомое  или растение. Затем достаточно было его более или менее реалистичного  изображения, а позже тотем мог  обозначаться любым символом, словом или звуком. Каждый род носил имя  своего тотема. Но встречались и  более специализированные тотемы. Например, все мужчины одного племени считали  своим тотемом одно животное, а  женщины – другое.

Выбор тотемов зачастую связан с физико-географическим характером местности. Так, например, у многих народов  Австралии в качестве тотемов  выступают часто встречающиеся  здесь кенгуру, страус Эму, опоссум (крупная сумчатая крыса), дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в пустынных или полупустынных  областях страны, где природные условия  и животный мир скудны, тотемами становятся различные редкие насекомые  или растения, которые больше в  этом качестве нигде не встречаются.

Важно отметить, что тотем  не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в свое родство с  ним.

Близость человека и тотема выражается, прежде всего, в запрете  убивать и употреблять тотем  в пищу, за исключением некоторых  ритуальных обрядов вкушения мяса тотема для укрепления связи с ним.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система  запретов – табу. Они представляли собой важный механизм регулирования  социальных отношений.

Таким образом, тотемистические  верования, корни которых обнаруживаются в специфике хозяйственной деятельности людей и в кровно-родственных отношениях, в свою очередь сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной тотемной группы вокруг признанного ими тотема. Они же выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам-табу, которые должны были соблюдать все члены группы.

Синкретизм 

Синкретизм – это результат  взаимодействия религий различного уровня, которое возникло в результате взаимодействия уже сложившихся  религиозных систем со специфическими воззрениями и культом.

Возможность появления такого типа синкретизма обусловлена рядом  исторических обстоятельств, первым из которых было обособление религии  в относительно самостоятельную  сферу духовной практики при переходе от первобытности к архаике, или (в другой терминологии) от дикости  к варварству.

Формирование плёмён стало  историко-культурной предпосылкой появления  собственно религии с оформленным  институтом жрецов, богослужений, жертвоприношений. Древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская, древнеиндийская и древнекитайская  религии являли собой синкретические образования, включавшие в себя элементы религиозных воззрений и культа всех

этнических групп региона.

Среди разных вариантов синкретизма  наибольшую историческую роль сыграло  взаимодействие языческих представлений  с мировыми религиями. Язычество, вплетённое в живую ткань жизни народа, оказалось неуничтожимым при  любом идеологическом воздействии, в то же время монотеистические религиозные  системы, которые имели развитую догматику, культ и институты, также  оказались весьма гибкими. Богословская рефлексия не только защищала чистоту  догматики, но и способствовала возникновению  адаптированных версий монотеизма, выступала  движущей силой процесса синкретизации.

Таким образом, религиозный  синкретизм сыграл важнейшую культурную роль: он позволил самым различным  этническим образованиям сформировать мировоззренческие системы, которые  позволили им включиться в общемировой  исторический процесс. Способность к синкретизации стала предпосылкой адаптации этих систем к историческим переменам.

 Анимизм

К первобытным формам религиозных  верования исследователи относят  также анимизм (в устоявшейся  терминологии anima — душа как жизненное, животное начало или animus — разумное начало) – вера в существование души и духов.

Или анимизм — это род  религиозных представлений, признающих наличие некоей разумной или чувствующей  психической субстанции не только в  человеке, но и в любом живом  существе, а также зачастую и в  неодушевленных, по нашим понятиям, предметах — камнях, деревьях, водоемах и т. п.

Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы – аниматизм (от лат.  animatus – одушевленный) – это представление о безличной Силе, оживотворяющей природу и влияющей на жизнь людей. С этой силой связывалась удача человека, плодовитость скота и урожай.

Аниматизм есть представление  о тотальной, всеобщей одушевленности как жизненности: все живо, мертвой  материи не существует. Аниматизм отнюдь не остался достоянием только примитивной религиозности; в древних цивилизациях он стал объектом теоретической, философской рефлексии и под названием "гилозоизм" (от греч. hylo — материя, zoe — жизнь) вошел в историю философии, существуя в таком виде и в настоящее время, в частности в научных и паранаучных теориях, рассматривающих нашу планету как организм или живое целое. Анимистические и аниматические представления присутствуют во многих развитых религиях, а национальная религия японцев — синтоизм ("путь богов") в значительной степени базируется на них.

Говоря об анимизме, нужно  вспомнить Э.Тайлора, который в своей работе «первобытная культура» указал, что анимистические представления развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических верований возник в ходе размышлений первобытного человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть. Будучи не в состоянии объяснить правильно эти сложные явления, первобытный человек вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. в дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.д.  Второй ряд анимистических верований из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами и т.п. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе эволюции трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем и в монотеизм. Э. Тайлор выдвинул формулу : «Анимизм есть минимум определенной религии».

Магия

Еще одной формой первобытных  верований была магия (от греч.  – колдовство, волшебство) – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира путем обращения к чудодейственным силам. истоки этой формы религиозных верований были наиболее полно описаны английским этнографом Б. Малиновским в его работе « Магия, наука, религия». Он делает вывод, что сфера магии – это деятельность повышенного риска. Магия приходит на помощь, когда не существует надежного алгоритма достижения успеха, когда человек не уверен в своих силах, когда над ним господствует случайность и неопределенность. Именно это и заставляет его полагаться на помощь могущественных сверхъестественных сил и совершать магические действия. В глубокой древности магические обряды и представления носили синкретический характер, но в дальнейшем произошла дифференциация. Современные этнографы классифицируют магию по методам (контактная – непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, инициальная – магический акт направлен на недосягаемый объект, парциальная – опосредованное воздействие через волосы или ногти, остатки пищи; имитативная – воздействие на подобие объекта) и по целям воздействия (вредоносная, военная, промысловая, лечебная, любовная и т.п.). обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди – колдуны, шаманы.

Информация о работе Ранние религии