Основы психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.
Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Оглавление

Предмет психодиагностики. 2
Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития. 4
Методы психодиагностики и их классификация. 6
Краткие характеристики психодиагностических методик. 7
Задачи психодиагностики. 8
Задачи школьной психодиагностики. 11
Диагностика готовности к школе. 15
Получение психологической информации в работе психодиагноста. 17
Тесты и тестирование. Требования, предъявляемые к тестам. 23
Основные требования, предъявляемые к психологическим методикам. 24
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов. 26
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контр психодиагностика.doc

— 165.00 Кб (Скачать)
 

 
 

Предмет психодиагностики. 2
Возникновение психодиагностики, как науки и  основные этапы ее развития. 4
Методы  психодиагностики и их классификация. 6
Краткие характеристики психодиагностических методик. 7
Задачи  психодиагностики. 8
Задачи  школьной психодиагностики. 11
Диагностика готовности к школе. 15
Получение психологической информации в работе психодиагноста. 17
Тесты и тестирование. Требования, предъявляемые  к тестам. 23
Основные  требования, предъявляемые к психологическим  методикам. 24
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов. 26
Список  литературы. 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

               Психодиагностика - это не только  направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

               Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика  осуществляется на основе специальных  методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

               Психодиагностика понимается двояко:

    1. В широком смысле  - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;
    2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

            В психодиагностическом обследовании  можно выделить 3 основных этапа:

    1. Сбор данных.
    2. Переработка и интерпретация данных.
    3. Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

       Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы  выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

      Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и  постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

    Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

        Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

         Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

         Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

         Принцип единства  сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

         Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

       Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик –  способов получения достоверных  данных о содержании переменных психической реальности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           История современной психодиагностики  начинается с первой четверти  ХIХ в., т.е. с начала клинического периода в развитии психодиагностических знаний. Врачи – психиатры начали вести в клиниках систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений.

            В это время появляются такие  методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Но эти  методы носили качественный характер, поэтому по одним и тем же данным разные врачи часто делали разные выводы.

              Только во второй половине  ХIХ в., когда немецкий психолог Вундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы, методы психодиагностики приобрели количественный характер.

              Тогда же был открыт основной (базальный) психофизический закон  Вебера.

              Проводя эксперименты на различение  весов, длины линий и высоты  акустического тона, Вебер установил, что отношение едва заметного изменения раздражителя dI к его исходному значению I есть величина постоянная, т.е. dI/I = constanta.

      Согласно  закону Вебера дифференциальный порог  чувствительности – есть некая постоянная часть величины исходного раздражителя, на которую он должен быть увеличен или уменьшен для того, чтобы получить едва заметную трансформацию ощущения.

      Открытие  закона Вебера дало возможность измерения  психодиагностических явлений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.

                Современные методы психодиагностики, касающиеся основных психодиагностических  процессов, свойств и состояний  человека, стали появляться в конце ХIХ-начале ХХ в. в это время активно развиваются теория вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики.

          В 1884 г. английский психолог Гальтон основал Антропометрическую лабораторию, одной из целей ее стало получение статистических данных о человеческих способностях. Через этот эксперимент прошло около 10 000 чел. Он же в 1877 г. предложил использовать в психодиагностике метод корреляций.

          Современник Гальтона Фишер изобрел  дисперсионный анализ, а другой  англичанин Спирмен – факторный  анализ.

          Первый статистически обоснованный  тест Бине появился в 1905-1907 гг.

 В  20 годах стали появляться новые психодиагностические, в том числе интеллектуальные и личностные тесты, позволяющие проводить психодиагностику различных процессов и свойств человека.

         На 50-60-е годы ХХ в. приходится основное количество различных психодиагностических методик.

         Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики.

 
 
 

        В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и верификации.

       Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

       Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

       

  1. Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

     Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

  1. Опросные  методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

     Недостатки:

      • субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
      • эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

   1.Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

   2.Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

  1. Объективно манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.
 
 
 
 
 

    

    Современная психология несколькими различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Один из таких путей - это непосредственная психологическая помощь различным категориям населения. Психолог, получивший специальную подготовку, способен оказать консультативную психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности, юношам и девушкам в выборе профессии, руководителям  в формировании стиля и приёмов общения и многим другим.

    Психологическое консультирование основано не только на знании психологом предмета анализа и обсуждения (семейные и производственные, внутри и межличностные конфликты), но и на знании закономерностей самого процесса консультирования, его стратегии и тактики.

    Психологическая помощь чаще и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается  к врачу, то психотерапевтическая помощь носит  медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача. Во многих случаях, однако, требуется психотерапевтическая помощь несколько иного характера. По своей форме и цели это психотерапевтическое вмешательство совпадает с тем, которое используется при лечении больных. Оно совершается в форме беседы, дискуссии, игры (т.е. в форме общения) и направлено на избавление человека от страданий и ликвидацию причин, его вызвавших. Это вмешательство, однако, отличается от медицинского в двух существенных аспектах;

    1) природа неблагополучия кроется  не в болезненных процессах,  происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации  и характере взаимоотношений с окружающими;

Информация о работе Основы психодиагностики