Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 00:09, контрольная работа
Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.
Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
Предмет психодиагностики. 2
Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития. 4
Методы психодиагностики и их классификация. 6
Краткие характеристики психодиагностических методик. 7
Задачи психодиагностики. 8
Задачи школьной психодиагностики. 11
Диагностика готовности к школе. 15
Получение психологической информации в работе психодиагноста. 17
Тесты и тестирование. Требования, предъявляемые к тестам. 23
Основные требования, предъявляемые к психологическим методикам. 24
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов. 26
Список литературы.
Например, психодиагност в наблюдении отмечает двигательную расторможенность ребенка или гипердинамический синдром, который проявляется в том, что ребенок беспокоен, неусидчив, недостаточно целенаправлен, импульсивен. Это может быть симптомом семейного алкоголизма или педагогической запущенности ребенка. Выдвигая гипотезы о происхождении наблюдаемой симптоматики, психодиагност сопоставляет ее с содержанием заказа на свою профессиональную работу и принимает решение о выборе конкретных методик для исследования ребенка. Чтобы обследование дало возможность получить достоверную информацию, психодиагност восстанавливает более широкий контекст происхождения симптомов, задавая вопросы в виде клинической беседы.
Еще раз обращаем внимание на то, что вопросы для клинической беседы формируются в соответствии с теоретической позицией психолога. Выбор вопросов зависит от заказа на психодиагностическую работу и от результатов наблюдения психолога за поведением клиента в ситуации обследования. Полученные в ходе клинической беседы данные уточняются и сопоставляются с результатами работы клиента по методикам.
Какие данные наблюдения использует психодиагност для выбора методик исследования, для построения клинической беседы? Это определяется развитостью его представлений о психической реальности. Нам представляется целесообразным в этом плане проведение постоянной работы психодиагностом по систематизации своих наблюдений за клиентами с целью совершенствования процесса наблюдения. Этому помогают знания и смежных областей знаний о человеке - медицине, физиологии, генетике, социологии и пр. Кроме того, богатый материал дают литература и искусство, которые позволяют вырабатывать и использовать в практике различные топологии людей.
Работая с методиками, психодиагност использует не одну методику, а несколько. Выбор методику не может быть произвольным, он, как минимум, должен отвечать следующим требованиям:
-адекватность поставленной клиентом задачи;
-адекватность психологической теории, в рамках которой работает психодиагност;
- интерпретация
полученных результатов,
Интерпретация диагностических данных может осуществляться либо как процесс количественной оценки, т. е. полученный результат сравниваем с определенной нормой, либо в виде качественного анализа, при котором полученные данные сравниваем с целым рядом эталонов, значение которых точно определено. Эта интерпретация имеет несколько уровней. Непосредственная, сразу по результатам работы с методикой, интерпретация определяет значимость самого результата. Например, задача решена правильно - неправильно, поведение является активным - пассивным и т. п.
Эта интерпретация уже предполагает оценку результатов по определенному критерию, т. е. Появляется формальная их оценка или нормативно окрашенная. Например, если психолог регистрирует, что клиент справился с задачей в определенное нормативами время или выполнил заданное нормативами количество заданий.
Интерпретация более сложного уровня предполагает включение данных в определенную систему. В некоторых аспектах этот уровень интерпретации абстрагируется от некоторых качеств психической реальности. Надо учитывать, что чем сложнее уровень интерпретации, на котором работает психодиагност, тем более общим и менее надежными становятся его данные. Это особенно важно и ответственно при передаче проинтерпретированной психологической информации клиенту.
Методики,
которые применяет
Таким
образом, получение психологической
информации в работе психодиагностика,
это организация взаимодействия
с клиентом, в ходе которого могут
быть получены данные, отражающие его
психическую реальность в результатах
наблюдения, клинической беседы, в данных
работы с батареей методик, проинтерпретированных
психологом.
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.
Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.
К тестам, как методам точной
психодиагностики
Норма теста –
средний уровень развития большой совокупности
людей, похожих на данного испытуемого
по ряду социально – демографических
характеристик.
Для уверенности в
Такими требованиями являются:
Есть несколько разновидностей валидности.
Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей
исследуемого качества, получаемых с помощью данной
методики, показателям, получаемым с помощью других методик.
Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.
Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.
Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.
Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Валидность
методики проверяется и уточняется
в процессе ее достаточно длительного
использования.
Критерии валидности:
Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:
--путем сравнения результатов,
--путем сравнения результатов,
В этом вопросе существуют определенные строгие правила.
Наиболее важные из них:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология.
Екатеринбург, 1998.
2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика.
М., 1998.
3. Рогов
Е.И. настольная книга
психолога: В 2 кн.-М., 1998.