Основы психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.
Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Оглавление

Предмет психодиагностики. 2
Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития. 4
Методы психодиагностики и их классификация. 6
Краткие характеристики психодиагностических методик. 7
Задачи психодиагностики. 8
Задачи школьной психодиагностики. 11
Диагностика готовности к школе. 15
Получение психологической информации в работе психодиагноста. 17
Тесты и тестирование. Требования, предъявляемые к тестам. 23
Основные требования, предъявляемые к психологическим методикам. 24
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов. 26
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контр психодиагностика.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

      Например, психодиагност   в наблюдении   отмечает двигательную расторможенность ребенка или гипердинамический  синдром, который проявляется в  том, что ребенок беспокоен, неусидчив, недостаточно целенаправлен, импульсивен. Это может быть симптомом семейного алкоголизма или педагогической запущенности ребенка. Выдвигая гипотезы о происхождении наблюдаемой симптоматики, психодиагност сопоставляет ее с содержанием заказа на свою профессиональную работу и принимает решение о выборе конкретных методик для исследования ребенка. Чтобы обследование дало возможность получить достоверную информацию, психодиагност восстанавливает более широкий контекст происхождения симптомов, задавая вопросы в виде клинической беседы.

      Еще раз обращаем внимание на то, что  вопросы для клинической беседы формируются в соответствии с  теоретической позицией психолога. Выбор вопросов зависит от заказа на психодиагностическую работу и от результатов наблюдения психолога за поведением клиента в ситуации обследования. Полученные в ходе клинической беседы данные уточняются и сопоставляются с результатами работы клиента по методикам.

      Какие данные наблюдения использует психодиагност  для выбора методик исследования, для построения клинической беседы? Это определяется развитостью его представлений о психической реальности. Нам представляется целесообразным в этом плане проведение постоянной работы психодиагностом по систематизации своих наблюдений за клиентами с целью совершенствования процесса наблюдения. Этому помогают знания и смежных областей знаний о человеке - медицине, физиологии, генетике, социологии и пр. Кроме того, богатый материал дают литература и искусство, которые позволяют вырабатывать и использовать в практике различные топологии людей.

      Работая с методиками, психодиагност использует не одну методику, а несколько. Выбор методику не может быть произвольным, он, как минимум, должен отвечать следующим требованиям:

-адекватность поставленной клиентом задачи;

-адекватность психологической теории, в рамках которой работает психодиагност;

- интерпретация  полученных результатов, основанная на предполагаемых многофактурных отношениях между полученными данными. Другим словами, интерпретация результатов должна исходить из того, что определенный результат может быть обусловлен разными механизмами психической деятельности. Например, наверное, решение некоторых тестовых задач может быть следствием недостатка интереса, недостатков перцепции и т. п. И наоборот, один и тот же механизм может иметь разное диагностическое значение, например, чувство неполноценности у одного человека проявляется неуверенностью в поведении, тихим голосом, пассивностью, а у другого - хвастливыми поступками и подобного рода проявлениями компенсации.

      Интерпретация диагностических данных может осуществляться либо как процесс количественной оценки, т. е. полученный результат сравниваем с определенной нормой, либо в виде качественного анализа, при котором полученные данные сравниваем с целым рядом эталонов, значение которых точно определено. Эта интерпретация имеет несколько уровней. Непосредственная, сразу по результатам работы с методикой, интерпретация определяет значимость самого результата. Например, задача решена правильно - неправильно, поведение является активным - пассивным и т. п.

      Эта интерпретация уже предполагает оценку результатов по определенному критерию, т. е. Появляется формальная их оценка или нормативно окрашенная. Например, если психолог регистрирует, что клиент справился с задачей в определенное нормативами время или выполнил заданное нормативами количество заданий.

      Интерпретация более сложного уровня предполагает включение данных в определенную систему. В некоторых аспектах этот уровень интерпретации абстрагируется от некоторых качеств психической реальности. Надо учитывать, что чем сложнее уровень интерпретации, на котором работает психодиагност, тем более общим и менее надежными становятся его данные. Это особенно важно и ответственно при передаче проинтерпретированной психологической информации клиенту.

      Методики, которые применяет психодиагност, дают возможность их интерпретации, предложенной автором методик. Умение, психодиагноста сопоставлять разные теоретические  подходы для решения конкретной задачи придают его работе эвристический характер.

      Таким образом, получение психологической  информации в работе психодиагностика, это организация взаимодействия с клиентом,  в ходе которого могут быть получены данные, отражающие его психическую реальность в результатах наблюдения, клинической беседы, в данных работы с батареей методик, проинтерпретированных психологом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

       Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

       Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.

        

         

     К тестам, как методам точной  психодиагностики предъявляется  ряд особых требований. Это:

  1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным, в другой стране.
  2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
  3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
  4. Наличие тестовых норм для данного теста – репрезентативные средние показатели по данному тесту, -  т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

                                 Норма теста средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик. 
 
 

                     Для уверенности в достоверности  результатов психодиагностических  исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

          Такими требованиями являются:

  1. Валидность“полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

               Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность  теоретическая – определяется по соответствию показателей

    исследуемого  качества, получаемых с помощью данной

    методики, показателям, получаемым с помощью  других методик.

    Теоретическую валидность проверяют по корреляциям  показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

    Валидность  эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

    Валидность  внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

    Валидность  внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

    Валидность  методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного  использования. 

Критерии  валидности:

      • Поведенческие показатели – реакции, действия  и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.
      • Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
      • Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
      • Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
  1. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

    Надежность  психодиагностической методики можно  установить двумя способами:

                --путем сравнения результатов,  получаемых по этой методике  разными людьми

                --путем сравнения результатов,  получаемых по одной и той  же  методике в различных условиях.

  1. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени, получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
  2. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       В этом вопросе существуют  определенные строгие правила.

        Наиболее важные из них:

  1. Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.
  2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.
  3. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.
  4. Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Абрамова  Г.С. Практическая психология.

     Екатеринбург, 1998.

2. Немов  Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика.

    М., 1998.

3. Рогов  Е.И. настольная книга практического

    психолога:  В 2 кн.-М., 1998.

Информация о работе Основы психодиагностики