Психометрические основы психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:20, доклад

Краткое описание

Метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике, а по уровню популярности в образовательной и профессиональной психодиагностике он прочно удерживает первое место в мировой психодиаг-й практике уже фактически столетия.
Тесты, состоят из серии заданий с выбором готовых вариантов ответа

Файлы: 1 файл

Психометрические основы психодиагностики.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

  Психометрические  основы психодиагностики.

 

Метод тестов является одним из основных в современной  психодиагностике, а по уровню популярности в образовательной и профессиональной психодиагностике он прочно удерживает первое место в мировой психодиаг-й  практике уже фактически столетия.

Тесты, состоят  из серии заданий с выбором  готовых вариантов ответа. При  подсчете баллов по тесту выбранные  ответы получают однозначную колич-ю  интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с колич-ми тестовыми нормами, и после этого сравнения формулир-ся стандартные диагностические заключения.

Достоинства метода тестов:

  1. Стандартизация условий и результатов.

Т.е. тестовые методики относительно независимы от квалиф-и исполнителя, однако заключение по проведенному тесту должен  делать квалифиц-й специалист с высшим псих-м образованием.

      2) Оперативность и экономичность.

Тест состоит из кратких  заданий, на выполнение  каждого  из которых требуется не более  минуты, а весь тест занимает, обычно, не больше часа. Тестированию одновременно подвергается сразу группа испыт-х, т.о., происходит значимая экономия времени на сбор данных.

3)Колич-й дифференцированный хар-р оценки.

Дробность шкалы  и станд-ть теста позволяют рассматривать  его как «измерительный инструмент», дающий колич-ю оценку измеряемым свойствам. Колич-й хар-р тестовых рез-в дает возможность применить в случае тестов хорошо разработанный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях.

   4) Оптимальная трудность.

Профес-й тест состоит из заданий ОПТИМАЛЬНОЙ ТРУДНОСТИ. Для выявления этого производиться предварительное испытание - психометрический эксперимент.  Если в ходе этого экспер-та становиться известным, что с заданием справляется примерно половина из обследованного контингента, то такое задание признается удачным и его оставляют в тесте.

     5) Надежность.

Любой  грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной программы.

  1. Справедливость.

Её следует  понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора. Хороший тест ставит всех в равные условия.

  1. Возможность компьютеризации.

В результате компьютеризации повышаются все  параметры тестирования. Компьютеризация-это  мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики).

   8) Психологическая  адекватность.

Тестовая ситуация оптимальной сложности является оптимальным возбудителем – люди испытывают нормальный уровень стресса( напряжения), необходимый для того, чтобы показать наивысший результат.

Однако все  перечисленные выше достоинства  не означают, что метод тестов не обладает некоторыми весьма серьёзными недостатками, не позволяющими свести всю диагностику способностей и  знаний исключительно к тестированию. Определенные недостатки метода тестов являются продолжением его достоинств.

Недостатки  тестирования:

  1. Опасность « слепых» (автоматических) ошибок.

Т.е. это слепая вера низкоквалиф-х исполнителей, что  тест может работать автоматически, это порождает иногда тяжелые  ошибки и казусы: испытуемый может не понять инструкцию, следовательно, ответить  совсем не так как требует стандартная инструкция. Как причина этого может возникнуть «сдвиг» в положении трафарета-ключа к бланку ответов.

   2) Опасность  профанации.

Внешняя легкость проведения тестов прельщает людей, не пригодных ни к какому квалифицированному труду. Т.е. использование тестов людьми,  не имеющих никакого представления об их обработке и предназначении.

3)« Потеря  индивидуального подхода, « стрессогенность».

Тест – самая  общая « гребенка», под которую подгоняют всех людей. Возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека, к сожалению, довольно вероятна. У людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции – они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах.

   4) Потеря  индивидуального подхода, «репродуктивность».

Т.е. отсутствие возможности раскрыть свою индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов. С точки зрения выявления  творческого потенциала большинство тестов весьма ограничены именно тем, что они не апеллируют к творческой, конструктивной деятельности.

   5) Отсутствие  доверительной обстановки.

Бездушный и  формализированный характер самой  процедуры тестирования, конечно, оборачивается  тем, что испытуемый лишается ощущения того , что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях.

    6) Потеря  индивидуального подхода, неадекватная  сложность.

Для проведения, например, у детей тех или иных тестов следует соотносить все параметры развития.

Т.о., тесты  нельзя делать единственным методом  любой диагностики – они требуют  параллельного использования свободных  письменных работ, а также устного  собеседования.

 

                            Надежность теста.

НАДЕЖНОСТЬ – одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагност-й методики. Надежность-это помехоустойчивость теста, независимость  его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов можно отнести:

- разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому( время суток, освещенность, температура в помещении и т.п.),

- динамичные  внутренние факторы, по-разному  действующие на разных испытуемых  в ходе тестирования( время « врабатываемости» - выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость утомления и т.п.),

- информационно-социальные  обстоятельства ( различная динамика  в установлении контакта с  психологом, проводящим тестирование; возможное наличие других людей в помещении; наличие предыдущего опыта знакомства с данным тестом; наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т.п.).

Разнообразие  и изменчивость всех этих факторов так велики, что они обуславливают появление у каждого испытуемого непрогнозируемого по размерам и направлению отклонения измерительного тестового балла от истинного тестового балла. Средняя относительная величина этого отклонения определяется как «стандартная ошибка измерения» (Se). Величина ошибки измерения указывает на уровень неточности или ненадежности тестовой шкалы.

ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЯ (Se) и надежность измерения (R), согласовано общепринятой психометрической теории, связаны следующей формулой:

 

 

 

 

Где S – дисперсия тестовых показателей X.

Формула (1) является чисто теоретической, и на её основе нельзя подсчитать надежность теста, так  как величина Se оказывается также неизвестной величиной. Поэтому на практике применяют корреляционные методы. Самый известный из них – метод перетестирования (тест-ретест) или метод измерения «РЕТЕСТОВОЙ НАДЕЖНОСТИ». На одной и той же выборке испытуемых (не менее 30 человек) проводят первое тестирование X, а затем повторное тестирование Y. Интервал, как правило, - две недели, что гарантирует забывание вопросов теста.

Затем для двух рядов значений X и Yподсчитывается, например, линейный коэффициент корреляции:

 

 

 

Где S , S  - стандартные отклонения X и Y,

Cov(X,Y) – ковариация двух переменных X и Y.

Что важно для  сути теории надежности тестов, так это возможность определить ошибку измерения после того, как подсчитана корреляция « тест-ретест» по формуле (3), полученной путем простого преобразования формулы (1):

 

 

 

Таким образом, если стандартное отклонение в тесте  составило 10 очков, а корреляция «теста-ретеста» оказалась равной лишь 0,5 , то ошибка измерения оказывается очень большой:

 

 

 

Т.е. оказывается, что ошибка измерения перекрыла  большую часть разброса тестовых показателей, так как истинный балл по тесту может отклоняться от измеренного балла на целых 7 очков!

Т.о. низкая корреляция результатов теста между первым и повторным тестированием говорит  о том, что случайные факторы  существенно искажают результаты теста. Это значит, что тест не обладает необходимой помехоустойчивостью, и его нельзя использовать как измерительный инструмент.

Показатель  надежности R.,который принято считать достаточно высоким, равен или превышает 0,95. Хотя в личностных тестах часто пользуются значительно менее надежными тестами с показателями 0,8-0,9.

Метод измерения «ретестовой надежности» пригоден только для психических свойств  стабильных во времени. Надежность тестов на психические состояния и динамичные установки личности нельзя проверить таким образом. В этом случае применяют различные методы «расщепления» теста на отдельные пункты.

 

 

 

 

 

 

 

                              Валидность теста.

Валидность – это  соответствие теста измеряемому  психическому свойству.

Это важнейшее психометрическое свойство теста. Высокая Валидность указывает на то, что тест измеряет именно то, что  мы хотим. Конечно, на валидность теста также  негативно влияют случайные факторы. Поэтому в психометрике принято следующее основное психометрическое неравенство:

 

                     ВАЛИДНОСТЬ        НАДЕЖНОСТЬ

 

Что означает, что валидность не может превышать надежность теста.

Но в отличие от надежности помимо случайных факторов на валидность теста влияют систематические факторы. Они привносят систематические искажения в результаты. Эти факторы есть другие психические свойства, которые мешают проявиться в тесте тому свойству, на которое тест направлен.

В современной  психометрике  разработаны  буквально десятки  разнообразных теоретических и  экспериментальных методов проверки валидности  тестов. Основным элементом  практически всех этих методов является так называемый «критерий». КРИТЕРИЙ ВАЛИДНОСТИ-это независимый от теста внешний по отношению к тесту источник информации об измеряемом психическом свойстве. Мы не можем судить о валидности теста до тех пор, пока не сравним его результаты с источником истиной информации об измеряемом свойстве – с критерием.

В различных сферах преобладают  различные критерии:

-В науч-х исследованиях  преобладают специальные лабораторные  критерии.

-На практике в качестве  критерия валидности используют  прагматические критерии – показатели той деят-ти, ради прогнозирования которой предпринимается тестирование.

Очень часто в качестве критерия валидности используется экспертная оценка. Например, мы хотим убедиться, что короткий тест на измерение уровня дисциплинированности валиден. Для этого опрашиваем учителей об уровне дисциплинированности хорошо известных им учеников. И после этого сравниваем (коррелируем) результаты теста и экспертный рейтинг учеников по дисциплинированности.

В этом примере мы имеем  метод эмпирического (статистического) измерения валидности. Это метод «известных групп». К участию в психометрическом эксперименте по проверке валидности теста приглашаются испытуемые, про которых известно, к какой группе по критерию они относятся. При этому методу  валидность в теста не очень высокая, но все же тест дает значимо лучшие результаты чем гадание.

Но метод «известных групп» обладает серьезным недостатком. При оформлении «известных групп» оценивается  поведение, которое происходило в прошлом, а мы хотим сделать тест для прогноза будущего поведения. Многие тесты, используемые в образовательной психодиагностике не обладают, так называемой ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ВАЛИДНОСТЬЮ. Это очень сложная проблема, решение которой под силу только научно-методическим центрам.

Различение обычной дешевой схемы валидизации теста и дорогой прогностической схемы валидизации теста – важнейший элемент психодиагностической грамотности не только для психологов, но и для педагогов, как, впрочем, и для любых заказчиков психодиагностической информации.


Информация о работе Психометрические основы психодиагностики